Главная > Мастер-классы педагогов

Сайт "Педагогическая планета" размещается по новому адресу: https://planetatspu.ru/

Уважаемые коллеги! Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций присвоила сайту "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТА" Томского государственного педагогического университете статус "Средство массовой информации" (свидетельство).
Мастер-класс педагога: Гусева Евгения Олеговна

 «Ребенок должен правильно поступать не потому, что он сел и подумал,

а потому, что у него сформированы привычки нравственного поведения»

С.А. Макаренко

Мини-занятие для детей по основам оказания первой помощи
«Первые шаги первой помощи»

Гусева Евгения Олеговна, педагог-психолог первой категории ГБОУ Гимназии № 1552, аспирант МГППУ, Москва    

Пехтерев Игорь Васильевич,  инструктор первой помощи РКК, инструктор РЦПС МЧС России, Москва

 


 
Обучение детей основам оказания первой помощи: абсурд или необходимость

 

XXI  век – это век высоких технологий, беспроводных коммуникаций и огромных скоростей. Но также это и век экстремизма, террористических акций, роста насилия и агрессии в мире, увеличения количества природных катаклизмов и различных экстремальных ситуаций. Дети же являются наиболее уязвимой категорией населения, поскольку они менее всего подготовлены к встрече с чрезвычайными ситуациями (ЧС).

Сегодня в системе школьного образования предусмотрена подготовка детей к ЧС и обучение правилам поведения в экстренных ситуациях в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Однако преподавание этого предмета начинается только в 6-7 классах, и дети более раннего возраста остаются без необходимых навыков поведения. Ни для кого не секрет, что маленькие дети, столкнувшись с чрезвычайной ситуацией и не понимая происходящего, в попытке спастись прячутся по темным углам (в шкафах, под кроватями и т.д.). Но такое поведение лишь увеличивает опасность для них, поэтому детей необходимо заранее готовить к наиболее вероятным трудным и чрезвычайным ситуациям, четко объясняя им, что нужно сделать, чтобы не пострадать. К тому же, в такой ситуации дети могут стать помощниками. С того момента, когда ребенок выучил цифры, он уже может вызвать службы спасения и тем самым спасти кому-то жизнь. В работе служб спасения известны такие случаи, когда удавалось спасти жизни людей благодаря звонку маленького ребенка, который смог позвонить в «01» и сказать лишь одно слово: «Огонь».

Опираясь на эти постулаты, мы считаем, что детей можно и нужно обучать первой помощи, чтобы обезопасить их самих, обучив правильному поведению при ЧС, и чтобы дать им возможность помочь другому человеку, если тому стало плохо, даже когда других взрослых рядом не оказалось. Для этой цели на основе программы «Первой помощи» Российского Красного Креста (РКК) нами было разработано мини-занятие «Первые шаги первой помощи».

Проектируя это занятие, мы ставили перед собой две задачи: во-первых, обучить детей правильному поведению при возникновении ЧС, чтобы, в первую очередь, обезопасить их самих, и во-вторых, как элемент духовно-нравственного воспитания, наше занятие учит детей не проходить мимо случившейся беды, показывая, насколько легко помочь другому человеку.

Поянительная записка: files/file/gusevae/poyasnitelnaya.pdf

Занятие "Первые шаги первой помощи" подготовлено таким образом, чтобы проводить работу с детьми от 4-х лет, поскольку не требует от детей больших физических затрат, каких-либо предварительных знаний и заучивания большого количества материала. Занятие проводится в игровой форме, что облегчает процесс запоминания детьми алгоритма действий при возникновении ЧС. Это занятие подходит для проведения "поточным методом", когда необходимо в короткие сроки обучить большое количество детей (например, в детском лагере, в саду или школе и т.д.), а также для проведения открытых занятий, праздников и других мероприятий.

Цели занятия:

  1.  показать детям, что оказание первой помощи - дело не трудное, и под силу даже 4-х летнему ребенку;
  2. усвоить с детьми, что главное в первой помощи - это собственная безопасность (!);
  3. запомнить с детьми алгоритм действий при возникновении ЧС;
  4. отработать навык укладывания человека в безопасное боковое положение;
  5. определить, какую информацию необходимо сообщить в службу спасения.
Форма проведения: занятие проводится в группах по 6-12 человек от 4 до 14 лет; с одной группой работает один инструктор и два помощника.
Продолжительность: 20-25 минут.
Оборудование на одну группу: стулья по количеству детей; ковер, имеющий дорожную разметку, наклеенную бумажным скотчем так, чтобы выглядеть, как участок дороги с двумя тротуарами и пешеходным переходом (либо другой инвентарь, позволяющий смоделировать проезжую часть); большие машинки, дорожные знаки; два телефона.

Программа занятия.

Тема 1. Действия ребенка при возникновении чрезвычайной ситуации.
Общая последовательность действий ребенка на месте происшествия. Соблюдение правил личной безопасности (возможные факторы риска, их устранение).
Отработка навыка "как правильно привлечь внимание и позвать на помощь". Основные правила вызова медицинской помощи и других специальных служб (телефон 112). 

      

 
Тема 2. Алгоритм оказания первой помощи (сокращенный).
Опасность. Сознание.
Основные признаки жизни у пострадавшего. Способы проверки сознания у пострадавшего. Поворот в безопасное боковое положение.
Практика: пострадавший на спине. Оценка обстановки на месте происшествия. Проверка сознания. Безопасное боковое положение. Вызов служб.

     

 

Примечание: для проведения этого занятия педагогам необходимо пердварительно самим пройти обучение первой помощи.

 

Рецензии:  files/file/gusevae/recenzii.pdf

 

 


21.03.2016   13.52

Акифьева Ульяна Сергеевна

1

Здравствуйте, дорогие коллеги! Я сейчас в Омске делаю проект по обучению детей в детском саду навыкам вызова Скорой помощи и Служб спасения. Как можно с Вами связаться для обмена опытом и мыслями? 

С уважением, Ульяна.

04.05.2016   14.22

Гусева Евгения Олеговна

0

 Ульяна Сергеевна, здравствуйте!

Давно не заходила на сайт, поэтому только сейчас увидела Ваш комментарий.

Конечно, мы будем рады обмену мыслями и идеями по теме безопасости детей. Связаться с нами можно по эл.почте: guseva_eo@mail.ru

10.12.2015   22.21

Моисеева Раиса Ивановна

1

 Евгения Олеговна, Игорь Васильевич, здравствуйте! Весьма признательна вашему замечательному труду. Невероятно, я обнаружила в этом занятии фундамент нового содержания образования для особенных детей, основу нового направления в коррекционно-педагогической мысли, не имеющей аналогов в практике нашей образовательной организации. Ну как не использовать данный материал в личной практике? (конечно под руководством школьного врача). Цели занятия просты и понятны.  Дети с особенностями в развитии, при соответствующем обучении, вполне адекватно окажут первую помощь. Большое спасибо за предложенные нашему вниманию материалы. Я выступаю Вашим последователем. Желаю всего самого доброго. 

18.12.2015   03.42

Гусева Евгения Олеговна

0

 Раиса Ивановна, спасибо Вам огромное за этот душевный отзыв. Мы с Игорем уже более 10 лет обучаем первой помощи взрослых, а совсем недавно начали работать и с детьми и продолжаем искать все новые формы и методы работы с каждой из возрастных категорий. Мы действительно болеем за свое дело и несказанно рады, когда находим людей, могущих понять и оценить его значимость и готовых работать в том же направлении. Еще раз, спасибо!

Если Вы проживаете в Москве, мы будем рады пригласить Вас на наш полный курс по первой помощи. 

08.12.2015   15.21

Лобанова Оксана Евгеньевна

0

Уважаемые Евгения Олеговна и Игорь Васильевич, очень интересный мастер-класс. Я работаю в школе для детей с ОВЗ, обязательно порекомендую ваш мастер-класс своим коллегам в начальной школе. Сейчас это действительно важная тема. Особенно интересна интеграция методов работы психолога и преподавателя. Спасибо.

29.10.2015   12.51

Гиль Ольга Васильевна

1

 Уважаемые авторы, здравствуйте!  В современной школе,  когда учитель отвечает за своих воспитанников 24 часа в сутки, важно учить детей не только правилам дорожного движения и проводить инструктажи,  в которых есть только свод правил, где прописано, что запрещено делать , а ВАЖНО УЧИТЬ СВОЕВРЕМЕННО ОКАЗЫВАТЬ ПОСИЛЬНУЮ ПОМОЩЬ пострадавшему. И взрослые, и учителя сами зачастую этого делать не умеют (не обучены). Ваши мероприятия показывают, как важно и нужно это знать, самому обучаться и учить этому детей. Спасибо.

29.10.2015   21.07

Гусева Евгения Олеговна

0

 Ольга Васильевна, спасибо за внимание к нашей работе. Для нас важно, что она находит отклик и понимание у многих педагогов, и мы искренне надеемся, что со временем подобные занятия будут проводиться во всех садах и школах нашей большой страны.

26.10.2015   21.16

Беликова Елена Александровна

0

Уважаемые авторы!

Работа, которую Вы осуществляете, несомненно необходима, она актуальна и имеет большое практическое применение. Вы получили рецензии "высокого уровня" и имеете апробацию на детях разных возрастных групп. В представленном на сайте материале не дается характеристика возрасту, с которым конкретно Вы здесь работаете (возрастные особенности, ведущая деятельность и т.д.), а у Вас возрастной разброс большой. Было бы интересно узнать особенности проведения занятий у детей 4 лет, как заявлено в мастер-классе. Вы работаете с воспитателями, есть ли методические рекомендации? Спасибо.

28.10.2015   18.32

Гусева Евгения Олеговна

0

 Уважаемая Елена Александровна! Благодарим за интерес к нашей работе и ее высокую оценку. Да, у нас есть методические рекомендации и подробный план-конспект данного занятия, однако мы убрали эту информацию из открытого доступа в Интернете. К сожалению, в прошлом были случаи, когда непрофессиональный и некачественный подход педагогов дискредитировал нашу программу. Поэтому, как указано в примечании к мастер-классу, для проведения этого занятия педагогам необходимо предварительно самим пройти подготовку.

26.10.2015   12.38

Шихова Галина Михайловна

0

 Если человек не знаком с основами безопасности, его надо этому научить. Готовность к чрезвычайным ситуациям означает умение действовать при любых обстоятельствах.  Соблюдать меры безопасности требуется, даже если у вас имеется опыт походной жизни, чтобы предотвратить несчастные случаи. Если несчастный случай происходит, человек должен быть к нему подготовлен, чтобы, имея дело со знакомой ситуацией, принять верное решение.

Ваша программа позволяет  овладеть основными принципами скорой помощи в случае, когда существует угроза жизни, а также в менее серьёзных случаях; приобрести уверенность в том, что мы  в критической ситуации сможем действовать разумно, научиться ве­сти себя на природе и работать с другими людьми, приобрести умения быстро оценивать ситуацию, чтобы оказать помощь. Освоение этой темы требует особого внимания. Спасибо!

21.10.2015   23.21

Мурзина Елена Юрьевна

0

Уважаемые Евгения Олеговна и Игорь Васильевич, с удовольствием познакомилась с вашим мастер-классом по обучению детей основам первой помощи. Я считаю, что обучать детей этому необходимо.В нашей жизни постоянно случаются какие-то ЧС, детям приходится самим находить выход в сложной ситуации и чем раньше они будут приучаться к правильному поведению в ЧС тем лучше. Ведь научить детей сохранять своё здоровье - главная задача учителя. И конечно же прививать им навыки неравнодушных людей т.е. не проходить мимо чужой беды. Спасибо за мастер-класс и успехов в этом направлении. 

26.10.2015   00.59

Гусева Евгения Олеговна

0

 Елена Юрьевна, спасибо Вам за теплый отзыв о нашей работе, мы рады, что она не оставляет педагогов равнодушными.

16.10.2015   22.16

1

 УВАЖАЕМАЯ  ЕВГЕНИЯ ОЛЕГОВНА!

Вы познакомили нас с мероприятием, которому предшествовала серьёзная и качественная предварительная подготовка. Тема затронута очень важная. ведь мы должны не просто рассказывать детям об основах ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ, но и показать на практике необходимые навыки поведения  в усложненных жизненных ситуациях. Содержание материала достойно положительной оценки. СПАСИБО!

 

12.10.2015   22.23

Cоколова Наталья Григорьевна

0

 Евгения Олеговна, спасибо за содержательный мастер -класс. В наше время действительно необходимы такие занятия для детей и чем раньше это будет тем лучше. Отражены все стороны урока и достаточно наглядно, что всегда лучше воспринимается при просмотре. С удовольствием посмотрели вместе с дочкой. Спасибо за ваш труд, вы делаете настоящее и будущее!

15.10.2015   19.04

Гусева Евгения Олеговна

0

 Наталья Григорьевна, спасибо Вам за столь положительный отзыв о нашем мастер-классе! Мы продолжаем работать над этой темой, в планах подготовка программ занятий по обучению первой помощи детей более старших возрастов.




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru