Главная > Мастер-классы педагогов


Наши мероприятия и повышение квалификации
  1. Модульная модель ПК (дистанционная) >>
  2. Презентация всех моделей повышения квалификации на английском языке >>

Актуально
  1. Мастерская педагогического опыта >>
  2. Всероссийские предметные методические объединения >>
  3. Рецензии авторских материалов и программ развития школ >>
  4. Благодарственные письма 2016 - 2017 >>
До конца регистрации осталось менее 15 дней:
  1. Конкурс «Педагогический проект» >>
Профессиональные педагогические конкурсы:
  1. Конкурс «Мозаика презентаций» >>
  2. Конкурс «Учитель – моё профессиональное призвание» >>
  3. Конкурс «Листая прошлого страницы» >>
Открытые конкурсы для дошкольников и школьников:
  1. Конкурс «Школьный проект» >>
  2. Конкурс «Школьный кроссворд» >>
Сетевые проекты:
  1. Проект «Текстовый редактор Word: кроссворды и тесты» >>
  2. Проект «Возможности сетевых сервисов: урок, внеурочная деятельность» >>
Конференции:
Олимпиады:

Мастер-класс педагога: Чудиновская Елена Глебовна

Коррекция межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в современных условиях.


Чудиновская Елена Глебовна,

МБДОУ Средневасюганский д/сад №6, воспитатель.


                                                                                                                    Воспитание - великое дело:

                                                                                                                    им решается участь человека. 

                                                                                                                        В.Г. Белинский.                                                           

 Цель: познакомить педагогов с практическими методами и приемами по коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в современных условиях.

                                               Пояснительная записка.
      Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими людьми и от того как они будут развиваться зависит становление личности ребёнка, его самосознания, поведение в обществе. В дошкольный период у ребёнка формируются основы нравственных черт характера, чувство дружбы, коллективизма, гуманное отношение к окружающим. Дети усваивают нормы морали и способы поведения в обществе. Покидая стены детского сада, ребёнок сталкивается с множеством проблем, зачастую связанных с неумением строить свои отношения с окружающими его людьми. Задача педагога помочь ребёнку научиться жить среди людей, комфортно чувствовать себя в любом обществе, усвоить общепринятые нормы морали.
По мнению А. П. Усовой первое детское общество возникает в детском саду в совместных играх детей, где ребёнок приобретает первый социальный опыт, обучается способам поведения в отношениях с другими людьми.
      Межличностные отношения – это многообразная и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы, которые определяют положение человека в коллективе. От того, как они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворённость или неудовлетворённость человека в данном обществе. От них зависит сплочённость группы, способность решать поставленные задачи. Известный американский психолог Т. Шибутани писал, что только группа равных приучает ребёнка к взаимным поступкам и сурово исправляет ошибки, отсутствие опыта общения ребёнка со сверстниками притупляет способность понимать других людей.
       М. И. Лисина считает, что общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование межличностных отношений. Таким образом, именно в совместной деятельности и в общении развиваются и формируются межличностные отношения.
     Как показывает практика, отношения детей в группе детского сада не всегда складываются благополучно. Зачастую между детьми возникают конфликты, приводящие к неблагополучию ребёнка в группе, которое может проявляться как малообщительное, замкнутое или агрессивное поведение. Причины конфликтов могут быть различны: неумение ребёнка играть, отсутствие навыков общения, желание командовать, быть главным, неумение договариваться, согласовывать свои действия с действиями других, застенчивость. Независимо от причин конфликтов, дети зачастую оказываются не способны разрешить их самостоятельно и нуждаются в помощи взрослого.
     Таким образом, необходима коррекционно-развивающая работа с детьми, направленная на гармонизацию межличностных отношений дошкольников.
    Хочу познакомить вас с некоторыми приемами, целью которых является формирование гармоничных межличностных отношений.
 

1.    Разыгрывание этюдов, инсценировки.
Перевоплощаясь в того или иного героя, дети получают возможность почувствовать те чувства, которые испытывают люди, попадая в ту или иную ситуацию, что способствует обогащению морального опыта.
Рекомендации: после выполнения этюдов дать возможность детям высказаться о своих ощущениях.


Этюд «Поссорились – помирились».    Дети показывают, какое у них настроение, когда они поссорились. Затем предлагается обняться и помириться, какое настроение?

Этюд «Беседа».    Дети встают спиной друг к другу, и пытаются произнести диалог. Удобно вам разговаривать? Почему?

2.    Решение проблемных ситуаций нравственно-этического характера.
Совместное обсуждение таких ситуаций способствуют развитию умения прислушиваться к мнению других детей, находить верное решение. Иногда дети отказываются от первоначального мнения, видя, что оно было ошибочным. Продуманные вопросы по теме, помогают детям понять, что хорошо, а что плохо.

Может ли Баба Яга стать лучше?    Попросить детей охарактеризовать бабу Ягу. Подумать, какие у неё были родители. Какой она была в детстве? Как помочь бабе Яге исправиться? Предложить собрать посылку для бабы Яги, и написать ей письмо с пожеланиями и советами.
    
3.    Совместная и индивидуальная изобразительная деятельность.
Иногда детям легче выразить то, что они чувствуют в рисунке, сначала передать свои мысли и чувства бумаге, а потом уже рассказать об этом словесно. Совместное рисование  способствует умению согласовывать свои действия с действиями других.
 

Рисование в триаде.    Дети распределяются в группы по три человека и рисуют одну картину на заданную тему.
 

Нарисуй домик.    Дети разбиваются на пары, им дается один лист, поделенный пополам. Дети рисуют дом, при этом каждый рисует свою половину дома. Сложность в том, что дом должен получиться симметричным.
Рекомендации: можно взять любой симметричный рисунок.

Усложнение задачи: во время рисования нельзя разговаривать.

4.    Игры:
а) Направленные на развитие способностей познавать себя и окружающих людей.
«Волшебные очки».    Кто надевает такие очки, видит только положительные качества в окружающих его людях.
Рекомендация: предложите надеть волшебные очки детям, которые не ладят друг с другом или поссорились. Это помогает примирить поссорившихся детей.

«Хорошо-плохо».    Дети встают в круг, в центре водящий с мячом. Водящий по очереди бросает детям мяч, и называет любой поступок, дети возвращают мяч, говоря хорошо это или плохо.
Второй вариант: водящий бросает мяч, и просит назвать хороший или плохой поступок.
 

«Рассмеши Несмеяну».
    Выбирается несмеяна, дети по очереди пытаются её рассмешить. У кого это удается, становится Несмеяной.

б) Направленные на развитие эмоциональной сферы детей.
 

«Эмоции».    Выбирается водящий, он показывает эмоцию, остальные отгадывают.
Читается из произведения (например, К.И. Чуковский «Мойдодыр», Н. Носов «Огурцы»), дети определяют эмоцию героя.
«Маски».   Детям предлагают «надеть» маску грустного пьеро, или веселого буратино и т.п.
«Зеркало».    Дети встают друг против друга, один изображает отражение в зеркале и должен повторить то, что показывает его партнер.

в) Направленные на развитие невербальных средств общения.
 

«Сурдоперевод»    Водящему предлагается любая фраза, которую он должен показать детям с помощью мимики и жестов. Дети отгадывают.
«Проведи машину»    Водителю дается руль, и завязывают глаза. По группе расставляют препятствия. Дети указывают путь водителю словами. Отмечается группа, в которой водитель задел меньше препятствий.

г) Способствующие развитию навыков совместной деятельности, чувства общности, пониманию других людей.
«Дружная пара».    Дети встают парами, и зажав между собой мяч, преодолевают препятствия.
«Собери игрушки».    Дети разбиваются на группы по трое, берутся за руки, образуя цепь. У крайних детей свободно по одной руке. Их задача, не отпуская рук, собрать игрушки.

Рекомендации: после игр важно не пропускать этап рефлексии. Обратить внимание, что выигрывают, те, кто умеет договариваться, действует сообща.

5.    Словесное творчество.
Детям дается возможность глубже понять поступки людей, реализовать свой творческий потенциал, придумывая нравоучительные истории.
"Мирилки".
    Предложить детям придумать короткие «мирилки», которые будут помогать им помириться, если вдруг возникла ссора.
"Рассказы по пословицам".    Подбираются пословицы на определенную тему, затрагивающую нравственные аспекты, дети придумывают рассказ по этой пословице.
"Реклама".    Детям предлагается придумать рекламу группы, сада, семьи.
"Хвалилки".    Дети хвалят друг друга, отмечая поступки, которые ребенок совершил в течение недели. Игра проводится в конце каждой недели.
"Страшная сказка".    Предложить детям сочинить страшную сказку, которая в конце окажется веселой.
 
Данные приемы способствуют созданию эмоционально позитивного настроя у детей, помогают сформировать положительные нравственные качества, способствуют развитию коммуникативных навыков. Буду рада, если мой опыт поможет вам в работе с детьми. Спасибо за внимание.
                                 
                                                    Библиография.
1.    «Игры в детском саду» Минск ХАРВЕСТ, Москва АСТ 2000г.
2.    А.Д. Кошелева «Эмоциональное развитие дошкольника», Москва «Просвещение» 1985г.
3.    Виноградова А.М. «Воспитание нравственных чувств дошкольника» Москва «Просвещение» 1989г.

Конспект занятия "Наша группа".

Рецензия.

 

 


24.01.2017   23.00

Каменских Ирина Валерьевна

0

 Уважаемая Елена Глебовна!  Ваш мастер - класс очень понравился и заинтересовал. Данные приемы способствуют созданию позитивного настроя у детей, формируют положительные нравственные качества. Творческих вам успехов!

 

18.01.2017   02.13

Бузмаков Сергей Геннадьевич

0

 Здравствуйте, Елена Глебовна! Посетил Ваш мастер-класс. Почерпнул много для себя интересного. Информация весьма актуальна. Многие дети не умеют общаться, не понимают свои эмоции и эмоции окружающих. Мне думается, было бы неплохо формировать у детей навыки распознавания эмоций, ведь эта способность лежит в основе коммуникации. Т.е., я хочу сказать, что прежде чем учить детей коммуницированию, необходимо научить их распознавать различные эмоциональные состояния. По своему опыту знаю, что дети адекватно распознают 2-3 эмоции. Этот навык им пригодился бы в дальнейшем, т.к. он способствует развитию эмпатии.

Успехов в труде.

С уважением, Бузмаков Сергей. 




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru