Главная > Мастер-классы педагогов

Сайт "Педагогическая планета" размещается по новому адресу: https://planetatspu.ru/

Уважаемые коллеги! Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций присвоила сайту "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТА" Томского государственного педагогического университете статус "Средство массовой информации" (свидетельство).
Мастер-класс педагога: Удалова Наталья Николаевна

Тема мастер-класса: "Советы по организации и проведению сетевого проекта"


  Автор: Удалова Наталья Николаевна, учитель математики высшей квалификационной категории муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №13"  города Балаково Саратовской области


 Пояснительная записка

Метод проектов, в последнее время широко используемый в педагогической практике, основан на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении. Применение этого метода позволяет направить деятельность школьников на решение конкретной учебной или воспитательной проблемы. При этом результатом деятельности всегда является продукт, который разработали участники проекта для ее разрешения. Данный мастер-класс рассчитан на учителей, которые осуществляют проектную деятельность со своими учениками, но хотят выйти на другой уровень – организацию сетевого проекта с привлечением участников из разных уголков страны. Предложенные рекомендации могут быть использованы при организации сетевого проекта.

С 2010 по 2014 год я являлась участником регионального эксперимента  «Сопровождение профессиональной деятельности педагогов в условиях сетевого взаимодействия». В рамках эксперимента были проведены следующие сетевые проекты:

1. Всероссийский проект  «Дистанционный математический КВН- 2010»

2. Всероссийский проект «Приключения Снегурочки и юных математиков» 2010-2011 (проект осуществлялся на базе КАМПУС)

3. Международный конкурс  «Никто не забыт, ничто не забыто», 2013

4. Международный конкурс  «Учёные-математики на защите Отечества», 2014

5. Международный проект «Приключения Кузи и его друзей», 2014

 

Методические рекомендации 

Как организовать проект?  В качестве примера возьму организацию проекта «Приключения Кузи и его друзей» для учащихся 4-7 классов: http://proekt-fgos.ucoz.ru/.

I. Выбор предметно-содержательной области: моно проект (в рамках одной области знания) или межпредметный проект

Внеурочный проект получатся более ярким, запоминающимся, если он - межпредметный. Перед началом проекта было решено организаторами проекта объединить математику, экологию и  информатику (без информатики сетевой проект невозможен).

II. Определение целей и задач проекта

Перед созданием проекта необходимо чётко сформулировать цели и задачи. Организаторы должны понимать, что они хотят получить в результате проектной деятельности.

III. Этапы проекта

Каждый этап должен быть ярким, запоминающимся, не похожим на предыдущий. Участница проекта Наталия Шершакова пишет: «Здравствуйте! Проект понравился, жили больше месяца в постоянной деятельности. Ждали задания каждый четверг (ночью), чтобы с утра начать обсуждение и приступить к их выполнению. Очень трудно работать сразу с 4 командами, давать им всем хоть чем-то разные идеи. Слава богу, что наши дети стали продвинутыми в ИКТ-технологиях и учились работать во всех сервисах самостоятельно! Спасибо вам огромное за приглашение к участию».

Черновые этапы (наброски структуры проекта):

1. Регистрация и знакомство. Как осуществить знакомство? Хотелось немного оригинальности, поэтому на помощь пришёл сервис Dermandar (данный сервис уже использовался при проведении конкурса «Никто не забыт, ничто не забыто») – создание 3d панорамы. Участники должны были познакомить  друг друга  со своим родным краем. Для этого необходимо было создать панораму любого уголка населённого пункта и отметить местоположение панорамы на карте. 

2. Знакомство участников с правилами общения в интернете. 

Без сетевого этикета невозможно проведение проекта.

3. Так как проект должен был завершиться под Новый год, то решено было, что участники создадут новогодние игрушки, которыми будет украшена ёлка.  Это додекаэдры, икосаэдры и др. Так как создание красивой фигурки длительный процесс, то решили растянуть данный этап на весь проект. Хочется отметить, что участники создают игрушки увлечённо, творческий процесс приносит им радость, но в то же время они знакомятся с геометрическими фигурами.

 

4. Осуществить измерение уровня загрязнения воздуха, почвы и воды, чтобы каждый участник задумался над проблемами экологии в родном крае. 

 

5. Японский кроссворд. Хотелось привлечь учащихся к японским головоломкам, которые развивают логику и внимание. Кроссворды должны быть разноуровневые, чтобы каждый участник мог справиться с заданием, не разочароваться и получить баллы за этап.

 

6. Необходимо привлечь участников проекта к проблеме сохранения природных богатств, используя данные из интернета и собственные подсчёты.

7. Подведение итогов проекта в форме 3d сказки (увлекательно и не отнимает много времени). 

8. Награждение. 

Каждый этап должен завершаться рефлексией.

Этапы определены (черновые наброски), но им необходимо придумать название, как и самому проекту.  Сохранение порядка в доме под названием «планета Земля» и на ум приходит домовой, который должен наводить порядок в доме. А кто самый известный домовой? Конечно Кузя! Так и родилось название проекта «Приключения Кузи и его друзей».  Этапы проекта – это название глав из книги про домовёнка или выдержки из книги: «Под веником кто-то был…», «Воробьиный язык», «Дом для хорошего настроения», «На гиблом болоте», «Головоломка от Бабы Яги», «Вот беда, беда, огорчение», «Советы от Кузи и его друзей».

Дальше продумываем задания и продукт деятельности на каждом этапе (панорама, буклет, кроссворд, фотоотчёт, фигура, сказка и т.д.) Но при этом не забываем, что задания должны быть по силам каждому участнику.

IV. Участники

Можно использовать индивидуальную или групповую форму проектной деятельности. Выбрали групповую форму проекта (в путешествие веселее отправиться командой, групповая форма способствует сплочению коллектива).  Для себя отметили, что  участников не должно быть ни мало (не интересно для самих же участников), ни слишком много (тяжело будет работать с такой командой).  Оптимальный вариант для команд  - это  3-6 человек. Руководителей: 1-2, чтобы учителя могли посоветоваться, подстраховать друг друга.

Возраст. 4-7 классы. Почему? За маленьких практически всегда всё делают родители, а уже с 8 класса интерес к проектам пропадает, дети участвуют под давлением учителя неохотно и выполняют работу «тяп-ляп».

Каждый проект отнимает колоссальное количество сил и времени у организаторов, членов жюри и самих участников. Поэтому, если вы организовываете проект, то не скупитесь на призовые места, если участники добросовестно проходят все этапы и качественно выполняют задания. Пусть будет не три призовых места, а больше.  Поэтому лучше всего разбить участников на возрастные группы: 4-5 классы и 6-7 классы. Да, так и честнее будет, трудно соревноваться друг с другом 9-му и 14-летнему участнику.

V. Платформа для проведения

Проект сетевой, поэтому необходимо выбрать платформу для проведения.

Советую  google.com или ucoz.ru. Используя данные хостинги можно создать сайт, на котором вы сможете организовать и провести сетевой проект. У  ucoz.ru больше возможностей, но есть существенный недостаток – реклама (снятие верхней рекламы стоит около 3-х долларов в месяц). Можно использовать любой другой хостинг, который  позволит оставлять комментарии в конце каждой страницы – это необходимо для проведения рефлексии в конце каждого этапа. Если вы используете в проекте сказочного персонажа (например, Домовёнка Кузю), то пусть он  участвует в разговорах, отвечает на комментарии детей. Для этого необходимо отдельно зарегистрировать сказочного персонажа на сайте проекта.  

Создаём сайт, на котором размещаем: общую информацию о проекте, о сроках проведения. Информация по каждому этапу появляется постепенно, сроки должны быть указаны в положении конкурса.

VI. Организатор проекта

Вы должны продумать, от какой организации будут выписаны дипломы, грамоты, благодарственные письма и сертификаты участникам. Можно договориться с комитетом образования, педагогической организацией или администрацией образовательного учреждения.

VI. Обратная связь  

На сайте проекта необходимо создать страничку (в проекте она называется «Почемучка»), где вам могут задать вопрос о проекте, о возникших трудностях, ваша же задача оперативно ответить и решить проблему. Оставьте свой электронный адрес для связи – не каждый готов задать вопрос открыто.

Для вашего удобства следует создать отдельную почту для своего проекта. Если организаторов больше одного человека (одному человеку осуществить всё очень тяжело, хорошо, когда есть команда, где каждый знает свои обязанности), то каждый из них, имея доступ к почте, может решить оперативно проблемы по мере их поступления.

VII. Регистрация

Регистрация сама по себе не начнётся. Необходимо разослать пригласительные письма по школам родного города с положением о проекте.  Дать рекламу на страницах педагогических порталов, на которых вы зарегистрированы. Оставить приглашения на сайтах школ. Процесс утомительный и долгий (от двух недель до месяца).

VIII. Оценивание работ

Оценку работ необходимо продумать тщательно. Каждый участник должен быть ознакомлен перед началом каждого этапа с его критериями! Членам жюри высылаются бланки для оценивания (старайтесь, чтобы члены жюри были из разных образовательных учреждений) и сразу оговариваются сроки сдачи оценочных листов. Публикация результатов осуществляется после каждого этапа.

 

Сетевой проект способствует развитию интереса к учёбе, умению работать в группе, ведёт к увеличению показателей качества знаний.  

 

Скан-копия рецензии

 Уважаемые коллеги!

Желаю вам творческих успехов!

Если у вас появились вопросы, то я обязательно на них отвечу.


13.09.2015   19.40

Моисеева Раиса Ивановна

0

Наталья Николаевна, здравствуйте! Ваш мастер-класс произвёл отличное впечатление, заслуживает наивысшей оценки! Побывала на всех сетевых проектах, какая Вы - молодец! У Вас есть чему учиться. Спасибо за творческий подход. Материалы замечательные.

13.09.2015   19.48

Удалова Наталья Николаевна

0

 Здравствуйте, Раиса Ивановна!

Спасибо за добрые слова и оценку мастер-класса.  

С уважением, Удалова Н.Н.

12.09.2015   14.28

Немеш Наталья Александровна

0

 Здравствуйте, Наталья Николаевна! С интересом познакомилась с Вашим мастер-классом. Мне близка ваша тема, так как я со своими ребятами участвую в сетевом проекте "Эпистемотека". Сегодня такая форма организации образовательного процесса очень актуальна и востребована. Это ведет не только к повышеню мотивации к изучению предмета, но и созданию образовательной продукцци. Ведь итогом проекта становится продукт, созданный ребенком. А ведь это личностные результаты, о которых нам говорит новый стандарт!  Проекты, которые вы представляете, действительно интересны. Только не соглашусь, что нужно ограничиваться возрастом 4-7 классы. И старшеклассники это дело любят и охотно идут  в сеть  для участия в проектах. Приглашаю к нам в "Эпистемотеку лицея " http://epistemoteka-kna.ru/ , а также познакомиься  с моим мастер-классом на этой платформе.  Желаю творческих успехов. Спасибо за интересный опыт! 

13.09.2015   00.51

Удалова Наталья Николаевна

0

 Здравствуйте, Наталья Александровна!

Я очень рада, что Вам понравился подобранный материал. Зашла на рекомендованный Вами ресурс «ЭПИСТЕМОТЕКА», понравились предметные модули, предложенные по математике.

По поводу возраста. 4-7 классы – это самый благодатный возраст. Безусловно, что привлекать необходимо детей разных возрастов, но наибольшее количество участников и наиболее тщательно выполненные работы,  это у детей – 10-14 лет.

Я тоже желаю Вам творческих успехов. С уважением, Удалова Н.Н.

11.09.2015   19.13

Голдина Лилия Вильевна

0

 Уважаемая  Наталья Николаевна. Познакомилась с Вашим мастер-классом по организации и проведению сетевого проекта. Большое спасибо за подробное разъяснение. Мы с детьми участвуем в сетевых проектах. Это увлекательное занятие. Ребята многому учатся, много узнают нового. На примере проекат "«Приключения Кузи и его друзей» Вы показали все этапы подготовки и проведения. Самая большая работа, конечно же, ложится на создателей: продумать тему, цели, этапы проекта и результат. Думаю, что Ваш мастер-класс поможет учителя попробовать сови силы в создании собственного проекта, на уровне школы, города. 

Вот единственное, на что я обратила внимание, что цель Вашего проекта должна быть  экология. Именно этому решили вы посвятить проект. А Вы на первое место поставили "активизация творческой, познавательной и интеллектуальной инициативы обучающихся". На моем сайте скоро стартует сетевой проект "Путешествие в страну Словарию". Приглашаем учителей 2-4 классов. Загляните к нам в гости. С уважением, Лилия Вильевна.

13.09.2015   00.53

Удалова Наталья Николаевна

0

 Здравствуйте, Лилия Вильевна!

Спасибо за отзыв о работе мастер-класса. Действительно, колоссальная работа ложится на плечи организаторов.  И хотела бы ответить на Ваше замечание. В задачи проекта входит  воспитание любви к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им; формирование экологической культуры у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды. Проект хоть и был экологической направленности, хотя экология  не единственная предметная область (математика, информатика, литература), но был прежде всего нацелен на активизацию творческой, познавательной и интеллектуальной инициативы обучающихся.

Спасибо большое за приглашение, очень интересно посмотреть на работу своих коллег, почерпнуть для себя новое. Обязательно передам о проекте «Путешествие в страну Словарию» своим коллегам (учителям начальных классов).

С уважением, Удалова Н.Н. 

13.09.2015   18.22

Голдина Лилия Вильевна

0

Благодарю за разъяснение. 




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru