Главная > Мастер-классы педагогов

Сайт "Педагогическая планета" размещается по новому адресу: https://planetatspu.ru/

Уважаемые коллеги! Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций присвоила сайту "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТА" Томского государственного педагогического университете статус "Средство массовой информации" (свидетельство).
Мастер-класс педагога: Колотова Александра Аркадьевна

                 

Музыкальный театр (из опыта работы)

 

Театр должен просвещать ум.

  Он должен наполнять светом наш мозг...    

                                                                                                      Ромен Роллан.


 

Колотова Александра Аркадьевна,

КГБОУ СПО "Рубцовский государственный музыкальный колледж" ,

предмет - музыкальный театр, высшая квалификационная категория,

ветеран труда Алтайского края

E-mail: rgmk-uch@yandex.ru 
 

Уважаемые преподаватели!

Предлагаю вам для внеклассной работы со своими учениками несколько сценариев на выбор.

 Надеюсь, что работа будет интересной и увлекательной.


Пояснительная записка

 В колледже музыкальный театр насчитывает тринадцатый сезон. Каждый год в театральном коллективе, формируемом без какого-либо отбора, свою порцию актерского тренинга получают все студенты первого курса фортепианного отделения, приобретая творческие навыки, полезные в дальнейшей профессиональной педагогической деятельности. Мы выбрали для работы сказочный материал, потому что сказку можно адаптировать к условиям конкретного театрального коллектива, ее смотрит и зритель благодарный, к тому же сказка оказывает положительное эмоциональное воздействие в любом возрасте.  
Театр дает не только навык игры на сцене, но и пробуждает интерес к окружающей среде, наблюдательность, развивает психологические особенности человека. Вырабатывая навыки координации, жестикуляции, ощущений, коллективного творчества, успех которого зависит от общей слаженной работы всей группы артистов, каждый начинает понимать, что может потребовать коллектив  или отдельный человек в той или иной обстановке. Происходит раскрепощение, воспитывается отзывчивость, развивается эмоциональная и выразительная речь, вооб­ражение, образное мышление, и при этом сохраняется детская непосредственность. Бывает так, что творческие задатки глубоко спрятаны, но выступление на сце­не, признание и поддерж­ка зрителей значительно повышают собственную само­оценку, помогают обрести уверенность в своих силах, развивают дисциплинированность, самостоятельно­сть, веру в собственные силы – все эти качества нужны для педагогической деятельности.
Главная цель курса музыкального театра – формирование у студентов и учащихся интереса к совместной сценической деятельности через развитие своих творческих способностей средствами театрального искусства и воспитание активных театральных зрителей.
Методические и дидактические материалы обобщают вопросы, связанные с театральными коллективами колледжа и музыкальной школы. 
Методические материалы
- авторские статьи и статьи научного руководства студентами разных лет с публикацией в сборниках научно-практических конференций различного уровня и наградной материал конкурсных актерских работ. 

Работа со студенческим театральным коллективом (факультатив «Музыкальный театр на исполнительском отделении»)

      Мое увлечение (из опыта занятий в студенческом театральном кружке)

       Музыка в музыкальном театре

Музыка в музыкальном театре 

Актуальность межпредметных связей через творческую деятельность студентов (факультатив «Музыкальный театр», дополнительный инструмент «Синтезатор»)

Театрально-музыкальное изучение нотной грамоты

Значение театрализованной деятельности 

Театральная тропинка в музыкальную сказку

        Музыкальный театр и его возможности для повышения творческих компетенций у студентов ССУЗа

- итоги участия в конкурсах актерских работ

     

  Дидактические материалы - сценарии поставленных спектаклей.

Пират Антошка и Домовой

Тихон в сапогах

Царевна-лягушка

Такой рогатый, такой лохматый

Суперзаяц 

Красная шапочка

Красная шапочка на новый лад    

Три поросенка на новый лад 

Солдат и настроение 

Cтоптанные туфельки

Веселые туристы

Волшебный сад

Квартет

Маринина победа!

Не смотря на все напасти С Новым Годом, С Новым Счастьем!

Новогоднее волшебство

Новогодние приключения Димана или С Новым Годом!

Новогодний гороскоп

Новогодние приключения  будильничка

Как лиса летать училась

Будьте все здоровы

Огниво

Пока не увяла роза

По-щучьему велению

Приключения Буратино

Тайна земляного дракона

Улыбка судьбы

Методические рекомендации

В этом разделе предлагаем краткое описание того, из чего склады­вается повседневная работа нашего театрального коллектива – все это можно использовать в работе заинтересованных в театральной деятельности.

Сначала выбор и анализ пьесы, работа с материальной частью спектак­ля, актерский тренинг – работа, которая идет в двух направлениях – классной (групповые и индивидуальные формы) и домашней. В классе даются задания, установки, указания, комментарии, разыгрываются этюды, а дома идет самостоятельная работа (повторение и закрепление актерского тренинга, наблюдения за окружающей действительностью, отбор сведений из литературы и других источников информации,  размышления и поиски в работе над ролью, а также даются письменные ответы по заданным тестам).

Работе над спектаклем предшествует работа над ролью, которая ведется посредством тренингов, с одной стороны, расширяющих возможности исполнителя, а с другой, нарабатыва­ющих психологическую готовность к роли. В процессе импровизационных игровых заданий в роль привносятся индивидуальные акценты. Именно импро­визационная, свободная трактовка роли позволяет обнаруживать то, что «полезно» для роли.

Мы начинаем с того, что получается у актеров, чтобы они могли пережить свою успеш­ность. Важно выявлять, стимулировать и поддерживать их собственные актив­ность и интерес и развивать их. Радоваться вместе с ними даже небольшим победам. Не фиксировать ошибки, а посредством игровых заданий добиваться их ис­правления. Переживание успешности само по себе дает удивительные резуль­таты – человек становится более выносливыми и учится критически смотреть на себя со стороны.

Первоначально при выборе ролей ар­тисты «примеряют» на себя все роли, не распределяя их среди наи­более способных. Это необходимо для того, чтобы спектакль был пережит всеми его участниками как целое. Проживая спектакль изнутри, актеры приходят к пониманию сюжета спектакля и акцентов каждой из ролей. Такой обмен ролями служит им для профилактики «звездной болез­ни».

Лучше не разучивать готовую роль, а искать ее вместе. Не навязывать, а выстраивать обсто­ятельства, естественные для игрового поведения. Нужно стараться использовать все твор­ческие находки участников спектакля. Следует выбирать тренинг: от простого к сложному, от элементарного фантазирования к созданию образа – использовать трехчастную структуру. На языке актерского мастерства – это «увидел-оценил-действую». Нами подобрана система упражнений, построенная с использованием театральных игр, ритмопластики, культуры и техники речи, пения, позволяющая участнику развить фантазию, память, внимание, чувство ритма, пространства и времени, научиться владеть своим телом и словом, уметь слушать и понимать своего партнера.

Начинать рабо­ту нужно с таких игр, в которых речь слита с действием. Сначала речь только дублирует ритмическое движение, затем идут упражнения с жестовым подкреплением, использующие ритмизированную речь, распеваемую (хоровую) речь, ситуатив­ную речь, речь в предлагаемых обстоя­тельствах, диалоговую речь. Нужно уметь четко произносить текст, выразительно переда­вать мысли автора (интона­цию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи).

Предлагаемые сценарии, по которым были поставлены спектакли со студентами колледжа, учащимися школы, показаны в колледже и других концертных площадках города Рубцовска. Они могут быть реализованы любым учителем во внеклассной работе, как с детьми, так и с подростками (подходящую музыку можно подобрать произвольно). В основе данных сценариев лежат известные или неизвестные сказки, которые воспитывают положительные качества человека. Родителям и учителям тоже бывает приятно обнаружить наличие творческих способностей у ребенка. Сказками можно «вылечить» лень и агрессивность, сплотить коллектив учащихся.

Отдельные сценарии были дописаны и адаптированы к конкретной группе исполнителей, так некоторые мужские роли стали женскими, появился рассказчик, изменены некоторые имена героев и др.

В настоящее время существует ряд пособий по актерскому мастерству, режиссуре, оформлению спектакля и др., но главное в работе с театральным коллективом - это создать условия для развития творческих способностей учащихся, преподаватель в такой работе тоже развивает свои профессиональные качества.

Фотографии со спектаклей

       

 Улыбка судьбы                      Тайна земляного дракона                                По-щучьему велению

    

Новогодние приключения Димана     Будьте все здоровы                                   Царевна-лягушка                                         Репка

 

     

 

Такой рогатый, такой лохматый

   

Огниво

    

       
 Стоптанные туфельки         Новогодние приключения  будильничка               Суперзаяц                                Маринина победа    

 

 

Приключения Буратино

 

 

Тихон в сапогах-2015

Волшебный сад

Как Лиса летать училась-2014

Не смотря на все напасти

С Новым Годом, С Новым -2014

  

                                              Веселые туристы -2014                                                                     Пока не увяла роза

     

Новогодний гороскоп                            Солдат и настроение -2015  видео:  yadi.sk/i/aiBRNeXKgsfSH                                         Квартет -2015 видео:yadi.sk/i/DEprj3NumPidT                                                    

                                                                                                   Экзамены и магия                               Три поросенка на новый лад-2015                                               Красная шапочка на новый лад

      

Красная шапочка на новый лад                 Красная шапочка-2016                                   Золушка-2016                                 С Новым 2017 Годом видео:www.youtube.com/watch

   

     Спасти Елочку видео:www.youtube.com/watch                 Пират Антошка и Домовой

 

Рецензия

Уважаемые преподаватели! Готова ответить на ваши вопросы  относительно постановки спектаклей.


06.09.2016   01.49

Аглуллина Гульзада Габдулловна

0

Здравствуйте, Александра Аркадьевна. Вы представили обширный материал на Вашем мастер-классе. Видно, что Вы человек увлеченный. Некоторые сценарии можно взять для работы с младшими школьниками. Спасибо!

23.10.2016   13.33

Колотова Александра Аркадьевна

0

Уважаемая Гульзада Габдулловна! Очень рада, что Вас заинтересовал наш материал для постановки спектаклей! Успехов в работе!

01.01.2016   20.00

Колотова Александра Аркадьевна

0

 Это учень увлекательное занятие - ставить сказки. Сначала одну, затем другую и нет сил остановиться.

08.12.2015   19.47

Мурзабаева Гульнафис Маратовна

0

 Здравствуйте, Александра Аркадьевна! Очень интересный мастер-класс! Так хочется после него и самим поставить что-нибудь. Обязательно используем ваш опыт.

17.06.2015   23.41

Колесникова Лариса Васильевна

0

Конечно, Александра Аркадьевна, непременно воспользуюсь Вашим предложением. Я думаю, что наше общение будет полезным для обеих сторон:) Всего доброго!

15.06.2015   18.55

Колесникова Лариса Васильевна

0

Уважаемая Александра Аркадьевна! Спасибо, что пригласили посетить Ваш мастер-класс. Просто потрясающе! Какие талантливые детки! С каким удовольствием они играют в спектакле (посмотрела по ссылке)! Вы очень точно и тонко направляете их духовное развитие: и подбором репертуара, и развитием творческих способностей, умением работать во взаимодействии с партнерами, заинтересованностью в результатах своего творчества. Прочитала все Ваши сценарии, обязательно использую в своей работе, так как по итогам полугодия провожу классные концерты, но не просто по принципу академических концертов, а с сюжетной линией, где дети исполняют свои пьесы по ходу действия. Ваши находки - а их очень много - настраивают на творческий лад, заставляют задуматься и заняться поисками новых идей. Ваш мастер-класс является примером того, что педагог не должен стоять на месте, а находиться в постоянном творческом поиске. Новых удачных постановок Вам и Вашим воспитанникам! Спасибо от всей души!

16.06.2015   08.01

Колотова Александра Аркадьевна

0

 Спасибо, Лариса Васильевна, за добрые слова! Если Вы напишете мне на почту (E-mail: rgmk-uch@yandex.ru), я смогу делиться с Вами материалами (обрабатывается видео Веселых путешественников, к празднику Победы), там мы ввели исполнительские номера в сюжет, довольно интересно получилось. Мне хотелось бы с Вами общаться. Всего хорошего.

15.06.2015   10.48

Грязнова Галина Геннадьевна

0

Добрый день, уважаемая коллега. С удовольствием побывала на Вашем мастер-классе. Почерпнула много нового и интересного для себя. Попробую кое что перенять для себя с адоптацией на английский язык. Очень интересные мероприятия. Еще раз спасибо.

16.06.2015   08.25

Колотова Александра Аркадьевна

0

 Уважаемая Галина Геннадьевна! Если для театрализации Вам будет интересно - мы пользовались приемами: чередовали русский и английский языки при работе над мизансценами, проговаривали на русском с вкраплениями английских слов реплики актеров, приглашали зрителей, знающих английский и играли  часть сказки с условием её угадать, один актер говорил свой текст на английском, а другой отвечал ему только действиями и перемещениями, чередовали текст и действия, рассказывали на английском сказку от каждого действующего лица (как бы он рассказал- очень трудно было). Надеюсь, Вам пригодится. Кстати, у меня есть сценарии на английском, моя почта E-mail: rgmk-uch@ yandex.ru Всего хорошего!

05.06.2015   20.36

Колотова Александра Аркадьевна

0

Уважаемые преподаватели и все, кто интересуется театром, предлагаю вам ссылку на видео Волшебный сад   yadi.sk/i/nyQML4HUqpvWd 

В этой поучительной сказочке рассказывается о том, как дети победили в себе зло, жадность, трусость, эгоизм и другие пороки. А представляют ее очень хорошие дети, обучающиеся музыке. Желаю полезного просмотра!

04.06.2015   14.45

Мухачева Светлана Викторовна

0

Уважаемая Александра Аркадьевна! Посетила Ваш мастер-класс. Музыкальный театр развивает творческие способности  детей. Замечательно, что дети могут соприкоснуться с прекрасным на сцене, могут прожить жизнь героя, учатся понимать прекрасное. И даже, если ученик не занят  в спектакле, а  просто зритель, он   сопереживает героям  сцены.   Представлен богатый материал, который я  обязательно буду использовать, как классный руководитель. Как учитель биологии, сочиняю иногда сценарии выступления агитбригады. Что-то для агитбригады  я могу позаимствовать  у Вас. Спасибо за представленный материал. Активных Вам детей и успехов в дальнейшей работе! С уважением Светлана Викторовна.

05.06.2015   18.34

Колотова Александра Аркадьевна

0

 Уважаемая Светлана Викторовна! Спасибо за отзыв о моей работе, за то, что мы понимаем важность влияния театральной деятельности на человека и привлекаем к ней детей, возможно они, прожив на сцене какие-то ситуации, сумеют лучше разбираться в людях, станут добрее и душевно тоньше. Успехов Вам с Вашими воспитанниками!

03.06.2015   18.54

Аникина Анна Владимировна

0

Уважаемая Александра Аркадьевна! Это здорово! Хоть я и занимаюсь художественной деятельностью с детьми, но Ваш опыт работы мне очень интересен! Обязательно рекомендую посетить Ваш мастер-класс своим коллегам по работе. Спасибо!

05.06.2015   18.28

Колотова Александра Аркадьевна

0

 Уважаемая Анна Владимировна! Спасибо, что познакомились с моей работой. Буду рада, если кому-то пригодится данный материал. 

28.05.2015   10.14

Ефименко Наталья Викторовна

0

 Уважаемая Александра Аркадьевна! Я в восторге!!! Это здорово!!! К сожалению. у нас в школе театр - пока мечта, но думаю, что познакомлю своих коллег с Вашим опытом, и мы ринемся в бой! Приглашаю в гости на свой мастер класс "Приёмы проблемного и интенсивного обучения на уроках литературы"! Может, для себя найдёте что-то интересное.

С уважением Ефименко Наталья Викторовна

29.05.2015   14.18

Колотова Александра Аркадьевна

0

Уважаемая Наталья Викторовна! Спасибо за добрые слова и приглашение. Я побывала у Вас на мастер-классе 9 апреля и оставила отзыв. Еще раз спасибо за Ваш интересный и полезный материал! 




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru