Главная > Мастер-классы педагогов


Наши мероприятия и повышение квалификации
  1. Модульная модель ПК (дистанционная) >>
  2. Презентация всех моделей повышения квалификации на английском языке >>

Актуально
  1. Мастерская педагогического опыта >>
  2. Всероссийские предметные методические объединения >>
  3. Рецензии авторских материалов и программ развития школ >>
  4. Благодарственные письма 2016 - 2017 >>
До конца регистрации осталось менее 15 дней:
  1. Конкурс «Школьный проект» >>
Профессиональные педагогические конкурсы:
  1. Конкурс «Творческий урок» >>
  2. Конкурс «Здоровье детей - богатство нации» >>
  3. Конкурс «Мозаика презентаций» >>
  4. Конкурс «Учитель – моё профессиональное призвание» >>
Открытые конкурсы для дошкольников и школьников:
Сетевые проекты:
  1. Проект «Электронное портфолио педагога» >>
  2. Проект «Текстовый редактор Word: кроссворды и тесты» >>
Конференции:
Олимпиады:

Мастер-класс педагога: Сударикова Светлана Геннадьевна

Учебно - методический комплект "Уроки о добром и прекрасном" как средство формирования нравственных качеств личности на уроках внеклассного чтения.



Сударикова Светлана Геннадьевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МАОУ "СОШ №7" г. Колпашево Томской области.

 

Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагаю авторскую разработку учебно - методического комплекта.


 

Пояснительная записка.

        Максим  Горький предлагал литературу назвать человековедением. Урок литературы должен воздействовать в первую очередь на сердце и душу ребёнка. Ведь в книгах, которые мы изучаем, есть тот запас нравственной силы и энергии добра, которой так не хватает сегодня в нашем обществе. Мы вместе с ребятами на уроках сопереживаем, сочувствуем, радуемся, иногда печалимся.  Литература учит тому, что постижение нравственных начал – это процесс  длительный, она раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.  Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброту, сострадание,  протест против несправедливости и т. д.  Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.   Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его учитель.

        К сожалению, сейчас мы наблюдаем  нежелание большинства ребят читать. Основной причиной  стала утрата домашнего культа книги и традиции семейного чтения. Утверждения о «кризисе детского чтения» далеко не случайны и имеют под собой реальную основу. В  21 веке дети читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения, или вообще не читают. Поэтому и  возрастает и важность приобщения к чтению.

       Нравственному воспитанию способствуют и произведения, не включенные в программный материал. Их выбирает учитель для внеклассного (самостоятельного) чтения. Книг, способствующих духовно – нравственному  воспитанию, не так уж и мало. Поэтому надо  пытаться вернуть любовь к чтению подрастающего поколения, в том числе с помощью уроков внеклассного чтения.

       Такие уроки  следует строить так, чтобы дети стали активными, полюбили чтение, увлеклись им. Атмосфера на  занятии  должна  помогать  детям  быть творцами, высказывать свое мнение, не бояться давать   советы, доброжелательное отношение к товарищам, умение выслушать и понять другого.   Яркость, свободный выбор произведений для обсуждения, возможность обращения  к современной литературе – это должно стать  особенностями  уроков внеклассного чтения.

       На мой взгляд, они  должны быть выстроены по определенной системе. Их организация должна быть педагогически целесообразна, мы должны  руководствоваться следующими принципами: регулярность и целенаправленность чтения; творческое использование всех видов деятельности; педагогическое руководство внеклассным чтением, включающее в себя подготовку и проведение уроков, организацию внеклассной работы и оказание методической помощи родителям. И ещё: тексты, которые я предлагаю для работы на уроке, должны быть прочитаны во время урока.

           Но при подготовке курса внеклассного чтения  я  столкнулась с рядом проблем:

-  недостаточное методическое обеспечение уроков внеклассного чтения;

- отсутствие иллюстративных материалов к урокам, позволяющих добиться более качественного обучения (слайдовых презентаций в соответствии с программой курса, аудио- и видеофрагментов к урокам, а также подборок иллюстраций к урокам в цифровом формате для сопровождения рассказа учителя, закрепления или контроля знаний обучающихся);

- отсутствие в имеющихся методических пособиях возможностей для творчества педагогов при решении педагогических и методических задач, а также возможностей для учета особенностей конкретного классного коллектива.

         Для преодоления проблем и для создания условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных и творческих  способностей школьников, основ рефлексивного чтения, в своей педагогической практике я решила разработать учебно – методический комплект  уроков внеклассного чтения «Уроки о добром и прекрасном».

 Цель:    распространение   в образовательной практике учебно – методического  комплекта  «Уроки о добром и прекрасном».

Задачи:

- формирование положительной мотивации школьников к изучению литературы, к самому процессу чтения, потребности читать;

 - расширение художественной впечатлительности и развитие речевой грамотности у учащихся;

- формирование эмоционального самосознания, то есть способности осознавать свой внутренний мир под влиянием прочитанного;

- расширение опыта учащихся в устном общении: умении участвовать в диалоге, дискуссии, строить содержательное, развернутое монологическое высказывание;

- совершенствование знаний образной конкретизации и образного об­щения как основы интерпретации текста;

- воспитание мыслящего читателя;

- развитие творческих способностей учащихся;

- введение учащихся через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей.

         Практическая значимость  учебно – методического комплекта состоит  в том, что в нем разработаны   рекомендации для учителей     по 4 темам: «Честность», «Сострадание», «Доброта», «Ответственность», позволяющие педагогически целесообразно организовать внеклассное чтение  школьников и использовать его как фактор нравственного воспитания. 

        Применение УМК дает возможность вырабатывать у обучающихся надпредметные умения, такие как: 

- умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;

- умение распределить информацию по степени новизны и значимости;

- аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

- вызывать продуктивную дискуссию;

- способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);

-выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

      Большое внимание в предлагаемых уроках уделяется анализу художественных текстов. Разнообразные задания уроков приглашают школьников почувствовать красоту и силу слова. Объем  заданий, включенных в урок, иногда больше, чем нужно. Сделано это сознательно: в зависимости от уровня подготовки класса учитель сам выберет то, что необходимо использовать на данном занятии. 

       Работа по УМК  предполагает  работу по определенному алгоритму, который может отличаться по уровню сложности, продолжительности выполнения, связи с областями жизнедеятельности детей. При возможной коррекции алгоритм должен сохраняться, если требуется провести успешное занятие. Но самое важное условие никогда не изменяется – материал должен быть по-настоящему проблемным и интересным, ведь только при соблюдении этого условия ученики получают новые открытия, что делает  урок уникальной формой учебного занятия.

 



Методические рекомендации 

    Этапы работы.

1.     Проблемная ситуация.

При создании проблемной ситуации  учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения, и, как результат,  у него образуются новые знания, он обладает новыми способами действия.

2.     Эмоциональная подача материала.

Место эмоциональной подачи материала в теме и в уроке может быть и в начале, и в середине знакомства с художественным произведением. Эмоциональную ситуацию удается создать посредством приема художественного чтения (мастерами слова в записи). Такое чтение может "заразить" произведением, "влюбить" в писателя.

Работа над афоризмами,  притчами   – прием, который  пробуждает любопытство, вырабатывают у слушателей интерес и внимание и способствуют поддержанию этого внимания на протяжении всего общения.

 3.     Глубокое погружение в текст.

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение. Эффективным приемом работы на этапе погружения в текст является прием работы над художественной деталью. Через неё обратить учащихся к пониманию идейно - художест­венного содержания произведения, через постижение глубинного смысла - к книге, через книгу - к жизни, от жизни - снова к книге. Сделать инструментом познания не только разум, но и чувства учеников позволяет и сопоставление литературного текста с произведениями другого вида искусства (живопись, музыка, скульптура и др.). Этот прием усиливает, дополняет ассоциативный способ мышления.

4.     Подключение воображения и ассоциативного мышления.

От слова к чувству. Такие приемы нравятся учащимся, не требуют дополнительной подготовки. Как правило, такая работа рождает на уроке огромное количество разнообразных эмоций, переживаний по поводу одного и того же образа. Ассоциации может вызвать слово, образ, выражение, музыка, звуковой ряд. Идет опора на внутренние мотивы учащихся, самооценка на основе применения индивидуальных эталонов.

5.     Творческая работа на основе полученных знаний и впечатлений.

 Творческим воплощением мысли учащихся через погружение в текст являются письма, этюды, стихотворения и т.п.  собственного сочинения. Тему подсказывает художественное произведение.

 Творческие работы учащихся.

  1. "Обыкновенное чудо"
  2. "История в Сочельник"
  3. "Праздник обновления и веры"
  4. "Сказка о несбывшихся мечтах"
  5. "Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом"

  


Рецензия на УМК


Дипломы за представление УМК 


Буду рада обсудить с коллегами мои материалы!

 

 

 


28.01.2017   00.42

Саженина Валентина Егоровна

0

Уважаемая Светлана  Геннадьевна. Спасибо за материал. В первые годы своей работы в школе я тоже советовала ребятам вести  "Дневник прочитанных книг". Когда сама была ученицей, то учителя далёких 70-х практиковали такой вид работы. Он, действительно, был очень эффективным. Очень нужный материал и своевременный. Я нашла большой "клад" на данном сайте. Огромное спасибо всем тем, кто хочет помочь учителям, кого волнует судьба русского образования! 

12.11.2015   20.12

Маслова Татьяна Викторовна

0

 Уважаемая Светлана Геннадьевна! Огромное спасибо Вам за такой интересный, очень нужный для нас, педагогов, и очень полезный для ребят материал. Разговор о честности, доброте,  сострадании обычно вызывает у детей большой интерес. заставляет размышлять, задумываться на своими поступками. Замечательные тексты, замечательные притчи в рабочей тетради. А какие талантливые творческие работы школьников! Обязательно проведу занятия по Вашему материалу и возьму в качестве образца для своих разработок. Творческих Вам успехов!

20.11.2015   09.49

Сударикова Светлана Геннадьевна

0

Уважаемая Татьяна Викторовна, спасибо за поддержку! 

29.10.2015   00.21

Мурзина Елена Юрьевна

0


 

Добрый день, Светлана Геннадьевна. С удовольствием познакомиласт с Вашим мастер-классом. Я учитель начальных классов и в наше время очень сложно привлечь наших детей к чтению. А с помощью Вашего УМК можно постараться заинтересовать детей книгой. Хоть Ваш УМК и создан для детей старшей школы, спасибо за хорошую идею создать подобный для начальной школы. Успехов Вам в вашей работе.

02.11.2015   15.02

Сударикова Светлана Геннадьевна

0

 Уважаемая Елена Юрьевна, благодарю за высокую оценку моего УМК. Желаю и Вам творческих успехов в  разработке пособия!

26.10.2015   12.53

Шихова Галина Михайловна

0

Я - не учитель литературы, но безумно люблю книги, не могу без них. Очень хотела бы, чтобы и мои ученики читали. Часто цитируется древняя мудрость: можно привести коня  к водопою, но заставить его напиться нельзя. Без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это  будет лишь видимость учебной деятельности.

Педагоги придумывают различные способы повышения мотивации  на уроках – игры, слайды и т.д. Но все это - внешняя мотивация. Но успешность учебной деятельности  и в конечном  итоге качество образования зависят от мотивации внутренней. Материалы, которые предлагаются в  данной работе,  не решат всех проблем мотивированности  обучающихся. Но они подскажут верный путь и способы как  работать в этом направлении. Спасибо Вам!

27.10.2015   15.44

Сударикова Светлана Геннадьевна

0

 Уважаемая Галина Михайловна, Вы  очень точно определили цель моей работы.

22.10.2015   15.23

Ефименко Наталья Викторовна

0

Добрый день, уважаемая Светлана Геннадьевна! Огромное спасибо за Вашу работу!!! Я нахожусь под огромным впечатлением! Когда-то я собиралась сделать пособие по Д.С. Лихачёву "Письма о добром и прекрасном", но, к сожалению, так и не воплотила задуманное. А вот теперь я уверена: я сделаю! Вы меня вдохновили! Спасибо!  Заходите ко мне в гости на мастер-класс "Приёмы проблемного и интенсивного обучения на уроках литературы". Буду рада, если Вам понравится. Творческих успехов!!!

27.10.2015   15.41

Сударикова Светлана Геннадьевна

0

 Уважаемая Наталья Викторовна, спасибо за поддержку. С пользой для   дальнейшей работы побывала и на Вашем мастер - классе.

16.10.2015   22.59

0

 уважаемая СВЕТЛАНА ГЕННАДЬЕВНА! 

В воспитании нравственности участвуют все предметы школьного курса, но особенно большую роль играет литература, которая в силу своей специфики напрямую выходит к проблемам морали, нравственности, духовности. ваш труд огромная помощь учителям литературы, начальных классов.

С БОЛЬШИМ ИНТЕРЕСОМ ОЗНАКОМИЛись С ВАШЕЙ РАБОТОЙ НА ЗАСЕДАНИИ ШМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАСОВ . огромное спасибо за интересную и полезную работу.

 

22.10.2015   15.10

Сударикова Светлана Геннадьевна

0

Уважаемая Гульфинур Рауфовна! Очень рада, что моя разработка показалась интересной  учителям начальной школы! Спасибо за добрые слова. 

12.10.2015   22.54

Cоколова Наталья Григорьевна

0

 Здравствуйте, Светлана Геннадьевна! С огромным интересом просмотрела вашу работу. Обсолютно согласна с проблемой сегодняшнего времени. По собственному опыту, проводя занятия в театральной студии четко это прослеживаю. Дети желают воспринимать красивую , готовую картинку, а трудиться и анализировать не очень стремяться. К счастью есть такие педагоги, как вы! Урок очень содержательный и полезный, с удовольствием прочла сама и что -то возьму на заметку для своей работы. Спасибо за ваш труд!!! 

22.10.2015   15.08

Сударикова Светлана Геннадьевна

0

 Уважаемая Наталья Григорьевна, спасибо за высокую оценку моей работы!

10.10.2015   04.42

Анопова Елена Ивановна

0

Здравствуйте, Светлана Геннадьевна. С большим удовольствием познакомилась с Вашей методической разработкой. Я думаю, что предложенными материалами можно пользоваться и не только учителям русского языка и литературы, или учителям начальных классов. Ведь каждый из нас одновременно ещё и родитель, и классный руководитель. Сама стокнулась с проблемой чтения в 5 классе. Буду рекомендовать Вышу разработку для родителей на родительских собраниях и для своих коллег. Большое спасибо за интересный и содержательный материал.

12.10.2015   15.29

Сударикова Светлана Геннадьевна

0

Уважаемая Елена Ивановна, спасибо за Ваше предложение о распространении моего УМК! 

10.10.2015   02.28

Гусева Евгения Олеговна

0

Уважаемая Светлана Геннадьевна! Ознакомилась с Вашим мастер-классом и считаю, что ценность этого материала невозможно переоценить. Современные детки, растущие у экранов компьютеров и планшетов, все меньше и меньше читают книги и все меньше и меньше общаются друг с другом непосредственно, поэтому многие нравственные категории остаются для них недоступными или непонятными. Предложенные Вами "Уроки" - это великолепная находка для развития морально-нравственной сферы личности современных школьников. Спасибо Вам за граммотно разработанное пособие!

12.10.2015   15.27

Сударикова Светлана Геннадьевна

0

 Уважаемая Евгения Олеговна, спасибо за Ваш отклик на мою работу!

06.10.2015   20.32

Денисова Нина Ивановна

0

Уважаемая Светлана Геннадьевна! Ознакомившись с Вашим УМК, не смогла остаться равнодушной и не написать этот отзыв. Ваш УМК – огромная ценность и для учителей начальных классов, и для литераторов, и для библиотекарей, и, конечно, думающих родителей. Поднимается разговор с детьми о таких важных ныне нравственных категориях – честность и ответственность, доброта и сострадание. Предлагаемая технология «от слова – к чувству» обычно нравится детям, эмоционально воздействует, стимулирует к размышлению. И совсем отрадно, что дети создают собственные творческие продукты! С большим интересом всё прочитала. Мне как педагогу дополнительного образования и библиотекарю это очень значимо. Как и вы, также встревожена отсутствием у современных детей интереса к чтению. Себе «узелками на память» взяла кое-что из Ваших материалов. Большое спасибо Вам! Успехов в педагогическом творчестве!

12.10.2015   15.24

Сударикова Светлана Геннадьевна

0

 Уважаемая Нина Ивановна!  Огромное спасибо, что Вы отметили не только  УМК, но и творческие работы моих учеников!

06.10.2015   09.18

Веретенникова Елена Анатольевна

0

 Здравствуйте, Светлана Геннадьевна. Замечательная работа. Спасибо за возможность использовать Ваш ресурс в своей работе. Проблемы с детским чтением нам очень знакомы. Желаю дальнейших творческих успехов! 

06.10.2015   16.04

Сударикова Светлана Геннадьевна

0

 Елена Анатольевна, спасибо за поддержку!

05.10.2015   18.45

Голдина Лилия Вильевна

0

 Здравствуйте, уважаемая Светлана Геннадьевна. С большим интересом ознакомилась с Вашей работой! Очень понравилась. Полностью согласна с тем, что чтение для многих детей сейчас  является большой проблемой. А воспитать вдумчивого читателя ещё сложнее. Я работаю с детьми начальной школы. Сама в этом году разработала для своих второклашек "читательский дневник", чтобы привлечь к чтению детей и приобщить родителей. Очень понравились притчи, которые Вы используете в рабочей тетради, думаю, их можно будет  использовать и с детьми 4 класса. Отличное пособие для учителей разработали. Желаю Вам творческого вдохновения, крепкого здоровья и благодарных учеников! С уважением, Лилия Вильевна.

06.10.2015   16.03

Сударикова Светлана Геннадьевна

0

Лилия Вильевна, надеюсь, что и Ваши усилия по работе с читательскими дневниками помогут привлечь  к чтению учащихся  и приобщить родителей.

05.10.2015   18.09

Моисеева Раиса Ивановна

0

 Светлана Геннадьевна, здравствуйте! Абсолютно с Вами согласна, причина "кризиса детского чтения" уходит корнями  в семейные традиции, которые в этом направлении отсутствуют (из личных наблюдений). Весьма понравилась подача методического материала, восхищена содержательным наполнением рабочей тетради. Ваш призыв:  "Давай вместе продолжим открытия в мире литературы!" моментально взяла себе на вооружение. После ознакомления с Вашими материалами из души вырвалось: "Уроки о добром и прекрасном" в каждую школу, в каждый класс!!!  Ведь это так актуально. К великому сожалению у наших особенных детей нет даже малой  мотивации к чтению, но , уверена, Ваша методика в корне всё изменит, стоит лишь приложить усилия. Для этого у меня есть большое желание, конечно возможности - Ваши материалы. Желаю творческих успехов, всего самого наилучшего. Счастья и здоровья Вам. 

06.10.2015   16.01

Сударикова Светлана Геннадьевна

0


 

Уважаемая Раиса Ивановна! Искренне рада Вашей оценке моей работы.




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru