Главная > Мастер-классы педагогов

Сайт "Педагогическая планета" размещается по новому адресу: https://planetatspu.ru/

Уважаемые коллеги! Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций присвоила сайту "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТА" Томского государственного педагогического университете статус "Средство массовой информации" (свидетельство).
Мастер-класс педагога: Анопова Елена Ивановна

Метод проектов как педагогическая технология обучения сотрудничеству на уроках математики


Анопова Елена Ивановна

учитель математики высшей категории

МАОУ СОШ  №28 г. Томска


 Пояснительная записка .

        Классно-урочная система на протяжении долгого времени оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений и навыков обучающимся. В современное время акцент переносится на воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

      Требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, прописаны и в новом Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). В частности сказано, что в результате обучения ребёнок должен:

  • владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
  • быть готовым к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

      Этим обусловлено увеличение активных методов обучения, обеспечивающих глубокое проникновение в сущность изучаемой проблемы, повышающих личное участие каждого обучающегося и его интерес к учению. Ведущее место в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. Многие учителя используют этот метод во внеурочной работе.

      Возникает вопрос: как перенести метод проектов на учебные темы, темы учебного плана. Существует ли какой-нибудь алгоритм для организации работы детей, и формированию каких УУД будет способствовать применение этого метода?

Сегодня на мастер-классе, на примере своего опыта я постараюсь ответить на эти вопросы.

Итак проблема: организация учебного процесса на уроке с использованием метода проектов. 

      Методические и дидактические материалы.

      Для начала немного теории. Определения метода проектов из разных источников.

      Метод проектов – педагогическая технология, включающая в себя множество специфических форм, приемов и методов, направленная на развитие творческой, исследовательской и аналитической деятельности учеников.

      Метод проектов –это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы( технологию), которая должна завершиться вполне реальным результатом, оформленным тем или иным образом.

      Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

     Для чего нужен метод проектов?

  • Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
  • Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
  • Принимать самостоятельные аргументированные решения.
  • Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

      Довольно часто учителя задают вопрос: чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?

Ответ – целями.

Цель проектной – реализация проектного замысла и получение готового продукта. Цель исследовательской - уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и продуктом являются новые знания.

Напомним основные этапы исследовательской деятельности: мотивация; постановка проблемы; сбор фактического материала; систематизация и анализ полученного материала; выдвижение гипотез; проверка гипотез; доказательство или опровержение гипотез.

Этапы выполнения проекта вы можете увидеть ниже, они знакомы всем:

  • Проблематизация – необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему (это первичный мотив к деятельности)
  • Планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения задачи. Участников проекта я разбиваю на группы от 3 до 5 человек в зависимости от количества учеников в классе. В каждой группе распределяются роли: например, генератор идей, презентатор, дизайнер, критик, энциклопедист, секретарь и др.
  • Поиск информации- обязательное условие каждого проекта. Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой работе.
  • Результат работы – продукт. Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты. Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на уроке, может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме и др. Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты, эссе, электронные пособия, математические модели, мультимедийные продукты и т. д.
  • Презентация результатов- представление готового продукта. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую провожу в форме конкурса, выставки, презентации.

      Какова же роль учителя на этапах? За основу описания деятельности субъектов процесса проектирования на различных его этапах я взяла разработку Чечель Ирины Дмитриевны, доктора педагогических наук, которая вызвала у меня наибольший интерес.

 

Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

Подготовка

Определение темы, целей, исходного положения. Выбор рабочей группы.

Уточняют информацию. Обсуждают и принимают решение по теме. Определяют свои роли и комплектуются в соответствии с ними в малые группы.

Мотивирует учащихся. Объясняет цели проекта. Наблюдает. При необходимости помогает проводить организационную работу.

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов.

Формируют задачи проекта. Уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха.

Помогает в формулировании задач (по просьбе). В зависимости от сложности проекта и степени подготовки слушателей возможна предварительная разработка заданий, вопросов для поисковой деятельности.

Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование.

Наблюдает, консультирует, координирует работу групп.

Выполнение

Работа над проектом. Оформление.

Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект.

Наблюдает, консультирует, советует (по просьбе).

Защита проекта (презентация)

Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования. Коллективная защита проекта.

Защищают проект (докладывают о результатах своей работы). Участвуют в коллективной оценке результатов проекта.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Рефлексия

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов. Анализ достижения поставленной цели.

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке.

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей.

      Согласно наблюдениям к. п. н. Зильберберга Н.И., основой работы учителя и класса можно принять любую тему школьной программы по математике. Но работа учителя математики по вовлечению учащихся в исследовательскую деятельность должна носить системный и поэтапный характер. Учителю предстоит пройти следующие этапы при организации работы по включению школьников в исследовательскую деятельность:

  1. Диагностика, главная цель которой получить и обработать информацию о особенностях учеников с которыми предстоит изучать тему. Здесь учителю предстоит изучить интересы школьников к предметам школьной программы; их отношение к учебе в целом и к математике, в частности; результаты участия в выполнении исследовательских заданий (не только по математике); уровень знаний и умений по разным предметам; затруднения школьников в изучении математики и т. п.
  2. Выполнение методической разработки темы. Особое внимание выбору тем исследовательских заданий учащимся в соответствии с результатами диагностики. Учитель предстоит: - провести анализ материала главы программы и оп¬ределить возможности материала для формулировки исследовательских заданий; - выполнить обоснование системы ключевых задач по теме и их методическую разработку: анализ условия задачи, различные методы решения, обратные задачи и их решение, возможные обобщения задач и их решения, возможные применения задач, рекомендации для школьников по систематизации ключевых задач и методов их решения и т.п. - применяя приемы выбора тем исследовательских заданий обосновать список тем исследований, которые будут предложены школьникам и которые они могут выполнять совместно с учителем, родителями или са¬мостоятельно, выбрать способ представления возможных исследовательских заданий ученикам (это, может быть: простой список тем на стенде; заказ учителя или администрации школы на проведение исследования; объявление конкурса на разработку темы или подготовка сообщения на научную конференцию школьников и др.); - выбрать формы и методы работы с учениками на уроках и во внеклассной работе, направленные на формирование качеств творческой личности (это могут быть: занятия математического кружка или секции математики научного общества учащихся, элективный курс, лекции и т. п.); - разработать систему заданий для учеников, которая позволяет не только реа-гировать на различные ситуации, возникающие при работе с учеником, а также своевременно и обосновано изменять характер деятельности школьника в соответствии с педагогическими задачами, поставленными учителем; - обосновать способы включения школьников в реальную исследовательскую де-ятельность с учетом интересов школьников и возможностей учащихся, особенностей изучаемой темы предмета и др.
  3. Анализ результатов исследовательской деятельности. Для этого требуется предусмотреть такую организацию совместной деятельности учите¬ля и учащихся, при которой будет собрана информация для проведения анализа как результатов учебного процесса, так и результатов выполнения исследовательских заданий. Качественное выполнение анализа всей информации, собранной в учебном процессе и обоснование педагогических задач при дальнейшей ра¬боте со школьниками. Важно, чтобы результаты анализа не только исполь¬зовались учителем, были известны родителям, но и чтобы на основе резуль¬татов можно было тем или иным способом включить других педагогов школы и родителей в работу по оказанию помощи ученикам при проведении исследований. Анализ результатов должен решить и еще одну важную педагогическую задачу - создать атмосферу уважения к школьникам, которые принимают участие в исследовательской деятельности.
  4. Представление результатов. На этом этапе школьнику предстоит выбрать способ представления результатов исследований. Это важно именно для исследований учащихся потому, что школьнику важно не только представить свои результаты, получить объективную оценку, но и накопить опыт преставления и защиты своих результатов перед теми, кого он не знает. Для учителя это важно потому, что от результатов представления зависит то, в каких направлениях можно проводить дальнейшие исследования с учениками.
  5.  Внедрение результатов исследований в практику работы школы. Так как результаты большинства исследований, проводимых в школе, могут быть использованы в школе.

         Какие УУД формируются в процессе работы над проектом?  Существует 4 блока УУД.

      Начну с коммуникативных УУД. Проектная деятельность предполагает дискуссии между учениками, направленные на решение конкретной проблемы или создание определенного продукта. Это и совместное планирование деятельности учителем и учащимися. Учитель – из простого транслятора знаний становится организатором совместной работы, переходя к реальному сотрудничеству. Школьник - активный субъект деятельности. Развиваются умения устанавливать взаимопонимание, строить взаимодействие со сверстниками в группе, происходит обмен знаниями между членами группы, развивается способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию, умение четко сформулировать цель.Познавательные УУД: проектная деятельность предполагает развитие умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, структуировать тексты, умения делать выводы и умозаключения, классифицировать. Сюда же можно отнести и навыки работы со справочниками, слушание речи, наблюдение, избирательное запоминание, обобщение. Защита проекта, защита результатов и оценивание полученных результатов, их применение к новым ситуациям – все это компоненты проектной деятельности, которая ведет к развитию познавательных УУД. Регулятивные УУД развиваются при постановке целей, выборе путей достижения, определении последовательности этапов деятельности, оценке того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. Развитию эти универсальных действий способствуют рефлексия, анализ причины неудач, формирование умения планировать время, выработка критериев оценки. Развитие личностных УУД отражается в умении четко, ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, отличать гипотезу от факта, проявлять активность при решении задач. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.

      В своей работе я выделяю три этапа введения метода проектов в процесс обучения:

      Сейчас я работаю в 5-6 классах. На уроках, организованных по технологии метода проектов, решая проектные задачи, применяю групповую форму работы.

      К вопросу о диагностике. Что можно диагностировать.

  •  сформирорваннось УУД в процессе проектно-исследовательской деятельности. Для нас эта проблема №1, но могу предложить некоторые критерии.
  • Уровень сформированности групповой коммуникации Для диагностики уровня сформированности групповой коммуникации у школьников провожу анализ по окончании урока, данные заношу в таблицу по следующему образцу.

Методические рекомендации  по  организации исследовательской деятельности на примере изучения  темы «Масштаб. Расстояние между двумя точками». 

Хочу предложить вашему вниманию материалы некоторых уроков, проведённых с использованием метода проектов и исследовательского метода.

Сравнение дробей, 5 класс

Объём прямоугольного параллелепипеда, 5 класс

Скан-копия рецензии

Уважаемые коллеги!    Спасибо за внимание! 

Думаю, что мой опыт будет полезен для вашей педагогической деятельности.

Желаю всем Творческих успехов!


22.03.2017   19.26

Логинова Татьяна Витальевна

0

 Уважаемая Елена Ивановна! Огромное Вам спасибо за мастер-класс. Я познакомилось с Вашей работой примерно год назад. Сказать, что она мне помогла - ничего не сказать. Во-первых, Вам удалось навести порядок в моих знаниях о методе проектов и исследовательской деятельности. До знакомства с работой для меня это было очень схоже и смутно понятно. Вы кратко и точно определили их сходства и различия - у меня все встало на свои места. Во-вторых, я за год попробовала использовать Ваш опыт в работе с детьми. Скажу прямо, не сразу, но получилось. Самым значимым опытом считаю исследование объема пирамиды в 5 классе в теме "Объемы". Особенно понравилось, когда ребята выдвинули гипотезу, что объем пирамиды равен половине произведения площади основания на высоту, и она не подтвердилась. Какие у них были лица!!! Спасибо Вам еще раз. Творческих успехов Вам и Вашим ученикам!

06.11.2015   02.04

Форсова Ольга Борисовна

1

 Уважаемая Елена Ивановна!. С интересом ознакомилась с материалом предложенного Вами мастер-класса. Хочу отметить, что метод проектов на уроках математики использовать постоянно очень трудно из-за разного уровня подготовки учащихся и огромной затратности времени для учителя. Очень интересная форма работы для организации внеурочнорй деятельности. Изучила диагностики, предложенные Вами в проекте 5 класса "Объем параллелепипеда". Не могли бы Вы уточнить:как организована Ваша деятельность по диагностике во время реализации проекта? Спасибо. 

08.11.2015   05.48

Анопова Елена Ивановна

0

Здравствуйте, Ольга Борисовна. Я с вами  согласна по поводу разного уровня подготовки школьников. Но хотелось бы отметить, что при таком виде деятельности ребята работают группами и уже должны уметь распределять роли. Кроме того, если такой вид работы применяется систематически и не только на одних уроках математики, то это также является положтельным фактором в применении метода проектов на уроках. Другой вопрос в том, что , с моей точки зрения, полноценная проектная деятельность не соответсвует возрастным особенностям обучающихся 5,6 классов, поэтому прообразом такого вида деятельности на уроках может служить проектная задача. Ольга Борисовна, советую Вам познакомиться с этой новой формой учебной деятельности.

Отвечаю на Ваш вопрос: в пятом классе, когда пришли дети новые, не прошедшие ФГОС в начальной школе, а мы вынуждены были учить по этим стандартам, я сначала отслеживала работу в группах. За всем классом наблюдать было невозможно, очень тяжело. Поэтому карты приходилось заполнять часто, наблюдая работу одной группы, потом другой и т.д. И такую работу приходилось проводить даже на отдельных этапах урока, чтобы было с чем сравнивать. Ведь в конце учебного года необходимо предоставить информацию по мониторингу УУД (которую нам заранее раздаёт завуч). Сейчас, работая уже второй год в этих классах, и зная хорошо детей, я уже ограничиваюсь заполнением таких карт только во время проведения "глобальных" уроков (урок-исследование или решение проектной задачи). Часто пользуюсь листами самооценки. Моя роль в большей степени сводится к наблюдению за работой в группе. Если вижу, что ребёнок просто отсиживается (бывало и такое), интересуюсь, какую роль он выполняет и прошу руководителя группы дать ему определённое задание.

Надеюсь я ответила на интересующие Вас вопросы. С уважением, Анопова Е.И.

05.11.2015   16.43

Моисеева Раиса Ивановна

0

 Елена Ивановна, здравствуйте! Познакомилась с Вашими методическими материалами. Выражаю личную благодарность за возможность использовать Ваш презентационный материал в своей практике. Большое спасибо! С уважением, творческих успехов!

01.11.2015   22.09

Гнездилова Ольга Евгеньевна

0

 Уважаемая Елена Ивановна большое спасибо за урок,очень актуальный в наше время.

 

27.10.2015   23.41

Ефремова Марина Михайловна

0

 Добрый вечер, Елена Ивановна. Спасибо за материал, очень понравился. Творческих успехов в Вашей работе.

29.10.2015   01.59

Анопова Елена Ивановна

0

Уважаемая Марина Михайловна! Спаибо за посещение моего мастер-класса. надеюсь, что некоторые материалы Вам пригодятся. Анопова Е.И.

27.10.2015   15.33

Уланова Мария Владимировна

0

 Спасибо за урок. 

29.10.2015   02.01

Анопова Елена Ивановна

0

Уважаемая Мария Владимировна! Спасибо за интерес, проявленный к моей работе. Анопова Е.И.

22.10.2015   18.08

Мальцева Олеся Владимировна

0

 Очень интересно... Особенно создание сайта по тригонометрии. Захотелось очень попробывать с моими студентами. Спасибо за идеи

 

22.10.2015   11.00

Веретенникова Елена Анатольевна

0

 Здравствуйте, Елена Ивановна. Метод проектов довольно широко сейчас используется в школе. Вы очень подробно и доступно изложили материал по этой теме. Чувствуется, что Вы учитель  математики. Кратко и доходчиво представили обобщение своего опыта. Спасибо за мастер-класс. Ничего лишнего. Всё чётко и лаконично. С уважением к Вашей работе.

29.10.2015   02.04

Анопова Елена Ивановна

0

Здравствуйте, Елена Анатольевна! Большое спасибо за поддержку и интерес, проявленный к моему труду.

С уважением, Елена Ивановна.

21.10.2015   03.33

Анопова Елена Ивановна

0

 Здравствуйте, Светлана Валериевна!    Спасибо за добрые слова и оценку мастер-класса.  

С уважением, Анопова Е.И..

20.10.2015   23.30

Елесина Светлана Валериевна

0

 Уважаемая Елена Ивановна. Спасибо Вам за прекрасный урок. Распространение Вашего опыта по ФГОС особенно актуально теперь, когда мы-математики приступили массово к преподаванию в условиях ФГОС. Технологическую карту урока взяла себе, как образец. С уважением Елесина С.В.




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru