Главная > Мастер-классы педагогов

Сайт "Педагогическая планета" размещается по новому адресу: https://planetatspu.ru/

Уважаемые коллеги! Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций присвоила сайту "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТА" Томского государственного педагогического университете статус "Средство массовой информации" (свидетельство).
Мастер-класс педагога: Калабина Татьяна Михайловна

Использование русских народных инструментов в обучении детей дошкольного возраста.

Калабина Татьяна Михайловна, музыкальный руководитель  Муниципального Бюджетного Дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребёнка - детский сад "Алёнка", республика Хакасия, город Абаза.


Цель мастер-класса: изучение участниками мастер-класса вопроса использования русских народных инструментов в обучении детей дошкольного возраста в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ, использование народных инструментов дома.                                                                                         

Задачи:

  • Познакомить участников мастер-класса с различными русскими народными инструментами и их использованием.
  • Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов и родителей, их мотивацию на использование в практике русских народных инструментов. 
  • Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать творческие способности при музицировании дошкольниками.

     Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.

       Элементарное музицирование,   используется как вовремя непосредственной образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей, причем действие организуется  как игровое общение, которое создается посредством общения равных партнеров - детей и педагога, детей и родителей. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность.

     Знакомить детей с музыкальными инструментами начинаю уже в раннем возрасте. Я играю на инструментах, контрастных по тембру (например, дудочке и колокольчике), привлекая внимание малышей к различной окраске звучания. Первые музыкальные впечатления  стремлюсь дать ребятам в занимательной игровой форме.

Танцевальную музыку обогащаем звуками бубна, погремушки и других инструментов, соответствующих характеру произведения.

 Практическое освоение    навыков  использования   игры на музыкальных инструментах

Добрый день!  Очень рада вас видеть на мастер-классе. Моя задача приобщить детей к истокам русской народной культуры. На занятиях воспитанники обучаются народному пению, учатся танцевать фольклорные  танцы, овладевают приемами игры на редких музыкальных инструментах.

Сегодня, в век компьютерных технологий, к сожалению, все меньше времени остается на живое, теплое общение между близкими людьми. Нашим детям часто не хватает внимания, и в первую очередь со стороны родителей. В такой ситуации ребенок перестает воспринимать себя как часть сплоченной социальной группы, теряет чувство принадлежности к семье. Если современные родители внутри семьи не могут обеспечить ребенку комфортную среду существования и развития, эта задача ложится на плечи образовательных  учреждений.

Сегодня   предлагаю вам стать участниками одного из фрагментов занятия, познакомиться с многообразием и  красотой звучания народных инструментов.  
     

Как вы считаете, какие инструменты являются самыми простыми?

Самыми простыми являются ударные инструменты,  так как звук извлекается ударом.

Скажите, пожалуйста, о каких инструментах говорится в следующих загадках:

Он ребрист, да игрист.

Это – Рубель (на одной его стороне вырезаны рубчики, если провести деревянной палочкой по ребристой поверхности, то получится высокий, трескучий звук)

 

 

 

-Я весь круглый - меня ударишь я бубенцами зазвучу, меня положишь я молчу.

Это- бубен

 

 

 

 

Каким инструментом можно щи хлебать? 

Сейчас мы создадим с вами ансамбль народных инструментов.  Приглашаю желающих поиграть на этих инструментах. У нас будет группа ложкарей (3 человека), группа ударных инструментов (4 человека ) и группа поющих и танцующих (6 человек ).

  • Разучивание ритмических фигур с группой ложкарей: (ритмические фигуры  проиграть  на танцевальных проходках)

«Коленочки» - по 1 удару на каждой ноге, начинаем с левой ноги

«радуга» - 1,2,3…(с правой стороны)

«расческа»

Итого: 8 счетов

  • Разучивание танцевальной проходки с  группой  танцующих: (каждая из трёх пар, подходят друг к другу по очереди, кружатся, возвращаются на свое место)
  • Работа с ансамблем (соединение всех групп

      Предлагаю вам  ознакомиться с новой технологией воспитания детей в семье и в детском саду «Музыка с мамой » разработанной  Екатериной и Сергеем Железновыми. Метод Железновых основывается  на развитии у малышей музыкального слуха, что способствует активному развитию речи, мелкой и крупной моторики и творческих способностей. Аэробика, танцы, подвижные игры с песнями, детская гимнастика, игра на музыкальных инструментах – основные занятия, включаемые в эту методику.

Мы прослушаем с вами сказочку – шумелку «Лиса и рыба» из серии «Развивалочки» Екатерины Железновой.

«Лиса и рыба» 

Вез дед на санях мешок рыбы.

Лошадка бежит, копытами стучит, колокольчиком звенит.     Ложки, колокольчик

Видит дед на дороге лиса лежит,

Обрадовался: «Вот будет воротник моей старухе на шубу».

Бросил дед лису в сани.                                                                 Бубен, барабан

А сам пошел впереди.

Лошадка бежит, копытами стучит,

колокольчиком звенит.                                                        Погремушка,ложки, колокольчик 

А лисичка стала выбрасывать по рыбке на дорогу,                   Рубель

А сама убежала.                                                             Барабан (мелкие удары пальцами рук)

Приведенные выше примеры озвучивания сказок позволяют объединить  музыкального руководителя и воспитателя и детей, родителя и детей.

Изготовление музыкальных инструментов.

Некоторые музыкальные инструменты можно сделать своими руками, такие как жужжалки, фурчалка, свистульки, а можно изготовить имитацию русских народных инструментов для игры детьми в группе. Для изготовления инструментов вам понадобится  то, что всегда может оказаться под рукой: жестяные и пластиковые банки с сухим рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, детские погремушки. Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.)  Деревянные кубики, брусочки. Катушки от ниток. Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них и многое другое. 

«Фурчалка»

Через две дырочки в каком-нибудь предмете, например, в пуговице или фанерной плашке продевается прочная нитка, завязывается узелок. 

 

Для запуска игрушки необходимо надеть на указательные пальцы рук веревочку так, чтобы пуговица (или плашка) оказалась посередине. Вращательными движениями закручивают веревку в одну сторону, затем начинают ее то натягивать, то отпускать. Пуговица (или плашка) начинают издавать звуки. Звуки могут быть разные.

 

«Гусли»