Главная > Мастер-классы педагогов
Мастер-класс педагога: Немеш Наталья Александровна

 Учитель русского языка и литературы

МБОУ лицея № 1 г. Комсомольска-на-Амуре

Хабаровского края

Немеш Наталья Александровна

 

Уважаемые коллеги, предлагаю мастер-класс  по теме:

«Организация продуктивной мыслительной деятельности  как средство формирования метапредметных компетенций   учащихся на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету».

Надеюсь, эта тема будет интересна коллегам, которые организуют обучение, опираясь на ФГОС нового поколения.


Пояснительная записка.

Включение в учебный процесс метапредметного подхода приводит ученика к установлению им личностно значимых связей между образовательными областями, определяющими целостность содержания образования.

            Внедрение и совершенствование новых ФГОС повышает требования к   результатам изучения русского языка и литературы. В этих условиях учителю-словеснику необходимо усилить мотивацию ребенка к познанию  литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это не отвлеченные от жизни знания, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Цель работы учителя: создать условия для продуктивной мыслительной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной работе по литературе, способствующие формированию метапредметных компетенций обучения. Ведущая идея педагогического опыта:  продуктивная мыслительная  деятельность – необходимое условие для формирования метапредметных компетенций учащихся 

Методические рекомендации

Точкой отсчета, началом движения к  « личностному образовательному приращению»,  созданию  внешних образовательных продуктов является педагогическая проблемная ситуация. Решение данной проблемной ситуации  требует создания условий для продуктивной мыслительной деятельности как целенаправленного освоения учащимися содержания образования, при котором создаваемые ими образовательные продукты становятся средством их личностного роста, становления системы компетенций.

К методам, позволяющим эффективно решать  названную выше проблему на уроке литературы,  относятся методы решения проблемных ситуаций и продуктивных задач. Во внеурочной  работе - методы  исследовательской, проектной деятельности.

Сравнение образовательных продуктов учащихся между собой, происходит как результат осмысления учебной информации в процессе учебной коммуникации на уроке литературы; во внеурочной деятельности – корпоративной коммуникации.

Организация продуктивной мыслительной деятельности приводит к созданию внешних (материализированных) образовательных продуктов.

 При организации педагогического сопровождения роль учителя меняется на позицию сопровождающего учебную и внеурочную деятельность.

В результате рефлексии образовательные продукты становятся личностно значимыми для учащихся, так как позволяют осмыслить возможности собственного развития. Это способствует формированию и развитию личностного компонента метапредметных компетенций.

Предлагаю познакомиться с моделью методической системы по данной теме:

В качестве проблемной ситуации на уроке использую:
– проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;
– поиск истины (способа, приема, правила решения);
– различные точки зрения на один и тот же вопрос;
– конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;
Учебную проблему ставлю с помощью:
  • побуждающего от проблемной ситуации диалога, помогающего формулировать учебную задачу 
  • подводящего к теме диалога (система вопросов и заданий, то есть логическая цепочка)
  • сообщения темы с мотивирующим приемом  «яркое пятно» (ассоциации, музыка, иллюстрации, отрывки из произведений, сообщение интригующего материала, «актуализация” – обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся).

              Методические материалы

 Конспект урока

Презентация к уроку

Дидактический материал

Задания для групп

Словарь урока 

Во внеклассной работе по предмету эффективны методы исследовательской и проектной деятельности.

-Индивидуальное предагогическое сопровождение проектных и исследовательских работ учащихся

- Совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата  (Долгосрочный педагогический проект. «Формирование исследовательского поведения  учащихся через технологию мыследеятельностного подхода филологический модуль эпистемотеки».

 Ссылка на публикацию проекта: http://planeta.tspu.ru?ur=810&ur1=1221&ur2=1752

Ссылка на действующий ресурс "Эпистемотека МБОУ лицея № 1" http://epistemoteka-kna.ru/elgg/groups/profile/162/%D1

Проектная и исследовательская деятельность организована в групповой форме через работу научного общества учащихся. Работа по формированию исследовательского поведения в открытом   образовательном пространстве строится по средством Эпистемотеки. Происходит организация коллективного мышления учащихся, направленного на получение нового знания, расширение полей коммуникации, организация доступа к обсуждению исследовательских работ учащихся по средствам Интернет.  За счет этого осуществляется выход учащихся к границам современного знания.

Но нельзя забывать, что ничем не заменить  живого общения ученика с учителем, возрастные особенности подростков – потребность в самовыражении через живые выступления на конференциях, участия в конкурсах, внеклассных мероприятий по предмету

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе

Презентация к мероприятию

 Рецензия

 Уважаемые коллеги, если вас заинтересовала тема моего мастер-класса, то приглашаю к общению. Для меня будет  очень ценно ваше мнение по данной проблеме.


25.04.2015   21.28

Мурзабаева Гульнафис Маратовна

0

 Уважаемая Наталья Александровна! Побывала на вашем мастер-классе.  Замечательный урок, мероприятие и исследовательские работы. Вы умеете заставить учеников работать, думать, исследовать. Очень профессионально!  Обязательно использую ваш опыт. успехов Вам!

15.04.2015   14.59

Ефименко Наталья Викторовна

1

 Наталья Александровна! Огромное спасибо за представленные материалы! Ваша научная и исследовательская деятельность с обучающимися выше всяких похвал! У нас в школе тоже есть научное общество, каждый год проводим научно-практическую конференцию "От простого к сложному", но отдельного сайта ещё нет, и такого большого объёма работы пока не делаем. Есть чему учиться!!! Спасибо за оценку моих материалов. Думаю, наши идеи очень схожи. Очень приятно! Успехов Вам!!!

С уважением Ефименко Наталья Викторовна

13.04.2015   14.58

Немеш Наталья Александровна

0

Уважаемая Марина Яковлевна, спасибо за добрый отзыв! Работа моего НОУ "ИнТал" (Интеллектуальные и Талантливые) - это то, что приносит удовольствие и хорошие результаты и учителю и ученикам.

13.04.2015   14.49

Безрукова Марина Яковлевна

0

Здравствуйте, Наталья Александровна! Сегодня побывала у вас на мастер - классе. Это, действительно, МАСТЕР - КЛАСС! Очень понравилось, как вы организовали проектную и исследовательскую работу. Интересна групповая работа научного общества по средством Эпистемотеки. Есть  чему поучиться. Спасибо вам большое.




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru