Главная > Мастер-классы педагогов

Сайт "Педагогическая планета" размещается по новому адресу: https://planetatspu.ru/

Уважаемые коллеги! Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций присвоила сайту "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТА" Томского государственного педагогического университете статус "Средство массовой информации" (свидетельство).
Мастер-класс педагога: Афанасенко Ирина Васильевна

Проблемно-эвристические технологии на уроках литературы.


Афанасенко Ирина Васильевна,

МКОУ Новокриушанская СОШ,

учитель русского языка и литературы.


Уважаемые коллеги! Думаю, что  данный материал к уроку по творчеству Н.В. Гоголя будет интересен и Вам, и вашим ученикам.

Пояснительная записка

Творчество Н.В. Гоголя всегда вызывало и вызывает огромный интерес. В его творчестве нравственная сторона жизни выступает с такой полнотой и значимостью, что   содержание всех известных произведений вполне подходит к проблемам и нынешнего времени, как будто они писались в наши дни. Просто удивительно! Именно поэтому воздействие творчества Н.В. Гоголя на моральное становление личности так велико и разносторонне.

Главная цель уроков литературы – обеспечить развитие школьника как  личности.Для мастер-класса предлагаю материал открытого урока по повести Н.В.Гоголя «Шинель». Для достижения цели урока использован проблемно-эвристический метод.Основоположником этого метода можно считать Сократа, который использовал в обучении метод наводящих вопросов, с помощью которых он вёл учеников от одного открытия к другому. Проблемно-эвристический метод становится механизмом самодвижения для обучающихся, поскольку они ориентируются не на получение ответов, а на отыскивание вопросов. И здесь важно,какую роль берёт на себя учитель, выдвигая проблемную задачу. В сущности.важно создать условия для внутренней мотивации обучающихся. Нужен такой проблемный вопрос, который бы вызвал интерес и эмоциональные переживания детей, и результатом этого станет желание всем  вместе искать ответ, выдвигая различные гипотезы.  

 

Цель мастер-класса: поделиться с коллегами методическим опытом работы по реализации проблемно-эвристического метода обучения на уроках литературы.

Методические и дидактические материалы.

1.  Сценарий урока.

2.  Презентация к уроку.

3.  Кроссворд.

 

Методические рекомендации.

Данные методические разработки могут быть применены в качестве творческого помощника любому учителю русского языка и литературы.

После работы над биографическими сведениями учитель обращает внимание обучающихся на эпиграф "Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите..." Это утверждение  Чернышевского заставит задуматься над тем, о ком же пойдёт речь. А следующие вопрсы учителя позволят детям самим сфомулировать вопросы, ответ на которые им стоит найти. (Кого будет защищать Гоголь в этот раз? На какие вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке?) И это будут вопросы: в чём причина беды Башмачкина,почему обижают именно его. Отыскивая ответ на эти вопросы, дети постепенно подойдут к итогу занятия и определят, в чём заключается основной конфликт повести.

В помощь детям можно использовать презентацию, где собраны важные материалы. А для поддержания эмоциональной атмосферы урока нужны фрагменты фильма "Шинель", где режиссёр так удачно показал жалкое положение Акакия Аакиевича. Это поможет вызвать бурю эмоций ,так необходимых для поддержания активной деятельности обучающихся и их внутренней мотивации.

  

 

Рецензия

 




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru