Главная > Мастер-классы педагогов

Сайт "Педагогическая планета" размещается по новому адресу: https://planetatspu.ru/

Уважаемые коллеги! Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций присвоила сайту "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТА" Томского государственного педагогического университете статус "Средство массовой информации" (свидетельство).
Мастер-класс педагога: Столяров Петр Владимирович

Воспитание быстроты движений у школьников младших классов.


Столяров Петр Владимирович,

МБОУ Каргасоксая СОШ-интернат№1,

учитель физической культуры.


Пояснительная записка

    Среди актуальных проблем школьного физического воспитания значительное место занимает такая специфическая проблема, как воспитание быстроты движений у школьников младших классов.Физическое развитие подрастающего поколения представляет собой важную характеристику целостного организма, его состояния и готовности к различным видам жизнедеятельности.

     В теории и методике физического воспитания физическое развитие характеризуется тремя группами показателей:

  • морфологическими,
  • функциональными,
  • уровнем развития физических качеств.

Актуальность выбранной темы обусловлена:

  • сенситивным периодом развития быстроты в младшем школьном возрасте, наличие тех возрастных особенностей, которые благоприятствуют воспитанию и совершенствованию данного физического качества;
  • большими педагогическими возможностями упражнений, которые широко представлены в учебной программе по физическому воспитанию для начальной школы.

Цель принятого нами исследования состояла в экспериментальном и  теоретическом исследовании особенностей организации и методики проведения занятия по развитию быстроты движений.

Объект исследования: процесс развития быстроты движений у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: методика развития быстроты  у детей младшего школьного возраста.           

В соответствии с целью исследования предстояло решить следующие задачи:

1.     Изучить состояние проблемы, рассматриваемой в специальной литературе.

2.   На основе изучения литературных источников и опыта практических работников подобрать средства  и методы оптимальные для развития скоростно-силовых качеств.

3.    Организовать и провести педагогический эксперимент с целью проверки эффективности предложенных средств и методов для развития скоростно-силовых качеств.

Младший школьный возраст характеризуется равномерным и довольно интенсивным темпом роста всего организма и отдельных его частей, нарастанием функциональных резервов организма. Этапы, на которых происходят значительные изменения, называют критическими периодами. Критическими потому, что они играют особую роль в жизни организма. Известный советский педагог Л. Выготский, обращал внимание на необходимость изучение чувствительных периодов с тем, чтобы установить оптимальные сроки обучения. З.И. Кузнецова наиболее благоприятным периодом развития быстроты у мальчиков выделила возраст 8-10 лет, у девочек - 8-11 лет, о чем свидетельствуют высокие ежегодные темпы прироста - более 2,0 условных единиц.

    Быстрота - это комплекс морфофункциональных свойств человека, непосредственно определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательных реакций. Способность как можно быстрее набрать максимальную скорость определяют по фазе стартового разгона или стартовой скорости. В среднем это время составляет 5-6с.

    Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов: состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека, морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон), силы мышц, способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное, энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота — АТФ и креатинфосфат — КТФ), амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах, способности к координации движений при скоростной работе, биологического ритма жизнедеятельности организма, возраста и пола, скоростных природных способностей человека.

    С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих фаз: возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала, передачи возбуждения в центральную нервную систему, перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала, проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце, возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.

    Различают быстроту общую и специальную.

  • Общая быстрота – это способность моментально реагировать на различные раздражители с достаточной скоростью.
  • Специальная быстрота – это способность выполнять с очень большой скоростью соревновательные действия, элементы и части движений.

    К основным методам развития быстроты относят:

  •  повторный метод;
  • повторно-прогрессирующий
  • игровой метод;
  • соревновательный метод.

    Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, пульсометрия, тестирование, педагогический эксперимент.

   Педагогический эксперимент является основным методом исследования и проводился с целью обоснования и определения эффективной организации и методики проведения уроков физической культуры по развитию быстроты.

Сформулированные цель и задачи определили необходимость проведения исследования в 3 этапа.

   На первом этапе изучались научно-теоретические положения проблемы, определялся и осваивался комплекс методов исследования, готовились документы и место проведения исследования. Проводилось тестирование занимающихся и анализ полученных данных с целью определения уровня физической подготовленности детей младших классов. В тестировании приняло участие 26 детей, был определен уровень физической подготовленности детей.Определили наиболее эффективные средства для занятий с детьми младшего школьного возраста, последовательность и время их выполнения в течение урока.

    На втором этапе проводился основной эксперимент на базе МБОУ КСОШ-интернат№1 с. Каргасок. В эксперименте приняло участие 26 детей, в ЭГ – 13 человек и 13 человек в КГ. Во время основного эксперимента оценивалась эффективность разработанной методики проведения уроков физической культуры по развитию быстроты. Основным критерием эффективности методики явились: прирост результатов, характеризующих уровень физической подготовленности и развитие физических качеств, увеличение двигательной активности занимающихся, снижение уровня утомляемости.

    На третьем этапе осуществлялось дальнейшее апробирование методики и внедрение ее в практику работы школы. Для оценки разработанной методики и организации занятий был проведен основной педагогический эксперимент с 1 октября по 25 декабря  2015 г., на базе МБОУ КСОШ-интернат№1 с. Каргасок. В эксперименте требовалось оценить эффективность разработанной методики. Для решения задачи были организованы 2 группы, экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ). ЭГ занималась по разработанной нами методике, а учащиеся КГ занимались по учебной программе В.И. Ляха, А.А. Зданевич (2010).

Анализ результатов исследования (табл.1) показал, что в начале педагогического эксперимента статистически значимых различий в показателях физической подготовленности у занимающихся ЭГ и КГ не отмечалось. В результате повторного тестирования в ЭГ наблюдается положительная динамика результатов во всех тестах.                                                               

          Таблица 1

Показатели физической подготовленности в контрольный и экспериментальной группах в начале эксперимента

 

         Тесты

Контрольная

группа

Экспериментальная группа

 

 

   Р

 

  σ

 m

 

  σ

 m

Прыжок в длину с места (см)

168,6

10,6

2,94

172

12,9

3,58

<0,05

Челночный бег

(сек)

13,8

1,2

0,33

12,33

0,9

0,25

<0,05

Бег 30 метров (сек)

5,2

1,15

0,29

5,2

1,11

0,21

<0,05

 

Таблица 2

Показатели физической подготовленности экспериментальной и контрольной группы до и после эксперимента

 

      Тесты

Контрольная группа

Экспериментальная группа

до

после

Прирост

Р

до

после

Прирост

Р

Прыжок в длину с места (см)

168,6

169

0,4

>0,05

172

174

2

<0,05

Челночный бег (сек)

13,8

13,8

0

>0,05

12,3

12,2

0,1

<0,05

Бег 30 метров (сек)

5,2

5,1

0,1

>0,05

5,2

5,0

0,2

<0,05

 

Результаты педагогического эксперимента (табл. 2) показали, что у занимающихся в КГ и ЭГ повысился уровень физической подготовленности по сравнению с исходным, но более значительный прирост в экспериментальной группе.

Выводы:

1. Изучение специальной литературы по проблеме развития быстроты движения у детей младшего школьного возраста показало, что нет единого направления в использовании средств и методов для развития быстроты.

2. На основе изучения литературных источников и изучения практического опыта были подобраны и определены средства и методы, направленные на развитие быстроты.

3. Полученные результаты в ходе проведения педагогического эксперимента подтвердили эффективность использования предложенных средств и методов развития быстроты. Так результаты учащихся в ЭГ по сравнению с результатами КГ улучшились по следующим показателям:

            а) в прыжке в длину в КГ на 0,4 см, в ЭГ на 2,0 см;

            б) в челночном беге в КГ на 0,0 сек, в ЭГ на 0,1 сек.;

            в) в беге на 30 метров в КГ на 0,1 сек, в ЭГ на 0,2 сек.

Рекомендации для педагогов

  • Для учителя важно не упустить младший и средний школьный возраст - сензитивные (особенно благоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу.
  • Скоростные упражнения на уроках лучше планировать ближе к началу занятия, когда нервная система учащихся находится в оптимальном состоянии. Чистое время их восстановления на отдельном уроке составляет от нескольких секунд до минут.
  • В качестве средств, лучше всего использовать упражнения, требующие быстрой реакции на заранее обусловленный сигнал (звуковой, зрительный, тактильный), быстрых локальных движений и кратковременных перемещений.
  • Важнейшее средство развития быстроты – кратковременный бег. Длина дистанции (по данным Л.Н. Жданова) подбирается с таким расчетом, чтобы время на ее преодоление не превышало 6 сек.
  • Подвижные игры в младшем школьном возрасте имеют ясное преимущество перед стандартными пробежками на быстроту. Они характеризуются постоянно волнующими условиями проявлениями скоростных способностей, чтобы более эффективно воздействовать на их развитие.
  • Кроме того, присущий играм эмоциональный фон и коллективные взаимодействия также способствуют максимальному проявлению скоростных возможностей.
  • Несомненно, быстрота является не единственным, но безусловно важным, фактором развития человека и ее развитие в сочетании с развитием силы, ловкости, координации движения и т.д. позволит воспитать гармоничного, здорового и сильного человека.
  • Приложение1 (Экспериментальная программа)

    Приложение 2 (Игры)

    Скан-копия рецензии


29.03.2016   22.47

Шутова Елена Петровна

0

 Здравствуйте, уважаемый Петр Владимирович! Познакомилась с Вашим мастер- классом и рекомендациями для педагогов. Как учитель начальных классов уже 25 лет вожу детей в походы, поэтому взяла несколько подвижных игр на заметку, а также  пригодятся на летней площадке. Согласна, что эмоциональный фон - важное условие для развития быстроты у младших школьников. желаю Вам творческих успехов!

24.03.2016   15.12

Жеребцов Сергей Васильевич

0

Петр Владимирович. Вы опубликовали одну из актуальных тем в области школьного физического воспитания. Быстроту как качество очень сложно развивать, а по вашей методики можно добиться не плохих результатов. В вашей работе хорошо раскрыты методы развития быстроты, которые я взял себе на вооружение. Желаю не останавливаться на достигнутом и в течении педагогической карьеры затронуть другие актуальные темы физического вовпитания и спорта

22.03.2016   01.28

Долгодуш Галина Викторовна

0

 Петр Владимирович! Спасибо за педоставленную возможность ознакомиться с Вашей исследовательской работой. Мне кажется, что Ваша методика может быть использована учителями физической культуры (в том числе и при подготовке к сдаче норм ГТО). Желаю успехов в работе. 

20.03.2016   15.34

Митрофанова Елена Павловна

0

 Петр Владимирович, вы настоящий педагог-исследователь.  Очень актуальная тема, на основе проблемы сформулированы цели и задачи исследования, соблюдены все этапы исследования. Разработанная вами методика, наверняка,  пригодится учителям физкультуры. 

  

 




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru