Главная > Мастер-классы педагогов


Наши мероприятия и повышение квалификации
  1. Модульная модель ПК (дистанционная) >>
  2. Презентация всех моделей повышения квалификации на английском языке >>

Актуально
  1. Мастерская педагогического опыта >>
  2. Всероссийские предметные методические объединения >>
  3. Рецензии авторских материалов и программ развития школ >>
  4. Благодарственные письма 2016 - 2017 >>
До конца регистрации осталось менее 15 дней:
  1. Конкурс «Школьный проект» >>
Профессиональные педагогические конкурсы:
  1. Конкурс «Творческий урок» >>
  2. Конкурс «Здоровье детей - богатство нации» >>
  3. Конкурс «Мозаика презентаций» >>
  4. Конкурс «Учитель – моё профессиональное призвание» >>
Открытые конкурсы для дошкольников и школьников:
Сетевые проекты:
  1. Проект «Электронное портфолио педагога» >>
  2. Проект «Текстовый редактор Word: кроссворды и тесты» >>
Конференции:
Олимпиады:

Мастер-класс педагога: Голубева Анна Николаевна

Использование информационно - коммуникационных технологий при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в соответствии с ФГОС ДО.


Анна Николаевна Голубева

учитель - логопед высшей категории

МБДОУ детский сад " 13 "Колосок"

Нижегородская область, городской округ город Кулебаки, село Мурзицы

Уважаемые коллеги!

Данный мастер - класс адресован учителям - логопедам, учителям -- дефектологам дошкольных групп компенсирующей направленности, воспитателям дошкольных групп общеразвивающей направленности 6 и 7 года жизни, педагогам коррекционно - развивающих центров при подготовке  дошкольников  к школе и родителям детей старшего дошкольного возраста.


"Дети должны жить  в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества". 

В.А. Сухомлинский.

Пояснительная записка

Закон "Об образовании в Российской Федерации" и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставят новые акценты в обеспечении качественного и доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Очевидно, что тем самым особое внимание уделяется профессиональной компетентности современного педагога. Одним из показателей профессиональной компетентности   является его способность к саморазвитию. Основными критериями саморазвития педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности, творческий рост педагога, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

 Опираясь на данные педагогического мониторинга детей группы с тяжёлыми нарушениями речи, учитывая заказ родителей на образовательную услуги, считаю целесообразным при построении коррекционно - образовательного процесса включать в коррекционно – образовательную деятельность учителя - логопеда  здоровьесберегающие технологии, технологии проектной деятельности, технологии создания предметно – развивающей среды, технологии интегрированной деятельности, информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии и др.  Каждый день я нахожусь в состоянии творческого поиска и стремления к совершенствованию в области применения современных образовательных  технологий.

Методические и дидактические материалы

 В рамках введения ФГОС дошкольного образования приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и информационно – коммуникационной, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию в освоении ими основной образовательной программы. Главной идеей  является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с тяжёлыми нарушениями речи. К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с  ФГОС ДО относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования:ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей и чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.

   У детей с тяжёлыми нарушениями речи выявляется недостаточность объёма словаря, недоразвитие фонематического слуха, несформированность навыков звукового анализа и синтеза слова,  сложности при автоматизации поставленных звуков,  нарушена звуконаполняемость и слоговая структура слова, невладение навыками словоизменения и словообразования, неумение логично, последовательно, без пропусков основных  частей, связно   передать содержание текста.  Основными задачами  коррекционной работы учителя – логопеда в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи являются: овладение дошкольником  связной, грамматически правильно оформленной речью, фонетической системой русского языка, предпосылками грамотности, что  формирует предпосылки к учебной деятельности  и обеспечивает преемственность дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС ДО.

  Для решения этих задач  на моих логопедических занятиях, кроме традиционных методов и приёмов, я использую  компьютерные технологии. Компьютер, интернет, интерактивные игры  проникли практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение  информационно – коммуникационных технологий в практическую деятельность учителя - логопеда – это  беспроигрышный вариант в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи. В связи с введением ФГОС ДО интерактивная доска занимает особое место. Одним из направлений в моей работе стало использование интерактивной доски на фронтальных занятиях по обучению грамоте детей с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста.

Использование интерактивной доски помогает сделать образовательно – коррекционный  процесс увлекательным, динамичным, красочным, получая обратную связь с детьми. Интерактивная доска (ИД) - полифункциональное устройство, позволяющее на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектации ИД, так и авторские презентации, тренажеры, видеоролики, компьютерные игры и т.д. В связи с введением ФГОС ДО  интерактивная доска занимает особое место.

         Обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи в МБДОУ детский сад № 13  «Колосок» построено на основе  «Вариативной примерной  адаптированной  основной  образовательной  программы  для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», под редакцией Н.В. Нищевой, С - Петербург, Детство – пресс, 2015 год. В  рабочей программе  учителя – логопеда раздел обучение грамоте разработан на основе парциальной программы «Обучение грамоте детей дошкольного возраста», под редакцией Н.В. Нищевой, С - Петербург, Детство – пресс, 2015 год.

В соответствии с профилем  группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в Рабочей программе учителя – логопеда  на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных направлений развития ребёнка. Одним из направлений коррекционно - развивающей работы учителя – логопеда в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи  является обучение  грамоте.

Для решения этой задачи на групповых занятиях по обучению грамоте, я использую  мультимедийные презентации третий год. Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. Использование интерактивной доски  на групповых логопедических занятиях даёт широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной. Дети с тяжёлыми нарушениями речи получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.

 

 

При работе с интерактивной доской у детей задействованы различные виды памяти (слуховая, зрительная, ассоциативная), активизируются процессы внимания (концентрация, распределение, переключение), совершенствуются  зрительно-пространственные отношения. Использование в образовательно - коррекционном процессе  учителем – логопедом мультимедийных презентаций на фронтальных занятиях, предотвращает утомление воспитанников, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность и работоспособность в течение всего занятия, повышая эффективность  работы.

Особую актуальность, в соответствии с ФГОС ДО, имеет педагогическое просвещение родителей дошкольников. В организации взаимодействия учителя - логопеда с родителями, использую мультимедийные презентации, что позволяет расширить коррекционо – образовательные  возможности традиционных форм работы, привлекая мам и пап к участию в коррекционно  -  образовательном процессе. Для частоболеющих детей,  пропустивших занятия,  есть возможность вместе с родителями в домашних условиях познакомиться с пройденным материалом.

Рецензия 

  Методические рекомендации по работе с предлагаемыми образовательными материалами

Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ интерактивной доски. Он сочетает в себе движение, звук и изображение, возможность самостоятельно (совместно с педагогом, коллективно) выполнять практические задания, исправлять допущенные ошибки, фиксировать полученный результат, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность учителю - логопеду самостоятельно скомпоновать образовательный материал исходя из темы логопедического занятия, что позволяет построить занятие так, чтобы добиться максимального  эффекта.

Мультимедийные презентации  по обучению грамоте помогают детям  с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза, познакомиться   и применять такие термины, как «звук», « буква», «слово», «слог», «предложение», «гласный», «согласный», «твёрдый», «мягкий», «звонкий», «глухой», «ударный», «безударный»,  « начало слова», «конец слова, «середина слова»  с опорой на  зрительные символы, используя метод моделирования в схеме слова, развивать слоговую структуру слова, расширять, уточнять, активизировать  словарь,  предупреждать дисграфию и дислексию.

Серия мультимедийных  презентаций о звуках и  буквах предназначена для детей 5 - 7 лет для знакомства с новым звуком и буквой. В содержание каждой презентации включены слайды с предметными картинками к новому звуку для выделения  и определения  характеристики первого звука в слове с опорой на схематичное обозначение применяемых терминов,  слайд с новой буквой и предметной картинкой к этой букве, видео - ролик о новом звуке и  букве «Уроки тётушки Совы», слайд для профилактики дисграфии и дислексии: «Где спряталась буква?» и  заключительный слайд в конце занятия, как поощрительный за хорошую работу  -  просмотр фрагмента   мультфильма,  название которого  начинается со  звука, пройденным  на занятии.

          Мультимедийную Азбуку  рекомендуется использовать  учителям – логопедам  на занятиях по обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте, родителям при знакомстве детей  с новыми буквами и для закрепления труднопроизносимых звуков, воспитателям групп общеразвивающей направленности, педагогам развивающих центров на  групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях  при подготовке детей к школе по обучению грамоте.

 Список используемой литературы:

1.   Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.

2.     Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

3.   Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. - Пермь, 2007.

4.    Лынская, М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ /М. И. Лынская //Логопед в детском саду. – 2006.-№ 6.

5.    Веренёва Е.П. Ресурсы информационно – коммуникативных технологий в обучении дошкольников с нарушением речи//Логопед.М.: 2010 №5. с.46 – 52

6.     Кукушкина О.И.Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы//Дефектология.1994г., №5.

          7.    Перспективное планирование работы по обучению дошкольников грамоте и планируемые результаты  для детей с тяжёлыми нарушениями речи 6 года жизни на основе  парциальной программы «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Н.В. Нищевой, С - Петербург, Детство – пресс, 2015 год.

Материалы мастер-класса

  1. .Методические рекомендации родителям, обучающих ребёнка грамоте.
  2.  Что нужно помнить при обучении ребенка грамоте. Памятка для родителей
  3. Презентация "Звук Г. Буква Г".
  4.  Презентация "Звук В, буква В".
  5.  Презентация "Звук О, буква О"
  6.  Презентация "Звук С. Буква С".
  7.  Презентация "Звук А. Буква А".
  8.  Презентация "Звук Д. Буква Д".
  9. Презентация Звук Б. Буква Б.
  10.  Презентация "Звук И. Буква И".
  11.  Презентация "Звук У. Буква У".
  12.  Презентация "Звук П. Буква П".
  13. Презетация "Звук Р. Буква Р".
  14. Презентация "Звук Ш. Буква Ш".
  15. Презентация "Звук З. Буква З".
  16.  Презентация "Звук Ж. Буква Ж".
  17.  Тренажёр для закрепления  по теме "Звук А, буква А".
  18.  Тренажёр для закрепления по теме "Звук Б, буква Б".
  19.  Сценарий мероприятия"Семейная буква".
  20.  Проект "Живая Азбука".
  21.  Тренажёр для закрепления  по теме "Звук К, буква К".
  22.  Тренажёр для закрепления по теме "Звук Ш, буква Ш".

 



20.01.2017   13.40

Коркина Ирина Юрьевна

0

 Хочется сказать огромное спасибо Анне Николаевне Голубевой за этот мастер – класс! Нам очень понравился подобранный материал. Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. А презентации составлены красочно, ярко, со сменой разных видов деятельности (использован звук, видео).В наше время не обойтись без мультимедийных пособий на занятиях.  Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. И все это работает на достижение поставленной цели логопеда, учителя. Мы для себя взяли весь материал для работы с обучающимися в первом классе. Учителя начальных классов Коркина И.Ю., Колпашникова В.С., Новикова А.П.



 

 

 

 

 


 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru