Главная > Мастер-классы педагогов

Сайт "Педагогическая планета" размещается по новому адресу: https://planetatspu.ru/

Уважаемые коллеги! Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций присвоила сайту "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТА" Томского государственного педагогического университете статус "Средство массовой информации" (свидетельство).
Мастер-класс педагога: Мухачева Светлана Викторовна

Мастер-класс "Легко и весело изучаем химию"


 
Мухачева  Светлана Викторовна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
 «Калеевская основная общеобразовательная школа»
Учитель химии и биологии высшей  квалификационной  категории,
Почётный работник общего образования РФ,  ветеран труда

Игра ребенка не есть пустая забава.

Она имеет высокий смысл и глубокое значение.

В ней развивается и проявляется весь

Человек в своих самых тончайших задатках.

Ф.Фребель

   Уважаемые коллеги! У каждого из нас есть свои маленькие хитрости, находки, которые делают наши уроки увлекательными.  От этого процесс обучения проходит  без проблем, и  ученики легко осваивают такой сложный предмет как  ХИМИЯ. Думаю, что нам есть чем поделиться друг с другом!

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Большой объем сложной научной информации часто приходится изучать в сжатые сроки, часто учебный материал мало связан с повседневной жизнью.  И поэтому, изучение химии может казаться неинтересным, наука – непонятной. Результатом этого будут низкий уровень знаний, низкий престиж школьной химии. От традиционного информационно-объяснительного подхода к преподаванию химии следует отказаться. Школьники, впервые пришедшие в кабинет химии, в большинстве своем проявляют повышенный интерес к этому предмету, связанный с проведением опытов на уроках. Но, к сожалению, этот интерес у многих пропадает уже к концу 8 класса. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учеником. Известно, что 12-14-летним школьникам сложно концентрировать внимание на рассказе учителя в течение 20-30 минут. Как удержать внимание класса на протяжении изучения нового материала урока?  Древнее изречение гласит: «Когда я слушаю, я забываю; когда я вижу, я понимаю; когда я действую, я учусь». Ученик не должен быть пассивным слушателем, он сам должен добывать знания. А для этого процесс учения должен быть ребенку интересен. Что дети делают с удовольствием? Играют. Играя, ребёнок оперирует знаниями об окружающем мире, глубже его познаёт, учится ставить цель, вырабатывать план действий. Здесь ребёнок выступает как активный участник деятельности. Участвуя в игре, ученик приобретает и закрепляет знания и умения. Игровые приёмы и ситуации  выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Игры требуют от школьников умений расшифровать, распутать, разгадать, проявить смекалку в умственной деятельности, вызывают стремление анализировать, сопоставлять причины явлений. Это  есть творчество, то, что составляет явление познавательной  активности.

Применение  игровых технологий  повысит прочность и качество усвоения знаний учащихся, если игры  отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами; четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся.

 МЕТОДИЧЕСКИЕ  И ДИДАКТИЧЕСКИЕ  МАТЕРИАЛЫ

   Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются  учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Игру при  изучении  химии я применяю в трех направлениях: игровые моменты на уроках, настольные игры по химии, урок в форме игры. Поделюсь своими наработками по  данной теме.

Чтобы оживить урок, а процесс обучения превратить в непринужденное общение, можно вводить игру в ход урока на каком-то его этапе. На этапе приветствия, изучения нового, повторения, закрепления, обобщения. То есть на уроках химии можно использовать  игровые моменты.

Урок по времени ограничен.  Объем материала по данному уроку необходимо вместить во временные рамки.  Поэтому темп урока должен быть достаточно высоким. Но не все ученики могут быстро перестраиваться с одной игры на другую, даже если эта игра очень интересная. И если ограничиться изучением химии только на уроках, этого будет недостаточно, чтобы знания были прочными. Чтобы значительно облегчить усвоение и закрепление огромного материала, можно использовать настольные игры по предмету. Ученики могут играть  в настольные игры в перемену или после уроков или даже играть можно на уроке, если класс небольшой.                 

Особое место среди активных форм обучения занимают уроки-игры. На уроках изучения нового материала возможна ролевая или деловая игра. Эта игра в учебном процессе позволяет моделировать различные жизненные ситуации и отношения. Самостоятельность, культура общения, культура речи – все эти качества развивает у ученика деловая игра. Подготовка к такому уроку начинается заранее. На подготовительном этапе происходит распределение ролей, каждому отделу (если они назначены или выбраны) даются задания. Иногда такие задания заранее можно не давать, это можно сделать на уроке, только каждой группе необходимо дать инструкцию по выполнению работы и указать источники знаний. Учитель осуществляет руководство работой групп, а знания ученики  добывают самостоятельно. Затем о проделанной работе каждая группа делает небольшое сообщение.

Для уроков обобщения, повторения изученного материала больше подходят интеллектуальные игры с химическим содержанием: урок-путешествие, викторина,  и т.д.

В игре одну и ту же ситуацию можно проигрывать много раз, и она не вызовет раздражения. В учебных играх не должно быть проигравшего, иначе у ребенка может возникнуть боязнь проигрыша. Поэтому, отмечая победителей, необходимо поздравить с успехом всех, кто участвовал в игре, ведь каждый из них достиг определенных результатов. Игра должна быть ярко оформлена. Детей обычно привлекает все необычное и красивое. Это повышает эмоциональный настрой, способствует появлению положительных эмоций, которые в итоге влияют на ход игры и на результат обучения.

 Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

  •  дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  •   учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве её средства,
  •  в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ по работе с предлагаемыми материалами.

Игровые моменты  на уроках химии. При изучении химии крайне важно овладение терминами. Они придают мышлению такие качества, как точность, четкость. Их усвоение способствует выработке логических умений анализировать, различать, абстрагировать, обобщать. Для запоминания и правильного употребления терминов можно использовать как часть урока различные игры: составление кроссвордов, их решение, химические диктанты, игра в слова, распознавание синонимов.  Чтобы оживить урок, а процесс обучения превратить в непринужденное общение, можно вводить игру в ход урока на каком-то его этапе. На этапе приветствия, изучения нового, повторения, закрепления, обобщения. То есть на уроках химии можно использовать  игровые моменты.
 Игровые моменты на уроках

Настольные игры по предмету. Настольные игры по химии можно изготовить на занятиях химического кружка. Для изготовления можно использовать картон, деревянные брусочки. Игры находятся в кабинете. Их можно использовать на уроке, в перемену, после уроков, во время проведения предметной недели химии. Эти игры позволяют легко запомнить значительный  объем знаний  по предмету,  повторять, закреплять, вспоминать материал предмета.

В 8 классе ученики знакомятся с периодической системой химических элементов, узнают названия элементов. Чтобы названия элементов были на слуху, можно предложить ученикам  поиграть  в настольную игру  «Назови элемент».    
Игра Назови элемент

Много трудностей  возникает, когда ученики 8 класса знакомятся  с классами сложных веществ.  Нужно научиться правильно формулы составлять и называть. Слишком большой объем информации необходимо ученику  запомнить и не путаться.  Поможет в этом случае настольная игра «Домино».
Игра Домино

При изучении неорганической химии в 8 и 9 классах ученики знакомятся  с различными веществами и должны многие названия веществ запомнить. Названия веществ поможет  легко запомнить настольная игра «Лото».
Игра Лото

Чтобы легко научиться писать уравнения реакций, можно использовать настольную игру «Знайка». Игра Знайка

В 10  классе  ученики легко  будут находить  изомеры,  если предложить поиграть в настольную игру «Мозаика». Игра Мозаика

 Урок  с игровыми моментами Условия протекания реакций.    В ходе урока неоднократно  применяю игровые моменты на разных этапах. Уже с приветствия в игровой форме создается положительный настрой на урок.  На уроке применяю разные технологии, в том числе и игровые. Они вносят разрядку в ход урока, снимают напряжение. Процесс обучения проходит легко и непринужденно.
Урок с игровыми моментами Условия протекания реакций

 Урок-игра «Путешествие». Урок повторения по теме «Алканы», 10 класс.   Урок в игровой форме позволяет  проконтролировать уровень усвоения учебного материала по теме. Ученики совершают путешествие по станциям. На каждой станции – вопросы определенного круга. Класс нужно заранее  поделить на команды. Учеников немного, поэтому достаточно 2 команды. За каждый правильный ответ команда получает фишку – кружок.  
 Урок-игра «Путешествие»

 Урок «Следствие по делу» проводится в 8 классе после изучения темы «Типы химических реакций». Это урок обобщения  знаний  по теме.  Заранее в отдельных папках готовится материал для расследования: содержание дела, задание для следственного отдела, бланк заключения по делу. Вырезаются из картона  звезды. До урока класс делится на команды, каждая из которых выступает в роли следственного отдела. Следователи выбирают у себя начальника, в функции которого входит получение материалов от ведущего, координация действий сотрудников, выступление с устным отчетом о работе отдела. Проводит игру ведущий (учитель). Ведущий знакомит присутствующих с правилами игры. Предлагается расследовать 5 дел. Каждое расследованное дело добавляет звездочку  отделу. Следователи одного их отделов, которые к концу игры получат больше звездочек, будут именоваться ЗНАТОКАМИ.  Содержание дела зачитывает ведущий. Группы выполняют задания и оформляют бланк заключения по делу. Как только заключение составлено, начальник поднимает руку. Для отчета вызывается первый, поднявший руку. Отчет должен звучать как связный рассказ. 
Ролевая игра «Следствие по делу»

 Урок «Несгораемая отметка». Урок обобщения в 9 классе проводится после изучения темы «Металлы». Игра проводится по правилам телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером?» К игре составлены вопросы по теме и даны 4 варианта ответов. Задания сгруппированы в блоки по 10 вопросов. Каждый блок – это один тур. Вопросы от тура к туру усложняются. Проводить игру помогают ассистенты. Участников, а также последовательность их выступления в игре можно определить во время отборочного тура. Тот, кто даст больше правильных ответов, играет первым и так далее. Вопросы  с вариантами ответов напечатаны. Игрок садится, ему предлагается ответить на 10 вопросов. За правильные ответы на первые 5 вопросов ученик получает несгораемую отметку – четыре, при ответе на 10 вопросов – отметку пять. Если игрок ответил менее, чем на 5 вопросов, его участие не оценивается. Каждый ученик может воспользоваться тремя подсказками. 1.Помощь класса. 2.Помощь друга. 3.Пятьдесят на пятьдесят.
Игра «Несгораемая отметка»

 

Скан-копия Рецензии

Уважаемые коллеги, я буду рада, если кому-то мои наработки помогут в работе. Желаю всем творческих успехов. Жду отзывов  о своей работе.

 

 


15.06.2016   11.36

Бабич Елена Ивановна

0

 Уважаемая Светлана Викторовна! Спасибо огромное за интересные идеи, представленные в Вашем мастер классе. Действительно, с такими приёмами легко и интересно изучить химию. Чувствуется, что представлен труд не одного года работы, отобраны действительно эффективные игровые приёмы, работающие на результат. Некоторые приёмы, такие как "Лото" и "Домино" мне известны давно и я их тоже применяю. Но для меня они открылись с новой стороны, так как показана идея использования тривиальных названий. 

Приём "Мозаика" очень интересен тем, что закрепляет зания названий веществ в разных номенклатурах и зание формул в разных видах. 

Совершенно новый для меня приём "Назови элемент". Сразу захотелось сделать такую игру и появились идеи по её усовершенствованию - добавить символ элемента.

Спасибо огромное за Ваш труд и неравнодушное отношение к преподаванию химии, которая действительно является трудным и где-то скучным предметом для учащихся, а с Вашими приёмами изучение "химической грамоты" становится интересной, а значит и легкой.  

13.06.2015   15.29

Беликова Елена Александровна

0

Уважаемая Светлана Викторовна. На просторах интернета трудно сегодня выбрать из изобилия предлагаемых сценариев уроков , действительно ценные экземпляры. Я считаю уроки химии сложноватыми, но очень интересными, а задачу любого учителя "сделать сложные вещи доступными для понимания и интересными для обучающихся". Предложенную Вами разработку считаю полезной для предметника, т.к. мы часто забываем о том, что игровые моменты значимы  даже для обучающихся средней и старшей школы. IT-технологии сегодня выходят на лидирующие позиции, поэтому их применение считается очень современным и адекватным приемом работы учителя. Я же утверждаю, что рациональное совмещение традиционных и инновационных методик может способствовать повышению качества образования в нашей системе обучения. Спасибо.

03.06.2015   00.36

Колотова Александра Аркадьевна

0

 Светлана Викторовна! Приглашаю Вас на мастер-класс "Музыкальный театр". Спасибо.  

17.05.2015   22.22

Колотова Александра Аркадьевна

0

 Уважаемая Светлана Владимировна! Меня очень заинтересовал Ваш мастер-класс, потому что сама занимаюсь игровыми технологиями и все время стараюсь с ними знакомиться в разной форме. Представленный материал полезен не только учителям химии, но идеи этих игр могут применяться на других предметах с другим наполнением и таким же успехом. Спасибо за замечательный мастер-класс! Желаю Вам новых находок и талантливых учеников (а ведь некоторые полюбят химию именно из-за Ваших "химических"игр)!

02.06.2015   15.18

Мухачева Светлана Викторовна

0

Уважаемая Александра Аркадьевна! Спасибо за добрые слова.  Очень рада помочь коллеге какими-то идеями.  Желаю Вам успехов, творчества. С уважением Светлана Викторовна.

17.05.2015   11.38

Корепанова Марина Владимировна

0

 Здравствуйте, Светлана Владимировна! Я преподаватель физики сталкиваюсь с теми же трудностями. Пытаюсь развивать интерес обучающихся с помощью ИКТ. Мне  очень понравились ваши две формы игры это "Несгораемая отметка" и "Следствие по делу" их можно применить и в старших классах. А вы не пробовали ваши иры разработать на компьютере будет еще интересней. Вы молодец, развивая игровое направление как элемент урока. На это не всегда хватает время да и не всегда приходит интересная идея. Делитесь своими интересными наработками они пригодятся многим. Новых вам творческих идей. С уважением Марина Владимировна.

02.06.2015   15.13

Мухачева Светлана Викторовна

0

Уважаемая Марина Владимировна! Благодарю за подробный комментарий. Рада,  что какие-то идеи можете  применить в преподавании своего предмета. Воспользуюсь Вашим советом и попробую   игры разработать на компьютере. Понимаю, что детям такой вариант игры будет интереснее.  Посетила Ваш мастер-класс, учусь оформлению  игры на компьютере. Спасибо! Удачи и Вам также! С уважением Светлана Викторовна.

13.05.2015   11.52

Стребкова Галина Петровна

0

 Уважаемая Светлана Владимировна! Мне всегда были интересны применяемые технологии  у учителей , ведущих предметы, далекие от литературы и русского языка. В них всегда есть то, чему можно поучиться и посмотреть на свой предмет по-новому. Использование игровых технологий на уроках всегда интересно. В живой , непосредственной обстановке учащиеся познают предмет. Спасибо за вашу помощь, воспользуюсь.

02.06.2015   15.04

Мухачева Светлана Викторовна

0

Уважаемая Галина Петровна!  Очень рада, что Вы нашли что-то полезное для себя. Надеюсь,воспользуетесь. Желаю удачи!

13.05.2015   07.44

Скрынникова Инна Николаевна

0

 Светлана Викторовна! Какая Вы молодец! Как тонко Вы чувствуете детей, ведь только играя у них можно вызвать интерес к такому сложному предмету как химия. Игры такие простые, до такой степени знакомые, НО с таким сложным материалом! Приятно видеть педагога заинтересованного своим делом. 

02.06.2015   15.00

Мухачева Светлана Викторовна

0

Уважаемая Инна Николаевна! Благодарю  за Ваш комментарий. Желаю и Вам успехов в работе!




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru