Главная > Мастер-классы педагогов

Сайт "Педагогическая планета" размещается по новому адресу: https://planetatspu.ru/

Уважаемые коллеги! Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций присвоила сайту "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТА" Томского государственного педагогического университете статус "Средство массовой информации" (свидетельство).
Мастер-класс педагога: Лузина Ольга Геннадьевна, Терентьева Любовь Викторовна

Формирование познавательных логических УУД на уроках естественно-математического цикла


Лузина Ольга Геннадьевна, учитель математики и информатики высшей кв. категории

МБОУ «Переборская основная общеобразовательная школа»,  Берёзовский район, Пермский край

Терентьева Любовь Викторовна, учитель химии и биологии высшей кв. категории

МБОУ «Переборская основная общеобразовательная школа»,  Берёзовский район, Пермский край

 


Уважаемые коллеги!

Предлагаем Вашему вниманию материал по формированию и оцениванию познавательных логических универсальных учебных действий.  Надеемся, что он окажется интересен и полезен учителям биологии и математики в условиях реализации ФГОС ООО. 

 

 «Важнейшая задача цивилизации — научить человека мыслить». 

 Томас Алва Эдисон

Пояснительная записка

Что важнее развивать в ребенке: коммуникацию, мышление, рефлексию деятельности? Федеральный государственный стандарт отвечает нам, что все важно. Но о чем мы будем коммуницировать без развитого мышления или как строить  планы без развитой логики? Мы считаем, что в современном информационно насыщенном времени развитие мышления и логики первично.
Формирование логических (познавательных) умений, развитие мышления (в том числе и теоретического) актуально в свете требований к результатам ФГОС. Мы исходим из того, что познавательные УУД  являются условием развития логического мышления учащихся и  качественного  освоения предметного материала;  познавательные  универсальные учебные действия   можно  формировать при изучении предметного материала. Поэтому современный урок  необходимо организовать так, чтобы формировались УУД, а они, будучи сформированными, облегчат и ускорят процесс обучения.

 Цель мастер класса: представить  систему  работы по формированию познавательных универсальных действий  - умение определять понятия, выстраивать систему понятий.  

Методические и дидактические материалы

 Понятие – это форма мышления, отражающая предметы и явления в их существенных признаках.  Человек мыслит понятиями. Любая наука, учебный предмет – это система определенных понятий, который необходимо усвоить ученику. Однако не секрет, что ученики «зубрят» определения понятий, не могут дать определение понятию, обозначающему  достаточно знакомый предмет!
Поразмыслив над этими вопросами, мы пришли к выводу – у  детей недостаточно развито понятийное мышление,  они не умеют выделять существенные признаки понятий, оперировать понятиями.  Поэтому, необходимо  определить  способы формирования и оценивания умения работать с  понятиями.
Определение понятия — это операция, состоящая в раскрытии содержания понятия, т.е. нахождении существенно-общих признаков определенного класса предметов. Выделяют три вида определения понятий. Мы выбрали родовидовое (через ближайший род и видовое отличие). В таком определении для определяемого понятия подыскивают сначала ближайшее родовое понятие, т. е. такое, объем которого включает в себя объем определяемого. Затем уточняются видовые, специфические характеристики определяемого понятия. Например, в определении «Часы — это устройство для определения временных интервалов различных процессов», часы — это определяемое понятие, «устройство» — ближайшее родовое понятие, а «для определения временных интервалов различных процессов» — специфическая видовая характеристика (существенный признак).
В качестве метода формирования умения выстраивать систему понятий  мы выбрали технологию «Карта понятий» М.Е. Бершадского.
Деятельность по формированию умения работать с  понятиями мы разбили на 3 модуля:
1. Определение понятий.
2. Составление графических схем - связи между понятиями.
3. Составление карт понятий.
 
В результате  изучения 1 модуля учащиеся должны знать правило конструирования определения, уметь устанавливать родо-видовую связь между понятиями и формулировать понятие, опираясь на эту связь.
На уроках применяются следующие виды заданий:
    работа с готовым определением понятия;
    составление определений по тексту учебника, по схемам;
    составление схем, отражающих определение понятий;
   составление «рассыпанного» (разрезанного на части) определения понятия; (можно усложнить задание, используя прием «с недостатком» - убрать несколько слов и с «избытком», добавив несущественные признаки понятия).
    сравнение готовых определений одного понятия, выделяя  обобщающее слово и существенные признаки.
    выбор ближайшего родового понятия в определении, с последующим завершением формулировки определения.
    формулирование определений учащимися и проверка по эталону
    поиск ошибок в определениях понятий
 Чтобы проверить сформированность  умения давать определение понятия,  нами была разработана специальная процедура - составление определения понятия по тексту научно-популярного характера. 

 Процедура оценивания умения давать определения понятия

Тексты для оценивания умения

Задания для формирования умения на уроках математики,   биологии

 
Результат  изучения 2 модуля состоит в знании видов связей между понятиями, правил составления графических схем,отражающих виды связей,   умении анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать связи, выявлять закономерности, строить умозаключения на основе схемы (графической формы суждения). Как считает  М.Е. Бершадский, это необходимый этап для перехода к карте понятий.

 Графическая форма суждения отражает вид связи между понятиями. Схема составляется по суждению, в котором два понятия связываются между собой каким-то отношением. Одно из понятий чаще всего представляет некий объект (явление, предмет, персонаж, роль и т. д.), а второе - какое-либо его свойство. 

Графически такое суждение обычно представляют в виде двух фигур  (чаще всего изображают прямоугольники), соединённых линией или стрелкой (рис). 

Внутри прямоугольников пишутся понятия, а рядом со стрелкой - название вида связи (обычно это глагол, но это не обязательно) (1).  Наиболее часто понятия связываются логическими видами связи.  Для 5 - 7 классов мы определили  следующие связи: род-вид, вид-вид, целое-часть, тождественность, противоположность, 
атрибут, причина-следствие.

На уроках применяются следующие виды заданий:
   определить недостающее понятие в схеме;
   определить связь по схеме;
   составить схему по обозначенной связи;
   подобрать слово   к  понятию  «****», которое связано с ним  заданной связью;
•   найти пары понятий, которые связаны определенным видом связи.
 
Процедура оценивания умения устанавливать связи между понятиями
 
 
Задания для формирования умения на уроках математики,   биологии

                   

             После того как учащиеся научились устанавливать связи между понятиями,  можно переходить к формированию умения выстраивать систему понятий – результат 3 модуля.  Средством  формирования данного умения служит применение на уроке технологии «Карта понятий» (КП).

 «Карта понятий» – это диаграмма, состоящая из узловых точек (каждая из которых помечена определённым понятием), связанных прямыми линиями, которые также помечены. Карта понятий состоит из названий понятий, помещенных в рамки, они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в направлении от общего к частному. Узловые точки-понятия расположены на разных иерархических уровнях, соответствующих движению от наиболее общих к конкретным специальным понятиям.
Правила составления КАРТЫ ПОНЯТИЙ:
1. Основной объект-понятие должен находиться в центре карты.  От него расходятся стрелки-связи с другими объектами-понятиями.
2.   Связи должны иметь поясняющие названия в виде глаголов.
3.   Оформление объектов-понятий, несущих одну и ту же смысловую нагрузку должно быть идентичным (форма и цвет, вид текста и т.п.).
4.    Объекты-понятия на карте можно сопровождать рисунками и примечаниями, раскрывающими смысл понятия.
Карты понятий  несут функцию визуализации познавательной деятельности, т.е. позволяют оценить, как глубоко учащиеся разобрались в теме изучения (удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал).Следовательно, метод карт понятий даёт возможность естественным образом ввести в учебный процесс механизм непрерывной обратной связи, без которого невозможно управление обучением.
Составление карты понятий исключает бездумные механические процессы запоминания, активизируя операции логического мышления для организации поиска информации и её критической оценки.
При самооценке работы по составлению карты понятий учащиеся должны задать себе следующие вопросы:
·      Зафиксированы ли наиболее важные понятия?
·   Соответствует ли вид связи между понятиями (наличие глагола, соответствие связи)?
·  Выстроено ли соответствующее количество иерархических уровней и связей между понятиями?
Мы используем следующие виды работы с КП:
    дополнение частично заполненной КП;
    заполнение пустой структуры КП;
 самостоятельное составление КП по набору понятий;
    составление карты понятий по тексту.

         Составление  карты  понятий  проходит,  как в индивидуальной, так и в групповой форме организации урока. Использование карт понятий позволило структурировать процессы повторения, изучения нового материала, процесс систематизации и обобщения. Это продуктивная творческая деятельность учащегося. Можно утверждать, что если учащийся смог самостоятельно составить карту понятий по изучаемому материалу, то он его понял.

Процедура умения выстраивать систему понятий

Тексты для оценивания умения

Пример КП по теме "Четырехугольники"

Задания для формирования умения на уроках  биологии

 

Уважаемые коллеги, если Вас заинтересовала тема нашего мастер-класса, то приглашаем к общению, готовы ответить на все ваши вопросы.

 

Скан-копия рецензии

 

 


15.06.2016   12.28

Бабич Елена Ивановна

0

 Уважаемыке Ольга Геннадьевна и Любовь Викторовна. Спасибо большое за Ваш мастер-класс. Взяла себе все материалы и изучила. Честно признаюсь, впервые услышала о такой технологии, как "Карта понятий". Я использую технологию СДО (Способа диалектического обучения). В этой технологии тоже основной является работа с понятиями, некоторые приёмы похожи, так как в основе дежат законы логики. Приемы, представленные Вами очень интересны, дают мне новые возможности при работе с понятиями, некоторые моменты более выявленные, например характер связей понятий.  Хочу отметить особую ценность Вашего материала - это разработанные инструменты для отслеживания сформированности умений оперировать понятиями. В системе СДО существуюь свои интструменты. Если Вас это заинтересует, приглашаю посетить мою страничку персонального сайта https://infourok.ru/user/babich-elena-ivanovna. 

 

11.03.2016   16.25

Корнилова Ольга Владимировна

0

 Доброго времени суток! Уважаемые коллеги!

На мастер-класс авторами представлена актуальная и очень своевременная тема. Вопросы формирования универсальных учебных действий стоят острейшим образом не только в системе школьного образования, но и в системе профессионального.  Так уж сложилось, что мы работаем с обучающимися у которых частенько данные универсальные действия не сформированы, а без них процесс профессионального становления в настоящее время затруднителен. Подача материала в Вашем мастер-классе имеет четкую структуру и прослеживается весь процесс развития. Мне уже представились варианты заданий которые могу использовать в своей работе. Огромное спасибо за то удовольствте с которым я работала с вашими материалами.

04.02.2016   04.45

Шальнева Ксения Ивановна

0

Уважаемые коллеги! Надо отметить, Ваша тема актуальна и востребована на современных этапах развития образования, что позволяет развивать творческие способности и повышать интерес к дисциплинам естественно-математического цикла. Развитие познавательных процессов (логики, мышления, памяти, речи) хорошо прослеживается при составлении карты понятий, вовлекая учащихся в деятельностный процесс и самостоятельное оценивание своих знаний, независимо от типа урока. Отличный мастер-класс, с большим удовольствием буду использовать Вашу технологию на уроках географии. С Уважением, Ксения Ивановна!

01.02.2016   23.14

Паю Ирина Викторовна

0

Уважаемые коллеги! Хотелось бы отметить актуальность вашей работы, поскольку формирование понятийного аппарата учащихся в условиях ФГОС - большая и сложная практическая задача. На мой взгяд вы подобрали оптимальные и эффективные методы, учтя при этом деятельностный подход. Представленные примеры заданий позволяют органично включить материал любого предмета, например, физики. Для меня лично ваш мастер-класс очень содержателен и ценен с методической точки зрения.  Хотела бы уточнить, эта деятельность на уроке является оценочной? Если да, то как часто это проводится, и как  вы переводите баллы в оценку.  Спасибо!

27.01.2016   17.34

Наумова Алиса Ивановна

0

Уважаемые коллеги, с большим интересом ознакомилась с Вашей работой. Представленная Вами система работы по формированию познавательных универсальных действий позволяет реализовать принцип комплексности (разнообразная деятельность учащихся) применения логических УУД ученика, который развивает его логическое мышление, умение работать в группах для достижения совместного результата деятельности, создаёт условия для реализации индивидуальных личностных творческих возможностей и повышает интерес к изучению дисциплин естественно-математического цикла.Особенно хочется отметить выбранный Вами метод формирования умения выстраивать систему понятий с использованием технологии "Карта понятий" М.Е. Бершадского. Дальнейших Вам успехов.

14.01.2016   18.16

Лузина Ольга Геннадьевна

0

 Добрый день Ольга Борисовна!

Карту понятий в основном применяю при закреплении материала, учащиеся выполняют ее индивидуально и сверяют с эталоном. При этом может быть несколько правильных вариантов, тем более полезно их обсудить. При изучении нового материала тоже использую, тогда выстраиваю работу в группе с презентацией карт понятий и их оценкой. В этом году в качестве процедуры оценки умения составлять карту понятий учащихся  на уроке биологии в 7 классе было предложено задание по научно-популярному тексту. Результаты получились хорошие.

 

с уважением Терентьева Любовь Викторовна

13.01.2016   14.49

Кныш Ольга Борисовна

0

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Спасибо за интересный и очень полезный мастер - класс! Предложенные методы формирования УДД действительно очень продуктивны и способствуют прочному усвоению знаний и дальнейшему их развитию.

Заинтересовали меня карты понятий, с которыми я работаю с этого учебного года. Хотелось бы узнать, как ребята их составляют- индивидуально или в группах, самостоятельно или с использованием готового материала (например, при изучении новой темы предполагается работа с новым материалом по готовому тексту).

12.01.2016   23.30

Смирнова Маргарита Александровна

0

 Спасибо за мастер-класс. Понравилось, как вы в качестве метода формирования умения выстраивать систему понятий, применили технологию М.Е. Бершадского "Карта понятий". Попробую чаще использовать этот метод в работе.

С уважением Смирнова Маргарита Александровна.

14.01.2016   01.54

Лузина Ольга Геннадьевна

0

 Маргарита Александровна, спасибо за положительный отзыв на наш мастер-класс. Мы обсолютно уверены в том, что работа учителя в системе по технологии "карта понятий" позволяет  формировать познавательные логические универсальные действия. Так же она может выступать и в качестве инструмента оценивания. С помощью карты понятий учитель сможет понять, как ученик воспринимает отдельные темы курса, проверить уровень понимания учебного материала. 

12.01.2016   18.37

Удалова Наталья Николаевна

0

 Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Спасибо за мастер-класс. Понравился метод «рассыпанное определение». Пятиклассникам и шестиклассникам трудно самостоятельно сформулировать некоторые новые понятия. Данный метод облегчает их задачу, но в то же время заставляет рассуждать.  Обязательно попробую использовать данный метод в работе. Хотя попробую, скорее всего, не только с недостатком, но и с избытком.

С уважением, Удалова Наталья Николаевна. 

14.01.2016   01.16

Лузина Ольга Геннадьевна

0

 Уважаемая Наталья Николаевна! Спасибо за Ваш отклик на наш мастер-класс! Прием "рассыпанное определение" на своих уроках мы применяем достаточно часто, так как он позволяет осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению. Следует отметить, что использование интерактивной доски, планшетов (для индивидуальной работы) активизируют работу над приемом, делают процесс обучения более наглядным. 




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru