Главная > Мастер-классы педагогов


Наши мероприятия и повышение квалификации
  1. Модульная модель ПК (дистанционная) >>
  2. Презентация всех моделей повышения квалификации на английском языке >>

Актуально
  1. Мастерская педагогического опыта >>
  2. Всероссийские предметные методические объединения >>
  3. Рецензии авторских материалов и программ развития школ >>
  4. Благодарственные письма 2016 - 2017 >>
До конца регистрации осталось менее 15 дней:
  1. Фестиваль «Антитеррористическая безопасность» >>
  2. Дистанционная конференция НОТ-2017 >>
Профессиональные педагогические конкурсы:
  1. Конкурс «Учитель – моё профессиональное призвание» >>
  2. Конкурс «Педагогический проект» >>
  3. Конкурс «Листая прошлого страницы» >>
  4. Фестиваль «Реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ» >>
Открытые конкурсы для дошкольников и школьников:
  1. Конкурс «Школьный кроссворд» >>
  2. Конкурс ученических рефератов «Кругозор» >>
Сетевые проекты:
  1. Проект «Возможности сетевых сервисов: урок, внеурочная деятельность» >>
  2. Проект «Электронные таблицы: создание кроссвордов и тестов» >>
Конференции:
Олимпиады:

Мастер-класс педагога: Зажигаева Юлия Владимировна

Наблюдение в проектно - исследовательской деятельности учащихся начальной школы


Зажигаева Юлия Владимировна

МКОУ Берёзовская КСШ -интернат, учитель начальных классов 

 


Уважаемые коллеги, работь с проектами в начальной школе стала недавно. Эта работа оказалась не только интересной, но и перспективной. Она открывает возможности интеллектуального, профессионального, личностного роста.
1.     Пояснительная записка.
Проекты стали распространенной формой продуктивной и общественно значимой деятельности людей в самых различных сферах. Мы постоянно слышим о гуманитарных, экологических, экономических, политических, спортивных, развлекательных и других проектах.
А что же проект для учеников начальной школы?
Мы понимаем, что проекты  в младших классах – это трудная задача. Дети еще  слишком  малы для проектирования. Скорее всего, речь не будет идти о полноценных проектах,  выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь  элементы  проектно-иследовательской деятельности в ее классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. Мы решили остановиться на проектной деятельности на уроках окружающего мира.
Проектная деятельность на уроках окружающего мира в 1 – 2 классах базируется на чувственном опыте учащихся. О важности развития сенсорного восприятия говорили многие классики педагогики. «Всё, что есть в речи логического, - писал К.Д. Ушинский, - проистекает из наблюдений человека над природой», а сама логика «…не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы». Конечно, развитие сенсорной сферы происходит всю жизнь, но часто дети приходят в школу с небогатым чувственным опытом. А значит, задача учителя развивать детскую наблюдательность, «провоцировать» детские вопросы, расширять представления ребёнка о свойствах и признаках предметов окружающего мира. Эту работу помогает организовать проектная деятельность на уроке.
2.     Методические материалы и рекомендации
Главным методом расширения и уточнения сенсорного опыта детей является наблюдение. Наблюдение – это преднамеренный и целенаправленный процесс восприятия, основное назначение которого – накопление, уточнение, систематизация фактов, рассказывающего о данном объекте окружающего мира. В познавательной деятельности оно выступает в качестве главного метода познания.
Для успешного проведения наблюдения большое значение имеет предварительная подготовка к нему, прошлый опыт, знания наблюдателя. Чем богаче опыт человека, тем больше у него знаний, тем богаче его восприятие. Эти закономерности наблюдения и должен учитывать учитель, организуя деятельность учащихся.
В ходе наблюдений у младших школьников начинает формироваться целостный материалистический взгляд на окружающую природную среду:
1) окружающий мир реально существует и познается человеком;
2) предметы и явления природы взаимосвязаны, природа представляет собой единое целое;
3) окружающий мир не является чем - то статичным, он постоянно изменяется.
Умения наблюдать, как интеллектуальные умения, можно оценить с помощью критериев:
  • умение выделять главное, существенное;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы, человеком и окружающей средой;
  • умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
Наблюдение при изучении курса естествознания применяется широко, потому что способствует наилучшему изучению предметов, объектов и явлений природы. Наблюдение как метод естествознания тесно связано со словесными и наглядными методами и применяется тогда, когда новые знания необходимо получить в процессе активной практической и мыслительной деятельности, что позволяет не только усвоить новые знания, но и выработать практические умения.
Организуя различные наблюдения в процессе проектной работы, необходимо учитывать следующие требования к наблюдениям.
·         содержание наблюдений должно быть систематизировано;
·         все наблюдения должны быть доступны и тесно связаны с курсом природоведения по годам обучения;
·         наблюдения от класса к классу должны усложняться, углубляться, не теряя вместе с тем характера целостности;
·         объекты для наблюдения отбираются учителем в зависимости от природных условий, особенностей изменений в природе в текущем году, степени физической доступности объекта природы.
Наблюдения в первом и втором классах кратковременны и динамичны. Важно  чётко сформулировать перед учащимися общую задачу наблюдения и более конкретные частные задачи.
Наметить план и способы наблюдения.
Например, группа «спасатели» в проекте «Покормите птиц»:
Цель: чем питаются зимующие птицы нашего края
·        понаблюдайте, какие птицы прилетают и что клюют;
·        в какое время суток;
·        какова температура днём.
Определить временные  рамки, ограничивающие этапы работы.
Сделать выводы.
Аналитическим этапом будет продуктивная деятельность, которая была предложена детям во время наблюдения.
Например, «….Чтобы удобнее было наблюдать за птицами, две кормушки мы повесили на ёлку напротив окна нашего класса.
В первый день к нам никто не прилетел. На второй день нашей радости не было предела: на разведку прилетел  храбрый воробей. Он показал дорогу остальным птицам. Мы вели наблюдения с 20 ноября по 10 марта. Больше всего птиц прилетало в конце января и  в феврале.
Дата
Температура воздуха
Кол-во птиц
Какие птицы прилетали
27.01.2015
-10°
6
4 воробья,2 синицы, горлинка
28.01.2015
-12°
8
 3 воробья, 5 синиц
29.01.2015
-12°
7
3 воробья, 4 синицы
30.01.201
-18°
10
4 воробья, 6 синиц
2.02.2015
-8°
10
5 воробьёв, 5 синиц
3.02.2015
-11°
14
6 воробьёв, 8 синиц
4.02.2015
-14°
12
8 воробьёв, 4 синицы
 
Из своих наблюдений мы сделали вывод:
В морозную погоду на кормушку прилетает больше птиц. Значит, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать птиц зимой, то мы поможем им пережить трудный период года, т.е. бескормицу и сохраним их численность.»
Такие отчёты о проведённых наблюдениях формируют ещё одну интеллектуальную способность школьника – формулировать задачи восприятия природного (а позже и социального) объекта.
Кроме непосредственного рассматривания объекта, которое происходит на основе зрительного восприятия, нужно использовать другие анализаторы – слух (звуки птиц), обоняние.
На этапе обобщения предлагается презентация творческих групп, обсуждение полученного опыта. Подводятся итоги, выявляются степени освоения материала. Оформляется презентация, с которой дети выступают перед учащимися других классов и родителями. (Презентация. Сценарий.)
Мы считаем, наблюдение в проектно-иследователькой деятельности учит детей не только наблюдать, но и развивать их познавательную деятельность в широком смысле слова. А всё это приводит к развитию личностного качества ребёнка – наблюдательности, что существенно изменяет его отношение к познанию.
 
 
 

12.01.2017   20.16

Веретенникова Елена Анатольевна

0

 Здравствуйте, Юлия Владимировна. Актуальная тема. Современные дети оторваны от природы. Ваша работа развивает в детях не только наблюдательность, но и воспитывает любовь к природе. Спасибо.

17.12.2016   14.06

Чернышёва Марина Владимировна

0

 Уважаемая Юлия Владимировна, занимаясь образовательной деятельностью вы направляете ребенка в мир природы, формируете умение наблюдать, сопостовлять, анализировать, делать выводы. В процессе наблюдения у детей развиваются, как  познавательные способности, так и социально-коммуникативные. Дети учатся сопереживать, сострадать "братьям нашим меньшим", а так же получают удовлетворение от того, что кому-то подарили свою заботу, добро. Спасибо вам за то, что вы своих учеников делаете добрее.

15.12.2016   00.42

Голубева Анна Николаевна

0

Уважаемая Юлия Владимировна. Ознакомилась с выбранной Вами  направлением проектно - исследовательской деятельности с детьми младшего школьного возраста, направленного на развитие исследовательских умений и навыков. Изучив материалы, предоставленные Вами на Мастер - классе, увидев счастливые лица участников проекта, хочу выразить Вам слова признательности за проведённую работу, основанную на личностно - ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей.  Использование инновационных технологий в проектно - исследовательской деятельности развивают и формируют познавательную  и коммуникативную компетентность обучающихся, что является важнейшей задачей образования в условиях реализации ФГОС. Желаю Вам в дальнейшем новых открытий и достижений.

08.12.2016   13.00

Плесовских Татьяна Алексеевна

0

 Здравствуйте, уважаемая Юлия Владимировна! Вы выбрали очень актуальную тему для проектно - исследовательской деятельности. Для ребят младшего школьного возраста важно тесное взаимодействие с окружающей средой, ведь именно через познание окружающего мира происходит становление духовно развитой личности ребёнка. Метод наблюдения, как один из основных методов познания мира, наиболее полноценно погружает ребёнка в  царство природы. Желаем вам творческих успехов и ждём ваших новых проектов на страницах мастер - классов!

21.11.2016   12.51

Усова Ольга Павловна

0

 Здравствуйте, уважаемая Юлия Владимировна! Умение наблюдать - очень важный момент в обучении. Но хочу выразить Вам благодарность за другое. Выбрав такую тему для проектной деятельности, Вы ставите перед нашими "компьютеризованными" детьми благороднейшую цель - спасение Жизни более слабых и нуждающихся в помощи. Проект приносит реальную помощь, и ребята, безусловно, будут относиться и к окружающим людям более внимательно. Желаю Вам новых творческих идей в нелёгком деле воспитания! 

03.11.2016   02.38

Иванова Ольга Александровна

0

 Уважаемая Юлия Владимировна,

   Проектная деятельность привлекает педагогов на всех этапах обучения. Именно в начальной школе ребёнок учится на уроке спрашивать, выражать свою точку зрения, договариваться, работать в сотрудничестве с другими участниками образовательного процесса. Наблюдение за природой, за окружающим миром, построение логической цепочки, желание работать с полученной информацией, презентационные навыки готовят ученика к успешному творческому поиску в будущем. 

Успехов Вам!

 




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru