Главная > Мастер-классы педагогов

Сайт "Педагогическая планета" размещается по новому адресу: https://planetatspu.ru/

Уважаемые коллеги! Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций присвоила сайту "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТА" Томского государственного педагогического университете статус "Средство массовой информации" (свидетельство).
Мастер-класс педагога: Елхова Ираида Вячеславовна

Использование стратегий смыслового чтения

на логопедических занятиях с младшими школьниками.


Елхова Ираида Вячеславовна, учитель-логопед высшей категории
 
ОГБОУ "Средняя общеобразовательная школа - Центр дистанционного образования" г. Рязани.

 Уважаемые коллеги!

     Я приветствую вас на мастер-классе, где можно будет познакомиться со стратегиями смыслового чтения, используемыми на логопедических занятиях с младшими школьниками.
Пояснительная записка.
      Данный мастер-класс может заинтересовать не только логопедов, но и педагогов начальных классов, учителей русского языка и литературы, т. к. речь пойдёт о развитии навыка чтения.
      Человек находится в мире, где постоянно сталкивается с текстовой информацией: книги, газеты, реклама и т. д. Поэтому неоспоримым является умение быстрого, правильного и осмысленного чтения. Это умение очень часто сложно формируется у детей с различными нарушениями в развитии (например, речи или других ВПФ), ОВЗ и т. п. Для успешного формирования и развития навыка чтения необходимо, учитывая особенности учащихся, использовать особые методы и приёмы в обучении, например стратегии смыслового чтения. Надеюсь, что участие в данном мастер-классе поможет вам в проектировании заданий по смысловому чтению, выборе стратегий чтения для учащихся, окажется полезным и актуальным в условиях новых ФГОС.
Цель мастер-класса: уточнение представлений педагогов о формировании навыков смыслового чтения у учащихся при работе с текстовой информацией.
Задачи:
  • Познакомить педагогов с применяемой мною системой приёмов для работы с текстом, основанной на стратегии смыслового чтения - «чтение с остановками».
  • Расширить знания педагогов о методах и приемах смыслового чтения и привлечь их к участию в данном мастер-классе, общению по данной теме между собой.
Планируемые результаты:
  • Понимание педагогами принципов подбора заданий к текстам для развития навыков смыслового чтения.
  • Педагогический продукт, который будет создан в результате работы в мастер-классе - разработка заданий к тексту в соответствии со стратегиями смыслового чтения.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ   Данный раздел мастер-класса содержит теоретическое обоснование необходимости развития навыка смыслового чтения у учащихся, краткое описание механизма чтения и структуры использования стратегии смыслового чтения "чтение с остановками" на логопедических занятиях с младшими школьниками. 

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ (тексты)    Данный дидактический материал содержит тексты для чтения учащимися на занятиях, соответствующие определённой теме и этапу логопедической коррекции. 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ      Здесь даны рекомендации педагогам по работе с текстами для чтения, опубликованными в разделе "ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ (тексты)", в соответствии со стратегией "чтение с остановками". В конце рекомендаций размещена таблица, позволяющая проследить динамику развития навыков осмысленного чтения у учащихся.

 ТЕКСТЫ ДЛЯ РАБОТЫ    Для того, чтобы вы сами попробовали использовать стратегии смыслового чтения, я предлагаю вашему вниманию несколько текстов. Вы можете взять только один из них или все и, определившись с темой занятия, на котором будете его использовать, составить задания в соответствии с выбранными стратегиями чтения. Желаю успеха!


СКАН-КОПИЯ РЕЦЕНЗИИ


05.07.2017   07.55

Мануилина Евгения Анатольевна

0

 Большое спасибо за такой полный, грамотный  и полезный Мастер-класс!  Конечно, некоторые приемы  использую, однако после вашего матсер-класса как-то все пришло в порядок, стало логично и последовательно. Используемые постоянно  приемы смыслового чтения позволяют детям стать внимательными и грамотными читателями, с удовольствием читать. Обязательно воспользуюсь приемом "чтение с остановками"  уже в этом учебном году!!!

25.11.2016   20.32

Лоренц Светлана Ивановна

0

Не только с интересом прочитала Вашу работу, но и использую данный материал при работе со своими учениками. Весь материал изложен доступно и очень полезен для учителя начальных классов. Мне очень понравились ваши методы работы, они помогают не только в овладении навыками смыслового чтения, что само по себе очень важно для учащегося, но и помогают формировать орфографическую зоркость.

25.11.2015   15.24

Соловьева Маргарита Григорьевна

0

Данная работа достаточно интересно подготовлена. Она требует внимания учеников, большой полготовки учителя. Работа с классом должна вестись постоянно, ежедневно. Спасибо огромное за интересный материал! Частично буду использовать в своей работы.

06.09.2015   16.49

Удалова Наталья Николаевна

0

 Здравствуйте, Ираида Вячеславовна!

Я работаю учителем математики и сталкиваюсь при работе с детьми, у которых наблюдается дефект речи, поэтому, на мой взгляд, Ваш мастер-класс актуален не только для логопедов, учителей начальных классов и учителей русского языка и литературы, но и для учителей-предметников. Учителя-предметники работают с текстом учебника и нам важно приучить учащихся работать осмысленно с текстом учебника и дополнительной литературой. Рассмотренный Вами приём в обучении, стратегии смыслового чтения, актуален и взят мною на вооружение. Спасибо за мастер-класс.

04.09.2015   14.16

Елхова Ираида Вячеславовна

0

 Уважаемая Раиса Ивановна! Спасибо за высокую оценку моей работы. Я очень рада, что мой опыт будет полезен Вам и коллегам, а самое главное - детям. 

31.08.2015   23.39

Моисеева Раиса Ивановна

0

 Ираида Вячеславовна, здравствуйте!

Ваш мастер-класс вызывает интерес также и у сурдопедагогов, в частности у меня.  Многие наши дети с нарушениями слуха проявляют негативизм к чтению. Причин много, одна из которых - низкая способность к пониманию прочитанного. Предложенная Вами методика смыслового чтения - "чтение с остановками" для моих ребят - волшебная таблетка, для меня - отличная находка. Не секрет, что все обучающиеся с сенсоневральной тугоухостью в процессе чтения сталкиваются с необходимостью понимать различные слова и уточнять их значения. Ваши методические рекомендации, с которыми я ознакомилась, скачала, уверена, они существенно облегчат процесс обучения особенных детей, поэтому, на методическом объединении познакомлю с ними своих коллег. Выражаю Вам благодарность. Рациональное сочетание методики смыслового чтения с традиционными методами, нетрадиционными, творческими, коррекционными поможет нашим детям не чувствовать себя "отстающими" и не испытывать негативизма к чтению. Спасибо за мастер-класс. С уважением, Раиса Ивановна Моисеева

27.08.2015   21.34

Елхова Ираида Вячеславовна

0

 Уважаемая Наталия Анатольевна, спасибо за Ваше участие и оценку предоставленного материала! При подборе текстов для чтения, я стараюсь учитывать интересы учащихся (нравятся, например, рассказы о животных и необычных или забавных жизненных фактах), но всё-таки это является работой учителя: в зависимости от темы занятия, цели и задач подбирается или изменяется тот или иной текст, например, при дифференциации (различении) звуков и букв Д-Т нужно, чтобы было много слов с этими буквами, а по теме "Синонимы" нужен текст со словами, к которым дети смогут подобрать синонимы, или текст со словами-синонимами, которые дети должны будут найти и т. п. 

26.08.2015   22.43

Печкунова Наталия Анатольевна

0

Здравствуйте, Ираида Вячеславовна!
Очень интересная техника работы. Скажите пожалуйста, предполагается ли личное самоопределение ребенка при выборе текста и как это влияет на результат смыслового прочтения текста?
 




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru