Главная > Мастер-классы педагогов

Сайт "Педагогическая планета" размещается по новому адресу: https://planetatspu.ru/

Уважаемые коллеги! Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций присвоила сайту "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТА" Томского государственного педагогического университете статус "Средство массовой информации" (свидетельство).
Мастер-класс педагога: Алексеева Ирина Петровна

 Использование песен при обучению немецкому языку младших школьников

 

 


Алексеева Ирина Петровна

учитель немецкого языка первой квалификационной категории

МОУ-СОШ с. Подлесное Марксовского р-на Саратовской области им. Ю.В. Фисенко

 


Пояснительная записка

Для того чтобы внести в процесс обучения немецкому языку разнообразие и развлекательный момент будет актуальным  использование на уроках  музыкального и песенного материала. Песни могут применяться для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков, как средство обучения выражению собственных мыслей на иностранном языке, основываясь на своем жизненном опыте. Ценность песен может многократно увеличиться, если их использовать творчески для преодоления расстояния между удовольствием слушания (пения) и коммуникативным использованием языка.

О связи искусства и иностранного языка пишут Г. Блелль и К.Хельвиг: «Музыка и искусство свободно интерпретируются, оставляют след в культурном сознании, возбуждают креативность и вызывают индивидуальные языковые реакции».

Эти же авторы описывают основополагающие функции, объединяющие музыку и иностранные языки:
1)   физиологическая (способствующая запоминания);
2)   психогигиеническая (способствующая расслаблению, разгрузке);
3)   эмоциональная (вызывающая чувства);
4)   социально-психологическая (усиливающая динамику в группе);
5)   когнитивная (способствующая мыслительным процессам);
6) функция бессознательного учения (сложные языковые структуры заучиваются на бессознательном уровне);
7)   коммуникативная (способствующая общению).
Используя песенный материал на уроках немецкого языка, учитель может добиться прочного усвоения и расширения лексического запаса. В песнях знакомая лексика встречается в новом контексте, что способствует развитию так называемого языкового чутья и увеличению ассоциативных связей в памяти. В песнях часто встречаются реалии страны изучаемого языка, средства выразительности, что способствует развитию у школьников знания стилистических особенностей языка и глубокого понимания специфики чужой культуры.
В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические явления языка.
Песни способствуют овладению навыками иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Разучивание и частое повторение несложных по мелодическому рисунку, коротких песен помогают закрепить правильное произношение, артикуляцию, а также правила ударения, особенности ритма, мелодики и т. д.
Песни способствуют осуществлению задач эстетического воспитания учащихся, содействуют сплочению коллектива, помогают раскрыть творческие способности каждого. При использовании музыки на уроке создается благоприятный психологический климат в группе, снимается психологическая нагрузка, активизируется речемыслительная деятельность, развивается как монологическая, так и диалогическая речь, поддерживается интерес к изучению иностранного языка, повышается эмоциональный тонус.

Методические рекомендации

Примерная последовательность работы над песней на уроке немецкого языка:
1. Учитель сообщает краткую информацию о песне, основном содержании. Для обеспечения понимания каждого слова и грамматической конструкции лучше использовать дословный перевод на родной язык. К этой работе привлекаются учащиеся.
2. Перед первым предъявлением песни учитель обращает внимание на характер песни (лирическая, шуточная и т.п.) и средства, указывающие на это.
3. Школьники прослушивают песню.
4. С помощью вопросов можно после первого прослушивания проверить степень понимания текста песни.
5. Для обеспечения полного понимания содержания учитель выделяет в тексте песни грамматические явления, новые слова и обеспечивает их закрепление.
6. Фонетическая отработка текста песни: учитель обращает внимание людей на темп и правильность произнесения отдельных слов и текста в целом.
7. Песня прослушивается повторно с опорой на текст.
8. Разучивается мелодия в процессе совместного исполнения песни.
9. На последующих уроках песню повторяют 1 – 2 раза до полного ее усвоения. В памяти ребят закрепляются необходимые для речи словосочетания и грамматические структуры.
В зависимости от поставленной методической задачи отдельного этапа обучения немецкому языку предлагаемый песенный материал может быть использован:
1) для фонетической зарядки на начальном этапе урока;
2) на этапах введения и закрепления лексического и грамматического материала;
3) на любом этапе урока, как стимул, для развития речевых навыков и умений;
4) как своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда учащимся необходима разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.

Критерии для отбора песни

1.    Песня должна мотивировать и доставлять удовольствие. 
2.    Тема песни должна нравиться ученикам. 
3.    Песня должна соответствовать возрасту обучающихся. 
4.    Песня должна соответствовать уровню подготовленности учебной группы. 
5.    Песня должна иметь подходящий ритм. 
6.    Песня не должна быть длинной. 
7.    Исполнитель песни должен иметь ясное произношение. 
8.    В песне необходим припев. 
9.    По возможности песня должна идеально подходить для организации и подготовки упражнений. 

 

Виды упражнений с песней

1.    Только с музыкой: 
1)    отработать ритм; 
2)    описать музыку (прилагательные, глаголы); 
3)    определить музыкальные инструменты; 
4)    обсудить музыку, ритмику, голоса. 
2.    Аудирование: 
1)    текст с пропусками; 
2)    восстановление строчек, абзацев; 
3)    подбор рифмы; 
4)    исправление ошибок; 
5)    запись того, что стало понятным; 
6)    проследить частоту употребления отдельных слов/предложений. 
3.    Изучающее чтение песни: 
1)    реконструирование песни (пазлы/строки); 
2)    написание глоссария к песне; 
3)    чтение частей песни. 
4.    Письменные: 
1)    параллельный текст песни; 
2)    составление диалога; 
3)    истории к теме песни; 
4)    письмо певцу-исполнителю; 
5)    критика/комментарий песни; 
6)    семантические поля; 
7)    написание дальнейшего продолжения песни. 
5.    Устные: 
1)    разыгрывание диалогов; 
2)    анкетирование по теме; 
3)    резюмирование содержания песни; 
4)    придумывание новых названий песни; 
5)    мини-диалоги; 
6)    ролевые игры;
7)    дискуссии о теме песни, о персонажах, о действии песни. 
6.    Грамматические и лексические: 
1)    изменение времени глагола; 
2)    изменение личных местоимений; 
3)    изменение прилагательных (синонимы/антонимы); 
4)    поиск трудных слов, выражений и их дефиниция; 
5)    выбор ключевых слов.
7.    Игры с материалом песни:
1)    Текст песни записать на большой лист бумаги. Нарисовать картинки вместо отдельных слов. 
2)    Текст песни разрезать на отдельные строки, раздать по строке всем учащимся. Во время прослушивания песни каждый должен поставить свою строку из песни, при этом учащийся танцует и поёт.

Задания на понимание содержания песни, грамматические задания

Задания на понимание содержания

1.    Предтекстовый этап:

1)    построить ассоциограмму;
2)    предложить визуальный контакт: иллюстрации, фотографии, картинки;
3)    использовать акустический контакт: музыка, звуки, голоса.
2.    Текстовый:
1)    выполнить задания на множественный выбор;
2)    сделать выбор: правильно/неправильно или да/нет;
3)    сопоставить: картинка – звуковой текст, картинка – картинка, звуковой текст – текст, текст – текст;
4)    слушать и выполнять: пантомима, знаки, план, карта города и т.д.;
5)    установить верную последовательность (отрывков текста или картинок);
6)    заполнить пропуски в тексте;
7)    озвучить обсуждаемую проблему (с помощью текста).
3.    Послетекстовый:
1)    сделать выбор: правильно/неправильно или да/нет;
2)    задать вопросы к тексту по содержанию;
3)    выразить свое мнение;
4)    передать содержание;
5)    дать оценку;
6)    вставить пропуски в слова;
7)    подобрать ключевые слова к содержанию;
8)    пересказать текст собственными словами или обыграть.

Грамматические задания

1.    Написать диктант (буквенный, словарный);

2.    Написать диктант с пропусками;
3.    Расставить ударение в словах;
4.    Сгруппировать слова;
5.    Подобрать словосочетания и отдельные предложения;
 

      Скан-копия рецензии


07.11.2017   14.03

Терентьева Наталья Викторовна

0

 Добрый день! Спасибо за систематизацию данной методики: материал информативен, имеет структуру, охватывает разные виды деятельности.  В процессе изучения песян автором предложены разнообразные формы работы с текстом песен. Самое главное такой ход методики прекрасно мотивирует и создает ситуацию успеха!

04.06.2017   22.45

Кутявина Жанна Сергеевна

0

 Большое спасибо за такую подробную  методическую разботку по работе с песнями. Обязательно буду использовать задания на своих уроках по отработке английских звуков при  помощи песен.

02.07.2016   05.42

Аджар Елена Владимировна

1

Ирина Петровна! В своей педагогической практике я также использую песни для обучения студентов французскому языку. Коллективная работа эффективно мотивирует обучающихся, создает у них творческое настроение. Отрабатываются также и фонетические навыки. Методологическое обобщение Вашего опыта будет взято мною на вооружение.

07.02.2016   23.18

Шальнева Ксения Ивановна

0

Ирина Петровна, Вы - творческий человек! Выбрали правильную методику обучения младших школьников. Музыкальное сопровождение дает возможность достаточно быстро овладеть знаниями иностранного языка, развивая память, логику, мышление ученика. Ребенок не только развивает свои творческие способности, но и становится достаточно лингвистически подкован. Желаю вам удачи! Спасибо за интересный мастер - класс!!!




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru