Главная > Мастер-классы педагогов

Сайт "Педагогическая планета" размещается по новому адресу: https://planetatspu.ru/

Уважаемые коллеги! Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций присвоила сайту "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТА" Томского государственного педагогического университете статус "Средство массовой информации" (свидетельство).
Мастер-класс педагога: Мурзабаева Гульнафис Маратовна

       Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вам мастер-класс по русскому языку "Формирование пунктуационных навыков  с помощью тестов- тренажеров по пунктуации".  Надеюсь, что они помогут вам на уроках и при подготовке к экзаменам. Жду ваших отзывов.


Мурзабаева Гульнафис Маратовна,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной  категории

МБОУ СОШ с. Турумбет МР Аругазинский район Республики Башкортостан.


Пояснительная записка
Методическая разработка «Тесты-тренажеры по пунктуации» предназначена для отработки пунктуационных навыков учащихся.
К сожалению, пунктуационные ошибки в настоящее время занимают первое место по сравнению с другими типами ошибок. Так, в среднем на одну орфографическую ошибку в письменных работах учащихся приходится четыре-пять пунктуационных ошибок. Их распространенность объясняется чрезвычайной сложностью пунктуационного умения, которое основывается не только на знании синтаксиса и умении достаточно быстро схематизировать структуру записываемого предложения, как считает Г.И. Блинов (Блинов Г.И. Методика пунктуации в школе. - М., 1978.), но и на умении выражать разные смыслы в коммуникативных единицах - предложении и тексте.
Появление пунктуационных ошибок предупреждает вся система работы по пунктуации. Вместе с тем возникает необходимость в специальной работе, направленной на отработку навыков правильной постановки знаков препинания в тексте. Предложенная методическая разработка является практическим материалом для отработки таких навыков.
Разработка состоит из «Инструкции для учащихся» и 21 текста. С помощью условных обозначений ( цифр и букв) учащиеся указывают, где в тексте ставятся знаки препинания, какой это знак , почему он ставится. Учащиеся уже после 2- 3 работ овладевают навыками работы с тренажером. Тексты, предлагаемые учащимся для работы, насыщены различными пунктограммами, изучаемыми в школьном курсе.
Методическая разработка включает в себя 21  текст, что позволяет использовать ее на уроках и при подготовке к экзаменам систематически и добиться формирования  у учащихся пунктуационных навыков. Также можно использовать «Тесты- тренажеры» и для индивидуальной работы. Наличие готовых ответов к тестам позволяет выполнить   проверку быстро, а также осуществлять самопроверку.
Нужно также отметить информативную ценность текстов: они расширяют знания учащихся по географии, биологии, экологии.
Большую роль играет методическая разработка для подготовки учащихся к ЕГЭ, так как учит выполнять задания по пунктуации, предлагаемые учащимся на экзамене.
 
Методические рекомендации
Тесты-тренажеры могут начать использоваться в 8- 9 классах, когда изучены основные пунктуационные правила. В 10- 11 классах тесты могут быть использованы для повторения пунктуации, для предупреждения пунктуационных ошибок, при подготовке к экзаменам. Очень удобны тесты для индивидуальной работы с учащимися. Готовые ответы позволяют быстро проверить работы учащихся, а также осуществить само- и взаимопроверку. У каждого учащегося, работающего с тестами-тренжерами, должна быть «Инструкция для учащихся», которая разъясняет порядок работы с текстом:
Прочитайте текст, определите его основную мысль. Перед расстановкой знаков препинания внимательно прочитайте предложение, вдумываясь в смысл. Напишите по порядку те номера, на месте которых, по-вашему, должны быть знаки препинания. После этого под каждым номером укажите, какой именно знак ставится и почему. Для этого воспользуйтесь условными обозначениями:
З- запятая
Д- двоеточие
Т- тире
С- скобки
К- кавычки
 
1-запятая при однородных членах
2-знаки препинания при обобщающих словах
3- знаки препинания в сложном предложении
4- знаки препинания при обособлении
5- знаки препинания при вводных словах, предложениях и вставных конструкциях
6- знаки препинания при обращении
7- тире между подлежащим и сказуемым
8- тире в неполных предложениях
9- тире  при приложении
10- знаки препинания при прямой речи
 
Вот примерно какой должна быть ваша запись после проделанной работы:
1   3   5
т   з   з

7  4  4        и т. д.

 

 

 

 


05.11.2015   23.40

Долженко Светлана Николаевна

0

 

Гульнафис Маратовна, здравствуйте! Познакомилась с материалом Вашего мастер-класса. Большое спасибо за насыщенные пунктограммами небольшие  тексты. Прослеживаются метапредметные связи. Тексты, используемые в тренажере, натолкнули меня на дальнейшее их использование: после быстрой проверки, эти тексты могут быть использованы еще и для комплексного анализа (орфограммы, связь частей сложного предложения. и т.д.), что будет учащихся приближать к  экзаменационной работе. Еще раз большое спасибо, творческих Вам успехов.    

08.12.2015   19.44

Мурзабаева Гульнафис Маратовна

0

Спасибо, Светлана Николаевна! Рада, что понравилось.

03.06.2015   00.35

Колотова Александра Аркадьевна

0

 Уважаемая Гульнафис Маратовна! Приглашаю Вас на мастер-класс "Музыкальный театр". Спасибо.  

13.04.2015   14.14

Безрукова Марина Яковлевна

0

Здравствуйте, Гульнафис Маратовна!  Побывала у вас на мастер - классе. Спасибо большое за подобранный материал.  Прослеживается связь с другими предметами, что очень важно. Это одно из требований к современному уроку. Тексты небольшие, но насыщены разными пунктограммами. Проверка тестов не займёт много времени. С удовольствием буду использовать их в работе. С уважением, ваша коллега.

25.04.2015   21.18

Мурзабаева Гульнафис Маратовна

0

 Спасибо, Марина Яковлевна! На эту работу натолкнули меня собственно эти тексты. Так много в них было пунктограмм, что жаль было не использовать. Да и интересные очень.

12.04.2015   20.32

Ясинская Светлана Георгиевна

0

 Гульнафис Маратовна, благодарю Вас за хорошую разработку. Удобная форма для проведения тренировочных и контрольных работ. Успехов во всём. 

25.04.2015   21.15

Мурзабаева Гульнафис Маратовна

0

 Cпасибо, Светлана Геогргиевна, я рада, что материал оказался интересным и нужным для вас.

25.04.2015   21.15

Мурзабаева Гульнафис Маратовна

0

 Cпасибо, Светлана Геогргиевна, я рада, что материал оказался интересным и нужным для вас.

10.04.2015   15.46

Немеш Наталья Александровна

0

Гульнафис Маратовна, спасибо за хорошую разработку, обязательно буду использовать ее в своей работе.

11.04.2015   23.52

Мурзабаева Гульнафис Маратовна

0

 Спасибо, Наталья Александровна!

09.04.2015   22.15

Колотова Александра Аркадьевна

0

 Здравствуйте, Гульнафис Маратовна! Спасибо за хороший тренажер! Пунктуация  - больное место всех учащихся, да и взрослых людей. Я сама позанималась, и это даже лучше, чем разгадывать кроссворд. Обязательно предложу коллегам на работе. Желаю Вам творчества и успехов! Еще раз примите благодарность!

11.04.2015   23.51

Мурзабаева Гульнафис Маратовна

0

 Cпасибо большое, Александра Аркадьевна! Рада, что материал оказался полезен.

28.03.2015   17.29

Ефименко Наталья Викторовна

0

 Гульнафис Маратовна, добрый день! Большое спасибо за очень ценный материал! Использовать в работе очень удобно, проверить легко, ведь имеются готовые ответы! Приятно осознавать, что творчество твоих коллег движет твоими мыслями: решила попробовать превратить Ваши тесты в интерактивное пособие. Вы сами не пробовали так сделать? Думаю, что это будет тоже интересно! Заходите в гости на мой мастер-класс "Приёмы проблемного и интенсивного обучения на уроках литературы". Может, Вас заинтересуют мои материалы.

С уважением Ефименко Наталья Викторовна

28.03.2015   19.14

Мурзабаева Гульнафис Маратовна

0

 Здравствуйте, Наталья Викторовна! Большое спасибо за отзыв, очень приятно услышать такие слова от коллеги. Я как-то совсем не думала над созданием интерактивного пособия, но это хорошая идея. Обязательно зайду на ваш мастер-класс.




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru