Главная > Мастер-классы педагогов

Сайт "Педагогическая планета" размещается по новому адресу: https://planetatspu.ru/

Уважаемые коллеги! Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций присвоила сайту "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТА" Томского государственного педагогического университете статус "Средство массовой информации" (свидетельство).
Мастер-класс педагога: Самохвалова Ирина Павловна

Технология проблемного обучения как средство реализации ФГОС на уроках физики.

 


Самохвалова Ирина Павловна,

учитель физики первой категории,

МБОУ "СОШ №2 города Красноармейска Саратовской области".

 


    Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.
Чтобы знания становились инструментами, а не залежами ненужного старья на задворках интеллекта,
ученик должен с ними работать, то есть применять, преобразовывать, расширять и дополнять.
  Задача педагога – создать для этого все условия.
Б. Шоу

    Уважаемые коллеги! В 2015 году я принимала участие в муниципальном этапе конкурса "Учитель года - 2015" и одним из заданий был мастер - класс. Он оказался весьма удачным и понравился жюри и гостям конкурса. Поэтому я решила поделиться своим опытом с коллегами за пределами моего города. Буду благодарна за отзывы и полезные советы. Спасибо!

Актуальность предлагаемой темы связана с внедрением ФГОС нового поколения и главным его инструментом- системно – деятельностным подходом в обучении.  Хотя официально работа по ФГОС в 7 классах в Саратовской области  должна начаться в 2017-2018 учебном году, но уже сейчас учителя физики стараются внедрить в свою практику элементы ФГОС. Одним из  таких элементов является проблемное обучение. Интерес и потребность в проблемном обучении связаны с научно-техническим прогрессом. Вторая половина XX века - это эпоха четвертой в истории человечества научно-технической революции: меняются технологии производства (автоматизация, биотехнология), транспорт, связь, развиваются космические исследования, найдены новые виды энергии (атомная, термоядерная) и т.п. НТР и социальный прогресс все настойчивее требуют, чтобы образование формировало свойства творческой личности, способной к созидательной деятельности в изменившихся условиях существования.

Какая же деятельность считается творческой?

Это деятельность, в которой проявляются такие качества личности, как продуктивность, оригинальность мышления, изобретательность, умение увидеть проблему, интуиция, быстрота умственных реакций, способность к догадке, “ага-реакции”. Эти способности в определенной мере и развивает проблемное обучение.

Проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке  изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию.

Методические и дидактические материалы:

Суть проблемного обучения

Суть проблемного обучения заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности учеников и учителя при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего, направляющего деятельность обучающихся.

Проблема – (от греч. problema – задача) – сложный вопрос, задача, требующая решения. (С.И.Ожегов); сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, изучения.

Проблема – это различие между существующей и желаемой ситуациями, несоответствие, нестыковка между предполагаемым и действительным.

 При проблемном обучении учитель либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании - новые знания, умения и навыки ученики приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. Методы создания проблемных ситуаций достаточны разнообразны, так же как типология самих проблемных ситуаций 

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения имеет следующую структуру 

I этап - постановка педагогической проблемной ситуации, направление учеников на восприятие ее проявления, организация появления у них вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители. 

II этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе педагог оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д.

III этап - поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с учителем или самостоятельно ученики выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель оказывает необходимую помощь (в зоне ближайшего развития).

IV этап - "Ага-реакция", появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания (ЗУН, УУД) в сознании учеников. 

V этап - реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта

 Методические рекомендации:

Применение технологии проблемного обучения на уроках физики:

Для меня главная цель проблемного обучения – при минимальных затратах времени получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей учащихся.

При отборе проблемных заданий для самостоятельного выполнения необходимо учитывать, что:

1)      самостоятельное выполнение проблемных заданий ведет к глубокому усвоению учениками соответствующих вопросов курса и способствует интенсивному умственному развитию учащихся;

2)      на выполнение таких заданий затрачивается больше времени.

Приведу два примера применения технологии проблемного обучения на моих уроках физики:

1.      Проблемное изложение нового материала(демонстрационный эксперимент)

Методическая разработка урока физики в 8 классе "Последовательное соединение проводников"

2.      Проблемный фронтальный эксперимент на подручном материале

Проблемный демонстрационный материал на подручном материале

Проблемное обучение при выполнении домашних заданий - задания можно найти на страницах обычного учебника физики.Так как время урока ограниченно, то не все виды проблемных заданий могут быть использованы на уроках, например, задания на конструирование и изготовление приборов, постановку опытов, требующих длительного наблюдения или многократных проверок, и т.п. домашние проблемные задания открывают более широкие возможности развития одаренных и интересующихся физикой учеников. Для «слабых» учащихся полезные несложные проблемные индивидуальные задания, но цель их иная: заставить учащихся поверить в свои силы, пробудить интерес к физике. (артезианская скважина).

Используемые источники:

  1. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее: Коллективная мо- нография: в 3 кн. / Под ред. Е.В.Ковалевской. — Нижневартовск: Изд-во Нижне- варт. гуманит. ун-та, 2010.
  2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащегося. М., 1998;
  3. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М., 1975;
  4.  Шапкина Ж. А. Методическая работа «Проблемное обучение» // shapkina.26206s013.edusite.ru

Скан-копия рецензии


22.11.2016   19.12

Идт Елена Владимировна

0

 Огромное спасибо за Ваш материал!

Всегда полезно освежить знания как предмета так и его преподавания. С Вашим мастер-классом это очень просто.

22.03.2016   00.57

Долгодуш Галина Викторовна

0

 Добрый день, Ирина Павловна! С интересом ознакомилась с материалами Вашего мастер-класса.Подробно и понятно описана технология проблемного обучения.  Я преподаватель спецдисциплин в техникуме. Технология проблемного обучения может широко применяться при проведении лабораторных и практических работ при обучении в системе СПО. Спасибо за представленный материал.

20.03.2016   15.19

Митрофанова Елена Павловна

0

 Добрый день, Ирина Павловна!Спасибо за мастер - класс. Понятно изложена технлогия проблемного обучения, приведены реальные примеры использования на уроке. Меня тоже заинтересовал физический эксперимент на подручном материале как один из инструментов проблемного обучения. Для детей такие опыты кажутся фокусами, и, конечно, интересно, понять, почему так происходит.  Такие эксперименты можно проводить и на уроке, и самостоятельно дома.

02.03.2016   11.58

Марина Светлана Анатольевна

0

Добрый день, Ирина Павловна,
 С огромным интересом изучила материалы Вашего мастер-класса. Весь материал изложен последовательно и доступно.Технология проблемного обучения может быть использована учителями разных школьных предметов. Очень понравился демонстрационный материал на подручном материале. Спасибо большое. C уважением, Марина С.А. 

14.03.2016   21.56

Самохвалова Ирина Павловна

0

 Уважаемая Светлана Анатольевна! Спасибо большое за положительный отзыв о моей работе. Я очень надеюсь, что материалы мастер-класса будут Вам полезны.




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru