Главная > Мастер-классы педагогов

Сайт "Педагогическая планета" размещается по новому адресу: https://planetatspu.ru/

Уважаемые коллеги! Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций присвоила сайту "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТА" Томского государственного педагогического университете статус "Средство массовой информации" (свидетельство).
Мастер-класс педагога: Гвоздикова Елена Ивановна

Организация рефлексии в сетевом учебном проекте средствами сервисов WEB 2.0


Гвоздикова Елена Ивановна,

учитель русского языка и литературы

школы №97 города Ижевска

Удмуртской Республики

Персональный сайт: http://gvozdikova.ucoz.ru


Пояснительная записка

1.1.  Общая информация о мастер-классе
 
Среди ведущих тенденций технологической инструментовки современного образования наиболее рельефно проявляется технология проектной деятельности. Она выступает своеобразным ответом на потребность общества в формировании культурной и творческой личности, активность которой направлена в будущее; усиливает проблемно практический характер содержания образования; раскрывает роль «живого» созидающего знания.
В условиях коренной трансформации доминирующей образовательной парадигмы со знаниевой предметоцентрической на развивающую личностно- и компетентностно ориентированную проект становится продуктивной формой субъект-субъектной организации учебного процесса. При этом акцентируется внимание на рефлексивные действия всех участников проекта.
В сетевой проектной деятельности рефлексия проводится на каждом этапе и служит ученику средством самоконтроля и  мобилизации собственных ресурсов.
Именно со способности рефлексировать и начинается учебная самостоятельность школьника, переход с позиции объекта обучения на позицию субъекта.
Осознание себя субъектом учебной деятельности предполагает также определение границ собственного знания и незнания, как основание принятия решения об их пополнении. Важно также, что рефлексивный анализ результата проектирования позволяет оценить найденное средство решения проблемы, определить его эффективность, безопасность и пр. Кроме того, рефлексия применяется и для усвоения способов проектирования как деятельностного содержания образования.
 
В сетевом проекте рефлексия позволяет обучающемуся
     осознать свою потребность в учебной деятельности, её цели;
     поставить себе учебную задачу, выбрать способ её решения;
     осознать и проанализировать свои действия;
     соотнести свой результат с целью деятельности: понять, достиг ли он цели и, если нет, то по каким причинам не смог этого сделать;
     выявить и скорректировать схему и средства возможной будущей деятельности.
 
Руководителям команд (учителям) рефлексия необходима для
     осознания значимости метода проектов в учебном процессе;
     выявления способов и средств организации продуктивной деятельности учащихся;
     оценки своих действий в ходе проекта;
     выбора наиболее эффективных методов и приёмов организации рефлексии.
 
В сетевом учебном проекте “Кладовая полдневного светила …” используются следующие виды рефлексивной деятельности:
1. Соотношение собственной оценки своей учебной деятельности с оценкой, которую эта деятельность получает у других; умение учитывать точку зрения других.
2. Взаимооценка – взаимное оценивание учащимися работ друг друга.
3. Оценка собственной работы  на основе выработанных требований.
4. Сравнение собственной критической оценки с оценкой и критикой товарищей (сравнение критических замечаний).
5. Сопоставление требований, предъявляемых учащимся к своей работе и работе товарища.
 
Рефлексия проводится с использованием методов и приёмов технологии критического мышления. Данная технология позволяет четко организовать учебный процесс, существенно повысить интерес к изучаемому материалу и к процессу обучения, развивает умение самостоятельно обрабатывать информацию и повышает эффективность ее восприятия, формирует навыки диалогического общения и работы в коллективе.
Диалоговая составляющая технологии развития критического мышления обеспечивает углубленное и разностороннее обсуждение многих точек зрения, идей, проблем; побуждает обучающихся подбирать различные способы выражения собственных мыслей; повышает восприимчивость к новым знаниям, развивает письменную речь, рефлексивное мышление, качественно преобразует свойства мышления (широту, гибкость, самостоятельность и т.д.), изменяя подвижность мыслительных механизмов, что принципиально важно для развития мыслительной деятельности обучающихся в целом и интеллектуальных умений.
 
Использование сервисов  WEB 2.0 в проведении рефлексии позволяет сократить время получения обратной связи от участников проекта, обобщить полученные сведения и проанализировать их.
 
1.2. Какие возможности получат педагоги, участвующие в мастер-классе?
 
Изучив материалы мастер-класса, учителя познакомятся с опытом организации рефлексии в сетевом  учебном проекте средствами сервисов Web 2.0.
Педагоги узнают о некоторых методах и приёмах технологии критического мышления, которые позволяют активизировать мыслительную деятельность учащихся, осмысливать, анализировать, интерпретировать полученную информацию, акцентировать внимание на значимых для ребенка аспектах проекта и осознавать возможные причины возникающих в обучении трудностей.
 
1.3. Какие возможности этот мастер-класс открывает для обучающихся?
 
Вовлечение обучающихся в процесс рефлексии направлено на достижение следующих образовательных результатов:
 
     личностных:
     формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
     формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания..
 
     метапредметных:
     умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
     умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
     умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
     умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, и делать выводы;
     формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
     умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности.
 
     предметных:
     осознание значимости чтения для личного развития;
     формирование потребности в систематическом чтении;
     умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении.

 

     формирование  основ  экологической  грамотности:    способности оценивать последствия деятельности человека в природе; выбирать целевые  и  смысловые           установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание   необходимости   действий   по     сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных.

Методические рекомендации

2.1. Какие навыки потребуются педагогу для прохождения мастер-класса и использования его в своей практике?
 
Для прохождения  мастер-класса и организации рассмотренной в нём рефлексии педагогу потребуется:
     знание требований Федерального государственного образовательного стандарта и способов реализации деятельностного подхода;
     знание основных принципов организации сетевого проекта;
     знание способов активизации мыслительной деятельности учащихся;
     знание теоретических основ образовательной технологии развития критического мышления;
     умение работать с сервисами Web 2.0, позволяющими организовывать совместную деятельность в сети Интернет.
 
2.2. Какие приемы и методики используются в мастер-классе?
 
 
Рефлексия
Цель
Интервью с участниками проекта
Получить ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с целями и задачами проекта, проанализировать их и скорректировать задания в соответствии с потребностями участников проекта.
Читательский дневник “Путевые заметки”
Проанализировать работу каждого участника команды в процессе выполнения заданий на определённом этапе.
Анкетирование
Соотнести собственную оценку сервисов Web 2.0 с  оценкой сверстников, проанализировать полученные данные.
 
Методы и приёмы критического мышления
 
Название
Цель
Рефлексивный экран
Проанализировать и оценить свой вклад в достижение поставленных в начале проекта целей, свою активность, эффективность и полезность работы в команде.
Синквейн
Проанализировать, синтезировать и обобщить информацию, полученную в результате работы над проектом.
Плюс-минус-интересно
Проанализировать  участие команды в сетевом проекте, выявить положительные и отрицательные стороны, задуматься над созданием и проведением собственного учебного проекта.
Шесть шляп мышления
Помочь участникам проекта лучше понять особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем.
 
 
2.3. Как используемые приемы и методы связаны с учебным планом и планом урока (проекта, внеклассного мероприятия и т.п.)
 
Методический маршрут построен на базе сетевого учебного проекта “Кладовая полдневного светила …” , реализованного в рамках учебных тем “Творчество М.М. Пришвина” (литература), “Значение растений и животных в жизни человека” (биология). Продолжительность проекта - 6 недель.
Реализация проекта возможна:
     в рамках курса «Литература»,  преподаваемого на основе авторской программы  Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевойдля 5 класса (102 часа).
     в рамках курса«Литература» под ред. Т.Ф. Курдюмовой для 5 класса (68 часов).
     в рамках курса«Литература» под ред. Г.С. Меркина для 6 класса (68 часов).
     в рамках курса«Литература» под ред. В.Я. Коровиной для 6 класса (68 часов).
     в рамках курса«Биология» под ред. В.В. Пасечника для 5 класса (68 часов). 
     в рамках курса«Биология» под ред. Н.И. Сонина для 6 класса (68 часов).
     в рамках курса«Биология» под ред. В.М. Константинова  для 7 класса (68 часов).
     в рамках курса«Биология» под ред. А.И. Никишова , И.Х. Шаровой для 7 класса (68 часов).
Рефлексия организуется на каждом этапе и после завершения проекта.

 Предложенные в данном маршруте методы и приёмы рефлексии могут быть использованы в рамках любого сетевого учебного проекта, реализуемого в начальной и основной школе, с учётом  предметного содержания, возрастных особенностей учащихся и продолжительности проекта.

Методические и дидактические материалы

3.1. Как выбранная тема сочетается с учебным планом и планами отдельных уроков?
 
Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.   Этап рефлексии является обязательным условием создания развивающей среды на каждом уроке. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.
 
 3.2. Какие шаги необходимо выполнить для достижения планируемых результатов обучения?
 
Шаг 1
 
Продумайте, как будет осуществляться рефлексия в вашем проекте. Ознакомьтесь с организацией рефлексии в проекте “Кладовая полдневного светила …”, обратите внимание на использование  сервисов Web 2.0.
 
Рефлексия
Методы и приёмы
Сервисы Web 2.0
 
В течение проекта
(после каждого этапа)
Читательский дневник “Путевые заметки” (команда “Логистики”)
 
 
 
Итоговая
 
 
 
 Шаг 2
Пройдите регистрацию в сервисах: FriendFeedMicroPollLino it. Заведите Google-аккаунт для работы с Таблицами Google для создания блога.
Шаг 3
На примере проекта “Кладовая полдневного светила …” организуйте рефлексию в своём проекте с помощью сервисов Web 2.0. Создайте 2-3 инструмента рефлексии на выбор, используя разные сервисы.
1. Создание блога для интервьюирования  участников проекта.
В проекте “Кладовая полдневного светила …” организовано общение участников команд в блоге. Здесь школьники отвечают  на учебные вопросы проекта; обсуждают работы других команд, комментируют, оценивают, советуют;  делятся дополнительными информационными ресурсами, найденными в сети Интернет, по теме проекта.
Blogger - простой, доступный веб-сервис для создания и ведения блога. Блог может быть открыт любому читателю, либо ограниченному кругу читателей или соавторов.
Для пользователей блога определяются роли:
1.       Читатели. Их может быть не более 100. Читатели могут читать блог и комментировать сообщения.
2.       Соавторы. Их может быть не более 100. Соавторы могут публиковать свои сообщения и комментировать чужие.
3.       Администраторы. В дополнение к функциям соавторов они могут менять дизайн и настройки блога.
Блог может быть открыт для всех пользователей Интернета.
 
Блог привязывается” к сайту проекта на боковой панели навигации. В настройках выбираете разрешение для читателей блога:  Общедоступная По умолчанию ваш блог открыт для всех читателей.
 
В каждом задании на сайте проекта прописываются вопросы, на которые следует ответить ученикам, даётся инструкция по работе в блоге и ссылка на блог.
 
 
 
В создании блога вам помогут справочные  руководства:
          Начало работы в Blogger;
          Создание блога.
 
2. Создание читательского дневника “Путевые заметки” для индивидуального заполнения учащимися.
 
В проекте “Кладовая полдневного светила …” читательский дневник ведёт каждый ученик. Он анализирует свои действия, соотносит собственный результат с целью деятельности, сопоставляет требования, предъявляемые к продукту деятельности, с результатом своей работы.
 
Читательский дневник создаёт руководитель команды. Он же публикует вопросы для рефлексии и приглашает учащихся к обсуждению. Анализируя записи учеников, учитель планирует, как лучше в дальнейшем организовать работу команды, кому из учеников уделить больше внимания, кто может оказать посильную помощь товарищу, над чем предстоит работать на уроках и пр.
 
 
 
 
Координатор проекта составляет инструкцию по работе в сервисе FriendFeed. Предлагает руководителям команд зарегистрироваться, создать читательский дневник команды. Для руководителей команд координатор публикует вопросы для обсуждения на каждой странице проекта. Данные вопросы руководители команд переносят на страницу читательского дневника и приглашают учеников к обсуждению.
 
 
 
В создании читательского дневника вам помогут справочные  руководства:
 
3. Создание анкеты для выявления  предпочтений в использовании сервисов Web 2.0.
 
Анкетирование в проекте “Кладовая полдневного светила …” позволяет выявить, с какими сервисами понравилось работать учащимся больше всего.  Анкета создаётся в сервисе  MicroPoll.Особенность данного сервиса в том, что участники проекта могут просматривать сводку ответов, которая создаётся автоматически, сразу же после ответа на вопросы и сопоставлять собственные ответы с ответами других учеников.
 
Пример анкеты.
 
 
 
При создании анкеты воспользуйтесь справочным  руководством:
          Поддержка MicroPoll.
 
4. Создание полотна для размещения стикеров с синквейнами.
 
Синквейн - один из приёмов технологии критического мышления, является средством творческого выражения осмысленного материала. Синквейн позволяет ученикам систематизировать полученную в ходе проекта информацию, даёт возможность описать суть понятий, выразить своё отношение к теме проекта.
Для написания синквейнов а проекте “Кладовая полдневного светила …” используется сервис Lino it. Этот универсальный онлайн сервис замечательно подходит для групповой и коллективной работы со стикерами, организованными в один виртуальный стол.
 
Правильно написать синквейн помогут статьи:
          Освоение синквейна.
 
В создании полотна в сервисе  Lino it вам поможет справочное  руководство:
 
5. Создание Google Таблицы для учеников и руководителей команд с целью сбора в общую копилку информации о проведённом проекте.
 
Для создания рефлексивных таблиц нужно зайти под своим аккаунтом на Диск Google. Редактор Google Таблицы позволяет осуществлять совместную работу как в режиме реального времени, так и в режиме офлайн. Во время совместного редактирования таблицы участники проекта могут общаться в чате.  Электронные таблицы можно не только публиковать в Интернете, но и встраивать в сайт или в блог.
 
А) Электронная таблица “Рефлексивный экран”.
 
Рефлексивный экран - один из приёмов технологии критического мышления. Рефлексивный экран даёт возможность участникам проекта оценить свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность, эффективность работы команды, увлекательность и полезность предложенных форм работы.  
 
 
 
Б) Электронная таблица “Плюс - минус - интересно”.
 
Один из приёмов технологии критического мышления “Плюс-минус-интересно”  предоставляет возможность руководителям команд проанализировать  участие в сетевом проекте, выявить положительные и отрицательные стороны, задуматься над созданием и проведением собственного учебного проекта. Подобная форма рефлексии позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В) Электронная таблица “Шесть шляп мышления”.
 
“Шесть шляп мышления” - метод технологии критического мышления. Шесть шляп мышления помогают справиться с тремя  главными сложностями сетевого проекта:
1.    Эмоциями. Вместо того чтобы думать над решением, участники проекта часто ограничиваются эмоциональной реакцией, предопределяющей дальнейшие действия.
2.    Растерянностью. Не зная, что делать и с чего начать, участники проекта испытывают неуверенность (особенно это проявляется либо в моменты, когда на этапе проекта ставится сложная многоуровневая задача, либо когда участники проекта работают с сервисами Web 2.0 впервые).
3.    Путаницей. Когда участники проекта пытаются удержать в голове большой массив информации, связанный с задачей, стараются быть логичными, последовательными и креативно мыслящими, быть конструктивными да еще и следить за тем, как продвигаются другие команды, . Обычно всё это вызывает смятение и путаницу.
Метод “Шесть шляп мышления” помогает преодолеть эти сложности путем разделения процесса мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен в виде метафорической шляпы определенного цвета. Подобное деление делает мышление более сосредоточенным и устойчивым, учит оперировать различными его аспектами по очереди.
 
 
 
В создании рефлексивных таблиц в редакторе Google Таблицы вам помогут справочные  руководства:
 
Скан-копия рецензии
 

29.11.2015   11.59

Потапова Любовь Петровна

0

Уважаемая Елена Ивановна! Спасибо  за методические рекомендации по использованию сервисов  WEB 2.0. Ваша разработка повышает эффективность решения профессиональных задач учителя. Раздвигая рамки диалоговой технологии и технологии критического мышления, Вы придаете им новое звучание. С их помощью обучающиеся  смогут в полной мере реализовать свой креативный потенциал. Кроме того, повышается уровень личностной значимости исследуемого явления для детей. Акцент на рефлексии  помогает глубже вникнуть в поступки, методы получения информации, осмыслить культурные универсалии и ценности. 

19.12.2015   23.59

Гвоздикова Елена Ивановна

0

 Спасибо, Любовь Петровна, за отзыв!

25.11.2015   20.41

Куликова Наталья Николаевна

0

Добрый день, Елена Ивановна! Изучила ваш мастер-класс. Вы молодец! Столько проделано работы, все интересно, доступно. Я сама использую один из приемов критического мышления - синквейн на уроках обществознания, а вот что такое лимерик, узнала из Вашего мастер-класса, да еще много интересного взяла себе на заметку. Так как я живу "в глуши" и проблемно выезжать на какие либо курсы, семинары, приходится многое постигать через подобного рода мастер-классы, обучающие программы, поэтому хочется сказать спасибо Вам за проделанную работу. Удачи в работе!

19.12.2015   23.54

Гвоздикова Елена Ивановна

0

 Уважаемая Наталья Николаевна, сейчас появилось очень много сетевых сообществ, которые помогают педагогу развиваться, общаться с интересными людьми. Несмотря на то что Вы живёте в отдалённом районе, благодаря сети Интернет можете быть в курсе новых образовательных трендов. Желаю Вам успехов в освоении новых технологий и интересных сервисов!

16.11.2015   18.29

Немеш Наталья Александровна

1

Уважаемая Елена Ивановна! Рада, что появилась возможность профессионального общения с Вами. Я давно слежу за Вашей работой в сети. Знакома с Вашим сайтом, веб-квестами! Многому учусь у Вас. Если заходишь к Вам на ресурсы - все, "тонешь"! Внимательно изучила материал мастер-класса. Нахожусь в стадии погружения и постижения этой технологии - создания сетевых проектов, веб-квестов. Не спрашиваю о временных затратах в подготовке такого рода проектов, предполагаю, что этим надо просто жить, но спрошу, как рождаются такие потрясающие  идеи? Посоветуйте, с чего можно начать работу в данной технологии? Платформы, с которых вы работаете, платные? Можно ли будет обратиться к Вам в будущем за советом? Спасибо за мастер-класс! Пользуясь случаем, приглашаю Вас к себе    nemeshnanalia1970liz1.jimdo.com/   Буду рада нашему профессиональному общению!

19.12.2015   23.47

Гвоздикова Елена Ивановна

0


Спасибо, Наталья Александровна, за отзыв. Участие в различных мастер-классах, тренингах, вебинарах даёт замечательную возможность самообразовываться,  именно в это время появляются новые идеи. Перед тем как начать разрабатывать проект, я бы посоветовала Вам вместе с учениками принять участие в нескольких сетевых пректах, чтобы понять специфику данного метода. Если у Вас возникунут вопросы, буду рада на них ответить. Жклаю всего наилучшего!




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru