Главная > Мастер-классы педагогов

Сайт "Педагогическая планета" размещается по новому адресу: https://planetatspu.ru/

Уважаемые коллеги! Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций присвоила сайту "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТА" Томского государственного педагогического университете статус "Средство массовой информации" (свидетельство).
Мастер-класс педагога: Кочетова Ирина Сергеевна

Мастер -класс " Рисуем песком"


 

Кочетова Ирина Сергеевна,

педагог первой квалификационной категории,

воспитатель II младшей группы  д/ с,  г. Сургут.


 Цель:  познакомить педагогов  с опытом использования техники  рисования песком.

Задачи:
  • Расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования.
  • Транслировать педагогический опыт на примере занятия путем подробного описания и иллюстрации этапов работы. 
Актуальность.
      Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного творчества детей. Это удивительный материал для создания «насыпных» картин, приятный на ощупь, пластичный и красочный, позволяет легко воплотить самые фантастические замыслы! Уже хорошо известна практика рисования песком для развития мелкой моторики у детей. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. В последнее время специалисты обратили внимание на позитивный психологический эффект обучения рисованию песком. Взаимодействие с песком – одно из популярных в мире направлений арт-терапии. Справедливо считается, что такие занятия позволяют избавиться от стрессов, страхов, переживаний, способствуют снятию напряжения, тревожности и фобий.
      Работая в младшей группе, я увидела, что у детей плохо развита мелкая моторика рук, им трудно выполнять традиционные работы по рисованию и аппликации. Кроме этого, большинство детей имеют нарушения в развитии эмоциональной сферы, у них повышен уровень ситуативной тревожности. Именно поэтому в работе я решила использовать цветной песок. Первые эксперименты мы проводились с детьми в песочнице. Строя из песка, ребенок выражает мир своей души, полной фантазий и реальности. Любому ребенку игра в песок доставляет большое удовольствие. Естественное желание – погрузить в него руки, ощутив прохладу; пропустить его между пальцев, чувствуя при этом тепло собственных рук. Песок нередко действует на ребенка как магнит. Его руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок. Трогая руками песчинки, дети развивают мелкую моторику и координацию движений пальцев рук, что напрямую влияет на развитие речи ребенка. Затем переходим к процессу раскрашиванию цветным песком. Он интересен и прост.
      Предлагаю ребёнку выбрать любую картинку для раскрашивания. Спрашиваю, какая понравилась? Почему именно эта картинка его заинтересовала. Советую выбрать те цвета, которые понадобятся для работы. Напоминаю, что сначала раскрашиваем крупные детали. Намазываем выбранную область клеем ПВА, засыпаем песком ,остатки песка стряхиваем на поднос. Легче раскрашивать область, не граничащую с другими цветами. Если они разного цвета и имеют общую границу, то лучше подсушить одну, прежде чем раскрашивать следующую.Затем закрашиваем мелкие части. Если мы хотим получить объём, то когда высохнет первый слой, наносим второй. Постепенно раскрашиваем все части. Получаются красивые картинки, от которых ребенок получает удовольствие. Рисование песком дает возможность развивать творческие навыки, логическое мышление, внимание, память, тренирует мелкую моторику рук. Цветной  песок  способен влиять на детей через цвет: желтый - наполняет теплом, красный – добавляет оптимизма, синий – действует успокаивающе, зеленый – вдохновляет свежестью. Наблюдение и опыт показывает, что игра с песком, позитивно влияет на общее самочувствие детей.
 
Игра с песком -  не только форма общения детей между собой. В игре можно преодолевать внутренние проблемы, развиваться, формировать свое «Я».
 
Приемы окрашивания песка:
 
 Вам понадобится:
 
— Морской или речной песок светлого оттенка;
— красители: порошок темперы, гуашь, пищевые красители, аэрозольные краски;
— небольшие емкости;
— вода;
— палочка или ложка для перемешивания песка;
— бумага для просушки песка (газеты, бумажные полотенца и т.п.).
 
Инструкция
  •   Найдите необходимое количество (по числу цветов, в которые вы планируете окрасить песок) небольших емкостей для приготовления цветного песка. Очень удобно использовать для этой цели зиплок-пакеты (Ziplock), застегивающиеся по принципу застежки-молнии. При перемешивании в таких пакетах песок хорошо смешивается с красителем и не высыпается наружу.
  • Возьмите песок и просейте его через сито, чтобы удалить ненужные камушки, травинки и тому подобный мусор. Чем светлее песок вы найдете, тем более яркий цвет получится в процессе его окрашивания.
  • Наполните подготовленные емкости песком примерно на три четверти (чтобы потом удобно было перемешивать песок, и он не высыпался из банки или миски). Не окрашивайте песок одновременно в больших количествах, поскольку нужно будет долго его подсушивать, да и прокрасится он слабо и неравномерно.
  •  Если вы используете для окрашивания песка сухой порошок темперы, то добавьте краситель в сухой песок (примерно одну чайную ложку сухой темперы на полстакана песка) и тщательно их перемешайте между собой. Затем добавьте небольшое количество воды, чтобы песок лишь стал влажным. Снова хорошенько перемешайте смесь, добиваясь равномерного окрашивания песка.
  •  Если же вы используете пищевые красители или разведенные в воде краски, то сначала лучше намочить песок, а затем добавить в него краску. После этого тщательно перемешайте смесь, равномерно распределяя красящий пигмент в песочной массе.
  • Смешивая ингредиенты в баночке или миске, используйте палочку или ложку. В пакетах песок смешивается с красителем массирующими движениями рук – этот процесс напоминает замешивание теста.
  • После смешивания песка с красителем оставьте смесь примерно на 30 минут, чтобы песок хорошо прокрасился.
  • Высыпьте окрашенный песок на листы бумаги или на бумажные одноразовые тарелки большого диаметра. Разложите песок как можно более тонким слоем и просушите в течение суток.
  • Теперь цветной песок готов для дальнейшего использования в вашем творчестве.
  • Для получения металлизированных или перламутровых цветов, разложите песок тонким слоем на бумаге и спрысните его аэрозольной краской из баллончика. Дайте краске высохнуть, а затем хорошо перемешайте песок, чтобы он стал рассыпчатым.
 
  
 1.Подготовить необходимые инструменты и материалы: цветной песок, клеевые кисточки, клей, поднос для песка, картинку  для раскрашивания .
 
 
 
2. . Нанести клей  на раскрашиваемую область рисунка.
 
 

 
3. Насыпаем песок на  смазанные клеем  области рисунка.
4. Лишний песок стряхиваем на поднос.
 
 
5. Украшаем хвост и крылышки
 
 
6. Вот такой красивый петух получился у нас!!!
 
 
Вывод: Рисование цветным песком – очень увлекательное  занятие!
 
 

 

Скан-копия рецензии

 


23.01.2017   10.36

Чудиновская Елена Глебовна

0

 Здравствуйте! Очень интересный мастер-класс. Игры с песком всегда интересны детям. И очень хорошо, что сейчас появилась возможность использовать их в группе в любое время года, так ка они помогают детям расслабиться, снять стресс, развить мелкую моторику. Можно расширить использование песка в работе с детьми, и кроме рисования добавить игры на подносе (контейнере). Желаю Вам успехов в работе!

25.04.2016   14.56

Коржавина Марина Игоревна

0

 Здравствуйте, очень интересный масстер-класс, обязательно реализую на практике.

18.01.2016   00.05

Наймушина Марина Евстафьевна

0

 Добрый вечер! Познакомилась с вашим мастер-классом "Рисуем песком".Интересно. С пользой для развития мелкой моторики у детей. Интересует вопрос - можно ли использовать такой окрашеннный песок на световых планшетах, там ведь тоже мы рисуем песком. Если у вас есть опыт - познакомте. С уважением М.Е.

19.01.2016   17.33

Кочетова Ирина Сергеевна

0

 Здравствуйте, Марина Евстафьевна! Я не использовала цветной песок на планшетах. Мы красили песок вместе с родителями и детьми, рисовали песком, закрашивали картинки...Дальше пока не пошли...Спасибо, за отзыв!

15.01.2016   23.03

Калинина Людмила Яковлевна

0

 Здравствуйте, Ирина Сергеевна! Замечательный мастер-класс! Много лет назад я тоже окрашивала песок, но он не был таким ярким, как у Вас. Посмотрев Вашу работу, хочу возобновить это интересное занятие. Спасибо!

14.01.2016   00.06

Михайлюта Валентина Григорьевна

0

Ирина Сергеевна! Спасибо огромное за интересную идею. Я работаю с детками младшей группы раннего развития и ваш опыт для меня очень полезен. провела пробное занятие: дети получили массу положительных эмоций, а я просто восторг! Спасибо и успехов вам в нашем нелегком труде. 

 

14.01.2016   01.23

Кочетова Ирина Сергеевна

0

 Спасибо  Валентина  Григорьевна за отзыв, очень приятно было прочитать мнение коллеги.Еще я приглашала родителей разукрасить вместе с детьми песком  картинки - родителям очень понравилось , хотя процесс подготовки к такому совместому занятию довольно -таки, как Вы понимаете,  трудоемкий)))

13.01.2016   22.43

Шарапова Екатерина Олеговна

0

Спасибо большое за МК. С ребятишками заполняли баночки песком, в качестве белого песка использовали манку. Очень намучилась с окрашиванием. Ваша идея с пакетом замечательная, обязательно воспользуюсь! 

12.01.2016   23.23

Евграфова Галина Игоревна

0

 Интересный мастер-класс с точки зрения педагога-психолога работающего в детском саду. Работа с цветным песком может использоваться как для выявления проблем семейного воспитания, для нормализации психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста, развития воображения рбенка, снятие тревожных состояний, страхов. Спасибо автору за интересное развитие идеи при использовании цветного песка и творческий подход в работе с детьми. 

13.01.2016   01.47

Кочетова Ирина Сергеевна

0

 ЗДРАВСТВУЙТЕ, ГАЛИНА ИГОРЕВНА! ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ К МОЕЙ РАБОТЕ И ХОРОШИЙ ОТЗЫВ!




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru