Главная > Мастер-классы педагогов

Сайт "Педагогическая планета" размещается по новому адресу: https://planetatspu.ru/

Уважаемые коллеги! Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций присвоила сайту "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТА" Томского государственного педагогического университете статус "Средство массовой информации" (свидетельство).
Мастер-класс педагога: Аникина Анна Владимировна

Нетрадиционная техника рисования "монотипия".


Автор: Аникина Анна Владимировна – педагог дополнительного образования Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Белоярского района «Детский (подростковый) центр г. Белоярский», руководитель кружка «Рисование».
Квалификационная категория: первая квалификационная категория.
Адрес организации: Россия, 628162, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Белоярский, 3 мкр-н, д. 17.
Телефон организации: 8(43670)41220
Е-mail организации: info@detpodrcenter.ru

 


     Уважаемые коллеги! Предлагаю Вам мастер-класс по изучению нетрадиционной техники изображения -  монотипии. Надеюсь мой опыт и знания, методические наработки в данной технике разнообразят и дополнят Вашу работу в области художественного развития детей.

Мастер-класс ориентирован на  педагогическую аудиторию без участия детей.

Данный мастер-класс является одним из серии мастер-классов, направленных на развитие творческих способностей детей по дополнительной образовательной программе кружка «Рисование».

Цель мастер-класса:  познакомить педагогических работников с использованием нетрадиционной техники рисования на занятиях  с детьми младшего школьного возраста.

Задачи мастер-класса:

  •  передать  свой опыт на примере конкретного занятия  путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
  • познакомить педагогов – участников мастер - класса с особенностями работы с детьми по развитию творческих способностей на занятиях по рисованию;
  • показать практическую значимость занятий по декоративно-прикладному искусству, исходя из собственного опыта и наработок


Практическая значимость:

    Возможность найти для каждого участника данного мастер-класса что-то новое. Учить  детей применять технику монотипии, как основу для изображения пейзажа, натюрморта, портрета, а так же для создания открыток, коллажей в декоративном творчестве. Сегодня монотипия является не только инструментом творчества, но так же педагогики и психологии, поскольку занятия подобным творчеством развивают детскую фантазию и пространственное мышление. Эта техника будет полезна для семейного творчества – детям очень понравится работать с переливами цветов и угадывать, что получилось, - ну а взрослых она не может не очаровать своим многообразием, и заодно поможет лучше узнать себя.

   Материал: стекло с обработанными краями или крышечки от CD дисков; тонированная бумага для акварели, акварель или гуашь, кисти №1,5,10; влажные салфетки; вырезанные картинки; гелевые ручки, клей.

Теоретическая часть.

 Краткий обзор тем по декоративно-прикладному искусству и рисованию с использованием нетрадиционных техник и место их в дополнительной образовательной программе «Рисование»; характеристика методов и прием работы.

 Для занятий с детьми я  использую презентацию "Монотипия. Обзор"
Существует множество приемов изображения в данной технике. Вот некоторые из них:

1. Оттиск со стекла или керамической плитки + дорисовка или аппликация.

     

            Для выполнения рисунка в этой технике нужно стекло или пластиковая дощечка размером с лист бумаги, гуашь и широкая кисть.  Быстрыми мазками нанесите краску на стекло.  Например:  для неба  - белую,  голубую,   жёлтую; для моря  -     голубую,  изумрудную, белую. Убедившись,  что краска ещё не высохла,  кладём на стекло лист бумаги и тщательно приглаживаем.       Затем приподняв за край,        осторожно снимите лист.   И вот перед вами готовый пейзаж. Остаётся только тонкой кистью «оживить» его, дорисовав детали (кораблик, чаек).

 2. Печать воздушным шариком + дорисовка или аппликация.

 

Краску наносим на воздушный шарик. Отпечаток на бумагу делаем шариком. Затем можно дополнить изображение, прорисовав или наклеив детали.

3. Печать гладкой поверхностью (крышка от CD диска) + дорисовка. Пятна наносим на гладкую поверхность крышки от CD диска. Крышка выступает в роли печатки на лист бумаги. Затем готовый отпечаток «прорисовываем» краской или гелевыми ручками.

4. Диатипия – отпечаток + продавливание сверху (рисование полочкой или карандашом).

Отпечаток делаем с любой гладкой поверхности, лист снимаем,  после рисуем острой палочкой или карандашом.

         

5. На пене для бритья с использованием цветной туши.

        На лист-основу наносим пену для бритья (тонким слоем), которую разравниваем пластмассовой линейкой. Тушь разводим с водой в палитре. Рисунок делаем на пене кисточкой или палочкой. Далее накладываем на готовую основу чистый плотный лист, слега придавливаем и снимаем с основы. Остатки пены убираем линейкой с готового отпечатка.

 Предлагаю каждому из вас  выполнить отпечаток со стекла на задуманную свободную  тему. А может тема и сюжет вашей работы вдруг откроется вам в уже готовом отпечатке! Итак, приступим!

Пошаговое выполнении монотипии:

1. Краски разведите водой до полужидкого состояния  ( не весь пузырек, а верхний слой). Разная степень густоты дает различные эффекты, поэтому попробуйте разную степень разведения краски.

2. Нанесите краски на стекло (достаточно быстро, чтобы они не высыхали и относительно плотным слоем) кистью. Хотя это можно и сделать руками, пальцами (детям второй вариант больше нравиться).

3.Накройте стекло с красками листком бумаги, плотно прижмите.

4. Самый ответственный момент! Аккуратно оторвите бумагу от стекла (способы можно использовать разные - от угла, с нижнего края, с верхнего края).

5. Далее - самое интересное! Рассмотрите со всех сторон получившиеся отпечатки и найдите для них образы для дальнейшей отрисовки. Я предлагаю сделать несколько оттисков, прежде чем найдете самый удачный для Вас.

6.Доработайте отпечаток (дорисуйте или доклейте детали) или оставьте его в неизменном виде:

 

     

7. Если Вы решили доработатьсвою монотипию, то последовательно нанесите основные контуры, затем заполните неокрашенное пространство черным (ближе к основным линиям рисунка - полностью, а дальше - только обведите и подчеркните детали - пятнышки), как это сделано на моем образце:

А можно и так - дополнить сюжет вырезками из журналов и газет:

 

Наши работы:

 

           

 

        - Уважаемые коллеги, буду рада, если представленная техника вам понравиться и вы разделите со мной свои впечатления о результате.

Рекомендую прочитать:

1.  Дэвид Дэбнер; пер. с англ. В. Е. Бельченко. Школа графического дизайна -М.: РИПОЛ классик, 2007.-192с.

2.  Ковешникова Н. А.. Дизайн : история и теория : учеб. Пособие для студентов архитектур. и дизайн. cпециальностей / -2-е изд., стер. – М.: Изд-во Омега-Л, 2006. – 224 с.

3.  Шимко В. Т. Основы дизайна и средовое проектирование : Учеб. Пособие – М.: Издательство "Архитектура-С", 2004. – 160 с.

4.  http://www.cat-red.com/

5.  http://hiero.ru/

6.  http://kak.ru/

7.  http://www.lookatme.ru/

8.  http://www.monotypy.ru/

 

Рецензия на мастер- класс
 


20.05.2016   11.40

Пащенко Ольга Николаевна

0

Здравствуйте! Я тоже работаю с нетрадиционными техниками рисования и на своей практике могу сказать, что детям очень нравится работать в технике монотипия. Она дает простор для фантазии и воплощения своих замыслов, эмоций. Помогает детям увидеть удивительный мир красок, линий. В вашем мастер-классе увидела несколько новых способов для творческой реализации. Спасибо Вам за интересную информацию.

13.03.2016   20.39

Фаткулина Вера Владимировна

0

 Уважаемая, Анна Владимировна, эта техника рисования мне тоже очень нравится. Она оригинальна, нетрадиционна и проста. Дошкольники ее также часто используют; с помощью нее легко создать ситуацию успеха у ребят и активизировать познавательную активность. Ваша работа обширна и систематична. Большое спасибо за то, что поделились своим опытом и интересными ссылками.

25.12.2015   09.14

Воробьева Ольга Владимировна

0

 Уважаемая Анна Владимировна!

При помощи такой вроде бы не сложной техники у детей получаются настоящие картины. «Монотипия» проста и доступна, что позволяет детям проявить свою индивидуальность и получить хороший результат. Техника улучшает память, развивает воображение, фантазию и мышление дошкольника. Удачи Вам в работе!

С уважением, Воробьева Ольга Владимировна.

19.12.2015   02.39

Михайлюта Валентина Григорьевна

0

Уважаемая Анна Владимировна! Спасибо огромное за то, что вы напомнили мне о техники рисования монотипия. Честно сказать, я о ней слушала давно и видела работы , но никогда не приминяла в работе. И вот предложила своим маленьким воспитанникам - им очень понравилось. И работы ребят поразили как меня, так и родителей.

Монотипия - это одна из простейших нетрадиционных техник рисования, простая, но удивительная. Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую. Полученный отпечаток всегда уникален, т. к. создать две одинаковых работы невозможно. Полученные кляксы можно оставить в первоначальном виде, или продумать подходящий образ и дорисовать недостающие детали. Количество красок в монотипии - любое и это радует, можно создать любой шедевр.А использование пены для бритья и цветной туши меня вообще поразило. Я тоже применила её в своей работе, получила очень интересный результат.

Спасибо за мастер-класс, удачи вам и всего хорошего.

18.11.2015   23.16

Наймушина Марина Евстафьевна

0

 Уважаемая Анна Владимировна. Благодарю за представленную возможность посетить ваш мастер-класс по художественному творчеству. Я работаю в логопедическом детском саду, который посещают дети с ОНР. Проблемы в речевом развитии откладывает отпечаток на весь образовательный процесс в группе. Мои воспитанники скоро пойдут в школу, но сложности в общении со сверстниками,  стеснение в высказываниях, рассуждениях уходят на второй план, когда мы рисуем. В своей практике я широко использую нетрадиционные способы рисования. Монотипия нам знакома, с той лишь разницей, что  мы используем лист бумаги сложенный пополам и акварель. Краску наносим на сгиб бумаги, предварительно задумав предметное или сюжетное изображение. а дорисовка после этого происходит легче, интереснее. Задумав изображение, удобнее располагать капли, пятна  краски. после прижатия половинок листа к дург другу. И дорисовку дети делают самостоятельно, лишь с небольшой помощью (советом) воспитателя. Радует то, что техника жива, дошкольники ее используют. У детей развивается фантазия, воображение. Рисунки получаются яркие, эмоциональные. О содержании хочется говорить, а это самое главное в работе с детьми ОНР. Интересные работы получаются коллективно, используем большие листы бумаги, несколько сгибов. Вот вам и знакомство с симметрией, центром, цветами, оттенками и т.п. Огромное спасибо за ваше творчество, за активность и инициативность в работе с дошкольниками. С уважением М.Е.

27.09.2015   12.27

Романенкова Ирина Александровна

0

Уважаемая, Анна Владимировна. Просмотрев Ваш мастер-класс, была приятно поражена бурной фантазией и необычностью видения цветовых пятен. Сразу после просмотра моя дочь захотела творить в данном направлении и  создать свой "шедевр".  Применение данной техники развивает воображение, творческий потенциал и умение сочетания цветов в изображении. Сразу родилась идея интегрированного занятия , на котором сочетаются монотипия и танцевальное искусство, для передачи разнообразия чувств и  характера героев и персонажей через цветовые пятна и разнообразие сочетания цветов. Все же, как удивителен наш мир, столько всего интересного!Спасибо за раскрытие одной из сторон жизни!

26.09.2015   09.00

Моисеева Раиса Ивановна

0

 Анна Владимировна, здравствуйте! Спасибо, Ваш мастер-класс оставил приятное ощущение - я побывала в детстве. Ведь мы, будучи детьми, часто ставили отпечатки, сравнивали, у кого красивее, интереснее, фантазировали и вовсе не догадывались о том, что занимаемся МОНОТИПИЕЙ, что это вид печатной графики приписывается художнику и гравёру Джованне Кастильоне. Кто нас этому учил? Сейчас и не припомню, может быть сама природа.

Я работаю со слабослышащими младшими школьниками, эту технику в обязательном порядке возьму себе на вооружение, поскольку самое важное, самое первостепенное значение монотипии - развитие воображения у детей. А нашим особенным детям это необходимо как воздух. Спасибо за мастер-класс. Приглашаю в гости к себе, буду рада Вашему посещению моего мастер-класса.

14.08.2015   12.20

Фомина Светлана Валерьевна

0

 В своем мастер-классе Вы очень подробно и обстоятельно описали такую еще редкую технику "монотипия". Иногда мы с ребятами на уроках рисования использовали данную технику и ученикам очень нравилось. Благодаря Вашему мастер-классу я смогу удивить и порадовать своих учеников на уроках ИЗО.

22.06.2015   13.56

Овсиенко Татьяна Евгеньевна

0

 Доброе время суток!

Вы правы, Анна Владимировна. Вся прелесть монотипии в непредсказуемости результатов. Результат такой изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим. Работа каждого ребенка индивидуальна и неповторима. Это зарождает у детей желание, стремление к новому, более творческому отражению ощущений, настроения; способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности. Монотипия - очень интересная техника, и ребятам нравится. Картины в этой технике – это  большой полёт фантазии.

Однако, доработка отпечатка, по-моему мнению, является главной целью урока, и подчиняется задачам урока. Если это урок изобразительной деятельности, то цели и задачи -  формирование  практических умений и навыков  рисования – видение пятна и  прорисовка. Если урок художественного творчества, цели и задачи совершенно иные - получить эмоционально-ценностный опыт и опыт художественно ‑ творческой деятельности – можно воспользоваться доклейкой деталей. Главное не перегрузить работу лишними деталями. В своих уроках использую сочетание квиллинга и монотипии.

Ваш мастер-класс, Анна Владимировна, ещё раз доказывает, что монотипия может быть в одном ряду с традиционными уроками изобразительного искусства.

10.06.2015   17.11

Федотова Анжелика Владимировна

0

 Уважаемая Анна Владимировна, я в восторге от вашего мастер-класса!!!!! Как это здорово, когда есть такие замечательные педагоги, понимающие важность и значимость эстетического развития наших детей.  Очень подробное описание, используемой вами  технологии , позволит многим  педагогам перенять ваш опыт и научить своих учеников выполнять такие шедевры. Огромное спасибо за ваше творчество и замечательное описание технологии. Творческих успехов вам!!!

03.06.2015   10.51

Кычкина Сардана Михайловна

0

 Уважаемая Анна Владимировна!

 

Спасибо огромное за представленную возможность познакомиться с техникой рисования "монотипия".

Я сама реализую программу по технике точечной росписи по стеклу и сейчас думаю "а можно ли две эти техники использовать для создания одной композиции?".

О результатах непременно сообщу Вам.

 

03.06.2015   18.44

Аникина Анна Владимировна

0

Уважаемая Сардана Михайловна! Наверное, это будет очень интересно! Очень хочу узнать от Вас  о результатах данного творческого проекта! Спасибо!

02.06.2015   20.13

Колотова Александра Аркадьевна

0

Уважаемая Анна Владимировна! Приглашаю Вас на мастер-класс "Музыкальный  театр". Спасибо.

03.06.2015   18.49

Аникина Анна Владимировна

0

Уважаемая Александра Аркадьевна! Спасибо за приглашение посетить Ваш мастер-класс! Я с удовольствием побываю на нем!

12.05.2015   21.21

Веретенникова Елена Анатольевна

1

 Здравствуйте, Анна Владимировна. Спасибо за представленный материал. Очень пригодится в работе. А мы с учениками ещё используем осенние листья, нанося на них сразу несколько оттенков цвета. А затем печатаем на лист бумаги, где заранее нарисован кувшин или ваза. Тоже получаются интересные работы. Желаю успехов в творческой работе!

12.05.2015   22.35

Аникина Анна Владимировна

0

 Здравствуйте, Елена Анатольевна! Вы правы, отпечатки листьев - это тоже разновидность монотипии. Я на своих занятиях тоже использую этот прием. Совершенно согласна с Вами, работы получаются живописными, яркими. Спасибо за отзыв! Удачи Вам и творческих успехов!

08.05.2015   08.41

Андросова Федора Константиновна

1

 Уважаемая Анна Владимировна!

 

Спасибо за очень интересный и необычный мастер-класс. Я уже применила эту технику на занятиях с детьми. Детям очень понравилось.

Еще раз большое спасибо!

12.05.2015   22.39

Аникина Анна Владимировна

0

 Уважаемая Федора Константиновна! Спасибо Вам за проявленный интерес к представленной технике. Я рада, что Вы применили ее в своей работе! Удачи Вам и творческих успехов вашим ученикам!

06.05.2015   01.17

Антонова Елена Владимировна

1

Уважаемая Анна Владимировна! Спасибо за интересный и увлекательный мастер - класс! В последнее время педагоги всё чаще используют нетрадиционные техники рисования в работе с детьми. Рисование нетрадиционными способами увлекательная деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Данные техники просты и доступны в использовании, раскрывают возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А самое главное, нетрадиционное рисование имеет огрумную коррекционную направленность: развивает познавательные процессы, мелкую моторику, помогает детям творчески самовыражаться. Кроме этого, рисование необычным способом способствует стабилизации эмоционального состояния детей, повышает уверенность в себе, бороться со страхами, что в конечном итоге содействует формированию положительного образа "Я". Я в своей деятельности тоже использую техники нетрадиционного рисования, поэтому предложенный Вами мастер -класс очень полезен и интересен для меня.

05.05.2015   22.12

1

Уважаемая Анна Владимировна! Ваш мастер-класс привлекателен тем, что доступно объясняет как нерисующий человек может создавать невероятные картинки, а может быть даже картины. Популярная сейчас техника монотипии проста, не требует больших затрат, легко отмывается, что немаловажно при работе с детьми. Любой ребенок да и взрослый начинает видеть в цветовых пятнах разные фигурки, которые можно обвести, еще дорисовать, а значит, фантазировать, увидев таинственные размытые образы, или смешные реальные персонажи, или знакомых героев, или природу и животных да мало ли еще что... А получающиеся с помощью монотипии зеркальные отражения учат ребенка идеальной симметрии, что развивает математические и пространственные умения. Для взрослых существует психодиагностический текст, где различные пятна могут глубоко раскрыть человека. Не случайно в настоящее время проводятся международные фестивали, где художники, работающие в технике монотипии делятся соими находками, секретами, проводят мастер-классы. Спасибо, Анна Владимировна, что приобщаете всех к замечательной - простой и одновременно сложной - удивительной деятельности рисованию в технике монотипии! Попробуйте все так рисовать - не пожалеете! Успехов Вам и Вашим детям! 

С уважением, Колотова Александра Аркадьевна

29.04.2015   06.42

Мордовская Зоя Васильевна

1

Уважаемая Анна!

Спасибо за содержательный мастер-класс. Техника действительная интересная и необычная. Она развивает фантазию, создавать необычные образы и представления.

29.04.2015   11.10

Аникина Анна Владимировна

0

 Уважаемая Зоя Васильевна! Очень рада, что вам понравилась данная техника рисования! Надеюсь, что Вы используете материалы данного мастер-класса в своей работе. Спасибо!

28.04.2015   07.21

Капитонова Инга Андреевна

1

 Уважаемая, Анна Владимировна! Спасибо за интересный и полный мастер-класс. Действительно монотипия-нтересная нетрадиционна техника в рисовании, которая увлечет и взрослого и ребенка. Обязательно применю данную технику на занятиях с детьми. Монотипия развивает фантазию, абстрактное видение. Спасибо Вам за интересный мастер-класс.

29.04.2015   11.15

Аникина Анна Владимировна

0

 Уважаемая Инга Андреевна!

Спасибо за высокую оценку! Очень отрадно, что мой опыт работы будет полезен и Вам в работе сдетьми. Удачи!

21.04.2015   22.40

Капишникова Галина Фёдоровна

1

Уважаемая Анна  Владимировна! У Вас просто замечательный мастер-класс! Давно мечтала научиться рисовать в такой технике и научить своих учеников! Спасибо вам за подробное и доступное изложение материала, обязательно воспользуюсь Вашими советами. Все-таки пошаговые советы мастера своего дела - самый лучший вариант научиться что-то делать. Успехов Вам!

Капишникова Галина Федоровна

22.04.2015   22.07

Аникина Анна Владимировна

0

 Здравствуйте, Галина Фёдоровна! Спасибо за положительную оценку моего мастер-класса. Очень рада. что данная техника вызвала у Вас интерес. Я думаю, что и Вашим ученикам понравятся занятия по монотипии. Это очень увлекательное занятие и результат дает всегда только успешный!  Творческих успехов Вам !




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru