Главная > Мастер-классы педагогов

Сайт "Педагогическая планета" размещается по новому адресу: https://planetatspu.ru/

Уважаемые коллеги! Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций присвоила сайту "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТА" Томского государственного педагогического университете статус "Средство массовой информации" (свидетельство).
Мастер-класс педагога: Клявина Елена Николаевна

Нарушения письма у  школьников с особыми образовательными потребностями : диагностика, коррекция.


Клявина Елена Николаевна

учитель-логопед II категории

МКСКОУ школы-интерната VIII вида

г.Кулебаки Нижегородской области

 

Уважаемые коллеги!

        Мастер-класс адресован учителям-логопедам, дефектологам, учителям русского языка как коррекционных школ VII - VIII видов, так и массовых общеобразовательных школ. Надеюсь, что предложенные мной материалы по диагностике и коррекции дисграфии пригодятся Вам в Вашем нелегком труде.

«Для педагога особенно важно знать своеобразие пути,

по которому он должен повести ребенка.

Именно для того, чтобы дефективный ребенок мог достичь того же,

что и нормальный, следует применять совершенно особые средства»

Л. С. Выготский


        Исследования показывают, что за последнее время  число школьников, испытывающих трудности в обучении, возросло с 8,7% до 70% и продолжает расти. Типичные проявления - бедность словарного запаса, неумение правильно пересказать текст и построить предложение, множество ошибок при письменном изложении. При этом дети тратят на выполнение домашних заданий необоснованно много времени и сил. В результате у них практически не остается свободного личного времени, накапливается эмоциональная и физическая усталость. Причины - несформированность внимания и тонкой моторики, отсутствие навыков чтения и самостоятельности действий. Следствие - отвращение к учебе уже в начальной школе.

        По данным М. Е. Хватцева, Д. И. Орлова, В. В. Воронковой, нарушения письма у умственно отсталых школьников отмечаются значительно чаще, чем у детей с нормальным интеллектом.

         Дисграфия у умственно отсталых детей сопровождается распространенными орфографическими ошибками. Это объясняется тем, что применение многих правил требует достаточно высокого уровня усвоения языковых закономерностей, сформированности языковых обобщений. Нарушения развития речи сопровождаются, с одной стороны, расстройствами в овладении письменной речью, с другой — трудностями использования орфографическим правил. Дисграфия у умственно отсталых школьников проявляется чаще всего в сложном виде, в комплексе, в сочетании различных форм (дисграфия на почве языкового анализа и синтеза и акустическая дисграфия, акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия и т. д.).
Большая распространенность и особенности симптоматики дисграфии у умственно отсталых детей обусловлены недоразвитием познавательной деятельности, нарушением устной речи, несформированностью языковых обобщений, нарушением деятельности речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов, нарушением структуры операций письма, особенностями организации психической деятельности.
          Нарушение аналитико-синтетической деятельности проявляется у умственно отсталых детей и в анализе морфологической структуры слова, и в анализе структуры предложения, звуковой структуры слова. Нечеткость представлений о звукослоговой структуре слова приводит к большому количеству пропусков, перестановок, замен букв. Неотчетливые представления о морфологической структуре слова обусловливают большое количество аграмматизмов, искажений префиксов, суффиксов, окончаний, особенно в самостоятельном письме. Нарушение анализа структуры предложения проявляется в пропуске слов, их слитном написании, раздельном написании слова. Большое количество ошибок у умственно отсталых детей связано с дефектами произношения звуков речи. Симптоматика дисграфии у данной категории школьников характеризуется большим количеством и разнообразием ошибок на письме и сложностью их механизмов (В.В. Воронкова, Е.М. Гопиченко, Е.Ф. Соботович), проявляется чаще всего в сложном виде, в комплексе, в сочетании различных форм (акустическая и артикуляторно-акустическая и т.д.).
         Логопедическая работа в специальной коррекционной школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка.Для коррекции нарушений письма учащиеся зачислены на логопедические занятия, определены в группы и подгруппы на основе анализа речевых нарушений.Занятия с учащимися проводятся с использованием специально подобранных методов и приемов коррекционной работы, направленной на устранение специфических ошибок письма, вызванных недоразвитием фонематического слуха и восприятия.Логопедическая работа, строящаяся на принципах системного подхода, должна предусматривать коррекцию всех компонентов языковой системы.
 
Выделяются следующие виды дисграфий:
 Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В основе ее лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деление предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Проявление на письме: искажение структуры слова и предложения. Особенно распространены при этом виде дисграфии искажения звукобуквенной структуры слова.
Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, перестановки букв, пропуски, добавления, перестановки слогов.
Нарушение деления предложений на слова при этом виде дисграфии проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами; раздельное написание слова; раздельное написание приставки и корня слова.
Аграмматическая дисграфия проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлена несформированностью лексико-грамматического строя речи. Этот вид может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения, текста. На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, изменении падежных окончаний; нарушении предложных конструкций; изменении падежа местоимений; числа существительных; нарушении согласования; отмечается нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.
 Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Чаще, заменяются графически сходные рукописные буквы, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве, включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами, зеркальное написание букв, пропуски элементов особенно при соединении букв включающих одинаковый элемент, лишние и неправильно расположенные элементы.
 Акустическая дисграфия связана с нарушениями фонемного распознавания (дифференциации фонем). Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно, чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч – т; ч -щ; ц – т; ц – с). Неправильно обозначается мягкость согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных. Могут заменяться гласные даже в ударном положении, например, о – у.
          Для правильной организации коррекционной работы по преодолению нарушений письма у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью необходимо провести специальное логопедическое обследование по определению видов дисграфий.
 
Особенности логопедической работы по коррекции нарушений письменной речи в школе VIII вида
         Для исследования особенностей письменной речи учащихся я использую раздел методики Р.И.Лалаевой(см.приложения), направленный на проверку письменной речи. Методика носит тестовый характер, процедура ее проведения и система оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представить картину нарушений письменной речи у умственно отсталых школьников   и определить степень выраженности нарушения разных сторон речи, а также удобно для прослеживания динамики речевого развития ребенка и эффективности коррекционного воздействия. Наблюдения показали, что различного рода дисграфия встречается примерно у 30% учащихся с ОВЗ.
         При устранении нарушений письменной речи у умственно отсталых школьников необходимо учитывать особенности высшей нервной деятельности, психопатологические особенности детей.
         В связи с этим коррекция нарушений чтения и письма в школе VIII вида должна быть тесно связана с развитием познавательной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. Так, широко используется сравнение фонетически близких звуков (при устранении акустической, артикуляторно-акустической дисграфии, фонематической дислексии), анализ структуры предложения, звуко-слоговой структуры слова (при устранении фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза), развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза (при устранении оптической дислексии и дисграфии).
         При устранении нарушений письменной речи   возникает необходимость развивать различные психические функции, начиная с самых элементарных форм. Так, развитие фонематического анализа и синтеза начинается с выделения гласного звука на фоне других, развитие слогового анализа — с использованием вспомогательных средств.
         Устранение нарушений чтения и письма проводится в тесной связи с коррекцией нарушений устной речи как системы с коррекцией дефектов звукопроизношения, фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя.
         Нарушения чтения у умственно отсталых школьников проявляются уже в 1-м классе, т. е. раньше, чем нарушения процесса письма, которые выявляются у этих детей, начиная со 2-го класса. Это объясняется большей сложностью процесса письма, который усваивается умственно отсталыми детьми позднее, чем процесс чтения. В связи с этим   логопедическую работу надо начинать с коррекции нарушений чтения, одновременно осуществляя профилактику дисграфии, так как механизмы дислексии и дисграфии во многом сходны.
         В основном при коррекции дисграфии я использую альбомы Е.В.Мазановой и различные подборки упражнений (см.приложение). Работа логопеда по данной проблеме в коррекционной школе проходит в тесном контакте с учителями русского языка.  На методических объединениях обсуждаются проблемы нарушений письменной речи, разрабатываются единые подходы к проблеме. Рекомендованные приемы и упражнения педагоги используют при проведении уроков, внеклассных занятий с учащимися, что способствует закреплению умений, приобретенных учащимися на логопедических занятиях в учебной и социально-бытовой деятельности.
         Ежегодно в нашей школе проходит неделя специалистов. В этот период все специалисты показывают открытые занятия для учителей начальных классов, русского языка и математики. В приложении Вы можете познакомиться с одним из открытых занятий по коррекции дисграфии.
         Таким образом, логопедическая работа в школе VIII вида характеризуется большой спецификой, которая обусловлена особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями умственно отсталых детей, а также характером симптоматики, механизмов, структуры дефекта у этих детей.
 
ОШИБКИ, НА КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ
Существует несколько видов нарушений письма и чтения, каждому виду соответст­вуют и свои ошибки.
1.   Смешение букв при чтении и пись­ме по оптическому сходству: б-д; а-о; и-ш; З-Е
2.   Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то зву­ков или замена одних звуков на другие в устной речи часто отражаются и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).
3.   Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происхо­дит при нарушении фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о-у, е-ю; согласные р-л, й-ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешива­ются как между собой, так и с другими фонемами.
Например: тубло (дупло), шуски (суш­ки), сыплята (цыплята).
4.   Родители часто радуются, когда ребе­нок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточной сформированности фонетической стороны речи и фонематиче­ского восприятия может привести к ошиб­кам на письме: пропуск букв и слогов, недописанные слова.
5.   Часты при дисграфии ошибки застре­вания (персеверации): За зомом росла ма­мина. (За домом росла малина.), предвосхи­щения, упреждения (антиципации): Дод не­бом лолубым. (Под небом голубым.)
6.   Большой процент ошибок из-за не­умения ребенка передавать на письме мяг­кость согласных: сольитъ (солить), въезет (везет), Луба (Люба).
7.   Слитное написание предлогов, раз­дельное — приставок также является од­ним из проявлений дисграфии.
8.   Кроме этого, дети, страдающие нару­шениями письма, могут не держать строч­ку, игнорировать точку в конце предложе­ния, заглавную букву.
Еще раз следует напомнить, что если эти ошибки единичны, то причины надо искать в другом.
 
Еще один важный момент — где писать?
Среди детей, страдающих нарушения­ми письма, очень много тех, у кого плохой почерк. Дети не видят границ строки, бук­вы у них корявые, с разным наклоном, они да многу раз обводят одну букву, прежде чем соединить ее с другой. Как правило, эти дети в школе были очень рано переве­дены на письмо в тетради с широкой ли­нейкой. Надо сказать, что в последние го­ды наблюдается тенденция к быстрому от­казу от тетрадей в косую линейку. Возмож­но, основная масса детей и легко переносит этот переход. Хотя нам известны случаи, когда учителя признавали, что слишком рано перевели детей на широкую линейку, чем и объясняли плохой почерк поголовно у всего класса.
Поэтому, если у ребенка начальной школы есть проблемы с почерком, стоит какое-то время поработать в тетради в ко­сую линейку.
И, наконец, чем писать?
Начинаем с карандаша. Причем он должен быть не очень мягким (ТМ), стан­дартной длины (никаких коротких каран­дашей), граненым, без ластика. Если ре­бенок неправильно держит карандаш, це­лесообразно использовать наконечник-корректор.
Что говорит в пользу карандаша? Самое главное то, что написанное ка­рандашом можно стереть. Не надо зачеркивать, портить тетрадь. Пусть ребенок привыкает к чистым страницам, без рема­рок, без жуткого красного фона.
 
Большую помощь окажут специаль­ные упражнения, которые предлагаются психологами, психофизиологами.
  • Комплекс кинезиологической гимна­стики (см. презентацию в приложении).
  • Пальчиковые гимнастики(см.приложение).
  • Упражнение «Корректурная проба». Не менее 5 раз в неделю в течение 3 минут для 1—2-го класса и 5 минут для осталь­ных в старой книге (желательно с неинте­ресным текстом и не мелким шрифтом) зачеркивать первое время одну заданную букву, а затем можно и две. Причем в подборе букв возможны многочисленные варианты, предлагаемые постепенно. Вначале берем согласные, не очень часто и не очень редко встречающиеся в тек­стах, — М, Л, Н... Затем даем другие сог­ласные (но непроблемные для ребенка). Потом включаем в работу гласные в та­ком порядке — Э, У, О, И, Ы, А. Если к этому времени ребенок уже мало пропус­кает букв или почти не делает ошибок — можно давать по две буквы: одну зачер­киваем, другую обводим в кружочек. Здесь по необходимости можно давать и буквы-паронимы.

 

Как лучше построить занятие с ре­бенком?
Считается, что лучше всего заниматься в утренние или послеобеденные часы. В это время у детей наиболее высокий уровень концентрации внимания, работоспособно­сти. Но, исходя из опыта, можно сказать, что есть дети, чьи индивидуальные особен­ности не укладываются в стандартные ха­рактеристики. Поэтому, если вы чувствуе­те, что в предложенное время ребенок рабо­тает плохо, попробуйте разные часы заня­тий и найдите самые оптимальные. Воз­можны и такие варианты, когда время за­нятия будет меняться в зависимости от сос­тояния ребенка.
  • Все гимнастики (кинезиологические комплексы, пальчиковые гимнастики) лучше делать до занятия. Это может быть утреннее время (несколько упражнений, помогающих «собраться», в течение 7—10 минут).
  • В первые минуты занятия можно про­делать два-три упражнения: потянуть вверх и вниз уши, потереть щеки.
  • Занятие лучше разделить на несколь­ко этапов, их продолжительность будет за­висеть от особенностей ребенка.

Предлагаем такой вариант:

— «разогревающие» упражнения;
— устные упражнения (на развитие фо­нематического восприятия, на звукобуквенный анализ);
— письменные упражнения или дру­гие, наиболее трудные задания;
— динамическая пауза: сделать несколько двига­тельных упражнений;
— письменная работа;
— словесные игры с мячом;
— подведение итогов.
 
Какая помощь со стороны учителя же­лательна?
  • Создание для ребенка ситуации ус­пеха.
  • Обязательно есть то, с чем ребенок мо­жет справиться, и, быть может, лучше дру­гих. Попросите учителя дать ему такие за­дания, похвалить его лишний раз (но толь­ко — за дело, фальшь дети чувствуют сра­зу и не прощают).
  • Желательно, чтобы учитель разрешил ученику на уроках во время письма тихо (шепотом) проговаривать, особенно пер­вое время занятий по методике.
  • Очень хорошо, если какое-то время ребенок будет писать карандашом, осо­бенно в классе. Ошибки ему отмечают на полях соответствующей строки, он сам находит это место, стирает и пишет пра­вильно. Да, он знает, что ошибка все равно будет засчитана и повлияет на оценку. Но он хотя бы начнет постепен­но привыкать к отсутствию красного фо­на в тетрадях.
  • Специфические ошибки — это не вина ребенка, а его беда. Эти ошибки не должны влиять на оценку. Или, как де­лают некоторые учителя, считают все за одну. Но, к сожалению, чаще бывает так, что все эти ошибки учителя списы­вают на лень, и тетради пестрят «двой­ками» и «колами». Но ведь не придет же учителю физкультуры мысль поставить «двойку» ученику с переломом ноги. На время лечения его освободят от занятий. Здесь же нужно на время коррекционной работы освободить только от оценки этих ошибок.
  • То же самое с письмом. Написал свою «единицу письма» и отдыхает. Следую­щую порцию он будет писать, как первую. Вот увидите, ошибок будет меньше.
  • Да, это не позволит быстро «избавить­ся» от уроков и заняться своими делами. Но на время коррекционной работы глав­ная цель — помочь ребенку справиться с проблемами.
  • Не заставляйте ребенка работы по русскому языку сначала выполнять в чер­новике, а затем переписывать в тетрадь. Абсолютно бесполезное занятие. Пусть в тетрадях не будет так чисто, как при мно­гократном переписывании. Но проблему таким образом вы не решите. На время коррекционной работы закройте глаза на помарки, договоритесь с учителем. Заме­чайте любой, самый маленький успех. Вместе с ребенком сравните неудачное его письмо с более удачным, покажите ему улучшения, поддержите его. Главное, что­бы он поверил в себя.
Выводы: Система логопедической работы в школе VIII вида по проблеме коррекции различного рода дисграфии недостаточно разработана.  Ее теоретическое обоснование представляет в настоящее время малоизученную, но актуальную проблему. Особую значимость следует придавать диагностике и логопедическому воздействию с помощью специальных упражнений и методик в условиях специального учреждения.
 
Рекомендации по работе с представленными материалами:

Теоретический материал может быть полезен логопедам и учителям письма и развития речи коррекционных школ VIII вида. В приложении вы можете увидеть следующие материалы:

- диагностические тесты по дисграфии Р.И. Лалаевой, которые могут использовать логопеды общеобразовательных и коррекционных школ VII и VIII вида;
- презентация «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющих нарушения речи» для использования в работе специалистов;
- конспект занятия по коррекции дисграфии "Экскурсия по русской деревне" с учащимися 6 класса школы VIII вида;
- часть альбомов по коррекции дисграфии Мазановой Е.В. для использования в работе логопедов, учителей русского языка, а также для индивидуальных занятий с ребенком дома.
- лекция на тему: «Как получается письмо» для педагогов коррекционных школ, с презентацией;
- презентация "Пальчиковая гимнастика"
 
Список использованной литературы:
1. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» – М., 2001 г.
2. Корнев А.Н. «Нарушение чтения и письма у детей». – С-Петербург, И.Д «МиМ», 1997 г.
3. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. «Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников.» – С.-Петербург., Союз, 2001 г.
4. Правдина О.В. «Логопедия» – М. Просвещение, 1973 г.
5. Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» – М., Владос, 1995 г.
6. Мазанова Е.В. «Коррекция оптической дисграфии». Конспекты занятий для логопедов. Издательство «Гном и Д», 2007.
 7. Мазанова Е.В. «Коррекция аграмматической дисграфии». Конспекты занятий для логопедов. Издательство «Гном и Д», 2007.
 8. Мазанова Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». Конспекты занятий для логопедов. Издательство «Гном и Д», 2007.
 9. Мазанова Е.В. «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза». Конспекты занятий для логопедов. Издательство «Гном и Д», 2007.
 10. Мазанова Е.В. «Учусь работать со словом». Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии. Издательство «Гном и Д», 2007.
 11. Мазанова Е.В. «Учусь не путать звуки». Альбом №1, Альбом №2 упражнений по коррекции акустической дисграфии. Издательство «Гном и Д», 2007.
12.  Мазанова Е.В. «Учусь не путать буквы» Альбом №1, Альбом №2 упражнений по профилактике и коррекции оптической дисграфии. Издательство «Гном и Д», 2007.
13.  Мазанова Е.В. «Учусь работать с текстом». Альбом упражнений по коррекции   дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Издательство «Гном и Д», 2007.
14.  Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. «Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР». Практическое пособие для логопедов. Издательство «Учитель», 2003.
15.  Городилова В.И., Кудрявцева М.З. «Диктанты и упражнения по русскому языку для начальной школы». Издательство «Дельта», 2001.
16.  Логинова Е.А. «Нарушение письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития». Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
17.  Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». Пособие для логопеда. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
 18. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников». Издательство «СОЮЗ»,2001.
19.  Кочеткова Н.А. «Я различаю буквы о-а, сходные по написанию». Издательство «ГНОМ и Д», 2005.
20. «Логопедия» под редакцией Волковой. М.: Просвещение, 1989..
21.Хватцев М.Е. Логопедия. М.: Владос 2009.
22. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических фак. Пед. Вузов/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.= М.: ВЛАДОС, 1998.

 


09.09.2015   20.11

Моисеева Раиса Ивановна

0

 Елена Николаевна, здравствуйте! Побывала на Вашем мастер-классе. Впечатления замечательные. Как удачно представлено изречение Л.С. Выготского, как оно актуально во все времена: "Для педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он должен повести ребёнка ...". Это касается всех педагогов, не важно, работают они с особенными детьми или с детьми, нормально развивающимися. Ваши рекомендации по работе с представленными материалами полезны не только логопедам и учителям коррекционных школ VIII вида. Каждое направление методических материалов можно и нужно применять в работе с глухими и слабослышащими детьми. Ваши материалы: презентацию "Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющих нарушения речи", упражнения на коррекцию оптической и акустической дисграфии скопировала, передала в методический кабинет школы, рекомендовала коллегам. Материалы шикарные! Спасибо! Творческих успехов!

07.09.2015   18.32

Фомина Светлана Валерьевна

0

 В своей работе Вы систематизировали и обобщили теоретическую часть по проблеме дисграфии. Спасибо за практические советы и рекомендации для педагогов по организации занятий с детьми дисграфами. Вы не зря проделали такую большую работу! Спасибо!

18.08.2015   19.29

Елхова Ираида Вячеславовна

0

Большое Вам спасибо за изложенный материал! Очень полезно и актуально!

17.08.2015   18.41

Дружинина Любовь Ивановна

0

 Здравствуйте, Елена Александровна. Заинтересовалась Вашей работой, вы помогаете решить актуальную проблему. Работаю в среднем звене,  в классе, где одна из основных проблем - проблема почерка, абсолютно нечитаемое письмо. Ваши советы возьму на вооружение и порекомендую учителям начальных классов. Спасибо за ценный  мастер- класс.

16.08.2015   19.39

Голдина Лилия Вильевна

0

 Уважаемая Елена Николаевна! С интересом ознакомилась с Вашим мастер-классом. Тема, которую Вы представили, очень актуальна. С подобными проблемами мы встречаемся и в начальной школе. В нашей школе, к сожалению, нет логопеда, и нам приходится рассчитывать тоько на себя или предлагать родителям ходить на занятия к логопеду.  Ваши рекомендации во многом помогут учителям начальной школы. Большое спасибо за Ваш мастер-класс. С уважением, Лилия Вильевна.

14.08.2015   12.13

Фомина Светлана Валерьевна

0

 В своей работе вы затронули очень актуальную проблему современного общества - дисграфия. Даже в общеобразовательной школе каждый 3 ученик - дисграф. Безусловно, такая трудоемкая работа должна проводиться не только педагогом, но и родителями, да и ребенок должен хотеть научиться. Но родителям некогда и данный вид работы полностью ложится на плечи педагога. А у педагога просто не хватает времени работать с дисграфами в полном объеме. И тем не менее, я уверена, что Ваш мастер-класс поможет  педагогам выбрать правильную линию работы с учениками. 

08.07.2015   17.22

Ведерникова Юлия Васильевна

0

Елена Николаевна! Являясь методистом детского сада и председателем ПМПк, мне очень интересна деятельность учителя-логопеда, так как в детский сад все больше и больше поступает детей с нарушением речи.  С содержанием работы учетелей-логопедов ДОУ я знакома достаточно хорошо, а Ваш мастер-класс позволил увидеть работу школьного учителя-логопеда. Спасибо!

15.06.2015   16.17

Беликова Елена Александровна

0

Уважаемая Елена Николаевна. Познакомилась с вашим мастер-классом, который указывает на глубину изучения затронутого Вами вопроса. В последнее время по статистике появляется всё большее колличество детей с различными психофизиологическими отклонениями и просто замечательно, что есть глубокопонимающие специалисты для профилактики и коррекции выявленных групп отклонений.  В вашем конспекте не указан возраст аудитории, а возрастной подход  стоит на первом месте с выраженностью тех или иных отклонений в развитии. Я впервые увидела, что "корреткурная проба" может быть использована как материал для развития, т.к. я использую таблицу "Кольца Ландольта", "Таблица Анфимова" и др. для оценки уровня умственной работоспособности и утомления обучающихся. Вам можно разработать "методические рекомендации" по проведению данной работы. Желаю успехов!

15.06.2015   21.37

Клявина Елена Николаевна

0

Спасибо, Елена Александровна, за содержательный комментарий. Работу по коррекции дисграфии я начинаю с начальных классов, продолжая в среднем звене. Конспект занятия, если вы его имели ввиду, составлен для учащихся 6 класса. А задание "Корректурная проба" пользуется у специалистов и педагогов нашей школы большой популярностью. Мы используем его как коррекционный элемент для развития ВПФ. Обязательно воспользуюсь вашим советом. Еще раз спасибо.



УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

    Рада видеть Вас на своем мастер-классе. Очень надеюсь, что познакомившись с ним, Вы используете предложенные материалы сами или, может быть, посоветуете их Вашим коллегам-логопедам. Благодарю администрацию сайта за предоставленную возможность опубликовать свою работу и поделиться опытом с коллегами. Всем успехов в работе! СПАСИБО!


 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru