Главная > Мастер-классы педагогов


Наши мероприятия и повышение квалификации
  1. Модульная модель ПК (дистанционная) >>
  2. Презентация всех моделей повышения квалификации на английском языке >>

Актуально
  1. Мастерская педагогического опыта >>
  2. Всероссийские предметные методические объединения >>
  3. Рецензии авторских материалов и программ развития школ >>
  4. Благодарственные письма 2016 - 2017 >>
До конца регистрации осталось менее 15 дней:
  1. Конкурс «Школьный проект» >>
Профессиональные педагогические конкурсы:
  1. Конкурс «Творческий урок» >>
  2. Конкурс «Здоровье детей - богатство нации» >>
  3. Конкурс «Мозаика презентаций» >>
  4. Конкурс «Учитель – моё профессиональное призвание» >>
Открытые конкурсы для дошкольников и школьников:
Сетевые проекты:
  1. Проект «Электронное портфолио педагога» >>
  2. Проект «Текстовый редактор Word: кроссворды и тесты» >>
Конференции:
Олимпиады:

Мастер-класс педагога: Дербенева Светлана Витальевна

Проектная деятельность на уроках физической культуры


Дербенева Светлана Витальевна

учитель физической культуры,

высшей квалификационной категории

МАОУ "СОШ с УИОП №3", г. Березники, Пермский край


  Пояснительная записка

      Модернизация российского образования принесла в школу много значительных изменений, как для учеников, так и для учителей. Изменились цели образования; результатом обучения должен стать ученик, способный создавать собственный продукт и нести за него ответственность. В процессе школьного обучения всё больше стали применяться не использовавшиеся ранее методы (проектный, исследовательский).
    Согласно требованиям ФГОС образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы».
     Важнейшее требование современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм. Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для учащихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. Учащиеся делятся на основную, подготовительную и специальную группы. Ученикам с подготовительной и специальной группой можно заниматься с ограничениями. Помимо этого учащиеся болеют, а затем их освобождают от уроков физической культуры на некоторый срок. Все временно освобожденные должны быть аттестованы по предмету физическая культура. Один из вариантов решения данной проблемы – это использование проектной деятельности на уроках.
     Новые требования современное образование предъявляет и к самому педагогу – это разработка и реализация собственных проектов, руководство проектной деятельностью учащихся.
      Итак, актуальность можно обосновать следующими положениями:
1.     Требование ФГОС.
2.     Аттестация учеников с ослабленным здоровьем.
3.     Аттестация самого педагога.
 
Цель мастер-класса: познакомить учителей физической культуры  с опытом работы по теме «Проектная деятельность на уроках физической культуры»
 
1.   Краткая теория вопроса
 
Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата
Выполнение проекта составляет проектную деятельность.
 
Требования, предъявляемые к проектам:
  • в проекте должна быть решена какая-либо проблема;
  • проводится исследовательская работа;
  • проект выполняется самостоятельно учащимися;
  • учитель исполняет роль, консультанта;
  • результаты проекта должны иметь практическую значимость;
  • в конце проекта необходимо проанализировать, что получилось, а что нет.
Этапы работы над проектом
  •  выявление (видение) проблемы;
  •  постановка (формулирование) проблемы;
  •  формулирование предмета как объекта исследования, постановка цели;
  • прояснение неясных вопросов;
  •  формулирование гипотезы;
  •  планирование и разработка учебных действий;
  • выбор методов исследования;
  •  сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);
  • проведение исследования;
  •  анализ и синтез собранных данных;
  •  сопоставление полученных данных и умозаключений;
  •  обработка результатов;
  • проверка гипотез;
  •  подготовка, написание работы;
  •  структура текста;
  •  публичная защита.
 
2.   Проект учителя
 
     Работу по теме «Проектная деятельность на уроках физической культуры» я начала с написания собственного проекта, который называется «Проектная деятельность на уроке физической культуры» для детей с ослабленным здоровьем» (скачать).
 
Целевая группа проекта: учащиеся 8-11 классов.
 
Проблемы, решаемые в рамках данного проекта:
  • Аттестации учеников с ослабленным здоровьем.
  •  Приобретение опыта проектной деятельности.
  •  Получение теоретических знаний в области физической культуры.
Цель проекта: обучение школьников умениям и навыкам исследовательской работы, создание условий для аттестации ученика по предмету
Задачи:
1.   Развитие способности у учащихся аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал.
2. Знакомство учащихся с методами исследования и выработка умения выбирать конкретные методы и методики, необходимые в собственном исследовании.
3.   Овладение учащимися способностью формулировать проблему и гипотезу исследования.
4.   Обучение формам представления основных результатов исследовательской работы учащихся.
 
      Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.
Способы достижения результата:
1.     Сообщение.
2.     Реферат.
3.     Инструкция по выполнению двигательного действия.
4.     Спортивный кроссворд.
5.     Презентация.
6.     Тест.
7.     Творческая работа.
8.     Проект.
Далее я написала план мероприятий по реализации проекта (стр. 4).
 
Ожидаемые результаты проекта
      Исследовательская работа в основном направлена на такие практические умения, как: поставить и сформулировать проблему исследования; умение выдвинуть и теоретически обосновать гипотезу; наметить план работы; провести исследование; обработать и проанализировать данные; написать научный доклад или статью; публично защитить основные тезисы исследования.
Формирование исследовательских умений и навыков:
8–9 классы
·        умение под руководством педагога выбирать тему учебного исследования;
·        формулировать цели и задачи исследования;
·        умение определять возможные методы решения несложной проблемы;
·        умение подбора литературы, источников, которые относятся к исследуемому вопросу;
·        умение составления БД (базы данных);
·        умение составления раздела «Состояние вопроса».
10 - 11 класс
·        формулировать актуальность данного учебного исследования;
·        проводить обзор литературы по теме исследования;
·        умение самостоятельно выдвигать гипотезу учебного проекта или исследования;
·        связывать темы исследования с аналогичными учебными темами школьных курсов;
·        умение определять возможные методы исследования;
·        написать самостоятельно тезисы по учебному исследованию;
·        умение защитить результаты работы на школьной конференции.
 
Требования к ученику: мотивационный выбор темы исследования; интерес к научному познанию, к экспериментальной работе.
День для работы учителя с учениками – понедельник 14.00-16.00. Общение происходит через электронную почту, в течение недели.

Апробация проекта в 2013-2014 уч. году
 
В ходе реализации проекта получены следующие результаты:
  • аттестованы все ученики по предмету физическая культура;
  • создан банк работ учеников 2013-2014 уч. года.;
  • две ученицы приняли участие в школьной научно-практической конференции: Спицына Надя 10 «б», Кукава Алена 11 «а» (обе девочки были освобождены от уроков физкультуры; годовая оценка «5»);
  •  ученица 10 «б» Веселкина Влада написала проект, где нашла взаимосвязь физической культуры и физики. Она выступила с ним и заняла III место на городском фестивале «Золотой электрон»; III место на 2 открытой конференции «Потенциал», I место во всероссийском дистанционном конкурсе «Школьный проект».
Результаты проекта 2014-2015 уч. год:
  • проект «Искусство и спорт» Хабаровой Елены, 10 «б». III место во всероссийском открытом конкурсе «Планета увлечений».
  • проект «Школьный праздник-2014» Спицыной Надежды, 11 «б». Участница открытого всероссийского конкурса школьной фотографии, городского конкурса «Мы за здоровый образ жизни». Работа - «Школьный турслет».
  • проект Фото-шоу «Здоровый образ жизни – это наш выбор» Спицыной Надежды, 11 «б». II место во всероссийском открытом конкурсе «Все о здоровье», победитель городского конкурса «Мы за здоровый образ жизни».
  • проект «Связь физической культуры и спорта с искусством» Хабаровой Елены,10 «б». Победитель школьного конкурса научно-исследовательских работ учащихся.
  
3.   О проектной деятельности учеников
 
       В работе использую принцип от простого к сложному.
     На уроках дети любят задавать вопросы, на которые  даю возможность ответ найти самостоятельно. Сообщение – это небольшое исследование ответ на вопрос, заданный на уроке. С сообщениями ребята выступают  в начале урока. Примеры тем сообщений: «Зачем нужна разминка?», «Чем отличается зарядка от разминки?», «Вред и польза капроновых колготок!?» и другие.
 
     Инструкция по выполнению двигательного действия - помогает понять суть движения. Составление инструкций очень интересный вид деятельности. Данное задание можно применять не только с освобожденными учениками, но и с учениками, у которых что-либо не получается. Например, у ребенка не получается верхний прием и передача мяча в волейболе.  Он составляет инструкцию. Задание можно дать нескольким ученикам, а затем обсудить вместе результат и исправить ошибки. Ученик по этой инструкции может научить одноклассника (инструкция в печатном виде - скачать,  инструкция в виде презентации - скачать).
 
      Реферат - подготовка к написанию проекта, элемент проекта. Реферат обычно пишут ученики, которые освобождены от урока на 2-4 недели. Это  краткосрочный проект (пример реферата - скачать).  При выполнении реферата ученикам выдается инструкция по правилам его оформления  (скачать).
 
     Презентация - ученики приступаю к ее выполнению после освоения программы Power Point на уроках информатики. Презентации можно составлять в виде справочного материала (получение учеником знаний о себе, знаний из области физической культуры, истории спорта, правил игры и т.д.) или в виде тестовых заданий (пример 1 - скачать, пример 2 -  скачать).
 
    При написании сообщения, инструкции, реферата, презентации вместе с получением информации ученик учится правильно излагать материал, оформлять его, выступать перед одноклассниками.
      За свою работу ученик получает три оценки: содержание, правильное оформление, изложение материала и ответы на вопросы.
 
      Кроссворды – составленные учениками кросворды, используются учителем как задание на уроках для освобожденных учеников (пример кроссворда - скачать).
 
     Составление комплексов упражнений, игры – результаты таких заданий используются учителем для работы (пример комплекса упражнений - скачать; пример игр - скачать).
 
     И наконец, самое трудоемкое – это написание проекта. Проект дает возможность формирования у учащихся основ культуры исследовательской деятельности  (требование ФГОС).  Заканчивается работа над проектом его защитой. Представляя свой проект, учащиеся осознают, что стало результатом их работы. Важно, чтобы ребенок, готовясь к «защите» учился анализировать свои действия, и на основе этого принимать новые решения. Рекомендации по написанию проекта - скачать;  пример проекта ученицы - скачать.
 
     Для работы я составила примерные темы исследовательских работ, которые разделены по видам программы по физической культуре (скачать). Данные темы являются не обязательными. Они служат неким ориентиром. У учеников, которые хотят писать проект, я всегда спрашиваю: «Что тебе интересно?». Затем мы вместе думаем, как можно связать его увлечение или интерес с физической культурой, здоровьем, движением.
 
Выводы:
1.    Проектные работы могут выполнять учащиеся, относящиеся к любой группе здоровья, освобожденные от уроков физической культуры, чтобы не просто получить оценку, но, прежде всего, почувствовать свою причастность к спорту, более активно использовать в своей жизни физические упражнения.
2.     Материалы проектов могут использоваться для проведения Олимпийских уроков, создания стендов, подготовки различных мероприятий и др.
3.     Материалы проектов могут использоваться учителями-предметниками для проведения метапредметных уроков.
4.     Ученики и учитель  получают опыт проектной деятельности, который пригодится им в дальнейшем.
 
     В планах на будущее у меня использовать материалы учеников и свои материалы для составления сборника заданий для освобожденных учащихся.
 
4. Методические рекомендации

      Представленные методические разработки могут быть применены в качестве помощи для учителей физической культуры.

Уважаемые коллеги, думаю, что и у Вас есть чем поделиться. Буду рада общению с Вами. 

 
 
Наши достижения
 
                                                        
 
 
 
   
 
     
 

 


20.12.2016   23.25

Бузмаков Сергей Геннадьевич

0

 Здравствуйте, Светлана Витальевна. Ваша методическая разработка помогла мне освоить технологию организации проектной деятельности в рамках занятий по физкультуре. Учитывая то, что современное образование ищет новые подходы и приемы в преподавании, позволяющие активизировать исследовательскую и творческую деятельность учащихся, считаю ваши наработки весьма актуальными и полезными. Судовольствием буду использовать их в своей практике. Успехов вам в работе.

С уважением, инструктор по плаванию Бузмаков Сергей Геннадьевич. 

24.03.2016   15.20

Жеребцов Сергей Васильевич

0

Уважаемая Светлана Витальевна, ваш мастер-класс помог решить мне одну из проблем успеваемости учащихся в нашей школе, которые по причине физического состояния не могут в полном объеме освоить программу по физической культуре. Я взял на вооружение идеи и материал вашего мастер-класса. Спасибо Вам, что вы опубликовали свою работу в открытом доступе и даете возможность пользоваться ей

11.03.2016   00.50

Столяров Петр Владимирович

0

Уважаемая Светлана Витальевна, посетив Ваш мастер-класс, я сделал для вывод, что наша профессия очень многогранна и требует от нас постоянного обучения новым технологиям. Спасибо вам, что Вы затронули проблему проектной деятельности на уроках физкультуры, обязательно использую материалы мастер-класса.

03.06.2015   10.44

Кычкина Сардана Михайловна

0

 Уважаемая Светлана Витальевна!

С развитием нашего общества, педагогической науки развивается и наша педагогическая деятельность.

В современных условиях педагог должен охватить своей работой все категории обучающихся независимо от их физических возможностей и способностей.

Тема Вашего мастер-класса очень актуальная, а представленные материалы очень интересные.

 

Спасибо Вам и удачи!

 

28.05.2015   22.26

Малюков Сергей Алексеевич

0

Уважаемая Светлана Витальевна! Спасибо за Ваш мастер-класс. Давно использую проектную деятельность в работе по направлению (учитель начальных классов). А для уроков физкультуры никак не мог выбрать тему. Изучил мастер-класс, в голове родилась тема. Сделали в классе проект "Моё здоровое утро". Дети писали и про зарядку, и про завтрак, и даже про правильный подъём. Все остались довольны. Спасибо за вдохновение!

08.05.2015   08.39

Андросова Федора Константиновна

0

Уважаемая Светлана Витальевна!

 

Сасибо Вам за очень нужную, познавательную и актуальную разработку. Ваша разработка пригодится в моей дальнейшей работе.

17.05.2015   18.07

Дербенева Светлана Витальевна

0

Здравствуйте, уважаемая Федора Константиновна! Хотелось бы узнать, как у Вас двигается работа по данной теме!? Буду Вам благодарна за информацию.

06.05.2015   20.15

Лисовская Ирина Эдуардовна

0

Уважаемая Светлана Витальевна! Спасибо за интересный, содержательный и очень нужный материал. Проектная деятельность, я думаю, будет интересна не только учащимся, освобождённым от практических занятий. Теоретические сведения также необходимы в процессе физвоспитания.

07.05.2015   20.21

Дербенева Светлана Витальевна

0

Благодарю за отзыв, Ирина Эдуардовна!

30.04.2015   06.23

Немеш Наталья Александровна

0

Уважаемая Светлана Витальевна, ваш мастер-класс интересен и актуален. Тема вашей работы близка моей. Формирование универсальных учебных действий - ориентир новых ФГОС. На каждом предмете мы формируем исследовательское поведение, а это является метапредметной компетенцией. Сейчас это, на мой взгляд, приоритетное направление в педагогике. Желаю Вам творческих успехов! Приглашаю на свой мастер-класс!

07.05.2015   20.19

Дербенева Светлана Витальевна

0

Уважаемая, Наталья Александровна! Спасибо за оценку моей работы и приглашение на Ваш мастер-класс.

18.04.2015   20.46

Дербенева Светлана Витальевна

0

Уважаемая, Екатерна Ивановна! Спасибо за оценку моей работы.

15.04.2015   09.50

Бозванова Екатерина Ивановна

0

 Уважаемая Светлана Витальевна! Спасибо за интересную разработку, в которой Вы рассматриваете актуальную проблему: «Проектная деятельность на уроке физической культуры» для детей с ослабленным здоровьем». Физическое развитие школьника необходимо осуществлять с опорой на глубокие теоретические знания. Попытка развития телесной сферы без прочных знаний обречены, как правило, на неудачу. Поэтому следует прилагать особые усилия, чтобы развивать у школьников стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию, приобретению новых теоретических знаний о строении человека, о видах спорта, которыми занимаются, об умении строить занятия самостоятельно. Желаю успехов в дальнейшей педагогической деятельности. С уважением, Екатерина Ивановна.

12.04.2015   00.09

Дербенева Светлана Витальевна

0

Уважаемая Анна Владимировна! Рада, что материалы оказались полезны. Спасибо за Вашу оценку.

10.04.2015   11.01

Аникина Анна Владимировна

0

Уважаемая Светлана Витальевна! Это очень интересно и познавательно.  Метод проектов — это простор для сотрудничества и проявления совместной творческой инициативы ученика и учителя . Спасибо за методическую копилку по организации проектной деятельности! Обязательно воспользуюсь материалами Вашего масте-класса в своей работе.




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru