Главная > Мастер-классы педагогов

Сайт "Педагогическая планета" размещается по новому адресу: https://planetatspu.ru/

Уважаемые коллеги! Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций присвоила сайту "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТА" Томского государственного педагогического университете статус "Средство массовой информации" (свидетельство).
Мастер-класс педагога: Долгодуш Галина Викторовна

Формирование системы подготовки специалистов среднего звена, удовлетворяющих требованиям высокотехнологичного производства


Долгодуш Галина Викторовна, преподаватель спецдисциплин высшей категории

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«ШЕБЕКИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА»


Уважаемые коллеги!
Представляю вашему вниманию мастер-класс, расскрывающий возможность реализации в образовательном процессе принципов дуального обучения для формирования системы подготовки специалистов среднего звена, удовлетворяющих требованиям высокотехнологичного производства.
 
 
Пояснительная записка
Анализ ситуации в Белгородской области и России в целом показывает, что последствием социально-экономического кризиса и спада производства стало снижение потребности в квалифицированных кадрах: за период с 1985 по 1994 гг. подготовка специалистов со средним техническим образованием сократилась почти в 2 раза, прием на специальности технического профиля уменьшился с 421 до 222 тыс. человек.
В настоящий момент ситуация не менее сложная. По данным Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации (Роструд) в настоящее время от 60 до 80% вакансий на рынке труда составляют рабочие профессии. При этом средний возраст российского рабочего — 53-54 года. Таким образом, статистика говорит о тяжелой ситуации с воспроизводством квалифицированных рабочих кадров. К негативной демографической ситуации добавилась возросшая потребность в хорошо подготовленных специалистах. Данная потребность обусловлена развитием высокотехнологичных отраслей экономики, очень большой конкуренцией на рынке со стороны иностранных предприятий.
 Сложившиеся экономические и социальные условия потребовали принципиально другого работника - гибкого, готового учиться, легко меняющего сферу деятельности. Быстро меняющиеся темпы развития привели к тому, что работодатель стал предъявлять все более жесткие требования к работнику, а, следовательно, к выпускникам профессиональных образовательных организаций. Серьезнее стали процедуры отбора кадров, которые обусловлены необходимостью быстрой адаптации работника под изменения условий трудовой деятельности.
Главная претензия работодателей к профессиональным образовательным учреждениям сегодня - оторванность полученных знаний от практики, что проявляется в неумении обращаться с современным оборудованием, в психологической неподготовленности к реалиям производства. В настоящее время актуален вопрос привлечения работодателей к оценке качества подготовки выпускников.
Возникает проблема: производству необходимы специалисты, чтобы хорошо выполнять определенную должностными обязанностями работу на высокотехнологичном производстве.
В значительной степени решению обозначенной проблемы  способствует реализация в обучающем процессе принципов дуальной технологии.
Актуальность проблемы. Федеральные государственные образовательные стандарты необходимым условием определяют соответствие содержания профессионального образования требованиям территориального рынка труда, конкретных работодателей, для которых учреждения готовят квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
При разработке основных профессиональных образовательных программ подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих перед педагогами встает достаточно сложная задача по проектированию содержания обучения, так как структурные элементы программы (учебные дисциплины, модули) должны быть сформированы для освоения общих и профессиональных компетенций как того требуют ФГОС. Существенное значение для решения проблемы обеспечения соответствия содержания профессионального образования требованиям современного технико-технологического состояния предприятий, имеет уровень подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Поэтому формирование новой системы организации подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена должно обеспечивать в сравнении с традиционной формой преимущества для каждого из потребителей образовательных услуг:
•          для обучающегося:
- приобретение на ранних стадиях обучения определенных профессиональных компетенций, а также таких личностных качеств, как умение работать в команде, навыки оптимального выбора технологического решения, ответственность за порученный участок деятельности;
           - возможность по-новому осмыслить будущую специальность, принять обоснованное решение о правильности выбора профессии;
- возможность при добросовестном труде обеспечить себе дополнительный доход и стаж работы, чрезвычайно необходимый для трудоустройства в современных условиях;
- возможность плавного вхождения в трудовую деятельность, без дополнительного обучения и стажировки на предприятии, без неизбежного для других форм обучения стресса, вызванного недостатком информации и слабой практической подготовкой;
- возможность управления собственной карьерой;
•          для потенциального работодателя (ООО «БЗС «Монокристалл»):
- возможность «вмешаться» в процесс обучения, дополняя содержание обучения кругом специфичных проблем для данного производства;
- возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя расходы на поиск и подбор работников, их переучивание и адаптацию;
- возможность отобрать самых лучших выпускников, которые могут сразу работать с полной отдачей и производительностью, так как хорошо знают жизнь предприятия и чувствуют себя на нем «своими»;
- закрепление кадров и уменьшение текучести, что для производства немаловажно;
•          для техникума:
- доступ к оперативной информации о текущем состоянии производственных процессов на ООО «БЗС «Монокристалл»;
- возможность внести коррективы в образовательные программы и актуализировать содержание учебных дисциплин и профессиональных модулей;
Все это определило тему исследования: формирование системы подготовки специалистов среднего звена, удовлетворяющих требованиям высокотехнологичного производства.
Методические и дидактические материалы
Главная цель внедрения предлагаемого мастер-класса - совершенствование модели подготовки кадров для предприятий высокотехнологического производства на примере подготовки специалистов на базе ООО «БЗС «Монокристалл»:
ООО «БЗС «Монокристалл» является якорным предприятием техникума по реализации дуального обучения. Руководство предприятия с большой ответственностью подошло к  реализации дуального обучения и инновационного проекта. На базе техникума и на базе предприятия – социального партнера неоднократно проводились совместные производственные совещания и заседания наблюдательного совета, на которых  решались первоочередные задачи решения данной проблемы. С 28 марта по 25 апреля 2014 г. мной пройдена производственная стажировка в ООО «БЗС «Монокристалл» по теме «Организация работ по эксплуатации промышленного оборудования», во время прохождения которой прошло ознакомление с организацией деятельности предприятия, техникой безопасности. Была изучена на практике современная  техника, оборудование для производства и обработки монокристаллов, дефекты при эксплуатации оборудования и методы их устранения, правила регулировки и наладки технологического оборудования, система смазки технологического оборудования
На предприятии была создана рабочая группа по разработке программы дуального обучения для студентов специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям), адаптированной под производство ООО «БЗС «Монокристалл». На первом этапе разработана Программа дуального обучения по специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) в условиях ООО «БЗС «Монокристалл» и составлен План инновационной работы; заключен Договор об организации и проведении дуального обучения с ООО «БЗС «Монокристалл» №79 от 20.07.2015г..
            Проведена работа по подготовке нормативной базы по реализации инновационного проекта.
                   С целью организации взаимодействия и сотрудничества, поддержки субъектов инновационного процесса, заключены двусторонние договоры об организации и проведении дуального обучения между ОГАПОУ «ШТПТ» и ООО «БЗС «Монокристалл», ученические договоры об организации и проведении дуального обучения между обучающимися ОГАПОУ «ШТПТ» и  ООО «БЗС «Монокристалл».
                   Специалисты предприятия принимали  непосредственное участие в разработке содержательной части основных профессиональных образовательных программ, а также фонда оценочных средств, для проведения экзаменов квалификационных по модулям, с учетом используемых в производственном цикле предприятия технологического оборудования и технологических операций.
Со студентами 2-4 курсов отрабатывается система организации подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в рамках изучения профессиональных модулей. При реализации Программы студенты  знакомятся со спецификой работы различных служб и подразделений предприятия. На каждом этапе обучения на предприятии за студентами  закреплен наставник из числа квалифицированных работников предприятия (главный инженер, главный механик, заместитель главного механика, главный менеджер по развитию производства, начальники цехов и др.), которые прошли профильную подготовку по работе с высокотехнологичным оборудованием в многоотраслевом промышленном холдинге «Концерн Энергомера» г. Ставрополь. В рамках изучения ПМ.02 обучающиеся осваивают правила эксплуатации такого уникального оборудования, как станок для резки сапфира на пластины «Алмаз-6М», вертикально-обрабатывающего центра  VMC-1300. По окончании обучения предусмотрена система контроля качества знаний и уровня освоения профессиональных и общих компетенций студентами на предприятии.
Инновация в образовании – это специфическая форма управления развитием образования, позволяющая системно изменять структуру, содержание и организацию образовательного процесса в целом. В результате трансформируется и сама культура управления, поскольку инновационный способ развития предъявляет к ней особые требования.
Оценку результатов инновационно-образовательной деятельности проводят с позиций процессного подхода. В соответствии с ним качество инновационно-образовательной деятельности складывается из качества ресурсов, процессов и результатов.
Основной процесс, который подлежит оценке - инновационно-образовательный процесс, т.е. процесс разработки, внедрения и распространения образовательных инноваций.
Ресурсами инновационно-образовательной деятельности являются – инженерно-педагогические работники, обучающиеся, материально-техническое обеспечение, информационно-методическое обеспечение.
Критерии оценки качества инновационно-образовательной деятельности включают: оценку качества ресурсов, оценку качества процессов разработки, внедрения и распространения инноваций, оценку качества работы с кадрами и мотивации к инновационно-образовательной деятельности, оценку материально-технического и информационно-методического обеспечения, оценку качества управления инновационно-образовательной деятельностью, оценку качества результатов.
Для реализации программы разработано следующее учебно-методическое обеспечение:
·         ОПОП по специальности 15.02.01  Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям);
·         Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей;
·         Рабочие программы практик;
·         Программа ГИА;
·         Методические указания по выполнению практических и  лабораторных работ;
-         Методические рекомендации по выполнению курсового и дипломного проектирования.
Осуществляя оценку качества инновационно-образовательной деятельности проведен мониторинг удовлетворенности предприятия - работодателя и его специалистов качеством образования выпускников и сотрудничеством с работниками ОГАПОУ «Шебекинский техникум промышленности и транспорта».
Для определения степени взаимодействия предприятия и техникума, работодателям был задан вопрос: «        По каким вопросам осуществляется Ваше взаимодействие с образовательной организацией» Распределение ответов по вопросу приведены в таблице 1.
 
Таблица 1
 
2015 год
1) Я являюсь членом экзаменационной комиссии
10%
2) Веду курсы (дисциплины) для студентов
10%
3) Регулярно провожу мастер-классы
30%
4) Являюсь ответственным за организацию практики со стороны предприятия
20%
5) Являюсь руководителем выпускных квалификационных работ (ВКР) студентов
20%
6) Пишу рецензии (и/или отзывы) на ВКР
20%
7) Участвую в качестве члена жюри в конкурсах и других мероприятиях, проводимых образовательной организацией
10%
 
Более 50% опрошенных взаимодействует с техникумом одновременно по нескольким позициям опроса. Такой показатель свидетельствует о достаточно высоком взаимодействии предприятия и профессиональной образовательной организацией.
Открытость профессиональной образовательной организации позволяет работодателю ближе и глубже знакомиться с содержанием и организацией учебного процесса, что в свою очередь позволяет корректировать учебный процесс и добиваться максимального уровня удовлетворения специалистов ООО «БЗС «Монокристалл» качеством подготовки специалистов. Чтобы определить, насколько образовательный процесс техникума удовлетворяет предприятие в профессиональной подготовке по специальности 15.02.01. Монтаж и техническая эксплуатация  промышленного оборудования (по отраслям), был предложен вопрос:
«Удовлетворены ли Вы профессиональной подготовкой (теоретическая часть) молодых специалистов?». Ответы представлены в таблице 2.
 
Таблица 2
 
2015 год
Полностью удовлетворены
20%
удовлетворены в достаточной мере
70%
частично удовлетворены
10%
не удовлетворены
-
 
На вопрос «Удовлетворены ли Вы профессиональной подготовкой (практическая часть) молодых специалистов?» ответы представлены в таблице 3.
 
Таблица 3
 
2015 год
Полностью удовлетворены
25%
удовлетворены в достаточной мере
70%
частично удовлетворены
5%
не удовлетворены
-
 
Таким образом, анализ результатов анкетирования показывает, что большинство опрошенных специалистов-работников якорного предприятия ООО «БЗС «Монокристалл» отмечают достаточно высокий уровень теоретической и практической подготовки выпускников техникума.
Оценивая, как сформировалась во время обучения способность работать в команде, был сформулирован вопрос «Какими, на Ваш взгляд, наиболее ценными компетенциями (знаниями, умениями), обладают выпускники этой образовательной организации?».
Распределение ответов по вопросу приведены в таблице 4.
Таблица 4
 
2015 год
знают назначение и устройство узлов ремонтируемого оборудования
35%
умеют распознавать признаки и характер износа деталей различных механизмов и владеют современными способами восстановления изношенных частей машин
45%
способны решать профессиональные задачи на основе использования информационных технологий
20%
Компетенциями не обладают
-
 
Все респонденты отметили, что все выпускники обладают профессиональными компетенциями.
Требования к качеству образования со стороны работодателей растет с каждым годом. Следовательно, профессиональная образовательная организация должно знать, готовы ли молодые специалисты работать по выбранной специальности, в связи с чем, был задан вопрос: «Сформирован ли у молодых специалистов интерес к специальности?»
Ответы даны в таблице 5.
Таблица 5
           
2015 год
Сформирован полностью
25%
Сформирован в достаточной степени
60%
Сформирован частично
15%
Не сформирован
-
Как показали результаты, 85% опрошенных считают, что у выпускников техникума есть интерес работать по выбранной специальности и только 15% считают, что данный интерес у выпускников сформирован не полностью (частично).
Оценивая, как за время обучения в техникуме сформировалась способность ориентироваться в условиях изменения технологий был задан вопрос: «Могут ли выпускники техникума ориентироваться в условиях изменения технологий?». В таблице 6 представлены результаты.
 
Таблица 6
 
2015 год
Могут ориентироваться
35%
Могут ориентироваться в достаточной степени
60%
Могут ориентироваться частично
5%
Не могут ориентироваться
-
 
Чаще всего респонденты среди вариантов «могут ориентироваться в достаточной степени», «могут ориентироваться», «могут ориентироваться частично» и «не могут ориентироваться» выбирали – «могут ориентироваться в достаточной степени» - 60%.
Чтобы выявить, как работодатели воспринимают коррекцию, был предложен вопрос: «Техникум реагирует на Ваши запросы и пожелания?»
Ответы включены в таблицу 7.
Таблица 7
 
2015 год
реагирует
95%
Не реагирует
-
Затрудняюсь ответить
10%
 
            90% респондентов на вопрос ответили утвердительно, то есть убедились на практике, что их запросы и пожелания техникум учитывает.
Исходя из данных по всем вопросам, можно с определенностью сказать, что в глазах якорного работодателя выпускники техникума специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) отвечают современным требованиям к подготовке специалистов среднего звена.
 
 
Методические рекомендации
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Скан-копия рецензии
 
Скан-копия рецензии
 

28.03.2016   22.12

Чаплыгина Светлана Сергеевна

0

 Уважаемая Галина Викторовна! Хотела ознакомится с представленным Вами в мастер-классе материалом, но не удается получить доступ к файлам. Нужна регистрация?

13.04.2016   01.12

Долгодуш Галина Викторовна

0

 Никакой регистрации не надо. Все открывается.




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru