Главная > Мастер-классы педагогов

Сайт "Педагогическая планета" размещается по новому адресу: https://planetatspu.ru/

Уважаемые коллеги! Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций присвоила сайту "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТА" Томского государственного педагогического университете статус "Средство массовой информации" (свидетельство).
Мастер-класс педагога: Бузмаков Сергей Геннадьевич

Преодоление водобоязни у детей дошкольного возраста на занятиях по плаванию


Инструктор по плаванию  Бузмаков Сергей Геннадьевич


МБДОУ детский сад №33  «Жемчужинка» г.Старая Купавна, Московская область    
  
                                  


 


Уважаемые коллеги!

        Мастер-класс адресован инструкторам по плаванию дошкольных образовательных учреждений. Надеюсь, что предложенные мной материалы по преодолению водобоязни у детей на занятиях по плаванию пригодятся Вам в Вашем нелегком труде.

Пояснительная записка

         Здоровые дети – это основа жизни нации. Одним из важнейших средств воспитания здорового ребенка с самого раннего возраста, несомненно, является  физическая культура. Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно – правовых документов: Законами РФ «Об образовании», Указом президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья  населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка», «Федеральные государственные требования» и др.

          Плавание является уникальным видом физических упражнений, превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста и оказывает существенное влияние на состояние его здоровья.

         Водная среда уникальна.  Здесь человек находится в состоянии, напоминающем невесомость. Возникающая сила выталкивания позволяет уменьшить вес  тела, испытываемый на суше. Во время плавания суставы лишены опорной нагрузки, что способствует росту костной ткани у детей.
         Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание организма: совершенствуется терморегуляция, повышается иммунитет, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Также укрепляется нервная система, поднимается общий тонус, совершенствуются движения.
Плавание благотворно воздействует не только на физическое развитие, но и на формирование личности ребенка.

Но, к сожалению, не всем детям доставляет удовольствие общение с водой, некоторые боятся в нее входить и нырять. Психологи установили, что главная опасность на воде – не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины.

Страх воды – одна из самых распространенных фобий. Это не природная осторожность и осмотрительность. Это неконтролируемое состояние человека, когда его переполняют чувства беспокойства и беспричинной тревоги, связанные с водой.

Страх перед водой может появиться по многим причинам:

1. Страх неведомого и невиданного.

2. Личный опыт утопления (захлёбывание).

3. Неправильное эмоциональное реагирование взрослых на неудачу ребёнка и др.

Дети, страдающие водобоязнью, мнительны и легко внушаемы. Многие из них имеют слабую психику, неуверенность в своих силах.

         Одной из главных задач инструктора по плаванию  – помочь детям освоиться в воде, не испытывать боязни и страха, чувствовать себя уверенно и совершенно свободно.
Как победить боязнь воды? 

Профилактика водобоязни

Работу по преодолению водобоязни целесообразно начинать с профилактических мероприятий.
Для детей младшего возраста организовываются несколько экскурсий в бассейн, где они вначале знакомятся с помещением, рассматривают игрушки, плавательные средства, узнают, для чего нужны надувные круги, нарукавники, мячи и обручи.

В следующий раз они приходят, когда чаша бассейна наполнена водой, по ней плавают надувные игрушки, и малыши наблюдают за их передвижением, рассматривают предметы на дне бассейна. Инструктор объясняет ребятам, почему игрушки не тонут, знакомит их с некоторыми свойствами воды.

 На следующей экскурсии дети присутствуют на занятии средней группы, где наблюдают за играми других ребят, педагог акцентирует внимание дошкольников на правилах поведения в бассейне.

На занятиях в бассейне

Во время первых активных занятий инструктор внимательно наблюдает за поведением детей в воде и определяет, кто из них боится воды и по какой причине.

Для того чтобы процесс избавления от чувства страха проходил наиболее успешно, применяют следующие упражнения:

·         Свободное передвижение по дну бассейна с различными положениями рук разными способами. Знакомство со свойствами воды.

·         Умывание лица, плескание в воде.

·         Постепенное погружение в воду частей лица (подбородок, губы, нос, лоб, лежа на спине – уши).

·         Выполнение выдоха в воду.

·         Погружение всей головы в воду и открывание глаз в воде.

   
Для детей, испытывающих страх перед погружением в воду, боящихся потерять опору, я провожу индивидуальные занятия, комплекс которых приведен в Приложении.

Чтобы ребенок чувствовал себя безопаснее необходимо оказывать ему психологическую поддержку: упражнения необходимо проводить лицом к лицу и держать ребенка за руку. Выражайте ребенку свою уверенность, что он сумеет добиться успеха, всячески подбадривайте и поддерживайте его.

Подвижные игры

Во время игры, ребенок увлекается,  переключение  внимания помогает преодолеть страх. При этом поведение ребенка корректируется мягко и без потрясений. А эмоционально окрашенное занятие мотивирует на интерес к занятиям по плаванию.

 На занятиях с целью создания благоприятных условий для формирования навыков безбоязненного поведения в воде, освоения передвижения по дну бассейна  использую следующие подвижные игры и упражнения: «Маленькие и большие ножки», «Рыбки резвятся», «Волны на море», «Найди свой домик», «Найди себе пару», «Медвежонок Умка и рыбки»; игры с погружением в воду для младшего возраста: «Поезд в тоннель», «А мы смелые ребята», «Море волнуется»; для старшего возраста: «Ловишка с мячом», «Охотники и утки», «Насос».

После игры я обязательно хвалю малыша, рассказываю воспитателям и родителям в присутствии ребенка, как смело он себя вел и какие подвиги совершал.

Таким образом, игры помогают ребенку справиться со страхом. Их использование способствует обеспечению эмоциональности занятий, раскрепощению и освобождению от страхов.

 

Советы инструктору по плаванию

• не стоит заниматься «закаливанием», т. е. если ребенок боится воды, не заставляйте его силой войти в воду, «чтобы привыкал». Вы еще больше напугаете ребенка.

• не относитесь к страхам детей, как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за неудачу.

• постоянно уверяйте ребенка, что он в полной безопасности, тем более, когда вы рядом с ним. Ребенок должен верить вам и доверять.

• поддерживайте ребенка, но не идите на поводу.

• важно дать понять ребенку, что вы его хорошо понимаете. Не принижайте значение страха для самого ребенка, не игнорируйте его жалобы.

Работа с родителями

Для преодоления детского страха перед водой важна работа с родителями. Начинать ее нужно как можно раньше.
Инструктор встречается с мамами и папами на собраниях, дает консультации на темы: «Когда начинать учиться плавать?», «Помогите своему ребенку», «Ребенок боится воды». Рекомендует в игровой форме в ванне или в летнее время на реке, озере или на море применять различные упражнения.

 В детском саду устраиваются «дни открытых дверей», на которых родители узнают об успехах своих малышей.

Заключение

Благодаря поэтапному использованию специальных игр и упражнений трудности и страхи постепенно преодолеваются, а взаимоотношения малышей с водой меняются к лучшему. Но все же дошкольник должен всегда помнить об опасностях на воде и знать, как себя вести. И тогда, что бы ни произошло, он не испугается и не растеряется, а спокойно оценит обстановку и использует те навыки, которыми владеет.

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Левин Г. Плавание для малышей / Пер. с нем. Л.Е. Микулин. – М.: Физкультура и спорт,1974.-95 с.- ( Азбука спорта ).
  2. Макаренко Л.П. Юный пловец./Л.П.Макаренко. - М.:Физкультура и спорт, 1983.-288с.
  3. Осокина Т.И. Как научить детей плавать: Пособие для воспитателя детского сада / Т.И.Осокина. - М.: Просвещение, 1985.-80 с.
  4. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду: Книга для воспитателей детского сада и родителей/Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л. Богина. - М.: Просвещение, 1991.-158 с.

 

5.     http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2013/01/20/rabota-s-doshkolnikami-po-preodoleniyu-strakha-pered-vodoy

 

 

 

Программа индивидуальных занятий по преодолению водобоязни у детей дошкольного возраста на занятиях по  плаванию

 

Цель: Формирование начальных плавательных навыков, преодоление страха перед водой.

Задачи:

1.      Научить правильному входу в воду.

2.      Научить уверенному передвижению по дну бассейна.

3.      Научить безбоязненно умываться, плескаться в бассейне.

4.      Научить опускать лицо в воду и приседать в воде.

5.      Научить доставать со дна игрушки, открывать глаза в воде.

 

№ занятия

Программное содержание

задачи

оборудование

Примечание

Занятие №1

1.Индивидуальный вход в воду.

2.Упражнение: ходьба по дну бассейна, держась за руку инструктора.

3.Упражнение: набрать водички в ладони, умыться, полить на себя водичкой.

4.Подвижная игра «маленькие и большие ножки» (Осокина, стр.123)

5.Индивидуальный выход из воды.

1.Обучение  входу в воду.

2.Обучение ходьбе по дну бассейна без боязни.

 

3.Преодоление страха перед водой.

 

 

4.Помочь освоиться в воде.

 

 

5.Обучение выходу из воды.

 

При выполнении умывания инструктор сначала демонстрирует сам, а потом предлагает попробовать повторить вместе. При этом читается потешка «Водичка, водичка, умой мое личико…»

Занятие №2

1.Индивидуальный вход в воду.

2.Подвижная игра «маленькие и большие ножки» (Осокина, стр.123).

3.Упражнение: учим приседать в воде, держась за руки преподавателя, до уровня подбородка.

4.Упражнение: ходить по дну бассейна без помощи инструктора возле бортика.

5.Подвижная игра «солнышко и дождик»(Осокина, стр.125)

6.Индивидуальный выход из воды.

 

1.Обучение  входу в воду.

2.Помочь освоиться в воде.

 

 

3.Преодоление страха перед погружением.

 

 

 

4.Обучение ходьбе по дну бассейна без страха, самостоятельно.

 

5.Приучать не бояться брызг.

 

 

6.Обучение выходу из воды.

 

Приседание в воде проводится лицом к лицу с инструктором. Сначала инструктор показывает сам, как нужно приседать, затем предлагает сделать это вместе.

Занятие №3

1.Индивидуальный вход в воду.

2.Подвижная игра «солнышко и дождик»(Осокина, стр.125).

3.Упражнение: Ребенок опускает сложенные ладони в воду, затем подносит лицо к воде и опускает его в свои ладони с зачерпнутой водой.

4.Подвижная игра «волны на море» (Осокина, стр.124)

5.Подвижная игра «поймай лодочку» (Осокина, стр.124)

 

6.Индивидуальный выход из воды.

 

1.Обучение  входу в воду.

2. Помочь освоиться в воде. Приучать не бояться брызг.

 

3. Преодоление страха перед водой, учить не бояться опускать лицо в воду.

 

 

 

4.познакомить с сопротивлением воды.

 

5.приучать передвигаться в воде без помощи инструктора.

6.Обучение выходу из воды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

игрушка лодочка

 

Упражнение по опусканию лица в ладони инструктор сначала демонстрирует самостоятельно, а потом предлагает выполнить его вместе. Если ребенок отказывается, не следует усиленно настаивать, можно вернуться к нему на следующем занятии или включить в сюжет ролевой игры.

Занятие №4

1.Самостоятельный  вход в воду.

 

2.Подвижная игра «поймай лодочку» (Осокина, стр.124).

 

3.Упражнение: ребенок держится за плавающий обруч, наклоняется над ним и опускает лицо в воду.

4.Упражнение: приседания в воде, держась за руки инструктора, сначала до уровня подбородка, затем с головой.

5.Подвижная игра «догоните меня» (Осокина, стр.124).

 

6.Самостоятельный выход из воды

 

 

 

1.Обучение самостоятельному входу в воду.

2.приучать передвигаться в воде без помощи инструктора.

3. Преодоление страха перед водой, учить не бояться опускать лицо в воду.

 

4.Преодоление страха перед водой, учить погружению в воду с головой.

 

 

5.научить движению в разных направлениях, преодолевая сопротивление воды.

6.Обучение самостоятельному выходу из воды.

 

 

 

игрушка лодочка

 

 

 

обруч

Упражнение по опусканию лица в обруч проводится только при уверенном опускании лица в ладони с водой.

 

 

 

 

 

 

Приседания в воде выполнять лицом к лицу с ребенком. Сначала продемонстрировать самому, а потом предложить выполнить вместе.

Занятие №5

1.Самостоятельный  вход в воду.

 

2.Подвижная игра «догоните меня» (Осокина, стр.124).

 

3.Упражнение: опустить голову в обруч и поворачивать головой вправо-влево.

4.Подвижная игра «оса» (Осокина стр.131)

 

 

5.Подвижная игра «сердитая рыбка» (Осокина, стр.129)

6.Самостоятельный выход из воды

 

 

1.Обучение самостоятельному входу в воду.

2.научить движению в разных направлениях, преодолевая сопротивление воды.

 3. Преодоление страха перед водой, учить не бояться опускать лицо в воду.

4.Преодоление страха перед водой, учить погружению в воду с головой.

5.Приучать смело передвигаться в воде, менять направление.

6.Обучение самостоятельному выходу из воды.

 

 

 

 

 

 

 

обруч

 

Занятие №6

1.Самостоятельный  вход в воду.

 

2.Подвижная игра «сердитая рыбка» (Осокина, стр.129).

3.Подвижная игра «спрячемся под воду» (Осокина, стр.131).

4.Упражнение: доставание игрушек со дна бассейна.

5. Игра «фонтан» (Осокина, стр.130)

 

6.Самостоятельный выход из воды

 

 

 

1.Обучение самостоятельному входу в воду.

2.Приучать смело передвигаться в воде, менять направление.

3.упражняемся в погружении в воду с головой.

4.Приучаем открывать глаза под водой и погружаться с головой.

5.Учить не бояться брызг, не отворачиваться.

6.Обучение самостоятельному выходу из воды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разные тонущие игрушки.

Доставание игрушек со дна бассейна  можно проводить после предварительного показа, как в эту игру играют сверстники на занятиях

 

Рекомендации:

1.Для преодоления водобоязни очень важен поддерживающий эмоциональный настрой тренера, ребенка следует хвалить за каждую одержанную им победу над собой.

2.К каждому новому занятию необходимо переходить после освоения предыдущего 3.Содержание занятий является ориентировочным и при необходимости может дополняться.

 

 

Литература:

1.Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду: Книга для воспитателей детского сада и родителей/Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л. Богина. - М.: Просвещение, 1991.-158 с.

 

 

 

 


23.01.2017   09.23

Таскаева Елена Михайловна

0

Здравствуйте, Сергей Геннадьевич! С большим интересом изучила ваш мастер-класс. Мне он был интересен не как учителю, а как родителю будующей ученицы, а также с точки зрения бывшей спортсменки-пловчихи. К сожалению, местность в которой я живу теперь, не может похвастаться наличием бассейна, но я надеюсь, что мои дети когда-нибудь будут учиться плавать, хотя-бы в каком-нибудь природном водоеме. Приемы для снятия боязни воды, описанные в вашем мастер-классе, непременно помогут мне в обучении моих детей. Также, хочу отметить, что когда я впервые пришла в бассейн, мой тренер не проводил таких упражнений, а сразу отправил меня нырять в воду в глубоком месте бассейна, и я до сих пор помню страх, который я тогда испытала, когда поняла, что до дна мои ноги не достают и я вот-вот утону. С помощью вашей техники, когда дети приучаются к воде постепенно, они полюбят занятия плаванием и не будут испытывать при этом стресс. Большое Вам спасибо за Ваш содержательный и полезный мастер-класс!

20.01.2017   16.11

Коркина Ирина Юрьевна

0

 Здравствуйте, Сергей Геннадьевич! Внимательно изучили Ваш мастер – класс. Хотя мы учителя начальных классов, а не тренеры по плаванию, но много интересной информации взяли для себя. Ведь не все дети и в начальной школе умеют плавать. Очень интересно, в игровой форме выстроена работа с детьми. С учетом их возрастных и психологических особенностей. С рекомендациями для родителей и тренеров. Нам понравилась фраза «не игнорируйте жалобы ребенка». Ведь как это важно – прислушиваться к ребенку. Спасибо. Учителя начальных классов Коркина И.Ю., Колпашникова В. С., Новикова А.П.




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru