Главная > Мастер-классы педагогов

Сайт "Педагогическая планета" размещается по новому адресу: https://planetatspu.ru/

Уважаемые коллеги! Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций присвоила сайту "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТА" Томского государственного педагогического университете статус "Средство массовой информации" (свидетельство).
Мастер-класс педагога: Шичева Оксана Борисовна

Формирование метапредметных знаний обучающихся 5 классов средствами IT-технологий на примере обучающих и развивающих программ


 

Шичева Оксана Борисовна, МАОУ СОШ №30 г. Томска, предмет информатика, категория высшая

Тема обучающих и развивающих программ для решения логических задач выбрана потому, что наибольшие трудности у обучающихся вызывают задачи связанные с логикой и алгоритмизацией. А именно решение таких задач развивает интеллект, самостоятельность, требует творческого подхода, что необходимо в любой предметной области и соответствует требованиям новых ФГОС.


Цель: с использованием познавательных, коммуникативных УУД научить детей

·        умению определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
·        умению создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Результат: метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе применения IT-технологий
·        опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
·        умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
·        умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
 
Методические и дидактические материалы
Изучение алгоритмизации и программирования, законов логики ведет к уверенной ориентации учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и т.д. Обучающиеся должны владеть информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: уметь преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, уметь выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования. Без творческого участия детей в процессе занятий и без использования учителем проблемных методов обучения, развивающих мыслительные способности школьников это невозможно. Поэтому, начиная с первого года обучения, особое внимание уделяю алгоритмизации и логике
Изучение алгоритмизации, программирования, логики в пятом классе начинаем с понятия алгоритма и его исполнителя, используя методические и дидактические возможности разработок УМК Л.Л. Босовой, пакетов СКРЭТЧ, Муравей, Лого Миры, Наставник, Роботландия и других.

 Структура и ход урока в 5-6 классе

Тема урока: Множества. Отношения между множествами. Логические операции.
Тип урока: Изучение нового материала.

 

Этап урока

Деятельность Учителя

Деятельность учеников

УУД

ЭОР

Время

1

Орг. момент

Приветствует учащихся, организует рабочее место.

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, демонстрируют готовность к уроку.

Развитие умения организовать рабочую среду. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

 

2 мин

2

Мотивационно-целевой

 

1.Проводит беседу на тему, что знают дети о понятии «множества», где встречались с этим понятием

2. Как понимают отношения между множествами.

 3. Предлагает задать вопросы, возникшие в связи с данной информацией, используя вопросительные слова. На какие вопросы вы бы хотели получить ответы и какие цели поставили на этот урок?

Цель урока: узнать, понять и попытаться применить понятия «множества» и «отношения между множествами».

1. Делятся мнениями по поставленной проблеме

2. Принимают информацию.
3. Формулируют вопросы - Детям знакомо понятие «множества» в житейском смысле.

- Высказывают гипотезу о том, какие могут быть отношения между множествами

- Формулируют цель урока: узнать, что такое «множества», в математике, информатике и где они применяются.

Личностные УУД: проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний Познавательные УУД: формулировать информационный запрос Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности

 

Пакет Мир информатики, видеопроектор

5 мин

3

Ориентиров очный этап

- Задает вопрос о способах получения нового знания, необходимого для ответа на возникшие вопросы, предлагает способ и последовательность действий

- Демонстрирует ролик, поясняющий изучаемые понятия

И предлагает всем вместе решить задания

- Называют известные им источники и методы поиска информации и знакомятся с предложенной учителем последовательностью действий

- Выполняют всем классом задания под руководством учителя: визуально определяют в каких отношениях находятся множества

Регулятивные УУД: планировать, т.е. составлять план действий с учетом получения конечного результата.

Пакет Мир информатики, видеопроектор

5 мин

4

Практически й этап

 

 

 

 

 

 

Самостоятел ьная работа с самопроверк ой

- Знакомит с понятием логических операций И, ИЛИ, НЕ на примере диаграмм Эйлера-Венна.
 - Демонстрирует примеры выполнения заданий на пересечение, объединение, исключения множеств.

 - Предлагает выполнить самостоятельную работу на компьютерах, с возможностью исправления ошибок, сравнивая с образцом.

 

 

 

 

 

- Решают задания всем классом, задают вопросы.

- Самостоятельно выполняют задания на компьютерах, обсуждают друг с другом пути решения задач.

- Анализировать и сравнивать объекты, подводить под понятие (П)

- Выполнение действий по алгоритму (П); – контроль (Р); – коррекция (Р); – оценка (Р); – анализ, сравнение, обобщение, аналогия (П); – извлечение необходимой информации (П); – подведение под понятие (П); – моделирование, преобразование модели (П); – установление причинно- следственных связей (П); – выведение следствий (П); – самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – построение логической цепи рассуждений (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – контроль, коррекция, оценка (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

 – формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К).

Пакет Наставник, видеопроектор, компьютеры учащихся

8 мин

 

 

 

 

 

 

16 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Рефлексивно -оценочный этап

1. Предлагает оценить факт достижения цели урока: на все ли вопросы найдены ответы.

2. Предлагает каждому учащемуся высказать свое мнение в виде 1 фразы.

3. Запись домашнего задания.

1. Оценивают степень достижения цели, определяют круг новых вопросов.
2. Выборочно высказываются, делятся друг с другом мнением

Регулятивные УУД: констатировать необходимость продолжения действий Коммуникативные УУД: адекватно отображать свои чувства, мысли в речевом высказывании.

 

4 мин

  

Использованные ресурсы:
·        Босова Л. Л., Босова А. Ю. УМК «Информатика» для 5-9 классов (ФГОС) – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

Методические рекомендации по работе с предлагаемыми образовательными материалами.

Методические рекомендации

Скан-копия рецензии

 

Уважаемые коллеги, для корректного просмотра методических рекомендаций, пожалуйста скачайте файл на свой компьютер.


20.04.2016   09.41

Калинина Наталья Александровна

0

Доброго времени суток! Оксана Борисовна, материал, который вы предоставила полезен и интересен. Действительно, в 6 классе важно начинать более подробно изучать элементы программирования, так как тема программирования и алгоритмизации актуальна. Спасибо за материал! После просмотра задумалась о включении данного раздела в внеурочную деятельность.

20.04.2016   18.18

Шичева Оксана Борисовна

0

 Здравствуйте, уважаемая Наталья Александровна!

Спасибо за понимсние и добрые слова.

С уважением, Оксана Борисовна Шичева.

19.04.2016   17.24

Зуева Лариса Николаевна

0

 Добрых времени суток, Оксана Борисовна!

Сложно пока оценить Вашу работу, так как ссылка на ресурс не рабочая. Пока познакомилась с конспектом урока. Ещё раз вставьте, пожалуйста, ссылку на ресурс.

19.04.2016   19.28

Шичева Оксана Борисовна

0

 Здравствуйте, уважаемая Лариса Николаевна!

Проверила ссылку "Методические рекомендации" - все работает, документ загружается.

С уважением, Шичева Оксана Борисовна




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru