Главная > Мастер-классы педагогов

Сайт "Педагогическая планета" размещается по новому адресу: https://planetatspu.ru/

Уважаемые коллеги! Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций присвоила сайту "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТА" Томского государственного педагогического университете статус "Средство массовой информации" (свидетельство).
Мастер-класс педагога: Гиль Ольга Васильевна
Прием «Линии сравнения», технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» при отработке навыка определения жанровых особенностей литературных произведений.

Гиль Ольга Васильевна,

учитель начальных классов МАОУ СОШ № 41 г.Томска,

высшая квалификационная категория

 


 Пояснительная записка

«Психология критического мышления это - направленное мышление,
оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью,
 его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий,
которые увеличивают вероятность получения желательного результата».
Д. Халперн
 
            Чтение «как чтение и уразумение, как то, что приучает ученика читать и мыслить» (Н.А. Корф, Д.И.Тихомиров) это важнейшее зерно основы учебной деятельности и залог успешности школьников не только на начальном, но и на всех последующих этапах обучения.
 Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных проблем современного мира, т.к. в связи с развитием компьютерных и других технологий дети перестают читать,  значит, страдают и эмоционально-нравственное воспитание, и интеллект,  а так же творческое и гармоничное развитие личности младшего школьника.
 Поэтому  на современном этапе сама жизнь ставить задачу – воспитать грамотного, разумного читателя,   несомненно, это является одной из составляющей формирования высококультурной и высокоразвитой личностью.  На мой взгляд,прием «Линии сравнения», технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (авторы Темпл Ч., Стил К., Мередит Дж.) при отработке навыка определения жанровых особенностей литературных произведений способствует повышению интереса к чтению, способствует развитию литературного процесса в учебном пространстве как базовой платформы для развития культуры и уровня развития детства, так как  она   
  •  формирует самостоятельность мышления;
  •  вооружает способами и методами самостоятельной работы;
  •  даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе «ученик-учитель»;
  •  позволяет влиять на цели, способы, методы  и результаты образовательного процесса.
Методические и дидактические материалы
Для развития критического мышления целесообразно применять специальные приёмы. Приём «Линии сравнения» наиболее продуктивен, когда сравниваются  не мене трёх аспектов. Данный приём способствует развитию умений сравнивать, рассуждать, доказывать свою точку зрения и делать  верные выводы.
            Я предлагаю  взять объектом изучения и применения приёма художественное произведения Лессинга Готхольда «Подарок фей».
 
К колыбели маленького принца, ставшего впоследствии одним из величайших правителей своей страны, подошли две добрые феи.
  - Я подарю своему любимцу, - сказала одна, - зоркий взгляд орла, от которого в его обширном государстве не укроется ни одна мельчайшая мошка.
 - Твой подарок прекрасен, прервала её другая фея. – Принц будет прозорливым монархом. Однако орлу свойственно не только зоркость, позволяющая ему заметить мельчайшую мошку; орлу свойственно и благородное презрение к преследованию их. И пусть это свойство принц получит в подарок от меня.
 - Благодарю тебя, сестра, за это мудрое ограничение. И в самом деле, многие короли стали бы куда более великими, когда б они, обладая  столь большой принципиальностью, не унижались до занятий мелкими делами.
 
            Определяя жанр, дети выдвинули две гипотезы:
1)      это сказка;
2)      это басня.
 
Возникли разные точки зрения, так как первичное чтение это первый этап – этап восприятия чувствами. Но наша задача более глубока, наша задача – определить жанр. На данном этапе наиболее уместен будет приём «Линии сравнения». Далее идет второй этап, который называется «восприятие умом и логикой», где организуется анализ прочитанного произведени
 
Методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала: в нашем случае это таблица (уместно разделить обучающихся на группы для исследовательской работы по определению жаровых особенностей произведения).
 
Сказка
Линии сравнения
Басня
 
Задачи жанра
 
 
Картина жизни
 
 
Построение произведения
 
 
По горизонтали расположим то, что подлежит сравнению: в данном случае жанры – сказка и басня. А по вертикали необходимо задать различные критерии, по которым это сравнение происходит.
При изучении жанров были выбраны следующие линии сравнения:
1)      задачи жанра;
2)      картина жизни (связана с действием героев);
3)      построение произведения (компоненты построения текста).
 
После заполнения  обучающимися таблицы получилась  такая картина:
 
Сказка
Линии сравнения
Басня
Вызвать восхищение добрым, с точки зрения народа, героем; осудить злодея; выразить уверенность в конечном торжестве добра.
Задачи жанра
Назвать порок. Высмеять дурные черты характер. Воспитать на отрицательном примере.
 
По первой линии задача жанра, определить жанр не смогли, потому что  басня и сказка относятся к одному роду литературы – эпосу, и, конечно же, у них будут общие черты.
 
 Вторая линия показала, что определить жанр ещё довольно сложно.
Сказка
Линии сравнения
Басня
  • Завязка (присказка: формула зачина, времени, места)
  • Вершина
  • Концовка (концевая присказка).
Картина жизни
Вступление, развитие действий, мораль.
Или
Развитие действий, мораль.
Или
Мораль, развитие действий
            Чтобы всё - таки понять, и точно определить жанр, вводим третью линию – линию построения произведения.
Сказка
Линии сравнения
Басня
  • Волшебная: таинственное повествование о действиях героев, раскрывающих их внутренний мир.
  • Основные герои: заступник, злодей, страдалец, помощник.
  • Основные действия: просьба, приказ, испытание, награда.
Построение произведения
Повествование о событиях, в которых проявляются душевные качества героев; оценка их внутреннего мира с точки зрения рассказчика.
 
Линия построения произведения указывает, что это басня. Для басни ведущим признаком выступает  мораль. Находим её в тексте: «… многие короли стали бы куда более великими, когда б они, обладая  столь большой принципиальностью, не унижались до занятий мелкими делами». Так же характерны для жанра басни и образные выражения. В тексте это: «зоркий взгляд орла», «мельчайшая мошка», «прозорливым монархом».
 
После заполнения таблицы возвращаемся к ключевому вопросу урока, и таблица становится опорой для рассуждения, доказательств и выводов.
 
Методические рекомендации по работе с предполагаемым образовательным материалом  
 
Данная технология не является способом разукрасить урок, доставить школьникам удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели. Эта технология о получении, восприятии и передаче информации, поэтому она универсальна. Его можно применять в любых предметных областях и с детьми любой возрастной группы. Потому что мы не только учим детей сравнивать по разным классификациям, но учим рассуждать, доказывать свою позицию, приводя сильные аргументы, взятые из самого текста, из определения, правил, законов. Применяя в своей учебной практике данный прием со 2 класса, я увидела, что дети стали лучше владеть навыками работы с учебным текстом, самостоятельно искать, анализировать, систематизировать, отбирать необходимую информацию.
Надеюсь, что данная разработка заинтересовала Вас. Буду рада выслушать Ваше мнение.
 
 

Рецензия


28.05.2016   23.31

Нурлыгаянова Наталья Николаевна

0

Уважаемая Ольга Васильевна! Познакомилась с Вашей работой. Меня заинтересовал приём «Линии сравнения». Определение жанровых особенностей литературных произведений вызывает затруднения у школьников. Рассматриваемый Вами приём способствует повышению интереса у детей к осознанному чтению, формирует навык самостоятельного мышления, развивает воображение и творческий потенциал. Ваш мастер-класс позволит многим учителям овладеть данным приёмом в целях повышения интереса школьников к чтению. Спасибо!

28.12.2015   22.46

Голубева Татьяна Васильевна

0

 Уважаемая Ольга Васильевна!

Мне очень понравился приём "Линии сравнения". Работа над произведением идёт глубокая. Кроме того дети должны знать и общие сведения о жанрах литературы: басни и сказки. Хорошо, что учитель даёт направление для работы и поиска, а дети работают самостоятельно. Спасибо Вам огромное. Обязательно возьму на вооружение этот приём. 

С уважением  Голубева Т. В.

23.01.2016   10.10

Гиль Ольга Васильевна

0

 Татьяна Васильевна, здравстуйте. Для меня очень значимо, что у Вас прием "Линии сравнения" вызвал не только профессиональный интерес, но и возникло желание взять его на вооружение.Конечно, такая работа способствует тому, что обучающиеся сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются творческое воображение, догадка. Успехов Вам!

20.12.2015   19.35

Алексеева Ирина Петровна

0

Здравствуйте, Ольга Васильевна! Изучила Ваш материал. С уверенностью могу сказать, сравнительные таблицы, используемые в  приеме «Линии сравнения», помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. 

 

Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом, следующие умения:

1. выделять ключевые слова;

2. систематизировать необходимую информацию;

3. анализировать, сравнивать и обобщать информацию;

4. развитие монологической речи;

а так же у ребят возникает потребность в поиске дополнительной информации.

Удачи Вам, талантливых и работоспособных учеников! 

23.01.2016   10.00

Гиль Ольга Васильевна

0

 Здравствуйте, Ирина Петровна. Спасибо за положительную оценку. Очень важно понимать, что цель развивающего критического мышления обучения более широкая: усвоение не только результатов научного понимания, но и самого пути процесса получения этих результатов. На основе анализа фактов обучающиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют правила, законы, или самостоятельно применяют известные знания в новой ситуации. 

05.12.2015   20.05

Яскина Светлана Александровна

0

 Здравствуйте, Ольга Васильевна, познакомилась с Вашим материалом и он меня очень порадовал. Интересное и занимательное занятие.Сложно заставить детей читать, но используя такие примеры, я думаю, у детей появится интерес к чтению. Очень многое меня заинтересовало и хочется применить на своих занятиях. Я рада за Ваших детей, у них есть очень талантливый учитель. Желаю Вам  и Вашим детям успехов.

06.12.2015   15.26

Гиль Ольга Васильевна

0

 Здравствуйте, Светлана Александровна!  Спасибо за высокую оценку. Учителя по-разному воспринимают новое. Рада, что данный материал вызвал у Вас стремление применить его в своей педагогической практике.  Я думаю, Вы согласитесь со мной,  когда обучающиеся сами добывают новые знания, у них развивается творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы дейстия путем выдвижения гипотез и  их обоснования, тогда и учитель творчески  и профессионально растет вместе со своими воспитанниками. Желаю Вам профессиональных достижений и успехов.

29.11.2015   12.41

Гиль Ольга Васильевна

0

 Здравствуйте, Любовь Петровна. Конечно, учителю проще дать учебный материал в готовом виде, а построить так учебный процесс, чтобы суметь подвести детей  к  незамедлительному  активному мыслительному процессу, осуществляя его на практике, совсем непросто. Изучая методическую литературу к  разным УМК,  зачастую находишь рациональный и интересный  подход к изучению  учебного материала. В этом плане очень полезны для меня оказались методические разработки раздела курса "Литература как предмет эстетического цикла", авторы Г.Н.Кудрина, З.Н.Новлянская. Данная методика позволяет разрабатывать материал в технологии РКМЧП, т.к. она даёт возможность посмотреть и понять произведение так, как понимал его сам автор, и включить произведение в свой, чужой для автора, жизненный и культурный контекст, и увидеть условный мир произведения своими "читательскими" глазами.

28.11.2015   22.18

Потапова Любовь Петровна

0

  Добрый день, Ольга Васильевна! Спасибо за опубликованную методическую разработку. Вы успешно реализуете системно-деятельностный подход в обучении младших школьников. Ваш прием «Линия сравнения» идеально ориентирована на возраст обучающихся. Дети начальной школы отличаются продуктивной любознательностью. Данная  педагогическая находка позволяет им продвигаться от общего впечатления внутрь текста,  к его сущностным характеристикам.

Методический ход от аудиального образа к анализу текста по средством таблицы помогает включать дополнительные познавательные возможности обучающимся. Вслед за анализом предлагается классификация текста по признакам.   Вы развиваете умение  действовать по алгоритму, что очень полезно при решении задач уже в средней школе.Критическое мышление  предполагает стремление к убедительной аргументации. Как Вы осуществляете поиск доказательств к характерным чертам жанра?

23.11.2015   21.42

Соловьева Маргарита Григорьевна

0

 Очень хороший матеиал, в нем все сочетается и время, и самостоятельность работы и рекомендации учителя. Методы и приемы подобраны очень аккуратно. Спасибо Вам . 

24.11.2015   18.10

Гиль Ольга Васильевна

0

 Здравствуйте, Маргарита Григорьевна. Спасибо за положительныйотзыв. Я давно открыла для себя положительные акспекты  технологии РКМЧП, так как это сочетание замечательных стратегий, приёмов и систематического подхода к обучению, благодаря которому преподаватель знает, в каком случае и каким образом её применить. И Вы очень точно это подметили, спасибо за понимание значимости работы по данной технологии.

23.11.2015   18.17

Королева Маргарита Алексеевна

0

 Ознакомилась с Вашим материалом. Многие виды работы заинтересовали. Они помогут детям развивать процесс чтения. Научат анализировать , рассуждать, сравнивать, разовьют кругозор учащихся. С большим удовольствием буду применять Ваши рекомендации на уроках

24.11.2015   18.20

Гиль Ольга Васильевна

0

 Здравствуйте, Маргарита Алексеевна. Очень рада, что мой мастер-класс вызвал у Вас желание применить данную технологию в своей педагогической деятельности. Применяя РКМЧП, педагоги могут вводить в учебное пространство стратегии, среди которых- прогнозирование, проверка гипотез, выявление ранее приобретённых знаний, поддержка дискуссии между учениками, читательский "отклик", совместное обучение..... Желаю Вам творческих и профессиональных открытий и удач.

22.11.2015   22.27

Моисеева Раиса Ивановна

0

Ольга Васильевна, здравствуйте! Ваша разработка заинтересовала меня. Познакомилась с предложенным приёмом и технологией. Совершенно с Вами согласна, чтобы приучить современного ребёнка к чтению, необходим совершенно иной подход. Представленная педагогическая технология требует специфической адаптации к конкретной предметной области в работе с детьми, имеющими слуховую депривацию. Попробую использовать данную технологию в своей педагогической практике, ведь нашим детям, как правило, в силу психофизиологических особенностей не хватает навыка, умения рассуждать, доказывать свою точку зрения, аргументировать высказывания со ссылкой на текстовый материал. Спасибо за то, что вы активизируете к действию. Желаю Вам творческих успехов. Всего самого наилучшего!

24.11.2015   18.30

Гиль Ольга Васильевна

0

 Раиса Ивановна, здравствуйте. Спасибо за поддержку и понимание. Конечно, данная технология является общепедагогической, надпредметной и представляет собой целостную систему, формирующей навыки работы с информацией в процессе чтения и письма, что очень важно на современном этапе. Хочется пожелать, чтобы применение технологии РКМЧП открыла  путь  вашим воспитанникам  для решения большого спектра образовательных задач. 



 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru