Главная > Мастер-классы педагогов

Сайт "Педагогическая планета" размещается по новому адресу: https://planetatspu.ru/

Уважаемые коллеги! Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций присвоила сайту "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТА" Томского государственного педагогического университете статус "Средство массовой информации" (свидетельство).
Мастер-класс педагога: Нестерова Марина Георгиевна

Интегрирование  региональной/локальной и мировой истории в отечественную в соответствии с нормами ФГОС и историко – культурного стандарта. 

Педагогическое кредо:
  "Совершенствоваться - значит меняться, быть совершенным - значит меняться часто!" 
У. Черчилль.

 


 
Нестерова Марина Георгиевна
 
Балейский филиал "Читинский педагогический колледж"
преподаватель социально – гуманитарных дисциплин
высшей квалификационной  категории  
Почетный работник СПО
                                                                                                          
 

Здравствуйте, уважаемые коллеги!
 
В данном мастер – классе  Вы можете посмотреть,  как можно интегрировать региональную/локальную и мировою историю  в отечественную в соответствии с нормами ФГОС и  ИКС.

Пояснительная записка.

 
Разработанная Концепция   нового учебно-методического комплекса по отечественной истории включает в себя Историко-культурный стандарт.
Концепция направлена на повышение качества школьного исторического образования, воспитание гражданственности и патриотизма, развитие компетенций учащихся общеобразовательных школ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и среднего (полного) образования, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.
Целью разработки новой концепции является формирование целостной картины российской истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны, формирование современного образа России. 
 
Цель мастер – класса:
 
Показать как можно интегрировать региональную (Забайкальский край)/локальную (Балейский район) и мировою историю  в отечественную в соответствии с нормами ФГОС и ИКС.
 
Методические и дидактические материалы мастер – класса.
 
Курс отечественной истории дает возможность раскрыть своеобразие и неповторимость российской истории, ее связи с ведущими процессами мировой истории, а также дает возможность  сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села).
 
Такой подход способствует:
 
  •  осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как гражданина  своей страны, жителя  своего края, города, представителя определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителя традиций рода и семьи;
  • формированию у школьников представлений об общей исторической судьбе нашей Родины;
  • формированию у молодого поколения личностного, эмоционально окрашенного восприятия прошлого.
 
В российском образовании существуют соответствующие традиции, которые следует продолжать и развивать.
Так, воспитанию патриотизма и гражданственности у школьников при изучении отечественной истории способствует обращение к ярким примерам трудовых и воинских подвигов многих поколений россиян.
Величие побед и тяжесть поражений убедительно раскрываются через жизнь и судьбы людей, в том числе отцов и дедов школьников, через историю их рода и семьи.
Такое отношение к преподаванию истории способствует выработке у молодого человека чувства сопричастности с историей страны.
При этом речь идет как о выдающихся личностях, лидерах, которым посвящаются отдельные биографические справки, так и об обычных, «рядовых» людях.
 
Методические рекомендации.
 
В соответствии с требованиями ИКС выделены элементы, которые практически могут быть применены в работе по интегрированию  региональной/локальной  и мировой истории в отечественную в соответствии с нормами ФГОС  и рекомендованы учителям истории Забайкальского края.
  
Элементы
Примеры интеграции
 
История России
Региональная история
 
Локальная история
1.Формирование единого культурно – исторического пространства РФ
Тема: Народы и государства на территории нашей страны в древности.
 
Первые научные сведения о Забайкалье. (периодизация, древние стоянки и т.д.)
 
2.Формирование представлений об основных этапах формирования многонационального государства.
Тема: Россия в XVII веке
Народы Забайкалья. Эвенки. Буряты. Заселение Забайкалья русскими.
 
3.История России как неотъемлемая часть мирового исторического процесса.
1.Тема: Культура и быт. Народы Сибири в XVI – XVII вв.
 
 
 
 
2. Тема: Империя Петра Великого. Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд.
 
 
 
 
 
 
3.Тема:  Расширение территории России и укрепление ее международного положения.
1.Место Забайкалья в истории Центрально-азиатского региона.
 
 
 
 
2.Восточное Забайкалье как горнорудная провинция России. 
Строительство крупных серебросвинцовых заводов. 
Открытие золота в Забайкалье. Первые опыты угледобычи. Железоделательное производство (Петровский завод).
 
1. Развитие торговых городов: Нерчинска и Сретенска. ( для Нерчинского и Сретенского районов)
 
2.История железоделательного завода в Петровском заводе.
(для Петровско – заводского района)
 История серебросвинцовых заводов в районах Забайкалья.
 
3.  Нерчинский договор.
Нерчинск, его роль в становлении российско-китайских отношений. (для Нерчинского района)
4. Изучение истории российской культуры как непрерывный процесс обретения национальной идентичности (этнокультурный компонент)
Тема: Этнокультурный облик империи Народы империи.
Проблемы формирования населения Забайкалья. Социально-этнический состав. Эвенки и буряты. Поляки в Забайкалье. Старообрядцы и казаки. Культура и быт народов региона. Этнопедагогика.
 
Декабристы в Забайкалье.  
 
 

 
История Бутинского дворца.( для Нерчинского района)
 
 
 
 
 
Памятные места декабристов.
Благодатский рудник, Читинский острог, Петровский Завод.
5. Российская история – это история всех территорий, народов.
6. Формирование современной толерантной личности, готовой  к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира. История религий.
Тема: Национальная и религиозная политика.
Быт и верования эвенков.
Религиозные верования бурят.
Буддизм. Ламаизм.
Религиозная ситуация в регионе.
Религиозная ситуация г.Балея.
Религиозная ситуация других районов Забайкалья.
7. Формирование патриотической гордости.
1.Тема: Эпоха 1812 года.
 
2.Тема: Русско японская война.
 
3. Тема: Первая мировая война,
 
4.Тема: СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
 
 

3.Забайкалье – фронту! 
 
1.Герой Советского Союза, балеец И.Г.Отмахов.
 
2. Следы далеких событий в судьбе земляков и своих родственников.
 
3.Золото г.Балея Великой Победе!

 

Урок истории "Итоги войны и цена Победы"

 Книга Памяти. Работы студентов

  1. Баженов Анатолий Васильевич - ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
  2.  Баранов Иван Иванович
  3.  Бородин Николай Васильевич – Герой Советского Союза.
  4. Верхотуров Александр Поликарпович.Трудный путь к Победе.
  5. Владимир Васильевич Герасимов - педагог, участник Великой Отечественной войны.
  6. Герой Советского Союза - Баданин Василий Иванович.
  7.  Летопись моей семьи "Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой"
  8. Мищенко Александр Федорович - ветеран педагогического труда, участник Великой Отечественной войны. 
  9. Губин Назар Петрович - Герой Советского Союза.
  10. Мой прадед Алексей Феофанович Ушаков
  11.  Окунцов Вадим Иннокентьевич. Последний бой коммуниста.
  12. Первушин Александр Иванович. Выпускник Балейского педагогического колледжа, ветеран Великой Отечественной войны.
  13. Тихоньких Николай Прокопьевич. Воспоминания "О службе во Второй Польской армии 1944-1945 год"
  14. Чалдаев Виктор Алексеевич- Герой Советского Союза 
  15. Чугуевский Леонид Захарович - Герой Советского Союза

 

Дидактические материалы к уроку

Скан - копия рецензии.

 

Уважаемые коллеги, спасибо за внимание, если вас заинтересовала представленная тема, буду рада общению.

 




29.10.2017   18.28

Миронова Ольга Александровна

0

 Уважаемая Марина Георгиевна! Представленный вами материал важен, полезен. Затронуты проблемы современного образования, воспитания. Одной из форм идентичности является локально-региональная. Зарождается она в своей семье с формирования нравственных качеств, заботы о своей семье.   Далее  её формирование  идёт через воспитание любви к малой Родине.  Начинать надо с близкого и конкретного, с того, что окружает ребёнка, с того места, где он родился, растёт.  Следующий этап   - страна, народ. Настоящий гражданин гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, не равнодушен к тому, что происходит в стране, стремится быть полезным обществу. Общечеловеческая идентичность предполагает активную позицию за сохранение мира на Земле.  Внедрение информационных технологий является одним из важнейших инструментов воздействия на мировоззрение человека в целом. Необходимо уделять  внимание освещению на сайтах лучшего педагогического опыта, отражающего современные формы и содержание гражданско-патриотического воспитания. Главное – это системный подход к формированию гражданской позиции учащихся, создание условий для его развития. Спасибо за предоставленный опыт. 

02.11.2016   04.58

Смирнов Максим Юрьевич

0

 Здравствуйте, Марина Георгиевна!  Ваш мастер-класс очень ценен и интересен для всех педагогов-историков, а для молодых учителей, таких как я, особенно.  Очень важно  в свете современных тенденций реформы исторического образования и преподавания   придерживаться новых методов и способов преподавания, проводить интегрированные уроки с подчеркиванием различных межпредметных связей. Данный мастер-класс подчеркивает, по-моему, что любой курс краеведения можно  соединить с историей регионов и историей государства.  вот у меня только возник один вопрос: что в вашей разработке представляет собой книга памяти, в каком виде она предстает, кто ее создает и т.д.?

Спасибо за предоставленную возможность познакомиться с Вашим педагогическим опытом.

06.11.2016   13.23

Нестерова Марина Георгиевна

0

 Добрый день, уважаемый Максим Юрьевич! Спасибо Вам за интерес и отзывы о мастер -классе. Книга памяти создается несколько лет, как долгосрочный проект, в ней студенты собирают и  систематизируют материал о своих родных и близких, а также о других участниках Великой Отечественной войны, родом из Забайкалья.  Внастоящее время материал размещается на сайте "Вахта Памяти", который существует уже  2 года в рамках социальной сети работников образования. Успехов Вам , творчества всего самго наилучшего. надеюсь, что смогла ответить на ваши вопросы.

05.09.2016   00.36

Алдакаева Наталья Георгиевна

0

Здравствуйте, Марина Георгиевна! Сегодня в обществе слова "партиотизм" и "любовь к родному краю" вновь приобретают высокое занчение. И конечно, огромная роль отводится в этом деле учителям всех областей знаний, в том числе и учителям литературы. Ваш мастер-класс показывает, какие темы регионального компонента  рассматриваются в ходе изучения истории России, но мне, например, интересна система творческо-исследовательских работ по данному направлению. Можно ли о ней немного рассказать? Например, работы стедентов - это исследовательская деятельность по одной теме или это проекты? Как была организована такая масштабная работа? Сколько времени было на неё потрачено? Как происходила защита этих работ?

22.09.2016   16.29

Нестерова Марина Георгиевна

0

 Добрый день, Наталья Георгиевна! Краеведческая работа всегда вызывает у меня огромный интерес, стараюсь заинтересовать и студентов. Представленная работа - это результат и исследовательских работ студентов и работа в рамках проекта по созданию Книги памяти. Исследовательские работы связаны с историей нашего края, так же как и мои исследовательские статьи. Данная работа осуществлялась с 2012 года. Работа над проектом осучествляется очень давно, но, в электронном виде работы стали выполняться в течение последних двух лет. Представление и защита проекта осуществляется на уроке истории при изучении тем по Великой Отечественной войне с дальнейшей публикацией в о Всероссийском проекте "Вахта Памяти" Если есть вопросы, то постараюсь на нихответить.С уважением Нестерова М.Г.

24.08.2016   22.45

Лобастова Марина Петровна

0

 Уважаемая Марина Георгиевна, спасибо за интересный и полезный мастер-класс. Ваши материалы - прекрасный образец интеграции регионального компонента в изучение отечественной и мировой истории. Такой подход "оживляет" историю, приближает её к школьникам, так как касается истории их родных мест. Особенно хочу отметить Ваши статьи и исследовательские работы студентов, свидетельствующие об истинном интересе к изучаемому предмету. Успехов Вам!

С уважением, Марина Петровна.

04.09.2016   07.46

Нестерова Марина Георгиевна

0

 Добрый день, уважаемая Марина Петровна! Огромное спасибо за ознакомление и положительный отзыв о мастер - классе. Одобрение нашей педагогической деятельности вдохновляет и придает творческих сил. Спасибо Вам за вдохновение! От всей души желаю Вам творческих успехов и удачи! 

26.06.2016   12.33

Песчанская Лариса Ахметяновна

0

Спасибо за приглашение. Актуальная тема на сегодняшний день. Современным педагогам без знания методологии ИКС работать трудно.

28.06.2016   20.19

Нестерова Марина Георгиевна

0

 Лариса Ахметяновна, добрый день! Спасибо за внимание к мастер - классу. Действительно, все учителя так или иначе используют в своей практике региональный компонент, в соответствии с ИКС это становится обязательным. Здесь, как никогда актуальны слова Д.С. Лихачева " о нравственной оседлости населения", "чувства Родины"

24.06.2016   18.45

Нестерова Марина Георгиевна

0

 Уважаемая Инна Геннадьевна, спасибо Вам за ознакомление с моим мастер - классом. 

24.06.2016   18.43

Нестерова Марина Георгиевна

0

 Здравствуйте, уважаемая Елена Владимировна!  Действительно, региональный подход интересен, так как сочетание урочной  и внеклассной работы "оживляет" учебный процесс, дает возможность решать не только познавательные и воспитательные задачи, но и необходимые компетенции.Спасибо Вам за пожелание плодотворной работы, вам также успехов, творчеста и удачи в нашей педагогической профессии. 

24.06.2016   18.33

Нестерова Марина Георгиевна

0

 Добрый день, уважаемая Анастасия Владимировна, спасибо Вам за комментарий и интерес к данной проблеме. Я с вами полностью согласна, что приоритетными задачами образования  являются повышение качества и воспитание патриотзма, гражданственности, создание целостной картины российской истории. Учителям истории и обществознания, литературы необходимо постоянно проводить эту работу, чтобы добиться результата.Творческих Вам успехов и хороших результатов в работе!

23.06.2016   20.30

Аджар Елена Владимировна

0

Уважаемая Марина Георгиевна! Предложенный Вами подход к изучению отечественной истории весьма продуктивен. Регионоведение является приоритетным направлением на данной ступени развития науки. Так, в истории русской литературы акцент с изучения основных литературных направлений уже давно смещен на художественный феномен русской периферии. А в изучении и преподавании иностранного языка регионоведение составляет большую часть программы. Региональный подход может принести Вам большие педагогические плоды. Поскольку на изучении истории своего края можно построить работу краеведческих кружков, интегрировав предметную и духовно-воспитательную цели обучения. Желаю Вам плодотворной деятельности на этом пути первооткрывателя.

23.06.2016   17.04

Павлова Анастасия Владимировна

0

 Нестерова Марина Георгиевна!

Очень инресная разработка!В данны момент очень важно  повысить качество школьного исторического образования, воспитание гражданственности и патриотизма, развитие компетенций учащихся общеобразовательных школ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и среднего (полного) образования, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации. Очень сложно у учеников сформировать целостную картину российской истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны, формирование современного образа России. Огромное спасибо! 

 

23.06.2016   10.31

Кузьмина Инна Геннадьевна

0

 Добрый день! Спасибо!




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru