Главная > Мастер-классы педагогов


Наши мероприятия и повышение квалификации
  1. Модульная модель ПК (дистанционная) >>
  2. Презентация всех моделей повышения квалификации на английском языке >>

Актуально
  1. Мастерская педагогического опыта >>
  2. Всероссийские предметные методические объединения >>
  3. Рецензии авторских материалов и программ развития школ >>
  4. Благодарственные письма 2016 - 2017 >>
До конца регистрации осталось менее 15 дней:
  1. Конкурс «Педагогический проект» >>
Профессиональные педагогические конкурсы:
  1. Конкурс «Мозаика презентаций» >>
  2. Конкурс «Учитель – моё профессиональное призвание» >>
  3. Конкурс «Листая прошлого страницы» >>
Открытые конкурсы для дошкольников и школьников:
  1. Конкурс «Школьный проект» >>
  2. Конкурс «Школьный кроссворд» >>
Сетевые проекты:
  1. Проект «Текстовый редактор Word: кроссворды и тесты» >>
  2. Проект «Возможности сетевых сервисов: урок, внеурочная деятельность» >>
Конференции:
Олимпиады:

Мастер-класс педагога: Усова Ольга Павловна, Измайлова Галина Николаевна

 «Подбор по слуху на первом – втором годах обучения в классах фортепиано и аккордеона»


Усова Ольга Павловна-педагог дополнительного образования класса фортепиано,      

Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Дворец детского творчества» г. Дзержинска  Нижегородской области.
Квалификационная категория: первая квалификационная категория      
     

Измайлова Галина Николаевна-педагог дополнительного образования класса аккордеона,

Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Дворец детского творчества» г. Дзержинска  Нижегородской области.
Квалификационная категория: первая квалификационная категория  

 


 

Пояснительная записка.

Уважаемые коллеги-музыканты! Мы предлагаем вашему вниманию мастер-класс па подбору на слух в младших классах фортепиано и аккордеона. Надеемся, что наш опыт поможет сделать ваши занятия более интересными и востребованными для детей и их родителей.

 Цель мастер-класса: познакомить педагогов-исполнителей с приёмами работы по подбору на слух с детьми первого-второго года обучения.

Игра на каком-либо инструменте – это самовыражение ребёнка посредством музыкального языка. Сейчас дети, обучающиеся в музыкальных школах, могут неплохо сыграть выученное по нотам произведение, но очень немногие могут подобрать по слуху популярную песню. Это происходит от того, что во всей системе обучения главенствует графическое изображение звуков, а слух остаётся пассивным. Игра по слуху развивает психо-моторные и звуковые взаимосвязи. А ведь не секрет, что развитие творческих способностей помогает более осмысленно работать и над программными произведениями, ребёнок становится более свободным за инструментом, раскрепощённым, смелее проявляет творческую инициативу, у него исчезает боязнь сцены.

Под игрой по слуху мы понимаем исполнение на инструменте музыкального материала, усвоенного (и непосредственно воспроизводимого) на основе музыкально-слуховых представлений без помощи нот.

Художественное воспроизведение на инструменте на слух даже простейшей мелодии требует у исполнителя устойчивости её слухового представления и соответствующих навыков игры на инструменте. Практика показывает: если у учащегося имеются слуховые представления мелодии, то, несмотря на отсутствие игровых навыков, он при желании - быстрее или медленнее, одним или разными пальцами - обязательно подберёт её на инструменте. Поэтому главная задача педагога - всячески содействовать развитию и укреплению слуховых представлений. Самая доступная форма проявления музыкально-слуховых представление - пение.

Первые занятия  я посвящаю детальному знакомству с музыкальными данными учащихся - слухом и чувством ритма. В первую очередь обращаю внимание на наличие слуховых представлений, умение воспринимать, запоминать и воспроизводить музыкальный материал. Небольшие попевки проигрываю на аккордеоне, учащийся запоминает их и без поддержки инструмента воспроизводит голосом (лучше брать песенки, попевки со словами - они быстрее запоминаются и успешнее подбираются на слух).

По ступенькам гаммы и арпеджио можно использовать русские народные песни. Например, гамма вверх и  вниз со словами.Точность воспроизведения музыкального материала (посредством интонирования голосом и путём подбора на инструменте) служит в этот период основным критерием оценки слуховых и ритмических представлений, быстрота и прочность запоминания является критерием оценки музыкальной памяти.

Развиваю музыкальную память двумя способами:

         учащийся запоминает музыку отдельными фразами, что создаёт условия для сосредоточения внимания на небольшом объекте с целью детального его «схватывания» слухом;

         учащийся запоминает музыку целыми периодами, чтобы «схватывать» её в общих чертах.

Лучше запоминаются мелодии с ясной направленностью движения, чётким ритмом, короткими и повторяющимися фразами. Усвоенные в классе мелодии учащийся дома транспонирует в одну или в две тональности. Давая задание на транспонирование, я в этот период не объясняю, что такое тональность, а просто указываю клавиши, от которых надо подобрать заданную мелодию. Например: подбираем в До мажоре в классе, а дома - от Ре и от Соль.

При проверке домашнего задания требую, чтобы учащийся исполнял мелодию свободно, выразительно, красивым звуком.

Успешность воспроизведения музыкального материала по слуху зависят от соответствия слуховых и двигательных представлений, их взаимосвязи и требований, которые предъявляются исполнителю фактурой произведения и конкретной тональностью. Последовательное развитие в процессе упражнения слуховых и двигательных представлений позволяет достичь такого уровня, при котором воспроизведение представляемого материала осуществляется на инструменте легко и уверенно.

На первом году обучения развитию слуха традиционно уделяется много времени. Далее же, к сожалению, чаще всего всё пускается на самотёк, особенно если в музыкальном образовательном учреждении нет часов на занятия по импровизации, чтению с листа, подбору по слуху.

Итак, к концу первого года обучения мы научились подбирать простейшие попевки, подбирать их от разных клавиш, подбирать к ним басы (T-S-D), слышать мажор-минор. Некоторые даже знают названия «доминанта» и «субдоминанта»! Ребёнку кажется, что он уже сможет сыграть всё, что захочет. К тому же папа просит: «Сыграй-ка мою любимую песню!». А подружка спрашивает: «А ты умеешь вот эту?» - и одним пальцем тыкает первую фразу «К Элизе». И наш ученик загрустил… Оказывается, ещё не всё мы умеем и даже не знаем, с какого бока подступиться к папиной любимой. Педагог рад бы помочь, подобрать вместе с ребёнком и папину любимую песню, и мамину, но на занятиях на первом месте программа к экзамену, а подбор – по остаточному принципу.

         В моём классе дети второго года обучения на новогоднем концерте наряду с обязательной программой исполняют любую популярную песню. На занятиях я уделяю этой работе 5-10 минут не каждый раз.

         Цель второго года обучения: накопить слуховой багаж ребёнка.

Задачи:

         наработать разные фактуры сопровождения;

         закрепить двигательные навыки в аккомпанементе;

         услышать и подобрать секвенции.

 Ход работы.

Важно, чтобы к началу этой работы ребёнок уже умел строить и играть аккорды.

Каждый этап занимает разный промежуток времени в зависимости от успехов ребёнка.

Первый этап.

Играем последовательность аккордов T-S-D-T каждой рукой и двумя руками в До-мажоре и до-миноре.

Раскладываем арпеджио на разные размеры.

Сочиняем пьесу, название придумывает ребёнок («Осенний дождик», «Зайчик» и т.п.). В левой – аккорд, в правой – любая конфигурация арпеджио. Предварительно обговариваем характер, регистр, темп, размер. Точно соблюдаем аппликатуру! На первых порах я показываю возможные варианты. Педагогическая цель данного этапа – гармонические упражнения.

Второй этап.

Усложняем гармоническую последовательность, записываем:

                     #ля-ре, Соль-До, Фа-си, Ми-ля.

С большой буквы – потому что мажор, доминанта всегда в мажоре.  Диез сверху относится к среднему звуку аккорда.Здесь говорим о законах секвенции. Далее – работа, как на предыдущем этапе. Сочиняем уже не пьесу, а песню на стихи. Интересуюсь у ребёнка, какие стихи он знает. Если учащийся что-то предлагает, прикидываю, подходят ли данные стихи к размеру нашей секвенции. Если ребёнок ничего не может вспомнить, используем стихи А. Барто «Уронили мишку на пол». В первом варианте мелодия двигается по звукам арпеджио. Затем предлагаю ребёнку использовать и другие клавиши, показываю возможные варианты. После нескольких попыток замечаю, что вовсе необязательно мелодии точно воспроизводить секвенцию. Например, последняя фраза может измениться и прийти к тонике для устойчивости. В результате через пару недель получается примерно вот такой композиторский опус:

Для исполнения на классном концерте надо поработать над сочинением так же, как над любой пьесой, и обязательно объявить, что композитор – ученик класса.Третий этап – непосредственно песни. При знакомстве я всегда интересуюсь традициями семьи, поют ли в семье, какую музыку слушают. На первом году обучения мама обязательно присутствует на занятиях и активно включается в процесс. И в процессе работы над подбором кто-либо из взрослых всегда соглашается помочь своему ребёнку и спеть любимую песню. Я заранее обговариваю с родителями и учащимся, какую песню будем готовить, сама подбираю её и записываю гармонии для ребёнка (желательно знать примерный диапазон певца и выбрать удобную для всех тональность). Например, песня «Голубой вагон»:

  4   4  4     4      4   4  4  #4    4      #2  2  #2   2

ля ля ре Соль До ля ре Ми ля    :Ля ре Ми ля :   (повторить 4 раза)

Цифры над аккордами показывают количество повторяющихся гармоний.Идём по уже знакомому пути: играем аккордами, обговариваем характер, темп, размер, подходящую фактуру. В левой руке – бас, в правой – разложенное каким-либо способом арпеджио (пробуем разные варианты и выбираем наиболее подходящий по характеру). Учащийся должен знать подбираемую песню, но я не прошу её петь во время работы над аккомпанементом. Мелодию я играю в высоком регистре, что позволяет мне параллельно делать замечания, а ребёнку не отвлекаться от поставленной задачи. Когда у аккомпаниатора получается всё достаточно ловко, подключаем маму. При домашних репетициях через неделю семейный дуэт готов! Некоторые дети уже сейчас могут петь под собственный аккомпанемент, но если не получается – я не настаиваю.В результате такой работы осуществляются запросы детей и их родителей - чтобы овладение инструментом нашло практическое применение в жизни. У ребёнка в короткие сроки  улучшается ориентировка на клавиатуре, появляется уверенность в себе, удовлетворяется потребность в достижении собственной значительности в глазах сверстников (ведь человек за инструментом в любой компании чувствует себя нужным, востребованным), у него растёт чувство самоуважения и желание самоутвердиться как личность.

Список литературы

Белова С. В. «Играем любимые песни без нот» Н. Новгород: издательство «Дятловы горы», 2009.

Мотов В. «Развитие первоначальных навыков игры по слуху» - В кн. Баян и баянисты. Вып.5. М.1981

Шахов Г. «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна». 

Скан-копия рецензии


21.12.2016   18.31

Голубева Анна Николаевна

0

Уважаемые Ольга Павловна и Елена Николаевна, желаю Вам дальнейших творческих успехов в Вашей работе. Мой сын посещая музыкальную школу, радует меня не только этюдами и минуэтами, но и духовным ростом и развитием, которое он получает от общения с педагогами музыкальной школы.

13.12.2016   19.05

Чернышёва Марина Владимировна

0

 Ольга Павловна и Галина Николаевна, ознакомилась с содержанием вашего мастер-класса. Из своей практики знаю, что учиться музыке не всегда приходят дети, обладающие врожденным музыкальным слухом, которым сама природа помогает играть, подбирать. Зачастую приходят дети с относительно средними задатками, у которых слух развивается в процессе долгих и усердных тренировок.  Занятие музыкой - это большой труд, как педагога, так и ученика, и его родителей. Подобрать по слуху мелодию не одаренному ребенку сложнее, чем прочитать произведение по нотам. Вы большие молодцы, если у вас это получается. Действительно, чем большими навыками и умениями овладевает ребенок, тем выше его самооценка.

18.12.2016   16.38

Усова Ольга Павловна

0

 Уважаемая Марина Владимировна! Спасибо за понимание. Удачи вам.

01.12.2016   03.39

Афанасенко Ирина Васильевна

0

 Очень содержательный материал. Мне довелось в своей педагогической деятельности посвятить более десяти лет музыке. Правда, на баяне играю дома для себя, но с уверенностью могу сказать, что дети очень любят музыку. И поэтому так важно развивать интерес к музыке и развивать музыкальный слух. От этого мир детской души становится богаче:в нём  появляется и растёт творческая нотка.




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru