Главная > Мастер-классы педагогов

Сайт "Педагогическая планета" размещается по новому адресу: https://planetatspu.ru/

Уважаемые коллеги! Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций присвоила сайту "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТА" Томского государственного педагогического университете статус "Средство массовой информации" (свидетельство).
Мастер-класс педагога: Шальнева Ксения Ивановна

ИНТЕГРИРОВАННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ


ШАЛЬНЕВА КСЕНИЯ ИВАНОВНА

МБОУ СОШ №40 г.Липецка

Учитель географии, первая квалификационная категория


 

Уважаемые коллеги!

Результатом проведения интегрированных уроков является развитие эмоциональной сферы детей. А это, по мнению Сухомлинского, и дает "желанное пробуждение мысли". На интегрированных уроках дети учатся понимать прекрасное, ценить красоту жизни, беречь добрые отношения между людьми. Следовательно, создание таких уроков помогает сформировать у ребенка систему нравственных ценностей и идеалов. Надеюсь мой опыт, знания, методические разработки помогут вам при подготовки и проведении интегрированных мероприятий.

Пояснительная записка


Что такое «интегрированное мероприятие»?


      Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Это высший уровень обучения. Учителя обычно испытывают затруднения в реализации на практике принципа взаимосвязи предметов естественнонаучного и общественно-гуманитарного циклов. Основная причина – отсутствие достаточного количества методических рекомендаций при изучении конкретных учебных тем и курсов.
    Самая эффективная в настоящее время форма реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы в школе –интегрированные уроки с учетом норм и стандартов ФГОС. Специфика таких уроков состоит в том, что они проводятся совместно с учителями двух или нескольких смежных предметов. Особенно важно продумывать методику проведения урока: заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. Сроки изучения различных аспектов комплексной проблемы в смежных дисциплинах должны предшествовать обобщению, тогда не будет нарушена логика изучения каждого отдельного предмета. Поэтому уроки целесообразно проводить после усвоения учащимися большого раздела или в конце учебного года. Доля участия каждого учителя должна быть равной, хотя один из учителей (в зависимости от предмета) выбирается ведущим.
      Часто таким урокам предшествует организация опережающих домашних заданий, которые предлагаются отдельным ученикам по одному из редметов или всему классу в целом. Домашние задания на этих уроках имеют свою особенность: они задаются сразу по двум или нескольким учебным предметам.
Оценка деятельности специфична: если ученик дает ответ по одному предмету, ему ставится оценка по данному предмету, если по двум дисциплинам или если он обобщал знания по смежным предметам, то оценка выставляется по этим предметам.
     Интегрированный урок чаще всего проводится с целью изучения, закрепления и обобщения материала по определенной теме. На уроках предусматривается смена видов деятельности учащихся, использование технических средств (показ слайдов, кинофильмов), выполнение заданий на закрепление изученного материала, используя интерактивную доску.
      Интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большом объеме преподнести содержание дисциплин.
       В словаре Ушакова «интеграция» трактуется, как объединение в целое каких-либо частей или элементов в процессе развития. Если говорить об интеграции применительно к воспитанию, то можно сказать, что это слияние в одном мероприятии обобщенных знаний в той или иной области. Применительно к системе воспитания понятие «интеграция» может принимать 2 значения:
во-первых, это создание у учащихся целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель воспитания);
во-вторых, это нахождение общей платформы сближения различных знаний (здесь интеграция – средство воспитания). Интеграция направлена на развитие эрудиции ученика, на обновление существующей узкой специализации в воспитании.
        В интегрированном мероприятии одной теме или идее подчиняются разные виды деятельности. Интегрированное мероприятии позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов:
•    повышение мотивации познавательной деятельности за счет нестандартной формы мероприятия;
•    рассмотрение понятий, которые используются в разных видах деятельности;
•    показ связей между разными видами деятельности и их применение при решении разнообразных задач.
     На интегрированных мероприятиях дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретенные знания и навыки не только применяются детьми в их практической деятельности в стандартных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.


Методические рекомендации:

        При планировании интегрированного мероприятия очень важно:

  1. Выявить общие направления и обозначить цель интегрированного мероприятия. Она должна быть направлена на более глубокое изучение материала и практическое подкрепление теоретических знаний.

  2. Педагоги, которые готовят мероприятие (2-3 специалиста) должны четко распределить количество времени, отводимое каждому педагогу и строго придерживаться данного регламента. Особенно это нужно помнить начинающим педагогам, не имеющим опыта сотрудничества.

  3. Следует обратить внимание на организацию интегрированного мероприятия: тщательно продумать расположение необходимого оборудования, чтобы не отвлекаться на его поиски; продумать формы организации практической работы учащихся; заранее разложить раздаточный и рабочий материал.

  4. Не стоит забывать, что проведение интегрированного мероприятия требует от педагогов серьезной и тщательной подготовки. Педагоги должны строго соблюдать регламент, тщательно продумывать формы и методы работы. Такие мероприятия требуют от педагога умения импровизировать.

  5. Не следует злоупотреблять проведением интегрированных мероприятий. Частое использование данной формы мероприятия может привести к обратному результату – снижению познавательной активности воспитанников.


Формы интегрированных мероприятий:

Игра-путешествие, деловая игра, ролевая игра, практикум, конкурсы, викторины, театрализованные мероприятия, тренинги, вебинары, форумы.


Преимущества интегрированного мероприятия:

  1. Формирует целостную картину мира.

  2. Является источником нахождения новых связей между фактами в различных областях.

  3. Дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учащихся и педагога.

  4. Побуждает к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей.

  5. Побуждает к активному познанию окружающей действительности.

  6. Способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса.

  7. Расширяет эрудицию учащихся.

  8. Развивает образное мышление учащихся.

  9. Снимает утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разные виды деятельности.

  10. Формирует познавательный интерес учащихся.

  11. Развивает творческую активность детей, познавательный процесс: воображение, внимание, память, мышление, речь.

Авторские разработки.

Уважаемые коллеги!

Отбросьте все сомнения, пробуйте, творите, интегрируйте. Самым главным признанием вашего творчества будут горящие глаза детей, их бескрайняя радость от тех маленьких открытий, которые они совершат на ваших интегрированных мероприятиях. Если возникнут  какие-либо вопросы по данной тематике, обращайтесь, буду рада общению, окажу помощь в возникшем вопросе. Успехов Вам!!!

 Рецензия на мастер - класс: 

 

 


08.12.2016   13.37

Дутова Татьяна Николаевна

0

  Здравствуйте, Ксения Ивановна! 

Понравился ваш мастер - класс, сейчас важно заинтересовать детей на уроке. Использование интегрированных уроков повышает интерес к предмету, побуждает к активной деятельности во время урока каждого ученика. Это требует от педагога большой предварительной работы. Спасибо за новые идеи и желаю вам творческих успехов!

28.02.2016   12.55

Моисеева Раиса Ивановна

0

 Ксения Ивановна, здравствуйте! Очень приятно было познакомиться с Липецком и Липецкой областью через посещение Вашего мастер-класса. Представленные методические материалы вызвали интерес. Дорстаточно много направлений в данной деятельности вполне приемлемо для работы с особенными детьми. Спасибо! Творческих успехов, классных идей желаю Вам.

01.03.2016   13.06

Шальнева Ксения Ивановна

0

 Здравствуйте, Раиса Ивановна! Мне приятно, что Вы достойно оценили мои разработки, которыми могут воспользоваться коллеги в своей работе. Чтобы реально, на практике, ознакомиться с достопримечательностями Липецкой области, я приглашаю Вас посетить наш гостеприимный край в удобное для Вас время.

24.02.2016   00.03

Шальнева Ксения Ивановна

0

Уважаемые коллеги, благодарю Вас за хорошие отзывы. Буду рада оказать Вам какую-либо помощь по возникшим у Вас вопросам.

17.02.2016   13.33

Веретенникова Елена Анатольевна

0

 Здравствуйте, Ксения Ивановна. Спасибо за мастер-класс. Ваши разработки можно применять при работе  с детьми разного уровня подготовленности. С введением инклюзивного образования это очень продуктивно. Желаю успехов в работе.

16.02.2016   22.37

Елесина Светлана Валериевна

0

 Уважаемая Ксения Ивановна. Познакомилась с вашим мастер-классом, разработками мероприятий по теме. Виден кропотливый труд учителя. Спасибо за работу. Елесина С.В.




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru