Главная > Мастер-классы педагогов

Сайт "Педагогическая планета" размещается по новому адресу: https://planetatspu.ru/

Уважаемые коллеги! Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций присвоила сайту "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТА" Томского государственного педагогического университете статус "Средство массовой информации" (свидетельство).
Мастер-класс педагога: Аглуллина Гульзада Габдулловна

МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ XXI ВЕКА


Аглуллина Гульзада Габдулловна,
учитель начальных классов
МБОУ «Параньгинская СОШ»
Республика Марий Эл

 


Пояснительная записка


Актуальность проблемы развития учебно-исследовательских умений школьников обусловлена рядом противоречий. С одной стороны – традиционно сложившаяся репродуктивная система образования, с другой стороны – направленность общества на формирование креативной, самостоятельной и активной личности. Развитию поисковых и творческих способностей учащихся в системе школьного образования все еще не уделяется должного внимания. Разработок по организации исследовательской деятельности сравнительно мало. В школе уже много лет продолжается противодействие традиционного и исследовательского обучения. И по-прежнему традиционное обучение строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. В результате - потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить.

Наибольшую эффективность применения метода проектов на уроках в начальной школе имеют такие учебные предметы, как окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство, технология. Это могут быть разные виды деятельности, например, может проводиться инсценировка литературного произведения с прохождением всех стадий: разработки задания, разработки проекта, реализации, презентации и рефлексии.
Наиболее успешными считаю проекты в конце изучения определенной темы. В данном случае проект выполняет функцию обобщения, заставляет ребят взглянуть на учебный материал с другой стороны, проявить себя в новом качестве. У детей проявляется повышенный интерес к исполнению работы, развивается творческий подход, самостоятельность в выполнении. Во время подготовки проекта дети младшего возраста могут привлекать и родителей. Работа над проектом очень захватывающее действие! Сотворчество объединяют взрослых и детей, раскрывает доселе неизвестные качества личности.
Хорошо вписывается метод проектов во внеурочную деятельность, когда работа над проектом не ограничена временными рамками. Очень часто проектная деятельность, начатая на уроке, может быть продолжена, например, на занятиях кружка, во время проведения экскурсий.

Этапы проектной деятельности и педагогическое руководство

1.    Постановка учебной проблемы.
В основе каждого проекта лежит проблема. Нет проблемы - нет деятельности. На этом этапе важно подобрать такую проблему из окружающей действительности, которая была бы интересна учащимся. Проблема должна мотивировать учащихся к проектной деятельности. Эта трудная задача выбора проблем для проектов остается на долю учителя,
и от того, насколько хорошо педагог сработает на этом этапе, зависит успешность проектной деятельности учащихся в целом.

2.    Определение целей и задач проектной деятельности.
Целью проекта является нахождение способа решения проблемы. Цель должна быть простая, понятная и значимая для учащихся. Исходя из цели, определяются задачи или способы действия.


3. Решение обозначенной проблемы или этап деятельности.
Учащиеся работают с информацией, формируют и развивают навыки работы в команде.  -  Педагог обеспечивает сопровождение проектной деятельности, наблюдает за работой команд, консультирует учащихся.

4. Достижение результата в процессе работы.
Одно из главных правил проектной деятельности - получение практического результата как предлагаемого способа решения проблемы. Результатами могут быть:
o    макет
o    сценарий праздника
o    анализ социологического опроса
o    видеофильм
o    журнал
o    костюм
o    мультимедиа
o    учебное пособие
o    выставка изделий
o    газета
o    справочник и др.

5. Оформление результата деятельности.

Данный этап является кульминацией деятельности, т.к. от способов оформления результата деятельности зависит общее впечатление о проекте.

6. Защита проекта.

Результат работы над проектом необходимо публично продемонстрировать, подготовив устное сообщение, в ходе которого четко изложить информацию по результатам проектной деятельности, обратить внимание на различные аспекты деятельности команды, пояснить, какие сложности встретились в работе и как они преодолевались. По окончании выступления учащиеся должны быть готовы к вопросам, которые, возможно, появятся у педагогов и членов других команд.

7. Этап рефлексии.
Рефлексивная деятельность позволяет оценить личный вклад каждого в общее дело и сформировать у ребят адекватную самооценку. Важно оценивать не результат выполнения проекта, а деятельность учащихся по достижению этого результата.

Правила работы в команде:
•    В команде нет лидеров, все члены команды равны.
•    Команды не соревнуются, а работают на достижение единой цели проекта.
•    Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.
•    Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
•    Если члены одной команды заранее завершили свою часть работы, приветствуется помощь другим командам.

Накопленный опыт работы  показывает, что внедрение проектного обучения в образовательный процесс дает положительные результаты во многих аспектах образования и воспитания личности ребенка и способствует созданию бесконфликтной педагогики.
 

Мои методические материалы


При изучении наук примеры полезнее правил.
И. Ньютон
 

                                      
Обсуждение проблемы проектного подхода в обучении в Сети творческих учителей  «Обучение младших школьников приемам исследовательской деятельности на экскурсиях по окружающему миру»


Мастер-класс  "Проектные задачи в начальной школе"

Программа дополнительного образования детей   "Я - исследователь"


Разработанные проекты:

Международный сетевой проект «Ко дню животных»  на платформе ГлобалЛаб

Портфолио проекта-исследования "Все начинается с осанки" в ИнтеВики

Проект-путешествие "По знаменитым местам мира", окружающий мир, 3 класс, раздел «По странам Европы»

Проект к 100-летию детского писателя В.Ю. Драгунского "Герои любимых книг", литературное чтение, 3 класс, конец учебного года

Участие в сетевом проекте "Самый, самый,самый..!"   Наша  wiki страница

Накопленный опыт работы  показывает, что внедрение проектного обучения в образовательный процесс дает положительные результаты во многих аспектах образования и воспитания личности ребенка.
 

Рекомендую прочитать по теме:
«Возможно ли объединение классно-урочной и проектной формы занятий?»                  
Автор статьи: Ирина Валентиновна Жакулина 

_________________
 

Источники информации:

Богоявленская, А. В науку идут малыши Практический журнал для учителя и администрации школы.-2006.-№1. - С.26-31.
Гафитулин, М.С. Проект "Исследователь". Методика организации исследовательской деятельности учащихся  Педагогическая техника. 2005. - №3. - С.21-26.
Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников – М.: «Сентябрь», 2003. – С.204
Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению  – М.:Просвещение, 2006.- 434 с.
«Использование метода проектов на уроках в начальной школе»
http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65635a3ac69a4d53b88521316c27_0.html
Формы продуктов проектной деятельности    http://gigabaza.ru/doc/181.html

Рецензия на работу   

  Уважаемые коллеги!

Буду рада, если мои материалы заинтересуют вас и будут востребованы при организации проектно-исследовательской работы с вашими учениками.


05.07.2017   08.40

Мануилина Евгения Анатольевна

0

 С большим интересом ознакомилась с материалами Мастер-класса!Работая с младшими школьниками , считаю, что метод проектов одним из самых эффективных.Конечно, "разработка" проекта  - дело трудоемкое, однако результат того стоит! Очень понравилась идея участия в сетевых проектах! Обязательно попробую в этом учебом году!

18.07.2017   23.10

Аглуллина Гульзада Габдулловна

0

Уважаемая Евгения Анатольевна! Целиком согласна с Вашим мнением! Да, дело трудоемкое, но того стоит. Надо пробовать, надо учиться самим и учить этому наших детей. Удачи!

03.08.2016   10.16

Колотова Александра Аркадьевна

0

 Уважаемая Гульзада Габдулловна! С большим интересом познакомилась с Вашим мастер-классом, с тем, как Вы работаете с младшими школьниками. Попробую и со своими детьми применить Ваш метод проектов. Всего хорошего, успехов Вам и Вашим ученикам. Приглашаю на свой мастер-класс 2015 года: Музыкальный театр (из опыта работы). Спасибо.

16.06.2016   10.38

Зенкина Ирина Анатольевна

0

 Здравствуйте, Гульзада Абдулловна. Спасибо за интересный мастер-класс. Вами четко определены критерии, этапы проектных задач, что помогает учителю спланировать и провести работу над проектными задачами в классе. Ваши примеры проектных задач с удовольствием возьму в свою копилку, творческий подход и знания помогут осуществить и новые задумки. Творческих Вам успехов.

30.05.2016   22.21

Ильиченко Наталия Алексеевна

0

 Здравствуйте, ознакомилась со  всеми вашими методическими материалами. Действительно, метод учебных проектов сегодня актуален, востребован и очень эффективен, так как даёт ребёнку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Проекты, которые вы представили, разнообразны и интересны. Интересно также было познакомиться с сетевыми проектами. 

13.05.2016   21.10

Аглуллина Гульзада Габдулловна

0

Уважаемые коллеги! Международный сетевой проект «Ко дню животных»  на платформе ГлобалЛаб действующий. Приглашаю присоединиться к проекту! Для участия необходима регистрация на сайте ГлобалЛаб. Пройдя по ссылке вы попадаете на страницу проекта. Прочитав информацию о проекте, Вы можете заполнить анкету. Ваши данные сразу отобразятся в результатах проекта. Удачи!

13.05.2016   18.52

Веретенникова Елена Анатольевна

0

 Спасибо за мастер-класс. Интересно познакомиться с работой сетевого проекта.

12.05.2016   16.11

Машкова Алена Александровна

0

 Спасибо за профессионаольный мастер-класс. Участие детей особенно в сетевых проектах сегодня очень актуально.

Учитель-логопед МБОУ г.Иркутска гимназии №3

Машкова А.А.




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru