Главная > Мастер-классы педагогов

Сайт "Педагогическая планета" размещается по новому адресу: https://planetatspu.ru/

Уважаемые коллеги! Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций присвоила сайту "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТА" Томского государственного педагогического университете статус "Средство массовой информации" (свидетельство).
ИНТЕГРАЦИЯ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС В СИСТЕМЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Авторская педагогическая мастерская учителя математики МОУ СОШ № 2 города Стрежевого Гатауллиной Фаузии Габдрауфовны

(Для участия в работе мастерской необходимо зарегистрироваться на портале «Педагогическая планета». Если Вы уже являетесь участником мастерской, то Вам необходимо авторизоваться).


Гатауллина Фаузия Габдрауфовна – учитель математики МОУ СОШ № 2 города Стрежевого Томской области. В 2005 году награждена дипломом I степени за лучшую образовательную программу элективного курса «15 уроков гармонии». 

В течение 5 лет я использую в своей работе с учащими 9 классов модифицированный элективный курс, который основан на гуманитарно-математическом курсе А.И. Азевича «Двадцать уроков гармонии» (Издательство М: «Школа-Пресс», 1998). Эта издание стало для меня открытием, моей настольной книгой. Мне давно хотелось показать учащимся красоту математики, ее связь с природой, наукой, искусством, литературой, музыкой. В рамках обычного урока это почти невозможно.

АННОТАЦИЯ 

Кому из нас в повседневной жизни хотя бы раз потребовалось решить текстовую задачу с помощью уравнений, квадратное уравнение, иррациональное, тригонометрическое или логарифмическое неравенство или, например, найти объем ведра как цилиндра или усеченного конуса? Для большинства учащихся собственно математические знания не имеют, и не будут иметь практического значения, применения в повседневной жизни или в трудовой деятельности. Кто-то среди них любит решать задачи, а кто-то любит историю, литературу…  Однако, мало кого  оставит равнодушным использование математики с целью постижения природной гармонии. Существуют несколько моделей и уровней интеграции, решающих вопрос прикладной ориентации школьного курса математики. Интеграция дает ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, учат ребёнка с первых шагов воспринимать мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
  
   
 
ПРОБЛЕМА
   
Ни для кого уже не секрет, что, к сожалению, знания современных учащихся зачастую представляют собой так называемое «лоскутное одеяло», когда русский язык усваивается сам по себе, физика – сама по себе, также математика и все другие предметы.
Таким образом, возникает проблема отражения прикладного направления математической науки при изучении разделов математики, особенно геометрии, для которых возможности практической иллюстрации в школьном курсе принципиально ограничены, а иногда невелики. Решение проблемы прикладной ориентации математики весьма трудоемка и сложна, т.к. по существу, она затрагивает весь курс математики средней школы. Поэтому одной из главных целей открытия данной мастерской - было привлечь внимание всех заинтересованных коллег к этой проблеме еще раз.
 
  
 
ГИПОТЕЗА
  
Считаю, что интеграция уроков математики с историей, астрономией, географией, экономикой, музыкой, биологией, физикой, изобразительным искусством и другими учебными предметами позволит многогранно рассмотреть многие важные явления, связать уроки математики с жизнью, показать богатство и сложность окружающего мира, дать детям заряд любознательности, творческой энергии, рационально сократить объем той информации, которую предлагают школьникам на обычных уроках. Конечно, учителям математики без серьезной гуманитарной подготовки трудно с одинаковым успехом рассказывать о творчестве композиторов, архитектуре, о законах перспективы и т.д., тогда на помощь могут прийти коллеги-предметники. Неоценимую помощь могут оказать и учащиеся, для которых уроки межпредметного элективного курса откроют широкое поле деятельности. Решение проблемы прикладной ориентации математики может быть достигнуто  через создание курса, объединяющего несколько предметов из разных образовательных областей. Считаю, что эта работа должна быть продолжена, и автор будет рад, если в ее решении примут участие коллеги и творчески работающие педагоги других дисциплин.
   
  
  
ЗОНА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
 
ЗОНА ПРАКТИКУМА
  
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
  1. Какие проблемы преподавания   математики волнуют вас?
  2. Какие средства и формы обучения вы используете для интеграции знаний?
  3. Согласны ли вы с мнением, что учителя затрудняются проводить интегрированные уроки по ряду причин: знания из смежных дисциплин забыты или неизвестны в силу своей новизны; нет новой информации о достижениях в пограничных науках; нет методических умений, опыта в реализации связей между предметами?
  4. Как вы думаете, каким образом можно осуществлять интеграцию в современной школе? 

 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru