Главная > Мастер-классы педагогов


Наши мероприятия и повышение квалификации
  1. Модульная модель ПК (дистанционная) >>
  2. Презентация всех моделей повышения квалификации на английском языке >>

Актуально
  1. Мастерская педагогического опыта >>
  2. Всероссийские предметные методические объединения >>
  3. Рецензии авторских материалов и программ развития школ >>
  4. Благодарственные письма 2016 - 2017 >>
До конца регистрации осталось менее 15 дней:
  1. Фестиваль «Антитеррористическая безопасность» >>
  2. Дистанционная конференция НОТ-2017 >>
Профессиональные педагогические конкурсы:
  1. Конкурс «Учитель – моё профессиональное призвание» >>
  2. Конкурс «Педагогический проект» >>
  3. Конкурс «Листая прошлого страницы» >>
  4. Фестиваль «Реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ» >>
Открытые конкурсы для дошкольников и школьников:
  1. Конкурс «Школьный кроссворд» >>
  2. Конкурс ученических рефератов «Кругозор» >>
Сетевые проекты:
  1. Проект «Возможности сетевых сервисов: урок, внеурочная деятельность» >>
  2. Проект «Электронные таблицы: создание кроссвордов и тестов» >>
Конференции:
Олимпиады:

Мастер-класс педагога: Лобастова Марина Петровна

Программно-методическое обеспечение курсов внеурочной деятельности по развитию навыков смыслового чтения в основной школе


 
Лобастова Марина Петровна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МАОУ гимназии №13 г. Томска,

Почетный работник образования.


Уважаемые коллеги! Предлагаю Вам познакомиться с методическими и дидактическими материалами по развитию навыков смыслового чтения в рамках внеурочной деятельности. Надеюсь, что данный материал будет полезен и интересен не только учителям основной школы.
Пояснительная записка
Материалы мастер-класса включают рабочие программы курсов внеурочной деятельности «Читательский клуб» (5-9 класс) и «Учусь работать с книгой и текстом. Основы продуктивного чтения» (5-6 класс), разработки занятий, образцы детских творческих работ.
Актуальность данного мастер-класса обусловлена требованиями федерального государственного образовательного стандарта, выделяющего несколько междисциплинарных программ, направленных на развитие универсальных учебных действий. Одна из таких программ – «Основы продуктивного чтения», главной задачей которой является формирование навыков работы с текстом по извлечению, пониманию, интерпретации и оценке информации. Предлагаемые в материалах мастер-класса программы – один из вариантов решения данной проблемы. Кроме того, программа «Читательский клуб» всецело решает задачи духовно-нравственного воспитания школьников через организацию досугового, в том числе семейного чтения книг на важные для современных детей темы.

Таким образом, цель представляемой методической разработки – реализация требований ФГОС основного общего образования в части воспитания компетентного читателя с развитым эстетическим вкусом, способного к работе с текстом по извлечению, обработке, осмыслению информации.

Методические и дидактические материалы

Программа курса внеурочной деятельности "Читательский клуб"

программа курса внеурочной деятельности "Основы продуктивного чтения"

Разработка заседания читательского клуба по книге Саши Черного "Дневник фокса Микки"

Презентация к занятию по книге "Дневник фокса Микки"

Творческое задание по книге "Дневник фокса Микки"

Читательский дневник

Разработка занятия по рассказу А. Костюнина "Рукавичка"

 

Методические рекомендации 

1.      Предлагаемые программы могут быть реализованы как программы внеурочной деятельности через учебный план школы, или как программы кружков в рамках организации дополнительного образования, или как программы отдельных спецкурсов.
2.      Программа «Читательский клуб» имеет единую структуру для всех лет обучения, учитель вправе наполнять разделы самостоятельно, составлять свой список произведений для прочтения и обсуждения, опираясь на собственные задачи, на запросы и интересы участников клуба.
3.      Для того чтобы достичь воспитательные результаты трех групп, рекомендуется занятия читательского клуба в рамках курса ВУД совмещать с работой городских читательских клубов, подобных объединений в других школах и т.д. В качестве иллюстрации приводятся разработки заседаний как раз городского клуба с участием учеников, посещающих курс внеурочной деятельности.
4.      Результативность работы по развитию навыков смыслового чтения в целом повышает участие в различных конкурсах. Примером может служить конкурс «Читательский дневник» («Педагогическая планета»).
5. Работа в рамках курсов ВУД даёт прекрасную возможность развития проектно-исследовательских навыков, позволяет школьникам разрабатывать читательские проекты, которые могут выступить в роли итоговых.

Скан-копия рецензии


03.10.2016   22.29

Исаева Ирина Анатольевна

0

Добрый вечер, уважаемая коллега. Познакомилась с вашей программой курса внеурочной деятельности "Основы продуктивного чтения". Хочется отметить очень интересный и полезный опыт по формированию УУД, связанный с работой по тексту с применением  методики интерактивного чтения. В программе подробно описаны этапы работы с текстом, приводятся примеры заданий, которые помогают формировать грамотного читателя. Нельзя не сказать о формах достижения воспитательных результатов реализации программы. Интересен выход учащихся на итог: читательский проект и конкурс "Читательский дневник". Какой опыт вы уже имеете, какие проекты дети выбирают или предположительно могут выбрать?  Какой опыт сомостоятельного общественного действия имеется в виду? Я преподаю иностранный язык и  тоже приходится много работать с текстами, используя различные приемы интерактивной методики. Ваш материал оказался актуальным и полезным для меня. Спасибо большое.

04.10.2016   22.46

Лобастова Марина Петровна

0

 Добрый вечер, Ирина Анатольевна! Спасибо за интерес к материалам моего мастер-класса. Действительно, приведенные программы реализуются не первый год, в процессе работы неоднократно дополнялись, корректировались. На сегодня данные программы актуальны еще и тем, что позволяют детям защищать так называемые итоговые проекты в рамках внеурочной деятельности. По опыту прошлого года могу сказать, что наиболее востребованными у ребят стали проекты по разработке электронных читательских дневников и составлению дидактических игр по прочитанным литературным произведениям. Под получением опыта самостоятельного общественного действия имеется в виду один из главных результатов ВУД: возможность презентовать результаты своей работу аудитории, например, выполненные читательские дневники, буктрейлеры они представляли на заседаниях читательского клуба, во время декады русского языка и литературы одноклассникам, ученикам других классов в параллели, начальной школе с целью пропагандировать чтение и знакомить школьников с интересными, на их взгляд, книгами. С приближающимся Днем учителя!

15.09.2016   21.01

Лобастова Марина Петровна

0

 Добрый вечер, Наталья Георгиевна! Спасибо за внимание к материалам моего мастер-класса. Действительно, программа читательского клуба может быть использована для детей разного возраста, так как она разрабатывалась для 5-9 классов, отличие состоит лишь в списке читатемых и обсуждаемых произведений. Предлагаемая программа  - первый этап привлечения ребят к чтению, Вы правы, говоря о более широких возможностях читательского клуба. Благодаря этому курсу, мы организовали на базе нашей гимназии городской клуб "Открытая книга", некоторые материалы проведения заседаний которого также представлены в рамках мастер-класса. Названные Вами формы очень интересны, буктрейлеры мы с ребятами уже учимся делать, им эта форма представления книги очень нравится. За другие Ваши предложения благодарю, обязательно использую в работе.

Что касается терминов "смысловое чтение"и "продуктивное чтение": понятие "продуктивное чтение" возникло, благодаря технологии продуктивного чтения,  сформулированной Школой-2100 и основанной на разработках Г.Г. Граник, посвященных "диалогу с автором через текст", и технологии формирования правильного типа читательской деятельности Н.Н. Светловской. На мой взгляд, это очень близкие понятия, речь идет о чтении, направленном на вычитывание,  всей информации, содержащейся в тексте, её осмысление и интерпретацию в соответствии с позицией автора текста. Спасибо за внимание к терминологии, думаю, нужно привести её к единому знаменателю, чтобы не возникало путаницы.

14.09.2016   22.03

Алдакаева Наталья Георгиевна

0

Здравствуйте, Марина Петровна! С удовольствием познакомилась с материалами Вашего мастер-класса. Взяла на вооружение программу организации работы читательского клуба. Думаю, что такая форма работы будет интересна не только пятиклассникам и шестиклассникам, но и моим старшеклассникам. Если включить ещё современные формы предоставления информации, например, создание сайта одной книги, создание буктрейлеров, создание читательского интернет-клуба и т.д., то можно вовлечь в эту работу не только учащихся и родителей вашего класса, но и всех желающих в школе. Однако у меня возникло несколько вопросов, например, чем смысловое чтение отличается от продуктивного? И отличается ли вообще? Или продуктивное чтение - это одна из составляющих смыслового?




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru