Главная > Мастер-классы педагогов


Наши мероприятия и повышение квалификации
  1. Модульная модель ПК (дистанционная) >>
  2. Презентация всех моделей повышения квалификации на английском языке >>

Актуально
  1. Мастерская педагогического опыта >>
  2. Всероссийские предметные методические объединения >>
  3. Рецензии авторских материалов и программ развития школ >>
  4. Благодарственные письма 2016 - 2017 >>
До конца регистрации осталось менее 15 дней:
  1. Фестиваль «Антитеррористическая безопасность» >>
  2. Дистанционная конференция НОТ-2017 >>
Профессиональные педагогические конкурсы:
  1. Конкурс «Учитель – моё профессиональное призвание» >>
  2. Конкурс «Педагогический проект» >>
  3. Конкурс «Листая прошлого страницы» >>
  4. Фестиваль «Реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ» >>
Открытые конкурсы для дошкольников и школьников:
  1. Конкурс «Школьный кроссворд» >>
  2. Конкурс ученических рефератов «Кругозор» >>
Сетевые проекты:
  1. Проект «Возможности сетевых сервисов: урок, внеурочная деятельность» >>
  2. Проект «Электронные таблицы: создание кроссвордов и тестов» >>
Конференции:
Олимпиады:

Мастер-класс педагога: Алдакаева Наталья Георгиевна

ТЕМА СОЧИНЕНИЯ


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 3" г.Салехарда.

Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.

Почётный работник общего образования РФ.

 

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс, который позволит обратиться к некоторым тонкостям подготовки к итоговому сочинению. Я убеждена, что работу по написанию творческой работы следует начинать с детального обсуждения именно темы сочинения.


Пояснительная записка

         Подготовка к допускному итоговому сочинению в 11 классе начинается задолго до этого ответственного момента. Приступая к обучению сочинению, учитель русского языка и литературы в первую очередь должен обратить внимание учащихся на тему сочинения, её формулировку, её границы. Он должен научить правильно читать тему. Это позволит учащимся в дальнейшем выдержать логику сочинения, отобрать необходимый литературный материал для аргументации основных положений темы. Данный мастер-класс предназначен для учителей русского языка и литературы, осуществляющих подготовку к сочинению как в 5, так и в 11 классе. Материал мастер-класс позволит увидеть отличие в содержании сочинений на первый взгляд очень схожих тем. Данный материал может быть использован учителями при подготовке уроков по развитию речи. Также учителям, работающим в выпускных классах предлагается рабочая тетрадь по подготовке к допускному сочинению, где одним из упражнений является чтение тем и написание сочинений по предложенным темам как в устной, так и в письменной форме.

Цель мастер-класс: научить читать тему сочинения и отбирать необходимый материал для её раскрытия.

Задачи мастер-класса:

1)научить читать тему, определять её границы;

2)научить отбирать необходимый материал для раскрытия темы;

3)научить составлять план сочинения в соответствии с заявленной темой.

Методические рекомендации

       В старину слово чин имело значение «порядок, устройство». В современном языке напоминанием об этом служат разговорные фразеологизмы чин чином, чин по чину и просторечный чин чинарём с одинаковым значением «по порядку, как требуется». Теперь понятно, почему глагол чинить первоначально значил «приводить в порядок, ставить в ряд, устраивать». Прибавление к нему приставки со- привело к образованию слова сочинять (буквально «сочетать, соединять, составлять»), от которого было произведено существительное сочинение. (В.И.Ковалёв «Об использовании этимологии на уроках русского языка).

        "Под ученическим сочинением, - писал А.В. Миртов – подразумевается приведение в порядок мыслей о каком-либо предмете или явлении".

        Ожегов предлагает следующее определение: "Сочинение — вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей, знаний на заданную тему".

         Задача школьного сочинения – учить выражать и упорядочивать мысли по определённой теме. Самая распространённая ошибка в методике обучения сочинению – это убеждение учителей начальной школы и 5-6 классов, что можно дать тему, а ученик уже сам может решить, как её развернуть. Например, в одной методической статье учитель пишет: нужно дать учащимся одну общую тему, а ученик уже сам решит, на какую конкретную тему он будет писать. Тогда возникает вопрос: что учитель подразумевает под словом «тема».

      Тема – это предмет сочинения. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые находят отражение в содержании сочинения. Когда ученика не учат читать тему и следовать ей, то в конце концов в старших классах мы очень часто в качестве рецензии пишем: «Тема не раскрыта» или «Сочинение написано не по теме».

       Обратимся к критериям, которые были предложены для оценки сочинений по литературе в 2014 году.

      Отметка "5” ставится за сочинение: глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

       Отметка "4” ставится за сочинение: достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; логичное и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

       Отметка "3” ставится за сочинение: в котором в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи;

       Отметка "2” ставится за сочинение, которое: не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании предмета сочинения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

       Таким образом, по отношению к теме мы имеем следующие критерии:

Тема раскрыта глубоко и аргументированно.

Тема раскрыта достаточно полно.

Тема в главном и основном раскрыта.

Тема раскрыта не достаточно полно.

Тема не раскрыта.

       Прочитайте предложенные темы и подумайте, каким содержанием будет наполнена каждая тема:

Весна!

Первые признаки весны.

Добро пожаловать, весна!

Первые вестники весны.

Весна идёт!

Весна пришла!

И вновь пришла весна.

Весеннее настроение!

         Прочитайте сочинение ученика и определите, какой теме оно соответствует? Замечу, что это сочинение было дано учителем в качестве образца по одной из тем.

Сочинение

        Вот и закончилась зима! Дни стали заметно длиннее. Всё сильнее греет солнышко. На ветках, пробуждающихся от зимнего сна, деревьев и кустарников набухают почки. Кое-где уже проклюнулись молоденькие ярко-изумрудные травинки. А вот целая поляна нежных подснежников – первых вестников весны.

       Здесь и там взлетают с деревьев грачи. Они наполняют лес громким криком. От этого крика проснулся ёжик и бойко затопал по тропинке. Всё в лесу пробуждается к жизни! Всё радуется приходу долгожданной весны!

      Какую отметку можно поставить за это сочинение? Это сочинение должно было соответствовать теме «Весна идёт!»

         Попытаемся внимательнее прочитать предложенные темы и найти границы каждой из них. Учтите, в теме важно каждое слово!

Весна! (весна - утро года, март, апрель, май, особенности каждого месяца)

Первые признаки весны. (световой день, температура окружающей среды, таяние снега, активизация деятельности живых существ)

Добро пожаловать, весна! (встреча весны, проводы зимы, Масленица, народный календарь)

Первые вестники весны! (птицы, цветы, необычные явления: сосульки, веснушки)

Весна идёт! (описание Весны, её шаги)

Весна пришла! (состояние природы и человека после первого этапа весны)

И вновь пришла весна! (возвращение к состоянию прошлой весны)

Весеннее настроение! (состояние природы и человека, звуки, краски)

        Таким образом, мы видим, что каждая тема будет иметь своё направление, которое должно отразиться и во вступлении, и в основной части, и в заключении.

       Важным моментом в обучении сочинению является составление плана. Каждое сочинение пишется по определенному плану. Именно план позволяет определить границы темы, основное содержание сочинения. План придает произведению четкость, стройность, последовательность, полноту и совершенство. Опираясь на план, пишущий делит текст сочинения на абзацы.

       Как наполнить план правильным содержанием? Нужно тему сформулировать в виде вопроса.

        Предлагаю составить план для двух похожих тем. Благодаря тому, что мы будем составлять их параллельно, мы увидим, в чём же между ними разница.

        Составим планы для других тем.

          Попробуйте самостоятельно составить план для тем «Весна пришла!» и «Вновь пришла весна!».

         Прочитайте предложенные сочинения и определите, какой теме они соответствуют.

Сочинение

        Наступила весна. Снег ещё не сошёл, а из-под него уже появились цветы! Это первые робкие цветочки. Они так и называются - подснежники. Так необычно они смотрятся в окружении потемневшего рыхлого снега... Иногда даже жаль их становится, кажется, что им холодно, неуютно. Но потом подумаешь: а ведь они смельчаки! Они первые! Мы так радуемся им! Наверное, каждому хочется поскорее принести радостную весточку домой: весна пришла! Вот они - первые вестники весны! Такие нежные и милые...

Сочинение

       Все знают, что происходит весной: обязательно растает снег, прилетят птицы, зацветут первые цветы. Но почему мы всегда с таким трепетом ждём это самое прекрасное время года?

      Робкая девушка-весна вновь придет незаметно, не сразу покажется нам. Но вскоре нельзя не заметить волшебные преображения природы. Засуетится на земле и на небе жизнь, и начнется всё сначала, и все вокруг будут изумляться всему происходящему, словно и не было такого никогда. Расцветут вновь деревья, неся опьяняющий аромат и радость в людские души; запоют на деревьях так долго молчавшие птицы; зашуршат в траве кузнечики; по небу вновь проплывут белоснежные облака, в которых иногда можно разглядеть таинственные фигуры.

       Вновь на смену серым, мрачным краскам обрушатся лавиной яркие, светлые цвета, наполняющие всю человеческую сущность небывалой энергией. На земле воцарится гармония и согласие. Может быть, именно поэтому мы каждый раз с надеждой и нетерпением ждём прихода весны?

       Задача учителя не просто научить высказывать свои мысли, но и находить аргументы для подтверждения сказанного.

Задание: прочитайте стихотворения, определите, к какой теме их можно отнести?

         Таким образом, обучение сочинению должно начинаться с умения правильно прочитать тему, и этому следует посвятить не один урок.

Рецензия

 


11.01.2017   13.20

Алдакаева Наталья Георгиевна

0

Уважаемые коллеги! Спасибо за высокую оценку моего мастер-класса! Уверена, что серьёзная работа и учителей начальной школы, и учителей среднего звена по развитию речи учащихся даёт свои плоды на экзаменах и в 9-ом классе, и в 11-ом! Основная задача - изжить шаблонное мышление!

30.11.2016   20.28

Беляева Наталия Юрьевна

0

Обучение сочинению – это актуальный вопрос современной школы. В данных материалах представлена  последовательная работа по обучению данному виду деятельности, так как сочинение – одна из наиболее сложных форм деятельности ученика.

26.09.2016   20.58

Лобастова Марина Петровна

0

 Добрый вечер, Наталья Георгиевна! Вами предоставлен очень полезный практический материал, так как самой главной причиной неудач при написании школьных сочинений является непонимание темы, трудности при переводе темы в вопрос, на который сочинение и должно ответить. Кажущаяся простота взятых Вами тем сочинений обманчива, так как все темы имеют свои смысловые нюансы, на которые дети с первого прочтения практически не обращают внимание. Обязательно буду использовать Ваши материалы в работе, спасибо.

17.09.2016   00.35

Аглуллина Гульзада Габдулловна

0

Уважаемая Наталья Георгиевна, спасибо за актуальный мастер-класс. Умению раскрыть тему сочинения, конечно же, нужно учить и учить еще в начальной школе. Вы показываете разные нюансы темы "Весна", учите составлять план сочинения, представляете критерии для оценки работ. Ваш МК стимулирует учителя для более качественной подготовки к работе над сочинениями.




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru