Главная > Мастер-классы педагогов

Сайт "Педагогическая планета" размещается по новому адресу: https://planetatspu.ru/

Уважаемые коллеги! Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций присвоила сайту "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТА" Томского государственного педагогического университете статус "Средство массовой информации" (свидетельство).
Мастер-класс педагога: Кондрашова Галина Николаевна

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ "ЛОГОПАЗЛЫ" С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДОО"


Кондрашова Галина Николаевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории муниципального автономного  дошкольного образовательного  учреждения детского  сада  №3 УО муниципального образования Каневской район, Краснодарского края.


"Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет."    
 
 Антон Семёнович Макаренко
– советский педагог и писатель.
 
 
        

Пояснительная записка к  мастер-классу 

 

          Дошкольное детство – период, когда активно развиваются все стороны личности ребенка, но наиболее интенсивно идет речевое и познавательное развитие. Не у всех детей процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может исказиться, и тогда отмечаются различные отклонения в речи дошкольников.  
          Распространенность речевых нарушений у дошкольников в садах высока, до 90 % детей нуждаются в той или иной мере в логопедической помощи.
            По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

 

  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
    Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
  •  активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
  • может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
  • проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  •  обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.
     Традиционно дети с нарушениями звукопроизношения в одинаковой мере проходят цикл последовательных логопедических занятий, главной целью которых является выработка навыков правильно звучащей речи.
     Недостатком работы является то, что, вне зависимости от этапа коррекции, в методиках занятий не меняются ни речевая ситуация, ни условия проведения занятий. Коррекционная работа происходит в рамках кабинета, а положительная динамика достигается за счет нарастания сложности речевых упражнений. Но повторение речевого материала не вызывает у детей интереса.Вместе с тем эффективность работы во многом зависит от положительного фона занятия, интереса детей к заданиям.    Следовательно, необходимо так выстроить свою работу, чтобы учесть возможные последствия недостаточно полной коррекционной деятельности и оказать ребенку полноценную, комплексную помощь.
     Таким образом, вопросы оптимизации логопедической работы у детей старшего дошкольного возраста приобретают особую актуальность.
    С учётом требований ФГОС, я выбрала в качестве средства, оптимизирующего логопедическую работу  дидактическую игру «Логопазлы». Данная игра создана с целью  расширения границ положительного воздействия и оптимизации коррекции речевых и сопутствующих неречевых дефектов у детей-логопатов.
  Один из целевых ориентиров ФГОС ДОО гласит: «Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности».
   Современные дети просто обожают всевозможные логические игры! А складывание «Логопазлов» — одно из самых любимых занятий малышей, посещающих занятии логопеда. Даже самый непоседливый ребёнок при работе с «Логопазлами» становится более спокойным и уравновешенным, спокойным. Трудно не увидеть пользу от игр с «Логопазлами». Дети с речевой патологией, проникаясь картинкой, должны сложить  кусочки в определенной зависимости, чтобы получилась целый сюжет, начинают видеть окружающий мир во всём его многообразии, и ,если не получилось с первого раза, он будет экспериментировать до тех пор, пока элемент не найдёт своё место на картинке. Чтобы создать «ситуацию успеха» детям предлагаются сюжеты, знакомые по содержанию, героев которых они видели в сказкам, рассказам, мульфильмах и т.д.
     Следующая формулировка целевого ориентира гласит: «Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства.  Активно взаимодействует  со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты» .
      Многие дети с речевой патологией гиперактивны, расторможены, или, наоборот, замкнуты, закомплексованы. И в работе с такими детьми неоценимую помощь оказывают «Логопазлы».
Особая прелесть дидактической игры в том, что она очень эффективно развивает усидчивость, настойчивость, повышает самооценку. Причем делает это намного эффективнее любых специальных методик и упражнений. Да это и понятно! Играя в «Логопазлы» ребёнок « обречён» на успех, так как эта деятельность не требует от ребенка обязательных усилий, а стимулирует его любопытство и интерес — самые мощные двигатели в деле овладения новыми знаниями и навыками. На занятиях ребёнок может работать   индивидуально. Так же можно предложить выполнить задание небольшими подгруппами, что позволит детям развивать коммуникативные способности, умение работать в группе, договариваться между собой, тактично отстаивать собственную точку зрения.
      Поиск решения и не просто решения, а именно, точного решения, может занять продолжительное время. Это развивает в «ребенке упорство, усидчивость, то есть ребёнок становится способным к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело».  
 
    «Логопазлы» с кривыми линиями соединений имеют большое значение для развития умственных способностей ребят, поскольку заставляют их соотносить форму и изображение элементов, складывать кусочки соответственно форме соседних разрезов, что в свою очередь влияет на развитие речевых компонентов. Это развивает образное и пространственное мышление, логику, усидчивость, внимание, цветовосприятие ребенка и его интеллект. Чтобы сложить «Логопазл»  ребёнок  должен обладать развитым воображением, которое, в свою очередь, реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению,творчеству интенсивно развивается и проявляется в играх.

         Творческие способности ребёнка также проявляются в   придумывании сказок, рассказов, подборе рифм к словам и т.д.  Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Следуя целевому ориентиру, в котором говорится о том, что у ребёнка должна быть развита мелкая  моторика, мы помним, что  при игре с «Логопазлами» у него развиваются мелкие дифференцировки, скоординированность движений рук,  кинетическая и кинестетическая основа движений.
       Главное преимущество  игры «Логопазлы » в том, что основная картинка насыщена изображёнными предметами на изучаемый звук, что позволяет в игровой форме автоматизировать поставленный звук, развить лексико-грамматические категории, согласовать существительное с числительным, развить связную речь.      
        Основная трудность состоит в том, что игр данной направленности в продаже очень мало и поэтому возникла необходимость создания данной игры.

  1. Дидактическая игра «Логопазлы» представляет собой 5 наборов с картинками –пазлами на определённый звук (1.Р-Рь; 2.Л-Ль; 3.С-Сь; З-Зь; Ц; 4.Ш-Ж; 5.Ч-Щ;).В каждом из наборов не менее 10сюжетов. Сюжет логопазлов самый разнообразный («День рождения гепарда», « На даче»,  « Прогулка в лесу», «Поход» , « Пляж», « На пруду», « Лесная полянка»,  « Ферма»,          « Смешарики» , «Смурфики», « Золушка» и т.д
  2. Дидактическая пособие «Логопазлы »,сделана в Программе Paint.net и имеет электронный вариант, что очень удобно при распространении среди заинтересованных родителей. Картинный материал красочный, разнообразный, доступный, разработан в соответствии c возрастными нормами.  Ребёнку предлагается собрать картинку–пазл, в зависимости от его произносительных возможностей.

 
           Использование «Логопазлов»   на занятиях позволит создать  благоприятные условия для работы с детьми и решить   следующие  задачи:

  •  Налаживание контакта с детьми, сокращению адаптационного периода, снятию напряжения и страха.
  • Повышение  мотивации к занятиям.
  • Создание необходимого «мостика» для переноса новых навыков речи из особых условий (место занятий) в обычные условия. Развитие навыка правильного произношения автоматизируемых звуков в различных для  их деятельности  детей речевых ситуациях.
  • Развитие высших психических процессов. Так как познавательные процессы развиваются в тесной взаимосвязи между собой и представляют сложные системные образования, то каждое упражнение, адресованное кому-либо определенному познавательному процессу, одновременно положительно влияет и на другие.
  • Совершенствование  мелкой моторики рук и сенсорных представлений.
  • Исключение из   занятий   монотонности и скуки,   повышение работоспособности, устойчивости к утомлению.
  • Повышение эмоционального подъема, характерного для детей в играх,   закреплению новых речевых навыков, скорейшему усвоению образца правильного звукопроизношения и расширению речевых возможностей каждого ребенка.
  • Играя в «Логопазлы», ребенок тренирует внимательность и сосредоточенность, растет творчески.
       Выполнение упражнений совместно с логопедом вызовет несомненный интерес у дошкольников и даст положительный результат развития навыков правильного звукопроизношения, звукового анализа и синтеза, а также слогового анализа, а это – очередной этап подготовки ребёнка к обучению в школе.
          Психолого-педагогические исследования детей показывают, что успех формирования правильной речи и развития психических процессов у детей-логопатов зависит от того, насколько своевременно будет оказана коррекционно-педагогическая помощь. Комплексный подход к преодолению  речевых нарушений  предполагает активное участие в нём родителей, которые закрепляют речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий с учителем-логопедом в повседневной жизни. Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребёнку в сочетании со своевременным использованием рекомендаций учителя-логопеда на различных этапах обучения способствует более эффективной коррекции речи и психических процессов дошкольника.

       Таким образом, использование комплексной методики, сочетающей традиционные по структуре и содержанию логопедические занятия с привлечением   предметно-практических действий   с «Логопазлами», расширяет границы положительного воздействия на детей, позволяет получить более высокие результаты,  шире охватить проблему коррекционной деятельности учителя-логопеда, воспитать творческого, любознательного, инициативного, самостоятельного ,готового к учебной деятельности ребёнка , что является одной из главных целей введения ФГОС ДОО.

            

Рецензия  автономной некомерческой организации "Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования"

 Уважаемые коллеги! Если Вас заинтересовал материал -жду Вас в гости!

galinakanev@yandex.ru

 


26.01.2017   22.01

Беляева Ирина Викторовна

0

 Галина Николаевна! Огромное Вам спасибо за представленный опыт. Мне в работе очень помогло!

20.05.2016   11.30

Пащенко Ольга Николаевна

0

Действительно интересный материал. Давно искала что-то интересное для работы с детьми в плане речевого развития. Я не логопед, но проблема речевого развития меня волнует и как педагога и как маму двоих детей. Спасибо, что делитесь такой важной и интересной информацией, попробую использовать их в своей работе.

31.08.2015   22.39

Моисеева Раиса Ивановна

0

 Галина Николаевна, здравствуйте! Спасибо за приглашение. Ваше дидактическое пособие "Логопазлы" вызвало большой интерес. У нас с Вами одно направление - развитие речевой деятельности детей. Мои ученики имеют вторичный дефект - проблемы в речевом развитии как следствие первичного - нарушения слуха, поэтому беру себе на заметку, обязательно введу в практику эту методику. Для моих ребят, уверена, она окажет неоспоримую пользу, а для меня - отличная находка использовать обходные пути, задействовать зрительный анализатор. Спасибо. Творческих Вам успехов! С уважением, Раиса Ивановна.

05.07.2015   18.37

Азанова Марина Анатольевна

0

 Уважаемая Галина Николаевна, игра замечательная! Так как  данная  игра  создана  с  целью    коррекции  речевых  и  сопутствующих  неречевых  дефектов  у  детей-логопатов, то, играя в «Логопазлы», ребёнок « обречён» на успех,  ведь такие дети, зачастую, скованны, малообщительны.   Разнообразная тематика картинок позволяет соотнести логопедические занятия-игры с блочно-тематическим планированием всего детского сада, что не может не сказаться положительно на общем развитии ребенка.

  Хотела бы увидеть диагностическое сопровождение и динамику успеха ваших детей.

03.06.2015   00.25

Колотова Александра Аркадьевна

0

 Галина Николаевна! Приглашаю Вас на мастер-класс "Музыкальный театр". Спасибо.  

07.05.2015   23.56

Колотова Александра Аркадьевна

0

 Уважаемая Галина Николаевна! Зашла на Ваш мастер-класс из любопытства и обомлела - так вот же она - чудесная идея развития речи для моих маленьких учеников подготовительного класса. Огромное Вам спасибо! Очень здорово! Успехов Вам и детям!

30.03.2015   23.09

Скрынникова Инна Николаевна

0

 Очень понравился Ваш подход к данной теме. Все гениальное просто! Только хорошо зная психологию детей можно было продумать такую методику   коррекционной работы.  Огромное спасибо за идею и оригинальный подход к обучению детей в игре! 

27.03.2015   21.41

Корепанова Марина Владимировна

0

Я преподаю  в  школе физику. . Среди обучающихся есть дети 7-го вида. Прочитав вашу работу, пришла мысль, возможно ваша методика использования пазл поможет и на уроках физики в запоминании формул, что трудно дается детям . Яркость пазл усиливает эмоциональное влияние. Мне трудно что- то сказать с методической точки, но сэстетической, эмоциональной -супер!. Детки работают с удовольствием. Один только моменг. Как вы их изготавливаете? Может я что -то пропустила. Спасибо за идею.

26.03.2015   01.04

Сычугова Елена Вячеславовна

0

Галина Николаевна! Замечательные логопазлы, яркие, понятные детям! (а то встречаются такие, что непонятно, что и кто изображен). Мне кажется, что работаете Вы с большим удовольствием! И дети тоже ходят на такие занятия с удовольствием! дайте, пожалуйста, совет, когда нужно ставить звуки?  

27.03.2015   17.19

Кондрашова Галина Николаевна

0

 Уважаемая Елена Вячеславовна! Спасибо,что оценили мой труд.Да,действительно, я работу свою очень люблю и стараюсь изобрести что-нибудь новенькое. Согласитесь, что современные дети намного "продвинутее"нас, поэтому надо успевать за ними. Елена Вячеславовна, отвечая на Ваш вопрос, исходя из многолетней частной практики, могу сказать следующее: если ребёнок "проблемный" в плане того, что не говорит до 3 лет,либо у него дизартрия и т.д.,то работу следует начинать пораньше. А если он дислалик и в 3 года "не рычит", или заменяет шипящие на свистящие, то следует подождать, пока звук сформируется. Всё очень индивидуально, а то родителя хотят, чтобы в 3 года он говорил чётко, но не понимают того,что форсировать события не всегда верно. С уважение Кондрашова Г.Н.

01.04.2015   19.04

Сычугова Елена Вячеславовна

0

Спасибо за совет 

22.03.2015   20.39

Ефименко Наталья Викторовна

0

Уважаемая Галина Николаевна!

Очень интересная работа! Я работаю в средней школе учителем русского языка и литературы, но мне стало очень интересно, решила порекомендовать воспитателям и логопеду нашего детского сада!. Большое спасибо! Я тоже решила разместить свои материалы в мастер-классе "Приёмы проблемного и интенсивного обучения на уроках литературы", заходите в гости, может, что-то и из моего опыта Вам покажется интересным! Желаю Вам творческих успехов!

С уважением Ефименко Наталья Викторовна

27.03.2015   17.09

Кондрашова Галина Николаевна

0

Уважаемая Наталья Викторовна! Спасибо за оценку моего труда.Вопрос проблемного обучения для меня тоже близок, пытаюсь с детьми искать различные пути выхода из ситуаций.Хотя контингент порой у нас сложный, но иногда ребята предлагают такие решения, что не каждый взрослый сможет придумать что-либо похожее. Возможно, использование метода у нас различается(ввиду возраста и специфики работы), но что этот метод приносит положительные результаты-несомненно! Творческих успехов и благодарных учеников, Вам,Наталья Викторовна!

10.03.2015   19.13

Кондрашова Галина Николаевна

0

 Уважаемая , Мария Самуиловна!Благодарю за оценку моего труда, творческих успехов!

09.03.2015   16.54

Макарова Мария Самуиловна

0

 Замечательные логопазлы! Сразу появилось желание приорести такие же. Яркие, современные, методически правильно подобран материал!




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru