Главная > Мастер-классы педагогов

Сайт "Педагогическая планета" размещается по новому адресу: https://planetatspu.ru/

Уважаемые коллеги! Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций присвоила сайту "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТА" Томского государственного педагогического университете статус "Средство массовой информации" (свидетельство).
Мастер-класс педагога: Мазурова Валентина Викторовна

Организация проектно-исследовательской деятельности

для формирования и развития УУД

младших школьников

 


Мазурова Валентина Викторовна

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

МАОУ «Кожевниковской средней школы №1», с. Кожевниково, Томской области. 

Ветеран Труда РФ.

Победитель конкурса на назначение стипендии Губернатора Томской области в 2014году.

Победитель конкурса на назначение стипендии Губернатора Томской области в 2015году.

 


Уважаемые коллеги! Предлагаю Вам мастер-класс по организации проектной деятельности младших школьников. Надеюсь, что мой опыт, знания и методические наработки по данной теме дополнят ваши знания и умения.

Пояснительная записка

Согласно п.16 ФГОС образовательная программа начального общего образования реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности, способствующих формированию и развитию УУД. В своей работе я опираюсь на следующее определение. УУД – это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. На мой взгляд, над формированием УУД необходимо работать в рамках каждого урока, внеурочная же   деятельность  – это дополнительная возможность поработать на закрепление и развитие УУД. Технологию проектно-исследовательской деятельности, считаю, наиболее актуальной.

Актуальность проектно-исследовательской деятельности для формирования и развития УУД заключается в следующем:

1)                      у младшего школьника формируются готовность и способность к саморазвитию;

2)                      дети включаются в активную деятельность;

3)                      привитые навыки творчества применяются в практической работе;

4)                      для выполнения творческих работ привлекаются родители учащихся;

5)                      изменился статус учителя: из транслятора знаний я стала организатором проектно-исследовательской деятельности.

 

Цель мастер-класса: познакомить коллег с организацией проектно-исследовательской деятельности младших школьников.

Методические материалы 

Свою работу я начала в 2012-2013 учебном году, набрав первоклассников. В сентябре на первом родительском собрании я предложила свой долгосрочный педагогический проект «Я верю в талант каждого ребёнка»

Цель проекта: помочь детям достичь личных результатов.

Задачи:

1) максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребёнка;

2) развитие познавательных способностей;

3) развитие мотивации творческого роста;

4) развитие коммуникативных навыков;

5) формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Ожидаемые результаты (результаты-продукты):  создание и пополнение личного портфолио ученика документами, отзывами о достижениях ребёнка. Данный проект я разместила на сайте «Педагогическая планета» Сценарий Презентация

 Следующим этапом работы стала разработка и реализации образовательной программы «Мой портфолио». Технология портфолио отслеживает и оценивает динамику индивидуального развития и личностного роста в образовательном контексте, поддерживает его творческую активность и самостоятельность.

Портфолио учащегося состоит из двух частей:

 1) брошюра-тетрадь «Мой портфолио» (Автор А.В.Иванов) Её заполняют обучающиеся с помощью взрослых: родителей, классного руководителя, педагогов дополнительного образования.

2) продукт –  созданная «Папка достижений» каждого ребёнка.

Весь 1 класс дети работали по программе. Со своим опытом работы в реализации программы я познакомила своих коллег и получила поддержку.

 Эту папку достижений необходимо пополнять своими достижениями. Считаю, что достижения ребёнка проявляются там, где ему интересно, где он может проявлять свои способности. Проектно-исследовательская деятельность является проводником к развитию и раскрытию творческих способностей. Поэтому во 2 классе я разработала образовательную программу «Я - исследователь». Занятия по программе проходили как в урочное, так и  во внеурочное время. Ребята очень активно посещали занятия. Моей целью стало научить детей навыкам и методам научного познания, развивать мышление, познавательную самостоятельность, собственный творческий исследовательский поиск. Я познакомила детей с этапами деятельности:

1 этап. Погружение в проект.

Определение проблемы, темы, целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; создание группы учащихся для работы.

2 этап. Планирование деятельности.

Определение источников информации, вида продукта, форм презентации, сроков; распределение задач между членами группы.

3 этап.  Реализация плана.

Самостоятельная работа над задачами проекта, промежуточные обсуждения данных, консультации.

4 этап. Оформление.

Анализ и синтез данных, формулирование выводов.

5 этап. Презентация результатов.

Подготовка презентационных материалов, подготовка публичного отчёта, презентация проекта.

6 этап. Оценка результатов и   процесса проектной деятельности.

На всех этапах работы учитель должен ясно осознавать, что основной ожидаемый результат – развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Бесценный опыт самостоятельной, творческой исследовательской работы, новые знания и умения составляют целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

Дальше началась кропотливая работа.

Остановлюсь на учебных проектах. На уроках литературного чтения во 2 классе при изучении раздела «Самое великое чудо на свете» обучающиеся создают индивидуальные краткосрочные проекты «Как научиться писать стихи». На уроках математики предлагаю ассоциировать написание цифр с изображением живого и неживого предмета для создания проекта «Секреты запоминания таблицы умножения и символов на уроках математики и окружающего мира». Для пополнения словарного запаса, особенно заимствованными словами, на уроках русского языка работаем над долгосрочным проектом «Составь словарь». Ребятам предлагаю выбрать из услышанных слов те, которые удивляют. Выяснить, какого они роду-племени. На уроках окружающего мира работаем над проектом «Кто нас окружает». В этом учебном году он посвящён 70-летию Победы.

Интерес к учебным проектам перерос в интерес к проектам во внеурочной деятельности.

Так проектно-исследовательская работа по теме «Травяные палы» выявила проблему многих районов России, в том числе и нашего села, о степени опасности травяных палов. Работая над проектом, дети разбирались в причинах возникновения травяных палов, чем они вредны, какие профилактические меры используются. Самое главное, дети задумались, а какую пользу могут оказать они в деле снижения пожаров. Ребята в ходе работы встречались с представителями органов исполнительной власти, начальником Лесхоза, начальником подразделения МЧС по Кожевниковскому району.  Проект был представлен на районной проектно-исследовательской конференции и получил высокую оценку.(свидетельство о публикацииграмота)

Следующая проектно-исследовательская работа моих детей «Вот на пути село большое» носил социальный характер, так как выявила проблему заброшенных деревень. В них остались могилы близких. Так бывшая деревня Могильники Уртамского поселения Кожевниковского района оказалась недоступной для посещения, потому что нет переправы через реку Обь. Ребята в ходе исследования узнали, что у четырёх детей нашего класса там есть захоронения близких. Продуктом данного социального проекта стало обращение к главе поселения об организации переправы в День Поминовения. Считаю, что при работе над такими проектами у детей формируется правильная гражданская позиция. Наша работа также была высоко оценена на научно-исследовательской конференции.(свидетельство о публикациидиплом)

В 2015 году мои дети представили сразу 3 проекта: «Берегите зрение», «В лесу родилась ёлочка», «Колыбельные песни». Дети сами увидели актуальность данных тем:

1) потеря зрения. Ребёнок попытался разобраться, почему это произошло с ним. Он предупредил ребят о том, что нужно соблюдать правила, чтобы сохранить зрение   (Сценарий, презентация)

     2) вырубание ёлок и выбрасывание их где попало. Ученик выяснил, сколько вырубается ёлочек зря, а можно купить искусственную;

3) Колыбельные песни. У девочки родилась сестрёнка, и она услышала. Как мама поёт колыбельные песни. Разобралась в процессе исследования, что роль колыбельных песен в жизни ребёнка огромна  (Сценарий, презентация)

 Из результатов видно, что проектно-исследовательская работа мотивирует ребёнка на достижение результатов успешности, ему есть чем пополнить свой портфолио. За три учебных года мои ученики сформировали папки достижений, оформили их по разделам и постоянно пополняют. В мае 2015 года ребята презентовали свои портфолио родителям. Такая презентация была нужна, она показала, что родители гордятся своим детьми. Я думаю, что у всех будет ещё больше желания помогать и поддерживать детей. 

Выводы:  

1. Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников помогает мне:

  • формировать готовность и способность к саморазвитию;
  • включать детей в активную деятельность;
  • прививать навыки творчества и применять их в практической работе;
  • для выполнения творческих работ привлекаются родители учащихся.

          2. Материалы проектов используются в работе других учителей, размещены в музее школы.

Методические рекомендации

Представленные методические разработки могут быть применены в качестве помощи учителям начальных классов. В ее основе лежит прием развития мотивации через создание "Личных папок достижений". Инновационная технология "Портфолио" помогает привлечь родителей для участия в жизни и творчестве их детей. Проектно-исследовательская деятельность является составляющей при достижении успехов, при пополнении личных портфолио.

 Рецензия на мастер-класс

 


01.02.2016   21.25

Леденева Галина Алексеевна

0

Валентина Викторовна! Поднятая прооблемв=а на вашем мастер - классе является очень актуальной в начальной школе. В рамках внедрения в практику ФГОС НОО большинство учителей учат ребят работать над проектами, проводить небольшие исследования, делать выводы. однако,  мне в моейей работе бывает трудно правильно представить результат своей работы и показать практическую значимость деятельности.  На вашем мастер -= классе я получила практические рекомендации по оргнизации проектной и исследовательской деятельности школьников. Спасибо.

23.11.2015   18.39

Королева Маргарита Алексеевна

0

Валентина Викторовна, огромное спасибо за то, что Вы своим опытом поделились  замечательным материалом. Вы очень подробно рассказали о формах работы. В своей работе я тоже использую исследовательские проекты. У каждого ребенка есть портфолио. Желаю успехов в дальнейшей работе.

11.11.2015   23.39

Макарова Светлана Алексеевна

1

 Здравствуйте, Валентина Викторовна. Познакомилась с вашим опытом работы. Спасибо за замечательный материал. Данная тема мне близка. В своей работе использую проектно - исследовательскую деятельность. Поделитесь опытом, как вы организуете краткосрочные учебные проекты? Какие этапы деятельности наиболее актуальны? Спасибо. Успехов Вам в работе!

13.11.2015   09.03

Мазурова Валентина Викторовна

0

 Уважаемая Светлана Алексеевна! Спасибо за добрые слова. Отвечаю на Ваши вопросы. Краткосрочные учебные проекты организовываю по желанию учеников. Возникают проблемы у них. И мы решаемэти проблемы сообща. Значит, наиболее актуальным этапом является этап постановки проблемы и этап  наблюдения. Приведу пример. Наблюдая, девочка заметила, что к некоторым детям "липнут" одноклассники, а некоторых сторонятся. Проблема? Да.Решили решить её. Я объяснила, что таких ребят- заводил называют лидерами. А детям предложила провести исследование по теме: "Качества лидера"по анкете:1)умеешь управлять собой;2)умеешь решать вопросы;3)умеешь работать с группой;4)есть организаторские способности. Данные анкет показали, что в классе таких ребят из 22 четверо.Я спросила их :"Лидерство - это самое главное?" .Дети пришли к выводу, что нет.Есть более ценные качества: быть хорошим другом.Тогда я предложила ответить на вопрос, можно ли назвать лидером человека, который быстро идёт на конфликт, часто дерётся и спорит, доказывает свою правоту даже в мелочах. Ведь они всегда в центре внимания? Ребята ответили обоснованно, что это не лидеры.Вот такие проекты можно использовать и на классных часах. Данный краткосрочный проект учит видеть проблему, смотреть на неё с разныз сторон, открывать в знакомом предмете новое и быть наблюдательным. Спасибо за вопросы. Желаю успехов.

08.11.2015   23.39

Гвоздикова Елена Ивановна

0

Спасибо за представленный опыт работы. Очень интересные темы учебный проектов. Хотелось бы подробнее узнать, как были организованы проекты во внеурочной деятельности. Какие методы оценивания использовались для выявления потребностей учащихся,  для мониторинга прогресса, для контроля понимания и метапознания, для демонстрации понимания?

09.11.2015   18.35

Мазурова Валентина Викторовна

0

 Уважаемая Елена Ивановна!С удовольствием отвечаю на Ваши вопросы.Во внеурочной деятельности работа над проектами вознникла всвязи с работой по методической системе"Развитие УУД средствами урочной и внеурочной деятельности".Технология проектов является составляющей. Разработала и реализую курс"Я-исследователь"уже 4-й год, на котором и готовлю детей для работы над проектами.Потребность детей в проектной деятельности возникла по причине необходимости наполнения личных портфолио в разделе "Моё творчество".Мониторинг прогресса проходит раз в полгода на родительском собрании во время презентаций портфолио. Учу понимать, работать над пректами. В помощь взяла рабочую тетрадь авторР.И.Сизова"Учусь создавать проект"1-4 классы.Очень советую.Демонстрация понимания проходит при презентации проекта. Спасибо за Ваш интерес, понимание.

07.11.2015   00.37

Соловьева Маргарита Григорьевна

0

Огромное спасибо за мастер-класс! Проделанная Вами работа только на бумаге занимает 2 страницы, а по времени - это многодневный кропотливый труд. Ведь учить работать с ПОРФОЛИО надо не только детей, но и родителей (а у взрослых всегда не хватает времени). Спасибо за Вашу работу ещё раз. Вы просто МОЛОДЕЦ!

09.11.2015   18.07

Мазурова Валентина Викторовна

0

 Дорогая Маргарита Григорьевна!Спасибо за добрые слова. Хочу добавить, что работа с Портфолио привлекла всех детей. Ведь успешность привлекает.А родители стараются помочь наполнить его различными документами,включая отзывы. Раз в полгода провожу мониторинг успешности.Я очень! рада, что Вам  интересна данная технология.Желаю успехов в Вашей жизни и в творчестве.

05.11.2015   23.26

Литвиненко Ольга Петровна

0

 Уважаемая  Валентина Викторовна!

 Примите слова искренней благодарности за успехи в области школьного образования, за высокий профессионализм и компетентность, целеустремлённость и кропотливый труд!

С первого класса Вы  приучаете  ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Учите  детей мыслить, организовывать правильно свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях.

Вы  помогаете ученикам  раскрыть  свои способности, даёте  возможность осознать свою значимость, знакомите  с методами научной и творческой работы, стимулируете  их интеллектуальное развитие.

Успехов в работе! 

09.11.2015   17.58

Мазурова Валентина Викторовна

0

 Уважаемая Ольга Петровна! Спасибо за понимание всего труда, который нужно приложить для осознания детьми творческого процесса при создании проекта.Самое важное для меня-сохранить мотивацию для работы. Для этого, я считаю, нужен постоянный поиск прблемы, которая интересна детям. Это и есть творчество.Спасибо Вам!

05.11.2015   19.19

Фомина Светлана Валерьевна

0

 Спасибо за замечательный материал. Вы очень подробно и наглядно продемонстрировали свои формы работы. У Вас можно почерпнуть огромное количество интересных идей. Жду с нетерпением Ваших следующих разработок.

05.11.2015   20.42

Мазурова Валентина Викторовна

0

 Уважаемая Светлана Валерьевна!.Спасибо огромное за понимание и оценку моего труда.Очень приятно читать слова единомышленников. После таких слов появляется вера в себя.С уважением В.В.

05.11.2015   17.52

Машкова Алена Александровна

0

 Здравствуйте, Валентина Викторовна. Познакомилась с вашим опытом работы проектной деятельности: невероятный объем и  продуктивность. Увлеченные люди как вы всегда восхищают. Темы проектов интересны и разнообразны, социально направлены, спасибо за профессионализм.

Всего вам доброго. С уважением учитель-логопед МБОУ г.Иркутска гимназии №3 Машкова Алена Александровна.

05.11.2015   20.39

Мазурова Валентина Викторовна

0

 Дорогая Алёна Александровна!Сердечно благодарю за Ваш отзыв.Желаю Вам огромного счастья, благодарных учеников, здоровья. С уважением В.В.

05.11.2015   17.01

Моисеева Раиса Ивановна

0

 Валентина Викторовна, доброе время суток! Поздравляю Вас с победой в конкурсе на назначение стипендии Губернатора Томской области в 2015 ггоду! Примите самые наилучшие пожелания. Познакомилась с представленными методическими материалами, которые доказывают тот факт, что проект как направление в жизнедеятельности Ваших учеников проходит красной нитью, даёт детям неоспоримую помощь в освоении образовательных предметов. Радует тот аспект, что внеурочная деятельность насыщена, интересна, содержательна. Очень понравились детские проекты, всё просто, понятно, мило. Ваши ученики молодцы! Предлагаю посетить мой мастер-класс. Желаю Вам и Вашим детям творческих успехов, солнечных и радостных минут в любом виде деятельности. С уважением, всего доброго!

05.11.2015   20.34

Мазурова Валентина Викторовна

0

 Здравствуйте, Раиса Ивановна.Я очень,очень рада тому, что Вы удивительно точно поняли мою работу в этом направлении. После таких слов буду ещё больше стараться.С уважением В.В

05.11.2015   14.53

Мазурова Валентина Викторовна

0

 Уважаемая Елена Анатольевна! Спасибо за тёплые слова.Желаю успехов в работе, здоровья.

                                                                                 Мазурова В.В

05.11.2015   13.25

Веретенникова Елена Анатольевна

1

 Здравствуйте, Валентина Викторовна. Спасибо за интересный мастер класс. Очень поучительны темы проектов. Мы живём в городе и наши дети оторваны от сельской жизни. Даже обсуждая проекты Ваших учеников, можно познакомить городских детей с разносторонней сельской жизнью.Спасибо. Желаю дальнейших успехов в работе. С уважением, Веретенникова Е. А.




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru