Главная > Мастер-классы педагогов
Мастер-класс педагога: Вагу Мария Викторовна

 

«ИНСТРУМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ В КАЧЕСТВЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»
 

 


Вагу Мария Викторовна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования № 2 Московского района Санкт-Петербурга
учитель истории и обществознания
высшая квалификационная категория
Сертифицированный тьютор 4Portfolio.ru  

 

 Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с Вами опытом организации дистанционного обучения в социальной сети

Детям цифровой эпохи от самых маленьких дошколят

до студентов вузов привычней, интересней и комфортней

учиться в информационно-образовательном пространстве

Интернет, чем работать с карандашом и бумагой!


 Пояснительная записка

 Реализация проекта portfolio.ru позволила разрешить противоречие между бурным развитием инструментария социальных сетей, совершенствованием технических возможностей средств телекоммуникаций, программных и аппаратных решений для наглядного представления больших объемов текстовой, аудио и видео информации в сетях, возможностями эффективной организации информационной деятельности и информационного взаимодействия между пользователями сетей, с одной стороны, и недостаточным уровнем использования инструментария социальных сетей для создания в сети своего контента, представления его, обсуждения и общественной оценки личностных, учебных, научных, профессиональных достижений пользователей, с другой стороны.

Современные платформы для ДО представляют широкий спектр инструментария для организации качественного обучения. Но один существенный недостаток все-таки следует отметить. LMS ориентированы на размещение преподавательского контента. Студенту или ученику дается право отсылать свои работы по электронной почте и участвовать в дискуссиях. Но этого явно мало! Из этой цепочки незаметно выпал контент обучаемого. А ведь ему тоже необходимо дать почувствовать себя творцом!
Именно этот недостаток компенсирует инструментарий социальной сети 4portfolio.ru - бесплатного конструктора сайта, сайта-портфолио.
Хочу поделиться своим опытом по созданию урок в социальной сети 4 portfolio.ru с помощью моего сайта учителя «Педагогический поиск. Сайт учителя истории и обществознания Вагу Марии Викторовны».
 
         

 

 

Методические и дидактические материалы

 Для каждого педагога всё более остро встаёт вопрос об организации собственной площадки для проведения дистанционного образования учащихся. Платформы для создания собственной обучающей площадки можно разделить на три группы: на базе социальной сети, блогосервиса и независимого хостинга. Каждый педагог выбирает свой путь в создании образовательного ресурса.

Современные платформы для ДО представляют широкий спектр инструментария для организации качественного обучения. Но один существенный недостаток все-таки следует отметить. LMS ориентированы на размещение преподавательского контента. Студенту или ученику дается право отсылать свои работы по электронной почте и участвовать в дискуссиях. Но этого явно мало! Из этой цепочки незаметно выпал контент обучаемого. А ведь ему тоже необходимо дать почувствовать себя творцом!
Именно этот недостаток компенсирует инструментарий социльной сети 4portfolio.ru - бесплатного конструктора сайта, сайта-портфолио.
В социальной сети 4portfolio.ru обучаемый имеет возможность создать бесплатно, быстро и просто веб-порфолио, которое включает: многостраничный сайт + закрытое от посторонних глаз персональное пространство (копилка файлов, записные книжки, конструктор планов и задач и пр) + весь инструментарий социальной сети для создания сообществ, общения в чатах и пр.
В социальной сети 4Portfolio.ru созданы следующие разделы для организации дистанционного обучения:
История России с древнейших времён до наших дней ссылка 
1.       Образование Древнерусского государства ссылка
2.       Феодальная раздробленность ссылка 
3.       Объединение русских земель вокруг Москвы ссылка 
4.       Феодальная война II четверти XV века ссылка 
5.       Московия при Иване III ссылка 
6.       Иван Грозный ссылка  
7.       Смутное время ссылка  
8.       Бунташный век ссылка  
9.       Россия к концу XVII века ссылка   
10.    Эпоха Петра Великого  ссылка  
11.    Дворцовые перевороты  ссылка  
12.   Николай I ссылка 
13.   Общественное движение II четверти XIX века ссылка         
14.   Крымская война ссылка 
15.   Александр II Освободитель ссылка         
16.   Общественное движение II половины XIX века ссылка                                     
Общество Знаний  ссылка                                                                                                                    
1.       Сознание и деятельность  ссылка                                                                                                                    
2.       Человек и общество ссылка                                                                                                                 
3.       Духовная сфера общества  ссылка                                                                                                                     
4.       Экономическая сфера общества   ссылка 
5.       Политическая сфера общества  ссылка 
Хронограф всемирной истории   
1.       Первобытная эпоха ссылка       
2.       Первые государства Древнего мира ссылка           
3.       Древняя Греция ссылка                                                          
Методические разработки
1.       От первобытности к цивилизации  ссылка                                                                      
2.       Ранняя республика в Риме ссылка 
3.       Виртуальная экскурсия "Готические соборы Западной Европы" ссылка     
4.       Веб-квест "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" ссылка     
5.       Викторина по истории России. XVIII век ссылка
6.       "Чьё имя останется в веках" (технология "Проектная задача") ссылка                                               
Онлайн тесты для учащихся на «Педагогический поиск. Сайт учителя истории и обществознания Вагу Марии Викторовны»  ссылка  

  Методические рекомендации 

ДИCТАНЦИОННЫЙ УРОК «ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ К ЦИВИЛИЗАЦИИ»

(для обучающихся 10 класса, возможно использование для любого УМК)

Какие элементы должны присутствовать при разработки дистанционного урока? Попытаюсь продемонстрировать на примере дистанционного урока «От первобытности к цивилизации», который размещён в открытом доступе в социальной сети 4Portfolio.ru   ссылка    
Обязательно размещаю анонс урока, в котором учитель объясняет почему так важно изучить тему. Дистанционный урок отличается от классического прежде всего тем, что необходимо и целесообразно прописывать четко и пошагово инструкцию для обучающегося.

Подготовительный этап урока трудоёмкий для педагога, но зато этот урок можно использовать в следующем учебном году. Обязательно надо размещать дополнительный справочный материал-карты, схемы, хронологию, файлы (презентации, буклеты и т.д.), полезные ссылки, глоссарий.

В социальной сети 4portfolio.ru обучаемый имеет возможность создать веб-порфолио, которое включает: многостраничный сайт и закрытое от посторонних глаз персональное пространство - копилка файлов, записные книжки, конструктор планов.

Обучаемый размещает на страничках веб-портфолио свои контрольные работы, доклады, эссе, рефераты. Педагогу целесообразно чётко прописывать инструкции по выполнению заданий. Приведу несколько примеров инструктажа:

Задание 1.

Вы видите 3 схемы социально-политической структуры древневосточных обществ. Составьте схему социально-политической структуры Древнего Египта. Файл с выполненным заданием разместите на страничке "Загадочный Египет" в своём веб-портфолио.

Выполненное задание 1 назовите (Задание1_ФИ) и разместите на страничке "Загадочный Египет". Тип файла может быть jpg, png, а также слайд презентации PowerPoint, Word, Excel.

Задание 2.

Скачайте презентацию "Великие пирамиды Египта"и выполните тест. Затем в «Мой компьютер», на диск D, будет находиться созданный файл test.txt. По умолчанию файл откроется в текстовом редакторе Блокнот и будет содержать данные о выполнении теста (ФИ учащегося, класс, отметка, количество правильных ответов, время выполнения теста). Сохраните этот документ как Задание2_ФИ и разместите на страничке своего веб-портфолио.

Обучающиеся являются членами учебного сообщества и могут видеть работы друг друга. Это сильно влияет на мотивацию учеников, т.к. они свою работу увидит не только учитель, но и одноклассники, поэтому необходимо постараться и выполнить задание хорошо. Имеется возможность комментировать и обсуждать работы друг друга, что позволяет повысить объективность отметки.

 

Учитель имеет возможность заинтересовать учащихся и инструменты социальной сети позволяют это сделать, т.к. педагог имеет возможность организовывать конкурсы, конференции, семинары. Приведу следующие примеры:

Вариант 1.

Вступите в учебное сообщество "Делаем кроссенсы", на форуме откройте Конференция "Загадочные пирамиды" и разместите своё выступление. Не забывайте комментировать выступления своих одноклассников.

Вариант 2.

Создайте кроссенс и разместите его на форуме "Предлагаем свой кроссенс" в сообществе "Делаем кроссенсы". В этом разделе форуме Вы можете разместить изображение своего кроссенс (вставить URL) и установите размере (желательно не более 200х200), затем кликни ЛКМ по изображению и добавьте ссылку (URL) на Ваш кроссенс. В заголовке напишите название кроссенса и Ваши ФИ. (Кроссенс "___" ФИ).

Но самое удивительное - обучаемые данный подход к размещению контента восприняли как данность, как привычную форму сетевого взаимодействия. Но эта данность позволила повысить мотивацию обучаемых, уровень выполненных контрольных работ. Значит данный подход следует тиражировать и дальше в отечественной системе образования, также, как он растиражирован в системе образования США, Великобритании, Новой Зеландии и других странах.

«ПЕРЕВЁРНУТЫЙ КЛАСС»
(на примере раздела социальной сети 4Portfolio.ru
«История России с древнейших времен до наших дней»).
Раздел социальной сети 4Portfolio.ru находится в разработке и постоянно пополняется, на данный момент созданы следующие страницы:
История России с древнейших времён до наших дней ссылка 
1.       Образование Древнерусского государства ссылка
2.       Феодальная раздробленность ссылка 
3.       Объединение русских земель вокруг Москвы ссылка 
4.       Феодальная война II четверти XV века ссылка 
5.       Московия при Иване III ссылка 
6.       Иван Грозный ссылка  
7.       Смутное время ссылка  
8.       Бунташный век ссылка  
9.       Россия к концу XVII века ссылка   
10.   Эпоха Петра Великого  ссылка 
11.   Дворцовые перевороты  ссылка
12.   Николай I ссылка 
13.   Общественное движение II четверти XIX века ссылка         
14.   Крымская война ссылка 
15.   Александр II Освободитель ссылка         
16.   Общественное движение II половины XIX века ссылка                                     
                                                       
В любой модели смешанного обучения предусмотрена работа ученика с электронным ресурсом, и в любом случае в основе работы с электронным ресурсом должна лежать педагогическая технология. Именно модели смешанного обучения позволяют оптимизировать процесс обучения и высвобождать время для разных видов деятельности. Подобное обучение предусматривает большое количество ресурсов и прописанных алгоритмов к выполнению заданий, примеры задач и образцы их выполнения.
ОНЛАЙН-ТЕСТЫ
Прикрепленные к сайту интерактивные тесты (каждая страница раздела имеет ссылку на онлайн тест на моём сайте «Педагогический поиск. Сайт учителя истории и обществознания Вагу Марии Викторовны»  ссылка ). После выполнения теста учащийся видит комментарий и свою отметку. Результаты тестирования отправляются на электронную почту ученика, в некоторых случаях есть возможность повторного прохождения тестирования. Учитель видит в своей панели управления сайта результаты и время каждого ученика, который участвовал в тестировании.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕСТЫ
Также использую возможность применять электронные тесты для учащихся, созданные с помощью конструктора тестов easyQuizzy (задания на выбор одного или нескольких правильных ответов, установление соответствия, краткого ответа и т.д.).
Тесты составлены на основе тематических тренировочных заданий для подготовке к ЕГЭ по истории обществознанию. (автор Г.И.Аверьянова).
Готовыми тестами можно пользоваться практически на любом компьютере. Использование тестовых заданий позволяет учителю определить, как ученики овладевают знаниями, умениями и навыками, а также проанализировать свою педагогическую деятельность. Учащиеся смогут узнать о своих достижениях или пробелах в учении, сравнивать свои результаты с эталоном, тем самым у школьников развивается самоконтроль. По окончании теста, учащийся получает оценку. Формируется отчет по результатам прохождения теста, который можно сохранить или распечатать.
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ, СОЗДАНЫЙ С ПОМОЩЬЮ СЕРВИСОВ
Выбрав среди большого разнообразия бесплатных хостингов и сервисов, учитель сам создает свой сайт, размещая на нем учебный материал, прикрепляя интерактивные модули, используя внешние ресурсы.  Например, на странице «Бунташный век»  ссылка  можно увидеть предложенные для обучающихся ребус (создан с помощью Генератора ребусов ссылка ) и пазл (ссылка).
ВИДЕО
Учащимся предлагают ознакомиться с материалами урока заранее, до урока. Ученик может смотреть в удобное время и несколько раз, чтобы разобраться в изучаемом материале. Обучающийся  может обратиться к учебнику и дополнительным ресурсам. Учитель прилагает к видеоматериалу несколько вопросов или небольшой тест для мониторинга освоения учебного материала. По ответам детей он видит уровень понимания нового материала. Возможные варианты мониторинга освоения нового материала:
Видео на странице «Феодальная раздробленность» ссылка
Просмотрите видео "Феодальная раздробленность и составьте несколько вопросов (не менее одного по каждому из важнейших регионов времен феодальной раздробленности на Руси):
1. Владимиро-Суздальское княжество
2. Галицко-Волынское княжество
3. Новгородская земля
Видео на странице «Смутное время» ссылка
Электронный тест «Смутное время»
Выполните тест, сохраните отчет о прохождении теста и разместите на странице "Смутное время", которую Вы создали в своём портфолио. Тест состоит из 15 вопросов, время прохождения - 10 мин.
Задания на выбор одного или нескольких правильных ответов, установление соответствия, правильной хронологической последовательности, краткого ответа
Видео на странице «Бунташный век» ссылка
Ведение «Дневника просмотра учебного видео»
Название
видео
материала
Производитель
(правообладатель)
Дата
просмотра
Краткое
изложение
видео
материала
 
 
 
 
 
 
Видео на странице «Россия к концу XVII века» ссылка
По результатам просмотра фильма ответьте на следующие вопросы:
1. Перечислите преобразования, которые провел в России царь Фёдор Алексеевич Романов.
2. Дайте характеристику деятельности Василия Галицина.
3.Какие предметы вошли в учебный план Славяно-греко-латинской Академии? Когда было открыто это учебное заведение? Назовите первых учителей Академии.
4. Составьте хронику падения власти царевны Софьи.
5. Каковы причины и итоги стрелецкого бунта 1698 года?
 На уроке ученики выполняют задания и закрепляют изученный дома материал, работая в группах или индивидуально.

БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ НА КОРАБЛЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Заполнение бортового журнала заключается в следующем. Обучающимся сообщается тема статьи, видеофрагмента и т.д. Обучающиеся заполняют графу "Что мне известно по этой теме?" и формулируют вопросы что они хотели бы узнать. Работая над учебным материалом заполняется графа "Что нового я узнал".

Что мне известно по данной теме?

Что я хотел бы узнать по этой теме из текста?

Что нового я узнал из текста?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По итогам работы обучающийся может ответить на вопросы:

- что вызвало трудности при изучении

- как изменилось представление по изученной теме

- на какие вопросы не получил ответа и т.д.

Очень важно, чтобы приём “Бортовой журнал” использовался разумно. По справедливому замечанию одного из российских популяризаторов технологии критического мышления И.О. Загашева, вряд ли “Бортовой журнал” подойдёт при изучении тем, изобилующих конкретными фактами, датами, цифрами.

Если материал лекции переполнен информацией «на запоминание» (факты, даты), то лучше использовать другую стратегию.

«Бортовой журнал» лучше всего годится для занятий, где необходимо ознакомиться с какими-то концепциями, идеями.

 На уроке ученики выполняют задания и закрепляют изученный дома материал, работая в группах или индивидуально.

Функционал социальной сети 4portfolio.ru позволяет давать задания и делать комментарии по тексту выполненных работ.  В группах, которые созданы для работы обучающихся можно публиковать сроки выполнения заданий, поощрять лучших учащихся (грамота за активное участие, свидетельство о размещении материала или создании странички), проводить конференции на форуме.
СОВЕТ! Разошлите родителям учащихся письма по электронной почте, чтобы разъяснить смысл новой модели обучения; будьте готовы ответить на возникшие вопросы.
Презентации:
1.       Инструменты социальной сети в качестве образовательной платформы СКАЧАТЬ
2.       «Перевёрнутый класс» как одна из форм смешанного обучения: от теории к практике СКАЧАТЬ
 

 

 

 


Скан-копия рецензии    

 

Уважаемые коллеги! Если Вас заинтересовала тема мастер-класса, то приглашаю к общению. Буду рада, если оставите комментарии!

 


16.11.2015   15.29

Рудакова Марина Михайловна

1

 Мария Викторовна! Вы гордость нашего профессионального сообщества. Спасибо за мастер-класс.  Как всегда четко, конкретно, реализуемо.

09.12.2015   01.40

Вагу Мария Викторовна

0

Марина Михайловна, очень приятно было прочитать Ваш комментарий

29.10.2015   21.00

Мухлынина Татьяна Валерьевна

0

 Добрый день, Мария Викторовна! 

Я тоже из Санкт-Петербурга.  Давно думаю над тем, как внедрить дистанционное обучение и методическую поддержку для педагогов, на какой платформе это сделать. и, главное, сделать так, чтобы это было востребованно ими и полезно им. Проблема в занятости педагогов, во времени, которую педагоги тратят на дорогу, чтобы получить ту же методическую консультацию, тогда как занятия у них, например, во второй половине дня. А помогать надо)  Начала пока просто с группы В контакте. Общаюсь с ними, естественно, и по электронной почте. Прочитала Ваш мастер-класс. Почерпнула много полезного для себя и очень хочу пообщаться по этому поводу, получить от Вас консультации, если, конечно, можно. Знаю, что на днях будет конференция по дистанционному обучению. Вы там будете?

09.12.2015   01.39

Вагу Мария Викторовна

0

Большое спасибо, Татьяна Валерьевна, за добрые слова. Недавно проводила мастер-класс по данной теме в Московском районе. Было бы очень здорово с вами пообщаться. Можете писать мне на 4 портфолио или http://vagu-m-v.narod.ru/index/kontakty/0-42.

02.06.2015   20.18

Колотова Александра Аркадьевна

0

 Уважаемая Мария Викторовна! Приглашаю Вас на мастер-класс «Музыкальный театр». Спасибо.

30.05.2015   13.36

Вагу Мария Викторовна

0

Марина Владимировна, спасибо за отзыв. На сайте 4Potfolio.ru можно разрабатывать уроки, проводить конференции и конкурсы по любому предмету. Единственный "минус" в том, что без интернета работать нет возможности.

С уважением Мария Викторовна

28.05.2015   00.35

Корепанова Марина Владимировна

0

 Здравствуйте, Мария Викторовна. Покорена и "снимаю шляпу" перед вашей работой. Ваш мастер-класс просто стимулятор в работе. Пробуждает желание преодолеть все трудности. А если в классе нет интернета, то возможен вариант работы учащихся на домашних компьютерах? На этом сайте можно разрабатывать уроки по любому предмету? Огромное вам спасибо за информацию. С уважением Марина Владимировна.

16.04.2015   14.11

Вагу Мария Викторовна

0

Уважаемые коллеги!

Благодарю за отзывы! Скорость интеренета и наличие ПК у обучающихся имеют значение, но это не является главным. По моему опыту данную технологию лучше использовать в старших классах (в соответствии со спецификой ОУ я её применяю в экстернатных группах, у меня их -8). На 4Portfolio.ru есть учителя, которые успешно работают со своими учениками по модели "Перевёрнутый класс". Самое главное -это изменение психологии не только учителя, но и учеников, коллег, администрации и родителей. Учителя люди творческие, любят пробовать и внедят в учебный процесс различные технологии, я стараюсь с коллегами делиться опытом (1 раз в месяц провожу вебинары) www.teacher-pro.ru/uchitelyu/obobschenie/obshchee/obshchee/seminar-smeshannoe-obuchenie-problemy-i-perspektivy. Заинтересовавшихся приглашаю к общению.

09.04.2015   21.19

Колотова Александра Аркадьевна

0

Уважаемая Мария Викторовна! Как же здорово, что есть такие педагоги как Вы, у которых можно многому поучиться! Среди музыкантов только начинается путь к дистанционному обучению, в основном время уходит на занятия непосредственно на музыкальном инструменте, но нужно понять настоящее время и двигаться в образовании и в том направлении, которое предлагаете Вы. Учащимся и преподавателю от этого только польза, не будет провалов в обучении у детей, а педагог не будет чувствовать себя устаревшим. Учиться вместе с учащимися, уметь обучать по-новому - вот чему научили меня Ваши мастер-классы. Спасибо за великолепную учебу!!!

05.04.2015   18.26

Емельянова Юлия Олеговна

0

Мария Викторовна! Спасибо за Ваш мастер-класс, очень интересно! Год назад одному финалисту "Учитель года" задали вопрос: "Социальная сеть - это вред или благо?" На что он ответил: "Благо наверно... Я же могу жене написать...Еще пиццу заказать..." Вот слава Богу, что есть такие педагоги, как Вы! Отличный ответ на вопрос о социальных сетях, их вреде и пользе. Отличные советы, содержательные примеры того,  как это можно сделать. Насыщенный мастер-класс, уверена, что историки будут покорены и тем материалом, что Вы предлагаете для изучения.

28.03.2015   17.51

Ефименко Наталья Викторовна

0

 Мария Викторовна! Я в восхищении!!! Вот это называется шагать в ногу со временем!!! К сожалению, живя в глубинке, очень далёкой от сверхскоросного Интернета, пока могу только мечтать о таком. Очень хочу рассказать учителям истории нашей школы о Вашем опыте. Надеюсь, что и мы когда-нибудь сумеем воспользоваться Вашими советами!!! А пока заходите в гости на мою страничку "Приёмы проблемного и интенсивного обучения на уроках литературы". Может, для Вас что-нибудь будет интересно. Желаю творческих удач!!!

С уважением Ефименко Наталья Викторовна




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru