Главная > Мастер-классы педагогов

Сайт "Педагогическая планета" размещается по новому адресу: https://planetatspu.ru/

Уважаемые коллеги! Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций присвоила сайту "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТА" Томского государственного педагогического университете статус "Средство массовой информации" (свидетельство).
Мастер-класс педагога: Потапова Любовь Петровна

Технология выполнения творческих заданий повышенного уровня сложности (на примере ЕГЭ по обществознанию). 


Потапова Любовь Петровна, учитель истории и обществознания
МБОУ «Кадетская школа «Патриот» ЭМР Саратовской области.

Пояснительная записка.
Актуальность.
Наибольшую сложность в выполнении заданий ЕГЭ по обществознанию для обучающихся 10-11 классов представляют задания, связанные с написанием развернутого плана по предложенной теме (28 задание), и написание  мини-сочинения (29 задание). При их выполнении ученики делают много логических и содержательных ошибок. Традиционно ими используются лишь механизмы запоминания. Кроме того,  даже если обучающиеся добросовестно подготовились к экзамену, то у них не достаточно выработаны навыки составления плана или  написания мини-сочинения.
   Расширить мыслительные возможности экзаменуемых позволяют разработки в области риторики (Михальская А. К. Русский язык: Риторика. 10-11 кл.- М.: Дрофа, 2011)  и логики.
   Методическая разработка предназначена для  обучающихся 10-11 классов в качестве метапредметного алгоритма  подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Обучающиеся должны быть ориентированы на усвоение  различных способов добывания знаний, приемов самостоятельного  их приобретения.  В своей учебной деятельности они должны понимать цели,  двигаться  по этапам к прогнозируемым результатам.  Методическая разработка отражает общепредметные связи по средством мыслительных операций и стратегий мышления.
 
Цель: формирование у обучающихся умений пользоваться  продуктивными технологиями при выполнении творческих заданий повышенного уровня сложности (на примере ЕГЭ по обществознанию), выработка навыков стратегического поведения в учебной ситуации экзамена.
Задачи:
1. научить выбирать операции и способы умственной деятельности при решении учебных задач;
2. освоить механизмы ассоциативного и логического мышления;
3. выработать умения  соотносить действия с  планируемыми целями и задачами в   рамках стратегий конвергентного и дивергентного мышления;
4. усвоить  стратегии понимания через использования когнитивных технологий;
5. сформировать умение создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для выполнения учебных и познавательных заданий.
 
Методические и дидактические материалы.
 
Алгоритм составления сложного плана и написания мини-сочинения.
1 шаг. Ознакомление  с  темой  развернутого плана или выбор высказывания для написания мини-сочинения. 
  
2 шаг. Тема или выказывание обычно имеют сложносоставной характер, поэтому их разбивают на смысловые части.
Составление плана по теме:«Налоги  и  их воздействие  на  экономику  страны»
 
 
Таким образом, мы получаем три смысловых части:
1.налоги;  2.экономика страны;  3.их воздействие.
С помощью механизма внутреннего речевого мышления задаем себе общие вопросы: «Что это или о чем это?»
 И «налоги», и  «экономика страны» представляют собой систему. А «воздействие»- это  процесс.
 
 
Работа с выказыванием для написания  мини-сочинения: «Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право» (В. Гюго)
Итак, мы получаем три смысловых части:
1.«Важно-неважно»; 2.«на чьей стороне сила»; 3.«на чьей стороне право».
С помощью механизма внутреннего речевого мышления задаем себе общие вопросы: «Что это или о чем это?»
«Важно-неважно» - это вопрос о ценностях; « на чьей стороне сила»,  «на чьей стороне право» - это вопрос об источниках влияния.
 
3 шаг.  Далее возможны два варианта  ведения работы.
1 вариант.  Еще  М. Ломоносов предложил способ «размножения идей».
Возьмем  понятие «налоги» и с помощью  свободных ассоциаций разных видов составляем своеобразную матрицу идей.
Термин
Первые идеи
Вторичные идеи
Третичные идеи
налоги
деньги
люди
платить
обязательно
фирмы
НДС
процент
бюджет
 
2 вариант. Метод «дерева» при составлении смысловой схемы речи (по Аристотелю топы речи).
При составлении «дерева» используются смысловые модели речи (топы):
 
1. целое-часть; 
2. определение;
3. обстоятельства;
4 причины-следствия;
5 противоположность;
6. род-вид;
7. сравнение и т.д.
  
 
 Так составляется словесная матрица для каждой смысловой части в высказывании или теме.
 
4 шаг. На базе словесных матриц формулируются предложения или составные пункты плана.
 
5 шаг. На данном этапе  материала  логически обрабатывается. Если речь идет о системе, процессе, структуре, феномене, то  внутри рассуждений (пунктов плана) должны быть соблюдены все элементы этих явлений. Кроме того, в мини-сочинение вписывается вводное предложение, а в план и эссе выводное предложение, т.е. и план, и мини-сочинение требуют  линейного построения.
 
6 шаг. Следующая стадия предполагает языковую обработку материала. Если речь идет о плане, то выбирают между вопросной,  тезисной,  назывной  (или словосочетание) формами  изложения. В мини-сочинение вставляются предложения с вашими рассуждениями. Приводимые примеры должны быть правильно раскрыты и вписаны в контекст.
 
7 шаг. Далее необходима техническая обработка материала. Мини-сочинение строится по абзацам, а план по пунктам и подпунктам.
 
8 шаг. Это оценочный этап обработки продукта.Согласно требованиям к заданиям ЕГЭ выявляется, все ли обязательные критерии выдержаны в плане или в мини-сочинении.
 
9 шаг.  После выполнения работы необходимо перейти к другим заданиям. В это время подсознание продолжает обработку творческого задания. Через некоторое время производится «возвращение» к продукту. Текст или план прочитывается вторично для оценки целостности материала.
 
  Уважаемые коллеги, это технология представляет собой динамическую модель написания развернутого плана и мини-сочинения. Статическая модель определяется требованиями ФИПИ к данным видам задания ЕГЭ по обществознанию. Для успешной реализации обеих использую презентации к урокам и работы обучающихсяпрошлых лет в качестве тренажеров обучения. 

 


26.06.2016   12.47

Песчанская Лариса Ахметяновна

0

Здравствуйте, Любовь Петровна! Обращаюсь к Вам с благодарностью! При подготовке своих учеников, я использовала, в том числе и Ваши материалы. У меня четыре ученика сдавали  ЕГЭ по обществознанию. Все получили пятерки. Спасибо за Ваш профессиональный подход к помощи при подготовке к заданиям повышенной трудности.

10.06.2016   18.57

Павлова Анастасия Владимировна

0

 Здравствуйте! Огромное спасибо за предоставленную информацию. На следующий год у меня будут старшие классы и для меня это очень полезная информация. Все очень четко, лаконично, легко и понятно! Отличный мастер- класс!

28.02.2016   00.59

Воронина Ирина Ивановна

0

 Уважаемая Любовь Петровна! Я хочу сказать Вам огромное спасибо за подобные мастер-классы,  я только начинаю работать в старших классах, ваши материалы для меня очень важны.

31.12.2015   12.23

Нурлыгаянова Наталья Николаевна

0

Уважаемая Любовь Петровна! Очень интересно преподносится Вами сложный для изучения учащимися материал. Спасибо!

25.01.2016   00.43

Потапова Любовь Петровна

0

Добрый день, Наталья Николаевна! Спасибо за комментарий. 

27.12.2015   23.57

Брындина Ирина Николаевна

0

 Уважаемая Любовь Петровна! Изучила Ваш материал, за который хочу сказать Вам огромное спасибо. Данный материал будет полезен учителям обществознания при подготовке обучающихся к ЕГЭ, т. к. задание, которое Вы рассматриваете является самым сложным и даст возможность обучающимся получить высший балл .

28.12.2015   20.04

Потапова Любовь Петровна

0

 Здравствуйте, Ирина Николаевна! Я очень благодарна Вам за добрый отзыв на мой мастер-класс. Для профессионального роста мне нужна конструктивная критика. Если есть замечания,  напишите  мне, пожалуйста! (potapova_1972@bk.ru).

27.12.2015   22.57

Лузина Ольга Геннадьевна

0

 Любовь Петровна, Ваш мастер-класс безусловно ценен для учителей обществознания, преподающих  в 10-11 классах, т.к. в нем прослеживается система работы по подготовке учащихся к ЕГЭ.  Ученики, используя технологии, предлагаемые Вами,  смогут понять алгоритм выполнения заданий (№28, №29), овладеть при этом всем спектром умений, необходимых для того, чтобы набрать при сдаче экзамена максимальный балл.

28.12.2015   20.16

Потапова Любовь Петровна

0

Добрый день, Ольга Геннадьевна! Большое спасибо Вам за положительный отзыв. Приглашаю к сотрудничеству в области подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию (potapova_1972@bk.ru). Возможно, у Вас имеются свои приемы или целая система работы в этой области.




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru