Главная > Мастер-классы педагогов

Сайт "Педагогическая планета" размещается по новому адресу: https://planetatspu.ru/

Уважаемые коллеги! Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций присвоила сайту "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТА" Томского государственного педагогического университете статус "Средство массовой информации" (свидетельство).
Мастер-класс педагога: Ведерникова Юлия Васильевна

Сказкотерапия в помощь педагогам.

   «Веди обычную жизнь необычным способом»

древняя мудрость


Ведерникова Юлия Васильевна, 

старший воспитатель МБДОУ №20 г. Томска



     СКАЗКА - это самый короткий путь, ведущий к внутреннему миру ребенка. Сказка - это история, которая передаёт жизненный опыт из поколения в поколение. Сказка наполнена удивительными образами, тайной и волшебством. Сказка призвана помочь понять «законы» окружающей действительности.

     Детство - это время самой искренней веры в сказку и в волшебство. Ни для кого не секрет, что волшебники живут в сказке и все волшебники могут значительно больше, чем обычные люди. А вера в них живет внутри детской души, как ее потенциальная способность. Поэтому очень важно создать такие условия для психологической и педагогической работы, в которых эта способность проявляется, усиливается и помогает ребёнку преодолевать то, что тормозит его развитие и развивает новые возможности.
     Сказка - это один из главных способов, позволяющий создать сказочную атмосферу и наполнить любую возникшую ситуацию ее разнообразными «волшебными» психологическими и педагогическими приемами.
Почему же сказка так легко и просто воспринимается ребёнком? Почему так искренне и преданно дети верят в волшебство?
     Многие сказки начинаются со слов: «В некотором царстве, в некотором государстве»... Этот приём даёт понять, что такая история может произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом. Это зависит от того, насколько близко к себе ребёнок захочет принять происходящее. Таким образом, неопределённое место действия психологически приближает ребенка к событиям, происходящим в сказке. Детям легче перенести себя за тридевять земель, чем в конкретное место.
     Главный герой в сказке - это собирательный образ. Имена главных героев повторяются из сказки в сказку: Иванушка, Алёнушка, Марья.
     Отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем. Это свойство сказок не ставит детскойфантазии и воображению никаких рамок и преград.
     Форма метафоры, в которой созданы сказки или сказочные истории наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того, работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной формы развивают и личность педагога, создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей.
     Это метод, использующий сказочную форму и ореол волшебства для развития личности, творческих способностей, адаптативных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка.
     С давних времен люди использовали сказки, притчи, мифы как воспитательное средство. Они передавали и закрепляли нравственные ценности, правила поведения. Занимательные приключения героев сказок, образность языка делают интересной, безопасной и приемлемой даже самую суровую мораль. Чаще всего, смысл сказки ребёнку понятен сразу, но бывает и так, что он осознает связь сказочной истории и своего поведения или ситуации через какой-то срок, в этом случае мы сталкиваемся с явлением «отсроченного эффекта». Поэтому взрослому важно быть терпеливым, так как эффект от воздействия сказкотерапии может проявиться как сразу, так и через некоторое время.      Одно можно сказать с уверенностью - воздействие с помощью метафоры является глубинным и удивительно стойким, так как затрагивает не только поведенческие пласты психики, но и ее ценностную структуру.
     Благодаря своей образности, сказка легко запоминается и после окончания психологического воздействия продолжает «жить» в повседневной жизни ребёнка, помогая ему разбираться в ситуациях, принимать решения.В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый ребёнок.Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
     Начиная с 5,5 лет ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Волшебниками, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он слушает истории и сказки про людей, «примеряя» на себя различные модели поведения и роли. Примерно с 5-6 лет ребенок начинает понимать и любить волшебные сказки.Наступает момент (как правило, лет с шести), когда дети начинают интенсивно читать, сочинять и рассказывать друг другу сказки-страшилки. Через сказки-страшилки и сказки про нечисть дети косвенно «прорабатывают» свои страхи. Таким образом, многократно проживая свой страх, стрессогенную ситуацию, ребенок постепенно изменяет отношение к пугающим событиям, освобождается от внутреннего напряжения.
 
СКАЗКОТЕРАПИЯ - это метод, позволяющий использовать сказочную форму и элементы волшебства для решения следующих задач:
 
⪼  интеграции личности ребёнка
⪼  развития творческих способностей
⪼  развития адаптативных навыков
⪼  совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром
⪼  обучения
⪼  диагностики
⪼  коррекции
 
Хочу вас познакомить с некоторыми приёмами использования сказкотерапии.
 


"Групповое придумывание сказки" (читать)

 

"Рассказывание сказки" (читать)

 

 "Перевоплощение" (читать)

 



 Практическая часть (читать)

 

Литература (читать)

 

 

 

 


26.08.2017   15.23

Пономарёва Ирина Юрьевна

0

В наше время компьютерных технологий, сказкотерапия очень актуальна. Дети, зачастую ,дома сидят или в телевизоре, или в компьютере, ноутбуках...Родители уже меньше читают детям  сказки и вообще книги. Поэтому нам - воспитателям всё чаще ( и главное в большом колличестве) нужно в садах читать детям книги, сказки.

Когда училась (15 лет назад) у меня была тема курсовой работы : "Использование сказкотерапии для развития связной речи дошкольников". В то время, это было не так актуально, но сейчас, прочитав ваш мастер - класс решила снова воспользоваться этим методом , для работы с детьми.Ваш материал доступен для понимания, практичен, имеются разяснения ( с целями и задачами, ходом занятия).Буду с удовольствием  использовать его в работе. Большое спасибо за материал.

01.02.2017   16.08

Матвеева Анна Александровна

0

Большое спасибо за интересный и познавательный материал!

21.12.2016   15.26

Чудиновская Елена Глебовна

0

 Юлия Васильевна! Работа со сказкой очень интересна и предоставляет массу различных возможностей для развития и воспитания детей. В своей работе сталкиваюсь с тем, что родители практически не читают детям, что приводит к отрицательной динамике в развитии их речи. Показанные Вами приемы работы со сказкой помогают пробудить в детях стремление к творчеству, развить воображение, мышление, речь, сформировать понятие о  нравственных ценностях. Всем советую использовать Ваш опыт работы со сказкой. Спасибо.

08.12.2016   13.20

Дутова Татьяна Николаевна

0

 Здравствуйте, Юлия Васильевна! 

Ваш мастер - класс очень актуален для обучающихся младшего школьного возраста. Наши дети любят компьютерные игры, телефоны и планшеты, а сказкотерапия возвращает их в мир детства, где они должны находиться как можно дольше! Обязательно буду использовать ваши материалы в своей работе с младшими школьниками с ОВЗ. 

Желаем вам не останавливаться на достигнутом!

28.09.2016   15.48

Кочкина Ирина Ивановна

0

 

Уважаемая Юлия Васильевна, здравствуйте! На мой взгляд, тема, затронутая Вами, очень своевременна и актуальна. Особенно в наш "быстрый" век. Когда традиции семейного чтения сведены к минимуму, родителями уделяется мало внимания формированию нравственных качеств у своих деток. Использование сказкотерапии дает нам возможность воздействовать на эмоциональное состояние детей, мотивировать их поступки в условиях социализации. Сказка - уникальный инструмент для развития высших психических функций у детей. Обязательно буду использовать методику сказкотерапии в своей профессиональной деятельности. Спасибо Вам! Творческих Вам успехов!

 

 

28.09.2016   15.45

0

 Уважаемая Юлия Васильевна, здравствуйте! На мой взгляд, тема, затронутая Вами, очень своевременна и актуальна. Особенно в наш "быстрый" век. Когда традиции семейного чтения сведены к минимуму, родителями уделяется мало внимания формированию нравственных качеств у своих деток. Использование сказкотерапии дает нам возможность воздействовать на эмоциональное состояние детей, мотивировать их поступки в условиях социализации. Сказка - уникальный инструмент для развития высших психических функций у детей. Обязательно буду использовать методику сказкотерапии в своей профессиональной деятельности. Спасибо Вам! Творческих Вам успехов!

04.09.2016   18.09

Алдакаева Наталья Георгиевна

0

Юлия Васильевна! Я как учитель русского языка и литературы часто сталкиваюсь с тем, что уже к 5 классу дети не могут в речевой творческой деятельности (письменной или устной) отойти от шаблонности. Они просят зачитать образец какой-нибудь творческой работы, чтобы начать "творить", а получив этот шаблон, с трудом отрываются от него. Не могут посмотреть на ту или иную ситуацию иначе, увидеть что-то свое, найти какую-то изюминку. К 11 классу мы уже имеем, как и требует того Стандарт, человек 30, причёсанных под одну гребенку. Я всегда была убеждена, что именно в детском саду нужно учить детей раскрепощенному творчеству. Очень грустно видеть выставленные для родителей в детском саду рисунки или поделки, выполненные по одному шаблону с разницей только в техничеком исполнении. Уже в этом возрасте, когда у детей бурлит фантазия, взрослые пытаются загнать всех в определённые рамки. И это грустно. Ваш мастер-класс и направлен на развитие непринуждённого детского товрчества. Сказка - это и есть тот богатый материал для формирования у детей желания творить, придумывать, играть, перевоплощаться. Отличным приёмом является создание собственных сказок. По сути это первый шаг к тому, чтобы избавиться от злосчастного шаблона, и если уж мы говорим о терапии, то это ещё и мощный инструмен формирования личности. Однако СКАЗКОТЕРАПИЯ - это больше метод решения психологических проблем ребёнка. Хотелось бы увидеть, как сказкотерапия решает именно эти проблемы, как в процессе создания сказки корректируются именно поведенческие реакции ребёнка. Вот, например, Вы в процессе рисования сказки увидели, что ребёнок очень стеснительный и всё время оказывается в тени. Или что ребёнок сильный лидер и подавляет других. Что нужно сделать? Какую сказку придумать?

24.08.2016   22.53

Лобастова Марина Петровна

0

 Уважаемая Елена Васильевна, спасибо за материалы Вашего мастер-класса. Сказка - самый благодатный материал для обучения и воспитания дошкольников и младших школьников, так как  являет модель мира и содержит в себе нравственный кодекс народа. Желаю Вам и вашим воспитанникам глубокого проникновения в мир сказки и рекомендую познакомиться с книгой Проппа "Морфология волшебной сказки".

23.06.2016   20.10

Аджар Елена Владимировна

0

Уважаемая Юлия Васильевна! Выбранная Вами тема актуальна. Место сказки в детской литературе является объектом научных исследований по русской литературе.Ваш материал представляет практическую воспитательную ценность, поскольку раскрывает особенности детской психологии. В сказке заложено представление о национальном характере. И постижение качеств русского менталитета осуществляется на ранней стадии взросления у ребенка именно через сказочный эпос. Так закладываются в личность основы национального самосознания. Желаю Вам успехов в научном и практическом применении результатов своего исследования.

20.06.2016   16.02

Ведерникова Юлия Васильевна

0

 Большое спасибо! Очень рада, если материал будет для Вас полезен.

19.06.2016   15.53

Головкина Татьяна Александровна

0

 Спасибо, Юлия Васильевна, за очень интересный и полезный мастер-класс. Здорово, когда у детей работает  фантазия. Очень необычно, что через контекст определенной роли, можно понять, что заботит ребенка, его внутренние переживания, вопросы. Обязательно возьму себе на заметку! А вам, творческих успехов!




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru