Главная > Мастер-классы педагогов

Сайт "Педагогическая планета" размещается по новому адресу: https://planetatspu.ru/

Уважаемые коллеги! Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций присвоила сайту "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТА" Томского государственного педагогического университете статус "Средство массовой информации" (свидетельство).
Мастер-класс педагога: Моисеева Раиса Ивановна

 

"ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСОБЕННОГО РЕБЁНКА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ"


 

Моисеева Раиса Ивановна - 

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории,

педагог-психолог

Почётный работник общего образования,

Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации, 2014 г. (Приоритетный национальный проект  "Образование"),

ОГБОУ "Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха" г. Томска

 

 


Уважаемые коллеги!

Предлагаю Вашему вниманию личный опыт коррекционно-практической деятельности по речевому развитию детей, имеющих слуховую депривацию. Выражаю надежду, что педагогическое мастерство заинтересует Вас, а методические материалы окажут действенную помощь в работе детьми младшего школьного возраста

Пояснительная записка
С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Закон «Об образовании в РФ», согласно которому для детей с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования. Актуальность данной тенденции очевидна.        Однако, организация специальной поддержки обучающихся с проблемами в развитии в условиях интегрированного обучения в массовой школе исследована крайне недостаточно как в научном, так и практическом плане.
Статистической информации о количестве детей с нарушением слуха, обучающихся в массовых школах в целом по стране нет. Естественно, большинство этих детей в массовых школах не получают никакой специальной помощи.
Долгие годы складывались определённые направления решать вопросы интеграции только со стороны специальной (коррекционной) школы. В это время педагоги массовых школ оставались в стороне от этой проблемы. Другими словами, коррекционные школы как бы «освободили» учителей массовой школы от обязанности видеть и понимать нужды «особенных» учащихся, оказывать им квалифицированную, целенаправленную педагогическую помощь.
Третье тысячелетие открывает зелёный свет интеграции в системе образования России. Процесс объединения, слияния реализуется как в порядке эксперимента, так и стихийно. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха в обычном классе массовой школы – относительно новое явление для системы образования России, до настоящего времени слабослышащие обучающиеся попадали в массовые учреждения эпизодически редко.
Сегодня процесс интеграции детей данной категории в образовательные организации неуклонно расширяется, а потому должен сопровождать помощью, которая носит характер коррекционных занятий: развитие слухового восприятия, формирование произношения, работа над экспрессивной и импрессивной речью. Всё зависит от конкретных нужд каждого ребёнка, его особенностей развития.
Наше общество в настоящих экономических условиях ещё не готово принять особенных детей в качестве его полноценных членов. В общеобразовательных школах нет условий для интегрированного обучения этих детей, а именно: отсутствуют специально обученные сурдопедагоги, психологи, нет целенаправленного оборудования и технических средств для регуляционных занятий, а также специальных коррекционных и психоразвивающих программ. Дети с парциальным дефектом слуха представляют большое разнообразие не только по степени нарушения слуха, но и по уровню речевого развития, поэтому

цель мастер-класса: представить педагогам опыт работы по развитию речевой деятельности особенного ребёнка как средства общения, с опорой на ИКТ.

Реализация этой цели требует решения целого ряда конкретных  задач   на специальных уроках-занятиях, сопровождающихся наглядностью:

  • обучения пониманию и использованию различных конструкций фраз, необходимых для общения;
  • усвоения значения слов;
  • пополнения словарного запаса;
  • овладения разными формами речи;
  • развития связной речи.

       Конкретные направления по речевому развитию детей отражают психолингвистическую модель описания языка, имеющую основные компоненты: языковую систему, речевую деятельность, языковую способность.

Методические и дидактические материалы
       Сегодня компьютерные технологии начинают занимать одно из ведущих мест в процессе обучения. В традиционном учебном процессе информационным потоком руководит учитель. Применение компьютерных технологий передаёт управление этим потоком учащимся. Такое движение даёт резкий рост результативности при одновременном снижении психофизических нагрузок на учащихся и педагога.
       Личный практический опыт показал, что уровень подачи материала в готовом программном обеспечении ориентирован на иной контингент учащихся и мало учитывает психофизические особенности глухих и слабослышащих младших школьников. Поэтому, в педагогической практике использую самостоятельно разработанные презентации по всем предметам учебных адаптированных программ: математике, развитию речи, природоведению, чтению, формированию грамматического строя речи, которые представляю Вашему вниманию. В этом случае речевая деятельность слабослышащих младших школьников на уроках активизируется, повышается качество усвоения учебного материала, закрепление пройденного, восприятие нового, что способствует достижению положительных предметных и метапредметных результатов.


       Уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию презентационные методические материалы, освещающие коррекционную психолого-педагогическую деятельность с особенными детьми, имеющими образовательные потребности, а также с их родителями:

1. Психологические особенности слабослышащего ребёнка;
2. Методики замещающего онтогенеза;
3. Виды деятельности во внеурочное время;
4. Помощь семье в воспитании особенных детей.

Данные материалы освещают особенности психического развития детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста, а также техники взаимодействия всех заинтересованных сторон.

Методические материалы в помощь педагогу

       Особо рекомендую учебно-методическое пособие «Методики замещающего онтогенеза» – адаптированный комплекс опытно-экспериментальных методов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста. Данное пособие разработала на основании научных трудов: А.В. Семенович, Б.А. Архипова, Б. Андерсона, В.Ф. Базарного, Р.М. Боскис.

Цель. Организация условий для пробуждения интереса ребёнка к самому себе, своему внутреннему состоянию, собственному организму, формированию адекватной самооценки здорового образа жизни.
Актуальность. Представленный материал довольно актуален, посвящён весьма острому вопросу – применению нейропсихологических методов по укреплению психического здоровья, развитию межполушарного взаимодействия, формированию здорового образа жизни, совершенствованию устной речи у детей, имеющих нарушения со стороны слухового анализатора.
Как результат. Систематическое использование в работе с детьми «Методик замещающего онтогенеза», является базовым инструментом для усвоения знаний, развития умений, формирования универсальных учебных действий.
Методические и дидактические материалы раскрывают основополагающие коррекционно-традиционные и современно-образовательные подходы в обучении детей с сенсоневральной тугоухостью.

       Стоит отметить, при поступлении в первый класс дети не владеют речевой деятельностью, не оречевляют  действия, не отвечают на вопросы. Обучение стимулируется и покрепляется педагогами, построено по принципу активного речевого общения при опоре на предметно-практическую деятельность и при формировании грамматических структур. Конечно, учитываем индивидуальный уровень сформированности речевых способностей, условия жизни ребёнка в семье. В процессе обучения своеобразие речи неслышащих и слабослышащих детей преодолевается не до конца. Тем не менее, это не мешает декламировать стихи со сцены, выполнять танцевальные движения под музыку, иными словами преодолевать психологический барьер, что доказывает видеодокумент.

files/tanec_maki_2_klass.rar

       Предлагаю побывать в виртуальной библиотеке: «Чтение – вот лучшее учение», ознакомиться с интегрированным уроком «Милосердие», уроком по математике: «На Бригантине в страну чисел», по развитию речи: «Волшебные слова», по русскому языку: «Язык родной, дружи со мной». Все мероприятия сопровождаются презентациями. Рекомендованные Вашему вниманию методические материалы можно использовать в работе с младшими школьниками общеобразовательных организаций, обучающимися коррекционных классов.

Чтение - вот лучшее учение

Интегрированный урок Милосердие

Урок математики На Бригантине в страну чисел

Урок развития речи Волшебные слова

Урок русского языка Язык родной, дружи со мной
 

Методические рекомендации
       Если слабослышащий ребёнок будет зачислен в общеобразовательную организацию, то желательно, чтобы он посещал класс компенсирующего обучения или особой педагогической поддержки – коррекционный класс. Специалисты знают, что труднее всего поддаются компенсации те психические функции, которые наиболее тесно связаны с поражённым анализатором.
       В наибольшей зависимости от нарушения слуха находится произносительная сторона речи. В связи с этим произношение детей оказывается искажённым в большей степени, чем другие стороны речи (словарный запас, грамматический строй языка), которые возможно формировать с опорой на зрительное восприятие речи, а не на слуховое.
В процессе обучения слышащим детям необходимо объяснить, почему этот новый ученик не всё слышит, нечётко и невнятно говорит. Тактичность в действиях педагога (классного руководителя) – одно из важных направлений, за которым следуют:
• беседы с детьми и родителями о необычности (слабослышащих) детей;
• организация совместных игр во время перемен и после уроков;
• организация совместной деятельности на уроке, после уроков;
• организация взаимопомощи, взаимоподдержки слышащих слабослышащим;
• более частое невербальное поощрение слабослышащих за положительные поступки, за участие в любых видах деятельности (речевая, предметная и др.);
• отказ от каких-либо наказаний слабослышащих детей, замечаний в некорректной форме.
Классному руководителю целесообразно руководствоваться следующими видами помощи:
1. Индивидуальной работой с обучающимся – это:
- педагогическая диагностика и коррекционная работа;
- сотрудничество с ППМС-центром по сопровождению обучающегося.
2. Помощью в организации работы в рамках учебного процесса это:
- обеспечение учебной литературой для коррекционных занятий;
- экспертная оценка успехов в динамике учебного процесса.
3. Формированием и развитием детского коллектива – это:
- работа по формированию положительных межличностных отношений;
- участие особенного ребёнка в общешкольных делах (праздники, викторины, конкурсы, спортивные игры, олимпиады, состязания).
4. Сотрудничеством с родителями по воспитанию особенного ребёнка – это:
- индивидуальные консультации с родителями;
-проведение с родителями совместных мероприятий;
- установление контактов родителей с ППМС-центром.

 Сканированная копия рецензии

 

       В отделе "МАТЕРИАЛЫ МАСТЕРСКОЙ" Вашему вниманию представлены игры-упражнения для особенных детей и русская дактильная азбука. Краткие пояснения к дактильной азбуке.

       В связи с трудностями формирования устной речи словесная речь детей с нарушениями слуха может формироваться первоначально в диктильном виде. Дактильная азбука - это совокупность расположенных в определённом порядке пальцевых знаков - букв, посредством которых может быть составлено любое слово. Также с помощью пальцевых знаков ребёнок воспринимает окончания слов на зрительной основе. Обучающемуся с сенсоневральной тугоухостью легче овладеть дактильной речью, чем произношением, она используется в качестве вспомогательного средства обучения детей с нарушениями слуха словесной речи.

        Уважаемые педагоги, данные материалы значительно облегчат Вашу деятельность в работе с особенными младшими школьниками. Буду признательна, если Вас заинтересуют мои творческие наработки.


08.12.2015   15.27

Лобанова Оксана Евгеньевна

0

Уважаемая Раиса Ивановна. Познакомилась с вашим мастер-классом. Работая в школе для детей с ОВЗ(умственной отсталостью), понимаю насколько важна таким детям своевременная помощь. В нашем учреждении тоже есть дети с нарушениями слуха. Обязательно порекомендую логопеду познакомиться с вашей работой.Спасибо.

13.12.2015   20.29

Моисеева Раиса Ивановна

0

 Оксана Евгеньевна, доброе время суток! Благодарю за посещение моего мастер-класса. Спасибо за отзыв. Вы работаете с детьми, которые имеют интеллектуальную недостаточность, а в нашей школе, почти в каждом классе обучаются дети, имеющие помимо основного дефекта - (нарушения слуха), речевые отклонения, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения когнитивной сферы. В свою очередь с большим интересом и удовольствием хочу посетить Ваш мастер-класс. Обязательно возьму в свою педагогическую копилку Ваши методы, предложенные Вами методики. Уверена, это пойдёт только на пользу нашим детям. С нетерпением жду выкладки Ваших материалов. 

29.10.2015   12.29

Гиль Ольга Васильевна

0

 Здравствуйте, Раиса Ивановна! С большим удовольствием "окунулась" в Ваш мастер-класс, т.к. Ваши разработки показывают гармонию соединения современных технологий с традиционными средствами развития детей, имеющих слуховую депривацию. Я считаю, что Ваши рекомендации актуальны и в обычном классе массовой школы: как часто бывает на уроке, что дети слушают, но не слышат,  страдает орфоэпия, речевое развитие. Ваши разработки  помогают учителю выстоить так работу,  чтобы многие эти проблемы были решаемы. Большое спасибо за Ваш труд! 

05.11.2015   21.44

Моисеева Раиса Ивановна

0

 Ольга Васильевна, здравствуйте! Спасибо Вам за добрые и тёплые слова. Действительно, деятельность педагога - это кропотливый труд, в обязательном порядке нацеленный на достижение конечного положительного результата, который, порой, проявляется спустя годы при работе с особенными детьми. Грамотное внедрение ФГОС поможет сократить этот временной отрезок. Хочу посетить Ваш мастер-класс, надеюсь в скором будущем у меня появится такая возможность, Ваши методические материалы будут размещены на сайте "Педагогическая планета". Искренне желаю Вам радостных дней, ярких новых идей, чтобы у Вас всё было хорошо. Мира и благополучия во всех делах!

10.10.2015   04.29

Анопова Елена Ивановна

0

Здравствуйте, Раиса Ивановна. С большим удовольствием познакомилась с опытом Вашей работы и поняла, что эта сторона педагогической деятельности для меня совсем нова. По роду своей деятельности мне, конечно, приходится общаться с детьми, имеющими ОВЗ, но со слабослышащими детьми я пока не встречалась. Хочется отметить, что Ваш опыт раскрыл для меня некоторые моменты общения с родителями детей с ОВЗ. Мною  уже составлен ряд рекомендаций для родителей. Ваша разработка урока Милосердия стала основой для классного часа "Помоги ближнему". Спасибо за интересный и поучительный материал.

14.10.2015   21.43

0

 Уважаемая Елена Ивановна, здравствуйте!

Большое спасибо за Ваше участие, за посещение моего мастер-класса и положительную оценку методических материалов. В свою очередь выражаю благодарность организаторам сайта "Педагогическая планета" за предоставленную возможность поделиться личным педагогическим опытом по работе с особенными детьми, которые в будущем переступят порог общеобразовательной школы. Учителя должны быть готовы принять таких детей. А как рабоать с этими детьми? Это другие дети, это другая ситуация, а поэтому нужны специальные знания, специальный опыт и даже специальная готовность обучать особенных детей. Через сайт "Педагогическая планета" педагоги имеют возможность перенять практический опыт работы с детьми, имеющими особые образовательные нужды. Я рада что могу облегчить опыт работы педагогов. Елена Ивановна, благодарю Вас за добрые слова. Вам желаю творческих успехов, всего самого наилучшего.

08.10.2015   22.35

Гусева Евгения Олеговна

0

 Добрый вечер, Раиса Ивановна. Ознакомилась с Вашим материалом и получила огромное удовольствие. Мне не часто приходится работать с особенными детками, имеющими депривацию какого-либо анализатора, и в силу крайне малого опыта эта работа вызывает у меня большие затруднения. Подробное описание техник взаимодействия всех трех сторон образовательного процесса, материалы для проведения различных уроков и большое количество методической литературы, предложенные на Вашем мастер-классе, раскрыли для меня работу с особыми детками в новом ракурсе. Спасибо Вам за интересный и содержательный материал - буду использовать его в своей работе!

15.10.2015   19.16

0

 Евгения Олеговна, доброе время суток! Большое спасибо за положительный отзыв о методических материалах, которые могут использовать педагоги в работе с особенными детьми. Я Вам по-доброму завидую.  Вы - молодой специалист, Вы идёте навстречу творчеству, креативу, созиданию. Вы -  современный ПЕДАГОГ, а это значит, Вы -  универсальный человек, главной задачей которого является  необходимость научить каждого ребёнка учиться. От души желаю Вам творческих успехов, житейской мудрости для разрешения школьных бытовых ситуаций, творческого потенциала. Несите свет знаний нашему будущему - детям, уважайте в каждом ребёнке личность! Будьте очаровательной, обаятельной, привлекательной. Всего Вам самого доброго!

 

05.10.2015   15.15

Сударикова Светлана Геннадьевна

1

Уважаемая Раиса Ивановна! Представленный Вами опыт работы по развитию речевой деятельности особенного ребенка как средство общения с опорой на ИКТ показался мне очень содержательным. Подробно описаны техники взаимодействия всех заинтересованных сторон: учителя, обучающихся, родителей. Мне, как учителю русского языка и литературы, показалась интересной представленная Вами психолингвистическая модель описания языка.Буду использовать Ваш материал в работе с обучающимися коррекционных классов. 

05.10.2015   18.42

Моисеева Раиса Ивановна

0

 Светлана Геннадьевна, благодарю за посещение моего мастер-класса. Я очень рада, что мой опыт будет полезен Вам, а самое главное - детям. В свою очередь я посетила ваш мастер-класс. Довольна тем, что нашла много полезной информации и практических рекомендаций по самому актуальному направлению в педагогике. Спасибо!

10.09.2015   13.36

Ефименко Наталья Викторовна

0

Уважаемая Раиса Ивановна! С огромным удовольствием познакомилась с Вашими материалами. Нашла в них подтверждение своих мыслей и своего маленького прошлогоднего опыта. Моя ученица перенесла простудное заболевание и стала плохо слышать. Какое-то время я не могла понять, почему она стала делать так много ошибок. Когда выяснилась проблема слуха, поначалу была в панике. А потом стала придумывать ей презентации с опорными конспектами, интерактивные диктанты, проверочные работы, различные задания в лсайд-шоу. У меня в кабинете компьютер, она работает индивидуально, после уроков разбираемся, если осталось что-то непонятым. Девочка воодушевилась, стала работать спокойно, без страха выглядеть в глазах одноклассников неуспешной. Сейчас она слышит лучше, прошла лечение, но порой при простуде слух вновь теряется. Ваша работа - находка для меня и моих сомнений, теперь я знаю, что была на верном пути. Спасибо большое!!! Успехов Вам!!!

12.09.2015   22.07

Моисеева Раиса Ивановна

0

 Наталья Викторовна, здравствуйте! Спасибо за посещение моего мастер-класса. Благодарю за отзыв, за добрые пожелания. Вы знаете, я работаю с особенными детьми 16 лет, никогда не болела, но нынгче тоже перенесла простудное заболевание - практически потеряла слух. Вот в этот момент в полной мере  осознала, что значит не иметь возможности слышать, полноценно понимать речь окружающих, контактировать с ними. Слава Богу всё обошлось. Но теперь я с ещё большей отдачей служу своим детям, их родителям. С огромным желанием использую педагогические находки, весьма рада, что имею возможность посещать мастер-классы коллег, в том числе и Ваш мастер-класс. Всего Вам самого наулучшего!




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru