Главная > Мастер-классы педагогов

Сайт "Педагогическая планета" размещается по новому адресу: https://planetatspu.ru/

Уважаемые коллеги! Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций присвоила сайту "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТА" Томского государственного педагогического университете статус "Средство массовой информации" (свидетельство).
ВОЗМОЖНОСТИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Авторская педагогическая мастерская учитель русского языка и литературы Мазаевой Валентины Романовны

(Для участия в работе мастерской необходимо зарегистрироваться на портале «Педагогическая планета». Если Вы уже являетесь участником мастерской, то Вам необходимо авторизоваться).


Мазаева Валентина Романовна, учитель русского языка и литературы, руководитель временной проблемной лаборатории, автор программы «От литературного чтения в начальной школе до развития речевых культур в старших классах через технологию РКМчП». Учителями лаборатории внедряется данная технология с целью соблюдения принципа преемственности от дошкольного до старшего звена. Через  работу с текстами развиваются умения выделять проблемы, подвергать анализу поступки как свои, так и окружающих.

Аннотация:
Согласно «Концепции модернизации российского образования» основными задачами на современном уровне считаются - достижение качества образования, его соответствие актуальным и перспективным   запросам личности, общества, государства. Это требует изменения содержания образования в соответствии с новыми задачами. Критическое мышление развивает коммуникативные, речевые, социальные компетенции, способствует раскрытию личности, способной оценивать себя,, окружающий мир, обладающей особым мировосприятием, основанным на личностных качествах.
 
   
Проблема:
Как создать условия для становления и развития критически мыслящей личности? Возможно ли изменить позицию учителя, основанную на традиционной методике преподавания, на приоритетную позицию ученика , ориентированного на самостоятельность в обучении, умеющего пользоваться различной информацией, рассматривать её с различных позиций, отстаивать свою точку зрения.
 
  
Гипотеза:
Джон Бин»… сложность обучения критическому мышлению состоит сейчас в том, чтобы помочь ученикам разглядеть бесконечное  многообразие окружающих нас проблем». Каждое художественное произведение, изучаемое в школе содержит разные по своей направленности проблемы. Важно выявить эти проблемы, организовать их поиск, побуждая необычными заданиями, привлекая жизненный опыт ребёнка.
Знание создаёт мотивировку, без которой человек   не может мыслить критически. Как иногда говорят: «Трудно думать с пустой головой». Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору «сырья»- фактов, идей, теорий, концепций…
  
  
Зона теоретической информации:
  • http://matem.uspu.ru/i/inst/math/subjects/M04OPDMAT_MAT2007D07.pdf (на данном сайте содержится информация об основных концептуальных положениях технологии РКМчП. Представлены обоснования по эффективности использования технологии. Данный материал из опыта работы в школе №2 г. Аши Челябинской обл.);
  • http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm (На сайте размещена статья из газеты «1 Сентября». Автором статьи является С. Заир-Бек, известный автор книг по технологии критического мышления);
  • http://74214s002.edusite.ru/p66aa1.html (На сайте предложены общие положения технологии критического мышления).
Зона практикума:
  1. Работа с текстом на уроках курса «Вокруг тебя мир» через технологию РКМчП (7, * классы) ;
  2. Уроки риторики во 2, 3 классах «Такие важные слова», « Текст» ;
  3. Урок – портрет « М. А. Булгаков. Жизнь и творчество», урок литературы в 11 классе ;
  4. Творческая мастерская. Урок развития связной речи в 7 классе .
   
Вопросы для обсуждения:
  • Может ли данная технология использоваться самостоятельно, без интеграции с другими педагогическими технологиями?
  • Помогает ли данная технология в развитии самостоятельности школьников?
  • Требуется ли учителю специальная курсовая подготовка, чтобы применять данную технологию в своей практике?

29.06.2010   20.32

Марченко Марина Осьевна

1

Технология критического мышления  думаю не нуждается в дополнительном обучении, главное для учителя это захотеть уйти от традиционки. Составление плана урока в этом случае вопрос очень серьезный. Я - учитель обществознания считаю, что синквейны, кластеры - это то, что дает возможность учащимся не просто прослушать, а понять и запомнить.Кроме этого это дает возможность интеграции с ИКТ, особенно кластеры.Вообще на этой технологии основываются и другие . Я когда-то знакомилась с технологией обучения ИНЛОККС как как раз курса эффективного чтения, понимания учебного текста, составления идеального конспекта. Обучение в сотрудничестве, проектная деятельность, ИКТ, игровые - все взаимосвязано.

18.06.2010   15.20

Мурзина Татьяна Михайловна

0

технология РКМЧП очень интересна и эффективна. Но многим учителям известны лишь отдельные приемы. 2009-2010 учебный год я посвятила изучению  этой технологии. Технология учит детей понимать чужой текст и выражать свои мысли. Она способствует живому общению на уроке. Ученики начинают осознавать, что каждая их мысль заслуживает внимания.


 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru