Главная > Мастер-классы педагогов

Сайт "Педагогическая планета" размещается по новому адресу: https://planetatspu.ru/

Уважаемые коллеги! Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций присвоила сайту "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТА" Томского государственного педагогического университете статус "Средство массовой информации" (свидетельство).
Мастер-класс педагога: Жеребцов Сергей Васильевич

Особенности развития быстроты у юных футболистов 12 – 13 лет


 Жеребцов Сергей Васильевич

 МБОУ Каргасокская СОШ-интернат№1

учитель физичечкой культуры


    Актуальность исследования - анализ доступной нам научно – методической литературы показал, что вопросом развития быстроты юных спортсменов занимался большой круг ученых (В.П.Филин, А.А.Сучилин, В.Н. Шамардин, А.И. Шамардин и др.).

   Однако недостаточно разработанными остаются вопросы методики воспитания быстроты юных футболистов 12 – 13 лет, а также недостаточно изучена степень влияния отдельных упражнений на развитие этого качества.

   Проблема данного исследования состоит в поиске наиболее эффективных средств и методов развития быстроты у юных футболистов 12 13 лет.

Объект исследования – процесс скоростной подготовки юных футболистов.

Предмет исследования – методика воспитания быстроты юных футболистов учебно – тренировочных групп.

Цель данной работы состоит в совершенствовании методики воспитания быстроты юных футболистов.

Задачами наших исследований были:

·     Установить влияние направленных тренировочных занятий на развитие скоростных способностей у футболистов 12-13 лет;

·     Выявить оптимальные параметры нагрузок в тренировочных занятиях;

·     Установить взаимосвязь скоростно-силовых нагрузок с развитием силы отдельных мышечных групп.

   Футбол является неотъемлемой частью физкультурного движения, наиболее доступным массовым средством физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения.

   Развитие быстроты – это часть физической подготовки футболиста. Быстрота в широком смысле этого слова – способность человека выполнять двигательные действия в минимальное, для каких – либо конкретных ситуаций время.

   В футболе говорят о быстроте и тогда, когда игрокам удается преодолевать определенное расстояние за минимальное время, и тогда, когда игрок стремится ударить по мячу ногой, отбить мяч головой, выполнить технический прием и т.д. Но быстрота необходима футболисту и для того, чтобы как можно скорее сконцентрироваться в самой сложной игровой ситуации. мгновенно оценить ее, найти правильный выход.

Быстрота как физическое качество человека характеризуется следующими показателями:

1.     Быстрота реакции на тот или иной сигнал, связанный с протеканием нервных процессов;

2.     Быстрота мышечных сокращений;

3.     Количество движений, выполняемых в единицу времени (темп движений);

4.     Скорость перемещения тела спортсмена или частей его тела в пространстве.
   Быстрота - решающий фактор успешного действия игроков и команд в целом, это такой комплекс функциональных свойств человека, который характеризует способность его совершать действия в минимальной для данных условий отрезок времени.

   По мнению А. В. Брейкина, в футболе понятие быстроты включает в себя скорость перемещения и реакции на мяч и скорость тактического мышления, т.е. способность быстро перемешаться по полю, быстро останавливать мяч, передавать партнеру, производить удар и др.

   Ссылаясь на данные научных исследований Ю.А. Морозов утверждает, что скоростные качества футболистов складываются из: скорости старта в простой ситуации, скорости старта в сложной ситуации, скорости стартового разгона, абсолютной (пиковой) скорости, скорости выполнения технического приема, скорости рывков - тормозных действий, скорости переключения от одного действия к другому.

   Г.А. Рымашевский и С.А. Савин своими исследованиями показали, что от быстроты простой и сложной реакции зависит надежность выполнения футболистами передач и обводки, отбора мяча, действий с мячом на малой, средней и максимальной скорости передвижения.

   Методика воспитания быстроты внутренне противоречива. С одной стороны чтобы повысить в каком-либо упражнении скорость, его надо многократно повторять, с другой - многократное повторение приводит к образованию двигательного динамического стереотипа и вследствие этого к стабилизации параметров движения. Образуется так называемый скоростной барьер. Стабилизация - главная причина, мешающая значительному повышению скоростных возможностей.

Таким образом, знакомство с методической и научной литературой, анализ передового опыта ведущих тренеров заставляют искать наиболее приемлемые, оптимальные и эффективные средства и методы тренировок, дающие высокий тренирующий эффект.

Методы исследования в практике спорта очень многообразны.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

·     Анализ научно-методической литературы;

·     Педагогический эксперимент;

·     Методы математической статистики.

   Педагогический эксперимент является основным методом исследования и проводился с целью обоснования и определения эффективной организации и методики проведения учебно-тренировочных занятий по развитию быстроты.

Сформулированные цель и задачи определили необходимость проведения исследования в 3 этапа.

На первом этапе изучались научно-теоретические положения проблемы, определялся и осваивался комплекс методов исследования, готовились документы и место проведения исследования. Проводилось тестирование занимающихся и анализ полученных данных с целью определения уровня физической подготовленности юных футболистов. В тестировании приняло участие 12 детей, был определен уровень физической подготовленности детей.

На втором этапе проводился основной эксперимент на базе МБОУ КСОШ-интернат№1 с. Каргасок. В эксперименте приняло участие 12 детей, в ЭГ – 6 человек и 6 человек в КГ.

Во время основного эксперимента оценивалась эффективность разработанной методики проведения тренировочных занятий по развитию быстроты. Основным критерием эффективности методики явились: прирост результатов, характеризующих уровень физической подготовленности и развитие физических качеств, увеличение двигательной активности занимающихся, снижение уровня утомляемости.

На третьем этапе осуществлялось дальнейшее апробирование методики и внедрение ее в практику работы школы.

Для оценки разработанной методики и организации занятий был проведен основной педагогический эксперимент с 1 июня по 30 сентября  2015 г., на базе МБОУ КСОШ-интернат№1 с. Каргасок.

В эксперименте требовалось оценить эффективность разработанной методики. Для решения задачи были организованы 2 группы, экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ). ЭГ занималась по разработанной нами методике, а учащиеся КГ занимались по модифицированной программе секционной работы.

Анализ результатов исследования (табл. 1) показал, что в начале педагогического эксперимента статистически значимых различий в показателях физической подготовленности у занимающихся ЭГ и КГ не отмечалось. В результате повторного тестирования в ЭГ наблюдается положительная динамика результатов во всех тестах.                                                                  

Таблица 1

Показатели физической подготовленности в контрольный и экспериментальной группах в начале эксперимента

 

 

         Тесты

Контрольная

группа

Экспериментальная группа

 

 

   Р

  х

  σ

 m

 х

  σ

 m

Прыжок в длину с места (см)

177

10,6

2,94

181

12,9

3,58

<0,05

Челночный бег 10х3

(сек)

12,8

1,2

0,33

12,3

0,9

0,25

<0,05

Бег 30 метров (сек)

4,78

1,15

0,29

4,77

1,11

0,21

<0,05

 

Таблица 2

Показатели физической подготовленности экспериментальной и  контрольной группы до и после эксперимента

 

      Тесты

Контрольная группа

Экспериментальная группа

до

после

Р

до

после

Р

Прыжок в  

длину с места (см)

177

177,5

>0,05

181

183

<0,05

Челночный бег (сек)

12,8

12,79

>0,05

12,3

12,2

<0,05

Бег 30 метров (сек)

4,78

4,66

>0,05

4,77

4,57

<0,05

 Результаты педагогического эксперимента (табл. 2) показали, что у занимающихся в КГ и ЭГ повысился уровень физической подготовленности по сравнению с исходным, но более значительный прирост в экспериментальной группе.

Выводы и практические рекомендации

В результате проведенных исследований мы пришли к следующим выводам:
  • Тренировочные занятия, проводимые в предложенном нами режиме и направленные на развитие скоростных способностей, положительно влияют на развитие быстроты.
  • Полученные в результате исследований данные свидетельствуют о значительном приросте быстроты     у юных футболистов экспериментальной группы, чем в контрольной группе:

  а) в прыжке в длину в КГ на 0,5 см, в ЭГ на 2,0 см;

  б) в челночном беге в КГ на 0,01 сек, в ЭГ на 0,1 сек.;

  в) в беге на 30 метров в КГ на 0,12 сек, в ЭГ на 0,2 сек

  • Анализ результатов говорит о том, что направленные скоростно-силовые нагрузки влияют не только на скорость бега футболистов, но и на развитие отдельных мышечных групп, хотя специальных тренировок на развитие силы мышц этих групп мы не проводили.

   Исходя из выше изложенного, мы рекомендуем для развития скоростных способностей юных футболистов в тренировочных занятиях применять упражнения, отвечающие следующим параметрам:

·         длительность однократного выполнения упражнения 5-7сек;

·         интенсивность максимальная или близкая к максимальной;

·         интервал отдыха между отдельными повторениями 80-85сек,

·         число повторений упражнений одной серии 8-10 раз;

·         интервалы отдыха, между сериями 6 мин;

·         число серий – 5;

·         продолжительность занятий 1ч.30 мин.

Приложение1 (Специальная физическая подготовка)

Приложение2 (План-конспект Учебно-тренировочного занятия по футболу )
 


Список литературы

1.     Алексеев В.А. Физиологические аспекты футбола. М, ФиС, 1986г.- 86 с.

2.     Антонио Мария Урибс Кордосо. Средства и методы скоростной и скоростно-силовой подготовки юных футболистов 11-12 лет; Автореф. дис. канд. пед. наук. –М., 1985г.-21 с.

3.     Люкшинов Н.М. Искусство подготовки высококлассных футболистов: Научно-методическое пособие. – 2е изд., - М.: Советский спорт, ТВТ Дивизион, 2006г.- 432с.

4.     Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: ФиС, 1991.-345 с.

5.     Новокщенов И.Н. Особенности воспитания физических качеств у юных футболистов. Учебно-методическре пособие. – Волглград, 1996г. – 24с.

6.     Полишкис М.С., Выжгин В.А. Футбол: учебник для ИФК. – М.: Физкультура, образование и наука, 1999г. – 254с.

7.     Солопов И.Н., Герасименко А.П. Физиология футбола. Волгоград , 1998.-95 с.

8.     Рогачев А.Ф., Князев В.Д., Герасименко А.П. Оптимизация процесса подготовки юных футболистов в связи с динамикой развития физических качеств. Сб. Выбросы оптимизации учебно-тренировочного процесса юных футболистов. Волгоград, 1998.- с 3-11.

9.     Шамардин А.И., Солопов И.Н., Исмаилов А.И. Функциональная подготовка футболистов: Учебное пособие. Волгоград, ВГАФК, 2000. – 152 с.
 

 

 


22.05.2016   23.02

Суетина Людмила Петровна

0

 

Сергей Васильевич, здравствуйте! Очень интересное исследование Вами проведено. Грамотно и конкретно описан весь процесс работы, все этапы, дан подробный конспект учебно-тренировочного занятия по футболу. Важный и полезный Ваш мастер-класс! Спасибо!

01.04.2016   16.31

Шичева Оксана Борисовна

0

Не вызывает сомнения актуальность исследования Жеребцова Сергея Васильевича.
Приводит к нужному результату способность футболиста выполнять двигательные действия в минимальное время: преодолевать определенное расстояние, как можно скорее сконцентрироваться в самой сложной игровой ситуации, мгновенно оценить ее, найти правильный выход.
Автором проведена большая работа по проблеме поиска наиболее эффективных средств и методов развития быстроты у юных футболистов 12 13 лет: анализ научно-методической литератур, педагогический эксперимент, апробирование методики и внедрение ее в практику работы школы.
Приведенные в работе показатели показывают, что цель работы: совершенствовании методики воспитания быстроты юных футболистов, достигнута. Тренировочные занятия, проводимые в предложенном автором режиме и направленные на развитие скоростных способностей, положительно влияют на развитие быстроты юных спортсменов

 

30.03.2016   17.41

Столяров Петр Владимирович

0

Сергей Васильевич, вы молодец, что свой педагогический опыт перевели в такой хороший мастер-класс. Твоя работа очень актуальна, так как быстрота одна из основополагающих способностей, которую необходимо развивать в футболисте с юных лет.Вы выпустили уже не одно покаление ребятишек с футбольной подготовкой. Я желаю вам талантливых игроков, на которых вы сможете сделать не один педагогический опыт. Успехов вам в научно-исследовательской деятельности, жду новых и важных мастер-классов.




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru