Главная > Мастер-классы педагогов

Сайт "Педагогическая планета" размещается по новому адресу: https://planetatspu.ru/

Уважаемые коллеги! Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций присвоила сайту "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТА" Томского государственного педагогического университете статус "Средство массовой информации" (свидетельство).
Мастер-класс педагога: Паю Ирина Викторовна

«Технология организации учебного проекта по физике в предметной классно-урочной системе»


Паю Ирина Викторовна,

учитель физики высшей категории

МБОУ СОШ №5 г. Красный Сулин Ростовская область


 

Уважаемые коллеги!

Представляя вашему вниманию мастер-класс, я ставила задачу не описание методики осуществления учебного проекта, а представление методическим приёмов, которые учитель может использовать на этапах работы методом проектов по любому предмету. Хочется верить, что представленный материал будет полезен в вашей работе.

Пояснительная записка:

Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть дру­гой. Как изменить отношения между учи­телем и учеником, привести их в соответствие? Какой метод по­зволяет это сделать?

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пони­манию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения. Эти средства фраг­ментарно уже разрабатывались и использовались в той или иной степени для улучшения ситуации в образовании. Коренным отли­чием новых условий поиска является изменение понимания целей образования, а, следовательно, и новое понимание возможностей и способов применения этих средств. Очерченные проблемы обусловливают необходимость рассмотрения  метода учебных проектов с позиций возможности их решения. Следует учитывать, что новые условия использования этого метода предполагают использование его как компонент  сис­темы образования, не разрушая сложившейся предметной классно-урочной системы.

 Методические и дидактические материалы:

Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, по­зволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интерес­ной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный спо­соб решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителяэто интегративное ди­дактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и на­выки проектирования.

Этапы работы методом проектов в контексте деятельностного подхода:

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1-й этап - Подготовительный

Определяет:

Не участвуют, но:

тему учебного проекта

на подготовительном этапе для учителя ведущими ориентирами являются: уровень подготовки учащихся и уровень готовности к проектной деятельности, круг интересов школьного ученического  коллектива.

модель идеальной (желаемой ситуации)

основополагающий вопрос и вопросы темы учебной программы

необходимое обеспечение проекта

Составляет:

Паспорт проекта

2-й этап - Аналитический

Формулирует:

Осуществляют:

проблемный вопрос

личностное присвоение проблемы

сюжетную ситуацию

погружение в ситуацию

цель и задачи.

Принятие, уточнение, конкретизацию цели и задач

3-й этап - Организационный

Организуют деятельность - предлагает:

Осуществляют:

организовать группы

разбивку на группы

распределить роли в группах

распределение ролей в группе

спланировать деятельность по решению задач проекта

планирование работы

распределение задач между членами группы

распределение задач (обязанностей) между членами группы

определить источники, способы сбора и анализа информации

определение потребности в информации

возможные процедуры и критерии оценки результатов

выбор  и обоснование  критериев успеха проектной деятельности, форм и способов презентации предлагаемых результатов

4-й этап - Практический

Не участвует, но:

Работают:

консультирует учащихся

собирают и уточняют информацию

наблюдает, косвенно руководит деятельностью учащихся

выбирают оптимальный вариант хода проекта

осуществляет текущий контроль

поэтапно выполняют исследовательские задачи

обсуждает с учениками предстоящую презентацию

подготавливают презентационный материал

5-й этап - Презентационный

Принимает отчёт:

Демонстрируют:

обобщает и резюмирует полученные результаты, задает вопросы

понимание проблемы, цели и задач

подводит итоги обучения

умение планировать и осуществлять работу

направляет процесс анализа

найденный способ решения проблемы

6-й этап - Контрольный

Осуществляет:

Осуществляют:

оценивание планирования, процесса, деятельности, отношения конечного результата, уровня знаний предмета

рефлексию деятельности и результата

анализ  результатов  и результативности  выполнения проекта

дают  взаимооценку деятельности и её результативности

  Методические рекомендации:

             Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обу­чения и развития учащихся. Современный учитель вооружен различными образовательными технологиями, адекватными обновленному содержанию образования. Предлагаемая схема проведения учебного проекта, на мой взгляд, позволяет органично включить самые разнообразные методические приёмы, сделать уроки содержательными, плодотворными и творческими. Коучинг, как инновационный подход  поддержки в обучении и индивидуально-личностном развитии учащихся, позволяет  учителю усилить развивающую, личностно-ориентированную сущность проектной технологии.

Проектная деятельность очень кропотливый труд, требующий много сил и внимания, а также, педагогического опыта. Поэтому к такой деятельности учитель должен тщательно методически  подготовиться и реально оценить свои возможности и возможности детей. Надеюсь, данная разработка окажет в этом практическую помощь. Все предложенные методические приёмы были апробированы на базе МБОУ СОШ №5 г. Красный Сулин Ростовской области.

 

Скан-копия рецензии

 


15.03.2016   01.25

Торгунова Ирина Вячеславовна

-1

 Уважаемая Ирина Викторовна! С интересом ознакомилась с материалом Вашего мастер-класса. На своих уроках я использую в основном деятельностные, групповые, проблемные, рефлексивные формы и методы обучения. Проектная деятельность действительно требует много сил и внимания, поэтому Ваш мастер-класс нужен всем учителям. С большим удовольствием просмотрела работу, в которой представлены этапы намечаемого исследования и сценарный план защиты групп.  Материал содержательный и я им обязательно воспользуюсь. Большое спасибо!   

18.02.2016   17.40

Марина Светлана Анатольевна

0

Добрый день, Ирина Викторовна,

Большое спасибо за предоставленный материал. Занимаюсь проектной деятельностью в 6 классе. Вы правы, это очень большая и кропотливая работа для учителя. В ы замечательно разбили весь проект на этапы и подробно описали каждый из них. Я думаю, что Ваш мастер-класс будет полезен всем учителям, которые занимаются или планируют внедрять метод проектов в учебный процесс. С уважением, Марина С.А.

 

17.02.2016   23.23

Паю Ирина Викторовна

0

Коллеги! Спасибо большое з аоценку моего труда! Кабинет физики в нашей школе, как и все остальные, оснащён всем возможным оборудованием, есть также мультимедийный компьютерный класс с выходом в Интернет. Чаще ребята представляют результат проекта в виде компьютерной презентации, но вот недавно попробовали сделать альбом. Вырезали, клеили, составляли коллажи с большим интересом. Сейчас школьники дома этим не занимаются. Понравилось. Хочу попробовать устный журнал.

17.02.2016   01.40

Самохвалова Ирина Павловна

0

 Добрый вечер, Ирина Викторовна! Вы предложили очень содержательный материал по ведению учителем учебного проекта. Вами проделана огромная работа по обобщению накопленного опыта. О проектах, действительно, говорят и пишут много, сейчас педагоги по всей стране работают в этом направлении - кто-то осваивает методику, а кто-то уже ас. По моему мнению Вы  - ас. Я Ваша коллега, учитель физики, и мне очень пригодится в работе Ваша наработка, обязательно воспользуюсь. Спасибо! Один вопрос: Ваш кабинет оснащён мультимедийным оборудованием? Как дети представляют результаты проекта?

15.02.2016   22.49

Елесина Светлана Валериевна

0

 Уважаемая Ирина Викторовна. О проектах сказано очень много. Апробированный  же учителем материал всегда очень ценен. Я внимательно познакомилась с вашим мастер-классом и считаю, что он полезен к рассмотрению не только физикам, но и математикам. Спасибо большое за работу. Елесина С.В.




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru