Учебно - методический комплект "Уроки о добром и прекрасном" как средство формирования нравственных качеств личности на уроках внеклассного чтения.
|
Пояснительная записка. Максим Горький предлагал литературу назвать человековедением. Урок литературы должен воздействовать в первую очередь на сердце и душу ребёнка. Ведь в книгах, которые мы изучаем, есть тот запас нравственной силы и энергии добра, которой так не хватает сегодня в нашем обществе. Мы вместе с ребятами на уроках сопереживаем, сочувствуем, радуемся, иногда печалимся. Литература учит тому, что постижение нравственных начал – это процесс длительный, она раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброту, сострадание, протест против несправедливости и т. д. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его учитель. К сожалению, сейчас мы наблюдаем нежелание большинства ребят читать. Основной причиной стала утрата домашнего культа книги и традиции семейного чтения. Утверждения о «кризисе детского чтения» далеко не случайны и имеют под собой реальную основу. В 21 веке дети читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения, или вообще не читают. Поэтому и возрастает и важность приобщения к чтению. Нравственному воспитанию способствуют и произведения, не включенные в программный материал. Их выбирает учитель для внеклассного (самостоятельного) чтения. Книг, способствующих духовно – нравственному воспитанию, не так уж и мало. Поэтому надо пытаться вернуть любовь к чтению подрастающего поколения, в том числе с помощью уроков внеклассного чтения. Такие уроки следует строить так, чтобы дети стали активными, полюбили чтение, увлеклись им. Атмосфера на занятии должна помогать детям быть творцами, высказывать свое мнение, не бояться давать советы, доброжелательное отношение к товарищам, умение выслушать и понять другого. Яркость, свободный выбор произведений для обсуждения, возможность обращения к современной литературе – это должно стать особенностями уроков внеклассного чтения. На мой взгляд, они должны быть выстроены по определенной системе. Их организация должна быть педагогически целесообразна, мы должны руководствоваться следующими принципами: регулярность и целенаправленность чтения; творческое использование всех видов деятельности; педагогическое руководство внеклассным чтением, включающее в себя подготовку и проведение уроков, организацию внеклассной работы и оказание методической помощи родителям. И ещё: тексты, которые я предлагаю для работы на уроке, должны быть прочитаны во время урока. Но при подготовке курса внеклассного чтения я столкнулась с рядом проблем: - недостаточное методическое обеспечение уроков внеклассного чтения; - отсутствие иллюстративных материалов к урокам, позволяющих добиться более качественного обучения (слайдовых презентаций в соответствии с программой курса, аудио- и видеофрагментов к урокам, а также подборок иллюстраций к урокам в цифровом формате для сопровождения рассказа учителя, закрепления или контроля знаний обучающихся); - отсутствие в имеющихся методических пособиях возможностей для творчества педагогов при решении педагогических и методических задач, а также возможностей для учета особенностей конкретного классного коллектива. Для преодоления проблем и для создания условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников, основ рефлексивного чтения, в своей педагогической практике я решила разработать учебно – методический комплект уроков внеклассного чтения «Уроки о добром и прекрасном». Задачи: - формирование положительной мотивации школьников к изучению литературы, к самому процессу чтения, потребности читать; - расширение художественной впечатлительности и развитие речевой грамотности у учащихся; - формирование эмоционального самосознания, то есть способности осознавать свой внутренний мир под влиянием прочитанного; - расширение опыта учащихся в устном общении: умении участвовать в диалоге, дискуссии, строить содержательное, развернутое монологическое высказывание; - совершенствование знаний образной конкретизации и образного общения как основы интерпретации текста; - воспитание мыслящего читателя; - развитие творческих способностей учащихся; - введение учащихся через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей. - умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию; - умение распределить информацию по степени новизны и значимости; - аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; - вызывать продуктивную дискуссию; - способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); -выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; Большое внимание в предлагаемых уроках уделяется анализу художественных текстов. Разнообразные задания уроков приглашают школьников почувствовать красоту и силу слова. Объем заданий, включенных в урок, иногда больше, чем нужно. Сделано это сознательно: в зависимости от уровня подготовки класса учитель сам выберет то, что необходимо использовать на данном занятии. Работа по УМК предполагает работу по определенному алгоритму, который может отличаться по уровню сложности, продолжительности выполнения, связи с областями жизнедеятельности детей. При возможной коррекции алгоритм должен сохраняться, если требуется провести успешное занятие. Но самое важное условие никогда не изменяется – материал должен быть по-настоящему проблемным и интересным, ведь только при соблюдении этого условия ученики получают новые открытия, что делает урок уникальной формой учебного занятия. Методические рекомендации Этапы работы. 1. Проблемная ситуация. При создании проблемной ситуации учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения, и, как результат, у него образуются новые знания, он обладает новыми способами действия. 2. Эмоциональная подача материала. Место эмоциональной подачи материала в теме и в уроке может быть и в начале, и в середине знакомства с художественным произведением. Эмоциональную ситуацию удается создать посредством приема художественного чтения (мастерами слова в записи). Такое чтение может "заразить" произведением, "влюбить" в писателя. Работа над афоризмами, притчами – прием, который пробуждает любопытство, вырабатывают у слушателей интерес и внимание и способствуют поддержанию этого внимания на протяжении всего общения. 3. Глубокое погружение в текст. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение. Эффективным приемом работы на этапе погружения в текст является прием работы над художественной деталью. Через неё обратить учащихся к пониманию идейно - художественного содержания произведения, через постижение глубинного смысла - к книге, через книгу - к жизни, от жизни - снова к книге. Сделать инструментом познания не только разум, но и чувства учеников позволяет и сопоставление литературного текста с произведениями другого вида искусства (живопись, музыка, скульптура и др.). Этот прием усиливает, дополняет ассоциативный способ мышления. 4. Подключение воображения и ассоциативного мышления. От слова к чувству. Такие приемы нравятся учащимся, не требуют дополнительной подготовки. Как правило, такая работа рождает на уроке огромное количество разнообразных эмоций, переживаний по поводу одного и того же образа. Ассоциации может вызвать слово, образ, выражение, музыка, звуковой ряд. Идет опора на внутренние мотивы учащихся, самооценка на основе применения индивидуальных эталонов. 5. Творческая работа на основе полученных знаний и впечатлений. Творческим воплощением мысли учащихся через погружение в текст являются письма, этюды, стихотворения и т.п. собственного сочинения. Тему подсказывает художественное произведение. Творческие работы учащихся.
Буду рада обсудить с коллегами мои материалы!
|
|