Главная > Мастер-классы педагогов

Сайт "Педагогическая планета" размещается по новому адресу: https://planetatspu.ru/

Уважаемые коллеги! Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций присвоила сайту "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТА" Томского государственного педагогического университете статус "Средство массовой информации" (свидетельство).
Мастер-класс педагога: Головкина Татьяна Александровна

Нетрадиционные техники рисования.


Головкина Татьяна Александровна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования - Центр детского творчества

педагог дополнительного образования, 1 квалификационная категория. 


 Пояснительная записка

 

 В развитии творческого воображения неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из строительных и природных материалов. Одной из интересных видов художественно-творческой деятельности являются нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционные техники рисования отличаются необычностью материала, техникой нанесения изображения, специфическими приёмами передачи образа в изображаемых образах.

В первые термин «нетрадиционные техники» рисования был введен А.М.Страунинг в книге «Развитие творческого изображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности» по программе «ТРИЗ» - теории решения изобретательских задач. Ею были предложены различные техники рисования, разнообразным материалом. Вот некоторые из них:

 

Техника

Содержание

1.Монотипия

Краска наносится на целлофан или бумагу, или стекло, потом прикладывается к той бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцами. В зависимости от размера пятна, от направления растирания получаются различные изображения.

2.Волшебный рисунок

Рисунок наносится свечой, получается «волшебный рисунок» - он есть и его не видно. Потом на лист наносится тушь или краски – и рисунок проступает на цветном фоне.

3.Кляксография

На лист бумаги наносится клякса, определяется на что похоже, и дорисовываются недостающие части. Можно приподнять и наклонить лист бумаги, растекшейся краской создать изображение.

4.Точечный рисунок

Весь рисунок состоит из отдельных точек – наносится кончиком кисти или фломастером, точки могут быть разного размера.

5.Рисование по мокрой бумаге

Лист смачивается чистой водой, а потом кистью или пальцами наносится изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане.

6.Мозаика

Нарисовать на бумаге контур будущей композиции, взять цветную бумагу и разорвать на мелкие кусочки, затем при помощи клейстера(клея) приклеить разноцветные кусочки бумаги в контур, можно сделать «резанную» мозаику. Она выполняется так же, только кусочки цветной бумаги не разрываются, а нарезаются ножницами.

7.Набрызг

Необходимо взять зубную щетку, нож и краску, затем налить в тарелку жидкую краску, обмакнуть в ней щетку, наклонить щетку над бумагой и проводить по ворсу ножом по направлению к себе.

Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования. 

 Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт-терапевтических техник. Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, не смотря на то, что чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание часто рассеянно и неустойчиво. В процессе нестандартной художественной деятельности зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений.

Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления. Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых возможностей!

Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности может приобрести творческий характер, если у детей сформированы эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, а также, если дети овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями.

В среднем школьном возрасте недостаточно используют образовательные возможности нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей. Дети не имеют представления, что существуют такие нетрадиционные техники рисования как кляксография, монотипия, и многие другие. Нетрадиционные техники рисования практически не востребованы в образовательном процессе.
Движения руки, направленные на выполнение рисунка, не рождаются самим процессом изображения, ведь ребенок только начинает творить

 

Сборник методических материалов по нетрадиционным техникам

 

Методический сборник  составлен для педагогов, учителей по изобразительному искусству и носит рекомендательный характер. Сборник включает в себя теоретическое обоснование и примеры практического применения конкретных заданий.

Цель выпуска сборника: оказать методическую помощь в организации занятий с использованием нетрадиционных техник рисования  в  дополнительной образовательной деятельности по  художественному творчеству.

Данный методический сборник составлен с использованием опыта работы педагога дополнительного образования Андросовой Светланы Валентиновны по теме: «Изобразительная деятельность, как средство формирования творческого воображения детей младшего школьного возраста» п. Лиман 2012г., учителя изобразительного искусства МБОУ СОШ № 1 Даниловой Светланы Владимировны  по теме: «Развитие воображения младших школьников с помощью нетрадиционных техник рисования» г. Анива 2012г., воспитателя Сонниковой Н.П. «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей», а так же с использованием литературы:. «Обучение детей технике рисования» Комарова Т. С, «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию» под редакцией  Комаровой Т. С., «Ступеньки к творчеству» Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н..


Мастер-класс "Клякса"

Презентация для мастер-класса "Клякса"

 

 

 

Скан-копия рецензии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уважаемые коллеги! Если у вас возникнут вопросы, я постараюсь ответить. Всем творческих успехов!


08.12.2016   13.14

Плесовских Татьяна Алексеевна

0

 Уважаемая Татьяна Александровна! 
Ваш мастер - класс очень понравился и заиинтересовал настолько, что в своей работе стала использовать нетрадиционные техники рисования. Детям понравилось. Спасибо вам, желаю дальнейших творческих успехов!

22.06.2016   13.55

Головкина Татьяна Александровна

0

 Лилия Васильевна, рада, что вам понравился  сборник методических материалов. Творческих, вам, успехов!

22.06.2016   13.53

Головкина Татьяна Александровна

0

Большое спасибо, Галина Федоровна. Очень рада, что вам понравился мой мастер-класс. 

22.06.2016   10.48

Капишникова Галина Фёдоровна

0

 Уважаемая Татьяна Александровна! Очень понравился ваш мастер-класс! Спасибо вам за систематизированную подборку, у вас получился  добротный и понятный сборник нетрадиционных техник рисования! И просто замечательный мастер-класс "Клякса"! Обязательно буду использовать в своей работе!

21.06.2016   16.48

Голдина Лилия Вильевна

0

 Уважаемая Татьяна Александровна! С огромным удовольствием ознакомилась с Вашим сборником. Со многими техниками знакома, но Вы даете краткое, но ясное описание, как это выполнить: Большое спасибо за Ваш мастер-класс. Обязательно возьму себе в копилку.




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru