Главная > Мастер-классы педагогов
Мастер-класс педагога: Ефименко Наталья Викторовна

Приёмы проблемного и интенсивного обучения на уроках литературы.


Ефименко Наталья Викторовна

 Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Шеркальская средняя общеобразовательная школа",

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория,

Почётный работник общего образования,

Ветеран труда Российской Федерации.

 


Уважаемые коллеги! Думаю, что нам есть чем поделиться друг с другом?! Давайте сделаем наше общение интересным и творческим, поделимся находками, которые обогатят нашу учительскую жизнь и помогут сделать наши уроки для нас и учеников увлекательными!!!

Пояснительная записка

     Ни в одной из форм человеческой деятельности нравственная сторона жизни не выступает с такой полнотой, как в художественном произведении. Именно поэтому воздействие литературы на моральное становление личности так велико и разносторонне.
    Главная цель уроков литературы – обеспечить специальное литературное развитие школьников, без которого никогда не произойдет настоящей встречи с искусством слова, не появится подлинный читатель, человек высокой духовности. Формирование нравственных ориентаций на распознание истинных и ложных ценностей – одна из главных задач на уроках внеклассного чтения в 6 классе, ориентированная на становление гармоничной личности.
 
Для работы на мастер-классе хочу предложить тему «Приёмы проблемного и интенсивного обучения на уроках литературы».
 
Цель мастер-класса: поделиться с коллегами методическим опытом работы по реализации приёмов проблемного и интенсивного обучения на уроках литературы.
    Интенсификация обучения как передача большего объёма учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний считается одним из перспективных направлений активизации учебной деятельности. Одним из приемов интенсивного обучения являетсяприем концептуализации. Работа с концептами, концептуализация (вычленение основы, первосмысла или принципа, заложенного в основе чего-нибудь), соприродна уроку литературы, органична ему.Интерпретируя литературное произведение, ученики постигают концепты, то есть некие художественные смыслы.Этот подход помогает школьникам в постижении законов искусства слова, а также выводит на просторы серьѐзных философских обобщений. Идея концептуализации: мы учим рассуждать, устанавливать связи между образами в тексте (или между текстами одного автора, выявляя концептуальные основы творчества), находить концепт – некий смысловой сгусток, являющийся обобщением, за которым обнаруживается целая система мыслей, чувств, образов, ситуаций, возможных ассоциативных ходов.
 
     Постепенное введение в процесс изучения литературы в 5–11 классах методов и приемов проблемного обучения будет способствовать формированию «человека культуры», обладающего высоким уровнем самосознания, самостоятельностью, независимостью суждений, сочетающихся с толерантностью, способностью ориентироваться в мире духовных ценностей, личности с развитыми креативными способностями. При проблемном подходе на уроках и применении эвристических методов каждый ребёнок имеет возможность раскрыть себя, развить свой творческий потенциал, преодолеть психологические барьеры. Ребёнок учится не бояться и успешно разрешать встающие перед ним жизненные проблемы, развиваются ключевые жизненные компетенции ученика. На уроках осуществляется личностно-ориентированный подход. Между учителем и учеником устанавливаются уважительные, гуманные и доверительные отношения.
 
     Теория вопроса может быть изучена на очень высоком уровне, но, думаю, многие со мной согласятся, практическое применение теоретических знаний значимо больше. Поэтому хотелось бы вести разговор именно о практических находках по вопросу мастер-класса.
Предлагаю для начала разговора изучить конспекты уроков, оценить с точки зрения полезности и важности те "изюминки", которые я постаралась в них отразить, и, если возникнет, такое желание, поделиться своими размышлениями, а в большей степени приёмами проблемного и интенсивного обучения на уроках литературы.
 
Урок по рассказу Л.Андреева "Кусака", 7 класс

Ссылки на авторские уроки в сети:

 

Методические рекомендации

Данные методические разработки могут быть применены в качестве творческого помощника любым учителем русского языка и литературы.
В основе уроков лежат приёмы проблемного и интенсивного обучения, в результате применения которых развивается ассоциативное мышление, складывается новый образ предмета, фиксируемый в долговременной памяти.
Думаю, учителям понравится идея чтения произведения не только обучающимися, но и их родителями. Такой вид работы использую регулярно. Такое решение во многом объясняется желанием, сделать родителей активными участниками жизни своих детей. Родитель примеряет на себя вновь роль ученика, выполняет задание, волнуется, получится или нет, старается сделать его хорошо, кроме того ему предлагается самому об этом написать в рабочей тетради ребёнка. Поведение родителей во многом определит в дальнейшем отношение их ребёнка к учёбе, настроит его на урок, на серьёзную работу.
Внедрение информационных технологий на уроке рассматривается:
  •  как источник дополнительной информации по предмету
  •  как способ самоорганизации труда и самообразования учителя и учащихся
  •  как способ расширения зоны индивидуальной активности ребенка.
Слайды сопровождают все этапы урока. 

28.05.2016   23.48

Нурлыгаянова Наталья Николаевна

0

Наталья Викторовна! Замечательный урок по "Кусаке"! Мне понравилась глубокая работа над словом, удачное использование музыкальных произведений. Воспользовалась Вашей разработкой при проведении урока. 7-классники работали с удовольствием, а какие отзывы о произведении получились! Очень благодарна Вам за то, что поделились методикой построения урока.

29.09.2015   09.10

Иванченко Светлана Анатольевна

0

 Уважаемая Наталья Викторовна! Спасибо за полезные материалы. Очень импонирует направленность уроков на воспитание личности, способной к сопереживанию и проявлению доброты. Сегодня, мне кажется, это очень важно для всех нас. Творческих успехов Вам!

06.09.2015   14.16

Моисеева Раиса Ивановна

0

 Наталья Викторовна, спасибо за предоставленную возможность побывать на Вашем мастер-классе. Я работаю с особенными детьми младшего школьного возраста, тем не менее выделила для себя аспекты внеклассной деятельности, которые приемлемы в практике со слабослышащими детьми. Спасибо за мастер-класс, творческих успехов, всего самого доброго!

08.09.2015   14.47

Ефименко Наталья Викторовна

0

 Раиса Ивановна! Добрый день! Благодарю Вас за то, что несмотря на сложный период в жизни учителя - начало учебного года, Вы нашли время и желание познакомиться с моими наработками. Спасибо за оценку моего труда! Желаю Вам творческих находок и реализации намеченного!!!

09.09.2015   19.40

Моисеева Раиса Ивановна

0

 Наталья Викторовна, здравствуйте! Интересные материалы - отличная находка для любого учителя на начало учебного года. Это здорово, что я могу планировать свою деятельность с опорой на готовые методические наработки. Спасибо Вам за пожелания! Всего доброго.

07.05.2015   18.35

Тетерина Зинаида Петровна

0

Уважаемая Наталья Викторовна! С удовольствием побывала на Вашем мастер-классе. Представленный Вами материал будет полезен не только учителям-филологам, но и другим предметникам.  Особенно понравился урок "Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя!" . Тема эта всегда будет актуальна для школы.. Спасибо большое! Успехов в Вашей творческой деятельности!

12.04.2015   20.55

Ясинская Светлана Георгиевна

0

 Наталья Викторовна, благодарю Вас за замечательные методические разработки. Конспекты занятий  могут  творчески использоваться учителями литературы. Спасибо за интересные находки.

10.04.2015   16.11

Немеш Наталья Александровна

0

Уважаемая Наталья Викторовна! С большим интересом знакомлюсь с Вашим опытом. Потрясающий урок о Ленинграде! Обязательно использую в работе с ребятами. Большое Вам спасибо!

09.04.2015   21.52

Колотова Александра Аркадьевна

0

Уважаемая Наталья Викторовна! С большим удовольствием побывала на Вашем мастер-классе - это пример достойной, интересной, творческой работы!  Литература и музыка всегда находятся рядом и это правильно. Очень тронута Вашей работой, которая вызывает добрые чувства, желание помогать другим, не делать плохого! Спасибо Вам от всей души и творческих успехов!!!

15.04.2015   15.01

Ефименко Наталья Викторовна

0

 Александра Аркадьевна! Большое спасибо за тёплые слова и высокую оценку моего труда! Очень приятно!!!

01.04.2015   22.44

Медведева Елена Валерьевна

0

 Доброго времени суток Наталья Викторовна, большую  и нужную работу делаете, Вы молодец!  Учителя литературы всегда стараются воспитывать "человека культуры", это хорошо прослеживается и в Вашем мастер-классе и в авторских разработках.  Познакомилась с разработкой "Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя!", разработка понравилась, взяла на заметку для классного часа. Дерзайте, огромных Вам успехов в Вашем нелёгком труде!

03.04.2015   16.26

Ефименко Наталья Викторовна

0

 Елена Валерьевна, спасибо, что нашли время для знакомства с моими материалами, ещё большую радость доставляет тот факт, что они нужны коллегам, приятно!!! Успехов Вам, творческих достижений!!!

01.04.2015   17.37

Калабина Татьяна Михайловна

0

Наталь Викторовна, большое спасибо за Ваш интереный, разноплановый мастер-класс. Я музыкальный руководитель, но очень понравился урок Памяти. А сейчас, в предверии  Дня Победы, в подготовке мероприятия обязательно воспользуюсь  материалом. Успехов Вам в вашем нелёгком, но инресном труде.

03.04.2015   16.25

Ефименко Наталья Викторовна

0

 Татьяна Михайловна, большое спасибо за высокую оценку моего труда! И Вам желаю творческих успехов!!!

31.03.2015   06.42

Котова Надежда Петровна

0

 Наталья Викторовна! Спасибо Вам за публикацию урока Памяти. Читала с особым волнением, так как затронута тема детей в войне. Обязательно часть материала использую на внеклассном мероприятиии, у меня второклассники. Успехов Вам в вашем творчестве, Вы-творец! С уважением Котова Надежда Петровна.

31.03.2015   13.24

Ефименко Наталья Викторовна

0

 Надежда Петровна! Огромное спасибо за высокую оценку моего труда!!! Я рада, что мы можем делиться друг с другом творческими идеями, находками! И Вам успехов!!!

28.03.2015   19.33

Мурзабаева Гульнафис Маратовна

0

 Наталья Викторовна! Замечательный урок по "Кусаке"! Так умело ведется работа над словом, так уместны музыкальные произведения. А то, что вы привлекли к обсуждению темы еще и родителей- это вообще превосходно! Обязательно воспользуюсь вашей разработкой при проведении этого урока. С остальными уроками еще не успела ознакомиться, но непременно просмотрю, мне нравится ваша методика построения урока.

28.03.2015   22.42

Ефименко Наталья Викторовна

0

 Гульнафис Маратовна, огромное спасибо за оценку моей работы. Очень приятно!!!

27.03.2015   17.28

Кондрашова Галина Николаевна

0

 Наталья Викторовна! Очень интересный приём работы .Я тоже  пытаюсь со своими дошколятами использовать элементы в коррекционной работе.Считаю, что  данная технология , бесспорно, приносит свои плоды-активизирует ребёнка,расширяет его  компенсаторные возможности.

28.03.2015   17.59

Ефименко Наталья Викторовна

0

 Галина Николаевна! Рада, что своими материалами сумела Вас заинтересовать!

26.03.2015   01.27

Сычугова Елена Вячеславовна

0

Наталья Викторовна! Такие уроки Вы проводите с детьми, интересные, добрые, поучительные. Мне кажется, что те, кто учился у Вас, всегда будут помнить Ваши уроки. 

28.03.2015   17.58

Ефименко Наталья Викторовна

0

 Елена Вячеславовна, спасибо за оценку моего труда! Всегда приятно, когда твои мысли, идеи становятся кому-нибудь интересны!



Уважаемые коллеги! Если Вас заинтересовала тема мастер-класса, мы можем общаться!!!


 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru