Главная > Мастер-классы педагогов

Сайт "Педагогическая планета" размещается по новому адресу: https://planetatspu.ru/

Уважаемые коллеги! Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций присвоила сайту "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТА" Томского государственного педагогического университете статус "Средство массовой информации" (свидетельство).
Мастер-класс педагога: Кожевникова Ольга Евгеньевна
Развитие и коррекция произвольного внимания 
у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках русского языка

 Кожевникова Ольга Евгеньевна,

учитель русского языка и чтения

высшей квалификационной категории,

МБСКОУ СКОШ №3 VIII вида

г. Березники Пермского края

         

 Уважаемые КОЛЛЕГИ! 
           Мастер-класс предназначен для учителей русского языка коррекционной школы VIII вида. Однако методические материалы могут использовать в своей педагогической деятельности учителя младшего и среднего звена общеобразовательной школы. Коллегам будет интересно познакомиться и взять на вооружение практико-ориентированные рекомендации по привлечению произвольного внимания на уроке и развитию его свойств с помощью специально подобранных упражнений. Для педагогов коррекционных школ в теоретической части кратко представлены материалы о понятии внимания, его видах и свойствах, а также результаты исследования отечественных специалистов о проблеме основных нарушений внимания учащихся с интеллектуальными нарушениями. Кроме того, в работе представлены методики исследования основных свойств внимания.
  1.  Пояснительная записка
 
        Материалы мастер-класса взяты из выпускной квалификационной работы  «Развитие и коррекция произвольного внимания у учащихся с интеллектуальными нарушениями», написанной мной при прохождении переподготовки в Пермском Государственном Гуманитарно-Педагогическом Университете  по специализации «Специальное дефектологическое образование».  Рецензия на выпускную квалификационную работу, которая стала основой создания мастер-класса, приведена ниже.
           В этой работе представлены методические рекомендации для учителей русского языка, а также комплекс упражнений по развитию и коррекции произвольного внимания у учащихся коррекционной школы на уроках русского языка в среднем звене. Данная работа может иметь практическую ценность и для учителей других образовательных областей, т.к. разъясняет общие факторы привлечения внимания учащихся на уроке. В работе приведены методики для диагностики уровня развития основных свойств произвольного внимания: концентрации, переключения, устойчивости.
            ЦЕЛЬ данной работы: изучение особенностей внимания  и отбор  необходимых упражнений по развитию и коррекции произвольного внимания на уроках русского языка у детей с нарушением интеллекта.
 

Достижение цели стало возможно через решение следующих  задач:

 1. Выявить особенности развития произвольного внимания у  учащихся с интеллектуальными нарушениями.

2. Разработать методические рекомендации для учителей  русского языка и подобрать систему упражнений по коррекции и развитию произвольного внимания  учащихся с интеллектуальными нарушениями.
3. Подобрать специальные экспериментальные методики для изучения свойств внимания.
 
  2. Актуальность

               Внимание - важный компонент деятельности человека, требующей организованности и точности. Вместе с тем внимание считают одним из главных показателей общей оценки уровня развития личности индивида (Н.Ф.Добрынин).

Проблемами внимания занимались многие психологи, как отечественные, так и зарубежные. Проблема внимания умственно отсталых детей традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержания сознательного опыта, запоминании и научении очевидны.
Одним из главных положений отечественной олигофренопсихологии является утверждение, что дети-олигофрены способны к развитию, т.е. у них могут возникать качественно новые, более сложные психические образования (Л.С. Выготский, Л.В. Занков и др.). Это положение подтверждается многочисленными экспериментальными исследованиями и наблюдениями. Вместе с тем не снимается со счета и тот факт, что развитие умственно отсталого ребенка осуществляется на аномальной основе, что обуславливает его замедленность, своеобразные черты и существенные отклонения от нормального развития. Аномальные дети лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Умственная отсталость затрудняет их обучение и воспитание, делает особенно сложным процесс формирования их личности.
Доказано, что внимание имеет огромное значение в развитии и воспитании ребенка. По образному выражению К.Д. Ушинского, внимание есть единственная дверь нашей души, через которую проходит все из внешнего мира, что только входит в сознание.
Исследования специалистов показывают, что при умственной отсталости ни одно из свойств внимания не остается, тем или иным образом, не задетым патологическим отклонением в развитии психики. Низкая устойчивость, трудности при распределении внимания, малый объем - это все говорит об актуальности изучения этой проблемы, с целью коррегирования основных нарушений внимания умственно отсталых детей для более полноценного их дальнейшего развития. Перед педагогом ставится задача преодоления имеющихся дефектов с опорой на сохранные качества психики умственно отсталого.
 
3.  Теоретический блок:  
        3.1.     Понятие ВНИМАНИЯ, его виды и свойства  
 
             Данный раздел поможет быть полезен педагогам любой образовательной области и ступени обучения.  (СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛ)
         
 
        3.2.    Отечественные специалисты о проблеме основных нарушений внимания учащихся интеллектуальными нарушениями.  
 
                             Данный материал будет интересен учителям коррекционных школ VIII вида.(СКАЧАТЬ  МАТЕРИАЛ)
         
 
 4.    Практический блок:
                                               
    4.1. Методические рекомендации по организации учебной деятельности 
   Достаточно сформированное внимание является залогом успешного обучения  школьников с интеллектуальной недостаточностью - таково общее мнение специалистов.
   Речь является универсальным средством организации внимания. А  правильно организованная деятельность на уроке, регулярное использование специально подобранных упражнений будут способствовать коррекции и развитию произвольного внимания на уроках, в том числе и  русского языка.
Ведь как считал Л.В. Занков, общее развитие школьника, как и развитие отдельных его способностей, не может проходить спонтанно,  отрывочно. «Нужна особая направленность учебного процесса для того, чтобы он оказался эффективным для развития». Эта «особая направленность» обучения осуществляется на уроке.
Поэтому, при организации коррекционно-развивающей работы, на мой взгляд, необходимо учитывать и использовать факторы привлечения внимания учащихся:
  1.  Организация урока. Наличие необходимых условий для работы. Учитель должен осознавать, что для привлечения внимания учащихся важно четкое начало и окончание урока. Это способствует созданию рабочего  настроя на уроке. Опыт и наблюдения показывают, что умственно отсталые дети, приступая к занятиям, не сразу начинают работать в полную силу. Первые несколько минут они втягиваются в работу, а затем наступает время наиболее продуктивного труда. Эту особенность также следует учитывать.
  2.  Если ученик выполняет деятельность в постоянном месте, в определенное время, если его предметы и рабочие принадлежности содержатся в порядке, а сам процесс работы строго структурирован, то это создает установку и условия для развития и концентрации произвольного внимания. К примеру, урок можно начать с проверки наличия на парте школьных принадлежностей. Также хорошо организует ребят рефлексия по настроению или кинезиологические упражнения. Пример организации урока с учетом современных требований на основе системно-деятельностного подхода можно посмотреть здесь  videouroki.net/filecom.php
  3. Отчетливое понимание учеником конкретной учебной задачи выполняемой  на уроке. При постановке и решении познавательных задач учителем коррекционной школы следует обратить внимание, что познавательная задача должна быть посильной и понятной для ученика. Для этого следует, на мой взгляд, подбирать задания таким образом, чтобы ученики участвовали в выводе темы и формулировании целей урока. Кроме этого, хочется подчеркнуть, что произвольное внимание при выполнении учебного или любого другого задания возникает при умении ученика воспринять и понять инструкцию, каковое не может быть развито без определенного уровня развития речи. Выдающаяся мысль Л.С. Выготского: «Путь к развитию внимания лежит в общем развитии речи» - должна служить ориентиром для учителя в работе по формированию произвольного внимания.
  4.  Возникновение косвенных интересов. Сама деятельность может не вызывать у умственно отсталого ученика заинтересованности, но у него существует устойчивый интерес к результату деятельности (оценка, одобрение педагога, родителя, сверстника), поэтому каждое, даже незначительное достижение ребенка с нарушением интеллекта нужно поощрять. Развитие произвольного внимания умственно отсталых школьников предполагает расширение круга его интересов , ознакомление с новыми областями действительности. Расширение круга интересов умственно отсталого ребенка является средством развития не только непроизвольного, но и произвольного внимания. «Интерес - один из наиболее эффективных и мощных побудителей внимания. Пробуждение интереса однозначно означает пробуждение внимания», - пишет о значении интереса для возбуждения внимания А.Н. Анисимова. Развивая познавательные интересы детей с нарушением интеллекта, педагог тем самым будет способствовать развитию у детей произвольного внимания.
  5.  Создание благоприятных условий на уроке, положительный психологический климат, эмоциональность. Создание благоприятных условий для деятельности, т. е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шум, громкая музыка, резкие звуки, запахи и т. д.) и ограничение одновременно выполняемых действий также положительно действуют на поддержание устойчивого произвольного внимания учащихся с нарушением интеллекта. Хочется подчеркнуть, что в возбуждении и поддержании как непроизвольного, так и произвольного внимания чрезвычайно важен эмоциональный фактор: отбор интересного для детей с умственной отсталостью материала, эмоциональное его изложение, создание благоприятного эмоционального фона самого занятия. Д.Н. Исаев в эмоциональном факторе видит средство преодоления у детей отвлекаемости внимания: «Для привлечения и особенно удерживания внимания детей требуется интерес, эмоционально окрашенное занятие, в противном случае они легко отвлекаются». Умственно отсталые дети меньше отвлекаются на занятиях, если материал эмоционально насыщен. Их привлекают увлекательные игры, эмоционально поданный материал - т. е. яркий по форме материал. Занимательная форма занятий делает умственно отсталого ученика более сосредоточенным и внимательным. И  если вначале  интерес и внимание школьника с нарушением интеллекта направлены на занимательность материала, то впоследствии  его внимание переключается на содержание учебной деятельности.
  6. Положительная мотивация, связь с жизнью.
  7. Наряду с эмоциональным фактором и интересом, одной из предпосылок произвольного внимания является положительная мотивация деятельности. У учащихся с умственной отсталостью положительная мотивация учебной деятельности в первую очередь связана личным жизненным опытом. Опора на пережитые детьми впечатления помогает активизировать внимание. Привлечь внимание учащихся можно,  используя примеры из жизни, причем важно выбирать знакомые ученику ситуации, например из школьной жизни.
  8. Смена видов деятельности является необходимым условием, так как постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительна. Развитие таких качеств внимания как: устойчивость, концентрация, переключение, распределение, объем внимания достигается также с помощью приема переключения - смены одного вида занятий другим. Использование зрительных, слуховых и двигательных упражнений, занимательных и доступных детям вопросов, организация соревнований также способствует активизации познавательной деятельности.
  9.  Учет индивидуальных особенностей ученика, в том числе внимания. Педагоги школ VIII вида при организации коррекционно-развивающей работы руководствуются принципом индивидуального подхода с учетом особенностей внимания каждого из учащихся. Как отмечает В.В. Воронкова, индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей. Об этом же пишут С.Д. Забрамная и Ю.С. Костенкова: «Благодаря индивидуальному подходу становится возможным развитие свойств внимания умственно отсталых детей, доступное для них содержание обучения, через особый его темп и организацию, использование специфических приемов и способов коррекционно-педагогической работы».
  10.  Развитие навыков контроля и самоконтроля, рефлексия. Развитие навыка самоконтроля способствует формированию внимательности как свойства личности. На развитие произвольного внимания огромное влияние оказывает формирование волевой сферы умственно отсталого школьника, развитие волевых качеств его личности.  (СКАЧАТЬ  МАТЕРИАЛ)
  11. Использование дидактических игр.  А.Н. Смирнова считает, что игра - один из эффективнейших способов формирования внимания умственно отсталых школьников. Игровые формы, методы и приемы на уроках помогают создать положительную мотивацию в обучении, активизировать мыслительную деятельность и внимание. Большое значение для развития целенаправленного внимания имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности. Под влиянием игры внимание ученика достигает достаточно высокой степени развития. «Хорошо руководить игрой, а значит вызвать интерес и привлечь внимание умственно отсталого школьника может только тот учитель, который не только хорошо овладел методикой, но и сам умеет играть и испытывать при этом удовольствие». на уроках русского языка это могут быть игры: «Четвертый лишний», «Найди слово», «Отгадай предмет по вопросам», «Логическая цепочка слов» и т.д. Причем, к проведению игр стоит привлекать самих учащихся, объяснив предварительно им условия игры. При проведении игровых упражнений учителю следует предоставлять детям относительную самостоятельность, не перегружать их вопросами, следить, чтобы дети были внимательны к ответам товарищей. Дидактический материал, связанный с сюжетом игры способствует возникновению прочных ассоциативных связей. С помощью дидактических игр развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, умозаключения.
  12. Тренировка произвольного внимания путем выполнения  коррекционно-развивающих упражнений и заданий. Чтобы  развивать у учеников с интеллектуальной недостаточностью определенные качества внимания и способность управлять ими, необходимы специально организованные упражнения. На уроках русского языка целесообразно использовать упражнения, с опорой на изучаемый программный материал. Проводить их можно на разных этапах урока 
  13. Привлекательная, доступная и понятная наглядность. Изложение материала ученикам с умственной отсталостью должно быть предельно наглядным и занимательным. Занимательная форма работы увлекает ребят. На своих уроках я использую разнообразный наглядный материал: таблицы, картины, карточки, презентации, электронные образовательные ресурсы порталов Единая Коллекция ЦОР и Федеральный Центр Информационно-Образовательных Ресурсов.  (см. таблица 4) Использование цифровых образовательных ресурсов нового поколения привлекает внимание ребят не только красочностью, но и возможностью стать активным участником образом  (СКАЧАТЬ  МАТЕРИАЛ)
   4.2.     Комплекс упражнений по   коррекции и развитию свойств внимания учащихся с интеллектуальной недостаточностью  на уроках русского языка
      Здесь представленны упражнения для развития и корреции свойств внимания на уроках русского языка. Материал может быть полезен филологам начальной и средней ступени обучения, а также педагогам коррекционных школ.      (СКАЧАТЬ  МАТЕРИАЛ) 
         
5.     Методы диагностики изучения уровня развития внимания у  учащихся коррекционной школы.

             Изучение особенностей внимания учащихся можно проводить используя экспериментальные методики: методика «Корректурная проба» (вариант геометрических фигур),  методика «Рисование треугольников»,  методика Шульте (числовой вариант).   (СКАЧАТЬ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ)

 
6.      Список литературы по данной теме:     Если Вас заинтересовала данная тема, то предлагаю Вашему вниманию дополнительную литературу     (СКАЧАТЬ  СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ)  
  
7.     Рецензия на выпускную квалификационную работу, по которой составлены методические рекомендации.  
                                                                                                                                                                                             (ПОСМОТРЕТЬ  РЕЦЕНЗИЮ)

 Рекомендации по работе с представленными материалами:

1.      Уважаемые педагоги, ознакомьтесь с Введением к данной работе. Данные рекомендации могут полезны педагогам общеобразовательных школ.
2.      Если тема актуальна и интересна для Вас, ознакомьтесь  с теоретической частью, представленной в разделах «Изучение  понятия  внимания. Виды и свойства внимания» и «Отечественные специалисты о проблеме основных нарушений внимания учащихся интеллектуальными нарушениями» /2 раздел для педагогов коррекционных учреждений/.
3.      Проверьте уровень развития внимания ваших учащихся, используя диагностические материалы раздела «Методы диагностики изучения уровня развития внимания у учащихся коррекционной школы»
4.      Для коррекции и развития свойств внимания учащихся ознакомьтесь с разделом «Методические рекомендации и комплекс упражнений по   развитию внимания   на уроках русского языка»
5.      Проведя повторно диагностику через 2-3 месяца использования представленных методических рекомендаций, можно заметить качественное улучшение показателей внимания учащихся.  
 
Уважаемые КОЛЛЕГИ!
Желаю профессионального роста, успехов в вашей педагогической деятельности. Надеюсь, мой опыт будет интресен вам, полезен  и поможет достичь наилучших результатов в образовательном сотрудничестве с учениками! Буду рада общению с вами!

18.08.2015   19.35

Елхова Ираида Вячеславовна

0

 Спасибо, Ольга Евгеньевна, за очень полезный и актуальный материал! Я работаю в дистанционной школе для детей с ОВЗ, очень часто приходится заниматься развитием ВПФ учащихся и особенно внимания, поэтому с интересом посетила Ваш мастер-класс!

03.06.2015   00.23

Колотова Александра Аркадьевна

0

 Уважаемая Ольга Евгеньевна! Побывала на Вашем мастер-классе. Я занимаюсь с ребятами театром, где приходится много работать над речью, меня очень заинтересовали Ваши наработки материала. Приглашаю Вас на мастер-класс "Музыкальный театр". Спасибо.  Успехов!

04.05.2015   22.03

Кожевникова Ольга Евгеньевна

0

 Огромное спасибо, коллеги, за ваши добрые слова! Очень рада, что данная тема интересна многим. Надеюсь, мои наработки действительно оказалисьинтересны и  полезны в вашей педагогической деятельности. Успехов всем в деле воспитания и образования подрастающего поколения!

28.03.2015   17.17

Корепанова Марина Владимировна

0

 Молодец Ольга Евгеньевна! Работаете над серьезной и актуальной проблемой. Я преподаю физику в техникуме на отделении НПО. К нам приходят ребята и из корекционных классов и специализированных школ. Возникает сразу проблема, с них снимаются все виды и становятся они нормальными учениками и вот тут мы бьемся за их внимание, сосредоточенность, память. Ваша работа дает понять многие аспекты в работе с такими обучающимися. Прочитала, теперь все скачала, буду еще перечитывать, вникать. Я тоже работаю над этим вопросом, но в практическом направлении, создаю материал для опроса, чтобы удержать внимание. Считаю, что с проблемой внимания связана еще одна проблема - кратковременной памяти, что является еще одной трудностью в обучении. Спасибо за хороший материал. С уважением Корепанова Марина Владимировна.

27.03.2015   17.33

Кондрашова Галина Николаевна

0

 Уважаемая Ольга Евгеньевна! Я совершенно согласна, с Еленой Вячеславовной,что проблема развития внимания актуальна на всех занятиях и со всеми детьми.Согласитесь, что многие современные дети гиперактивны, не любят слушать и, порой, не слышат, что хотят вложить им в головы учителя,воспитатели, родители и т.д.Я учитель-логопед ,и многие приёмы показались мне интересными. Думаю, что их можно адаптировать и для малышей. Творческого роста, Вам, и процветания!

26.03.2015   01.11

Сычугова Елена Вячеславовна

0

Ольга Евгеньевна! Являясь учителем иностранных языков и работая в гимназии, ознакомилась с Вашим материалом, взяла кое-что себе на заметку, тк проблема привлечения внимания существует, по-моему, везде. С большим уважением отношусь к Вашей работе, тк знаю, как трудно работать с такими детишками. Успехов Вам и терпения! 

22.03.2015   17.11

Ефименко Наталья Викторовна

0

Уважаемая Ольга Евгеньевна!
 
Работаю учителем русского языка и литературы в средней школе, но меня Ваш мастер-класс очень заинтересовал. Благодарю за очень глубокую работу!!! Абсолютно согласна с образным выражением К.Д. Ушинского, внимание есть единственная дверь нашей души, через которую проходит все из внешнего мира, что только входит в сознание. Здорово, что Вы предложили теоретические заметки по исследуемому вопросу, никогда не повредит повторить теорию. Очень полезен в собственной практике для меня оказался комплекс упражнений по   коррекции и развитию свойств внимания учащихся с интеллектуальной недостаточностью  на уроках русского языка. Ряд заданий я уже опробовала со своими учениками, им было интересно.
Спасибо за экспериментальные методики по изучению уровня развития внимания учащихся. Методику "Корректурная проба" уже провела, результаты очень интересные!!!
Я тоже заявилась на мастер-класс "Приёмы проблемного и интенсивного обучения на уроках литературы", заходите в гости, может быть, Вас заинтересуют мои материалы!!! Желаю Вам творческих успехов и удачи!!!

 

С уважением Ефименко Наталья Викторовна




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru