|
Пояснительная записка. Включение в учебный процесс метапредметного подхода приводит ученика к установлению им личностно значимых связей между образовательными областями, определяющими целостность содержания образования. Внедрение и совершенствование новых ФГОС повышает требования к результатам изучения русского языка и литературы. В этих условиях учителю-словеснику необходимо усилить мотивацию ребенка к познанию литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не отвлеченные от жизни знания, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Цель работы учителя: создать условия для продуктивной мыслительной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной работе по литературе, способствующие формированию метапредметных компетенций обучения. Ведущая идея педагогического опыта: продуктивная мыслительная деятельность – необходимое условие для формирования метапредметных компетенций учащихся Методические рекомендации Точкой отсчета, началом движения к « личностному образовательному приращению», созданию внешних образовательных продуктов является педагогическая проблемная ситуация. Решение данной проблемной ситуации требует создания условий для продуктивной мыслительной деятельности как целенаправленного освоения учащимися содержания образования, при котором создаваемые ими образовательные продукты становятся средством их личностного роста, становления системы компетенций. К методам, позволяющим эффективно решать названную выше проблему на уроке литературы, относятся методы решения проблемных ситуаций и продуктивных задач. Во внеурочной работе - методы исследовательской, проектной деятельности. Сравнение образовательных продуктов учащихся между собой, происходит как результат осмысления учебной информации в процессе учебной коммуникации на уроке литературы; во внеурочной деятельности – корпоративной коммуникации. Организация продуктивной мыслительной деятельности приводит к созданию внешних (материализированных) образовательных продуктов. При организации педагогического сопровождения роль учителя меняется на позицию сопровождающего учебную и внеурочную деятельность. В результате рефлексии образовательные продукты становятся личностно значимыми для учащихся, так как позволяют осмыслить возможности собственного развития. Это способствует формированию и развитию личностного компонента метапредметных компетенций. Предлагаю познакомиться с моделью методической системы по данной теме: В качестве проблемной ситуации на уроке использую:
– проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;
– поиск истины (способа, приема, правила решения);
– различные точки зрения на один и тот же вопрос;
– конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;
Учебную проблему ставлю с помощью:
Методические материалы Дидактический материал Во внеклассной работе по предмету эффективны методы исследовательской и проектной деятельности. -Индивидуальное предагогическое сопровождение проектных и исследовательских работ учащихся - Совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата (Долгосрочный педагогический проект. «Формирование исследовательского поведения учащихся через технологию мыследеятельностного подхода филологический модуль эпистемотеки». Ссылка на публикацию проекта: http://planeta.tspu.ru?ur=810&ur1=1221&ur2=1752 Ссылка на действующий ресурс "Эпистемотека МБОУ лицея № 1" http://epistemoteka-kna.ru/elgg/groups/profile/162/%D1 Проектная и исследовательская деятельность организована в групповой форме через работу научного общества учащихся. Работа по формированию исследовательского поведения в открытом образовательном пространстве строится по средством Эпистемотеки. Происходит организация коллективного мышления учащихся, направленного на получение нового знания, расширение полей коммуникации, организация доступа к обсуждению исследовательских работ учащихся по средствам Интернет. За счет этого осуществляется выход учащихся к границам современного знания. Но нельзя забывать, что ничем не заменить живого общения ученика с учителем, возрастные особенности подростков – потребность в самовыражении через живые выступления на конференциях, участия в конкурсах, внеклассных мероприятий по предмету Сценарий внеклассного мероприятия по литературе Уважаемые коллеги, если вас заинтересовала тема моего мастер-класса, то приглашаю к общению. Для меня будет очень ценно ваше мнение по данной проблеме. |
|