Главная > Мастер-классы педагогов

Сайт "Педагогическая планета" размещается по новому адресу: https://planetatspu.ru/

Уважаемые коллеги! Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций присвоила сайту "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТА" Томского государственного педагогического университете статус "Средство массовой информации" (свидетельство).
Мастер-класс педагога: Коркина Ирина Юрьевна, Колпашникова Валентина Сергеевна, Новикова Алена Петровна

Проектная задача «Создание эскиза пляжа озера Светлое»


Коркина Ирина Юрьевна, учитель начальных классов, первая категория,

Колпашникова Валентина Сергеевна, учитель начальных классов, высшая категория,

Новикова Алена Петровна, учитель начальных классов.

Муниципальная бюджетная общеобразовательное учреждение "Белоярская средняя общеобразовательная школа №1" Верхнекетского района

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

 

Г.Э. Лессинг

 


 

Пояснительная записка Актуальность. Сегодня всеобщее признание получило положение о том, что в основе успешности обучения лежат универсальные учебные действия, имеющие приоритетное значение над узко предметными знаниями и навыками. Одна из форм измерения УУД обучающихся является технология проектной задачи. Технологии проектных задач на уроке – это формирование ключевых компетентностей учащихся. Ребёнок учится осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи. Дети получают навыки делового партнерского общения в группе. Формируется ряд организаторских компетентностей (умение проектировать процесс (изделие); планировать деятельность, время и ресурсы; анализировать собственную деятельность). В такой работе активно формируются коммуникативные и презентационные компетентности. Итак, применение  проектных задач благотворно сказывается на развитии обучающихся младшей школы.

Цель работы над проектом:

развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

—умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

—способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

—формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности

и управлению ею:

—воспитание целеустремленности и настойчивости;

—формирование навыков организации рабочего пространства и

рационального использования рабочего времени;

—формирование умения самостоятельно и совместно планировать

деятельность и сотрудничество;

—формирование умения самостоятельно и совместно принимать

решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

 

                                                                                      Методические рекомендации
Данный методический материал рекомендован учителям начальных классов.
В нашей школе эта проектная задача проходила в мае 2016 года. Впереди были летние каникулы, поэтому и была выбрана тема отдыха на пляже.

Время реализации проекта – 4 часа (3 часа самостоятельная работа по инструкции и 1 час – защита эскиза пляжа)
Форма организации: групповая (разновозрастная) по 5-6 человек в группе.
Участники: обучающиеся 2-4 классов.
За каждой группой закреплен учитель-наблюдатель. В ходе работы группы он заполняет «Экспертный лист оценки работы при решении ПЗ» на каждого обучающегося.
Итогом работы над проектной задачей «Создание эскиза пляжа озера Светлое», будет являться созданный детьми эскиз местного пляжа и его представление командой. Команда самостоятельно выбирает форму презентации своей работы.
Оценивание результата работы. Учитель – наблюдатель проверяет выполненную работу группы и подсчитывает набранные баллы. Эти баллы записываются в карту наблюдения. По этой же карте оценивается презентация решения проектной задачи, как наблюдателями, так и обучающимися каждой группы. Общие баллы суммируются, и по количеству баллов определяется победитель. Команда победитель награждается грамотой и памятными подарками.
Описание проекта:
Первый этап – постановка проблемы
Второй этап – планирование работы
Третий этап – сбор информации
Четвертый этап – работа над «оформлением проекта»
Пятый этап – презентация работы.

Для работы детям предложены следующие документы:
1. инструкция по работе,
2. задания для групп,
3. справочный материал,
4. приложение.

Содержание документов.
1. Инструкция по работе
I этап – 1- 2 урок. За это время вы должны:
1) Познакомиться с заданиями;
2) Распределить задания;
3) Выполнить задания с № 1-12. Постарайтесь набрать как можно больше баллов, т.к. они будут учитываться при подведении итогов.
4) После окончания решения задач необходимо ещё раз проверить и удостовериться, что вы решили эти задачи правильно.
II этап – 3 урок
1. Составление эскиза (макета) пляжа.
Рекомендации по оформлению:
Для основы эскиза используйте листы бумаги А4, скрепляя их скотчем.
На эскизе (макете) должны быть указаны: номер группы, участники группы.
Текст рекламы на эскизе пляжа не размещать!
Текст рекламы запишите на листе А4 разборчивым почерком, красочно оформите.
2. Подготовка к презентации работы.
При презентации больше баллов получает та группа, которая представит работу творчески (с элементами театрализации, музыкальных или литературных компонентов).
III этап – 4 урок. Презентация эскиза.

2. Задания для групп:
1. Определить местоположение пляжа по карте.
2. Вычисление площади пляжа.
3. Определение состава почвы пляжа по диаграмме.
4. Восстановление пропущенных слов в тексте с помощью шрифта.
5. Выполнение работы оригами – ведерка.
6. Разгадывание ребуса.
7. Оформление лежаков с помощью орнамента по одной и той же схеме.
8. Расположение зонтов в определенной последовательности.
9. Определение месторасположения детской площадки и сбор пазлов.
10. Работа со справочным материалом для определения времени по солнечным часам.
11. Оформление входа пляжа.
12. Творческое задание.

3. Справочный материал:
1. Популярно о пользе загаре.
2. Из чего состоят солнечные часы.

4. Приложения:
Приложение 1. План озера.
Приложение 2. Лист для изображения пляжа.
Приложение 3. Азбука Морзе.
Приложение 4. Картинки животных и растений.
Приложение 5. Оригами – ведёрко.
Приложение 6. Солнечные часы.
Приложение 7. Детская площадка – пазлы.

После подведения итогов, в группах учитель - наблюдатель проводит рефлексию по предложенным вопросам.
 

                                                                   Инструкция для детей 

   Дорогие ребята!

     В этой проектной задаче вам предстоит продемонстрировать, прежде всего, умение работать вместе при решении общей задачи, продемонстрировать, как вы умеете работать по инструкции. Предлагаемая задача – необычная: её нельзя отнести к какому – то определённому предмету, но для её решения вам потребуются знания из большинства школьных предметов. Кроме того, задача большая по объёму, поэтому очень важно правильно распределить работу между собой. На решение задачи вам отведено всего один день.
    Мы заканчиваем учебный год. Наступит лето. Лето – это любимая пора всех детей и взрослых. Пора каникул у школьников и отпусков у ваших родителей. Многие летом отправляются в путешествия. В путешествиях можно увидеть своими глазами новые места, познакомиться с новыми людьми. Но жители нашего посёлка любят отдыхать на озере Светлом.
- Как вы думаете, что их привлекает?
  Действительно, это  удивительное по красоте озеро.
- Кто из вас уже побывал на Светлом? А кто хотел бы там побывать?
    Но вы знаете, что у нас в посёлке Белый Яр нет хорошего пляжа. Почему бы нам не выступить с инициативой создания проекта пляжа и направить его в Администрацию? Может быть, к нашему мнению прислушаются? Согласны?
    - Как бы вы хотели, чтобы выглядел пляж?
     Итак, результатом вашей работы должен стать эскиз пляжа и небольшой рекламный текст, приглашающий отдыхающих посетить именно пляж озера Светлое.
    В ходе его представления должны найти отражения те задания, с которыми вы работали в течение дня. Надеемся, что вам понравится эта задача, и вы  с интересом будете её решать.
    I этап – 1-2 урок. За это время вы должны:
1)       Познакомиться с заданиями;
2)       Распределить задания;
3)       Выполнить задания с № 1-12. Постарайтесь набрать как можно больше баллов, т.к. они будут учитываться при подведении итогов.
4)       После окончания решения задач необходимо ещё раз проверить и удостовериться, что вы решили эти задачи правильно.
II этап – 3 урок
1.       Составление эскиза (макета) пляжа.
 
Рекомендации по оформлению:
     Для основы эскиза используйте листы бумаги А4, скрепляя их скотчем.
На эскизе (макете) должны быть указаны: номер группы, участники группы.
Текст рекламы на эскизе пляжа не размещать!
Текст рекламы запишите на листе А4 разборчивым почерком, красочно оформите.
2.       Подготовка к презентации работы.
    При презентации больше баллов получает та группа, которая представит работу творчески (с элементами театрализации, музыкальных или литературных компонентов).
 
III этап – 4 урок
 
     Презентация эскиза (макета).
 

Желаем вам успехов в решении задачи!                                               

 
 
 
 
Задания для детей
Дорогие друзья!
       Мы заканчиваем учебный год. Наступит лето. Лето - это любимая пора всех детей и взрослых. Пора каникул у школьников и отпусков у ваших родителей.  Многие летом отправляются в путешествия. В путешествиях можно увидеть своими глазами новые места, познакомиться с новыми людьми. Но жители нашего посёлка любят отдыхать на озере Светлом.
- Как вы думаете, что привлекает их?
Действительно, это удивительное по красоте озеро.
- Кто из вас уже побывал на Светлом? А кто хотел бы там побывать?
Занятия  мы посвятим   достопримечательности Белого Яра – нашему озеру. Сразу за селом, в окружении густого сосняка, раскинулось озеро.  Песчаный пляж, голубая гладь, стаи окуней, вековые сосны с запахом хвои, удивительная красота!
Вы знаете, что у нас в посёлке Белый Яр  нет хорошего пляжа. Администрация посёлка обратилась к вам с просьбой создать проект пляжа или части его. Как бы вы хотели, чтобы он выглядел.
 Ребята, вам необходимо создать эскиз пляжа, на постройку которого вам отводится 3 урока.
Инструкция.
     В ходе решения предложенной задачи вам предстоит продемонстрировать умение работать вместе. Предлагаемая задача – необычная: ее нельзя отнести к какому-то определенному предмету, но для ее решения вам потребуются знания из ряда школьных предметов. Кроме того, задача большая по объему. Поэтому очень важно правильно распределить работу между собой. Надеемся, что вам понравится эта задача, и вы успешно с ней справитесь. 
  Вы решите несколько задач и узнаете некоторые интересные сведения об этом озере. Но самое главное задание, которое вам предстоит выполнить в конце урока – это представить эскиз  пляжа и составить небольшой рекламный текст, приглашающий отдыхающих посетить именно пляж озера Светлое.
Задание 1.
Пляж должен располагаться в южном и  юго-западном направлении  от  озера. Определите местоположение пляжа  по карте (Приложение 1).
Задание 2
Площадь пляжа составляет  части от площади озера.  Вычислите площадь пляжа и отметьте её на плане. Площадь одной клетки на плане  равна 100 м2, две неполные клетки равны площади одной полной.
Для изображения пляжа используйте Приложение 2.
Ответ: площадь пляжа =_______________________________________________
Задание 3
 
Узнайте состав почвы на пляже и расскрасьте в нужный цвет зону пляжа на схеме. Рас­смотрите диаграмму и выберите верные высказывания.
 
1)  Перегноя в почве больше, чем песка.
2)   Песка в почве больше, чем глины.
3)   Песка и глины вместе столько же, сколько перегноя.
4)   В смеси одинаковое количество перегноя и глины.
 
Если верно высказывание №1 раскрасьте в чёрный цвет.
Если верно высказывание №2 раскрасьте в жёлтый  цвет.
Если верно высказывание №3 раскрасьте в коричневый цвет.
Если верно высказывание №4 раскрасьте в  серый цвет.
 
Задание 4:
Прочитай текст, восстанови пропущенные слова с помощью шифра (Приложение 3), вырежи картинки (Приложение 4), которые относятся к данному тексту  и наклей их на свой эскиз.
1) Сразу за селом, в окружении густого  /…/---/…/-./.-.-/-.-/.-/, раскинулось озеро. Оно небольшое, но чрезвычайно чистое и прохладное. Когда светит солнце, в нем отражаются тысячи солнечных блесток, прям, слепят глаза. Озеро богато рыбой. Наши односельчане рано, когда легкий туман еще висит над водой, начинают "охотиться" на рыбу. Так и слышишь, как то здесь, то там хлопает по воде хвост водного тигра /---/-.-/..-/-./.-.-/,  
---./. /-…/.-/.-/-.-/.-/ или / --.-/..-/-.-/../  Вечером, когда солнце садится за горизонт, последние лучи освещают все вокруг. И озеро, и /…/---/…/-./-.--/, и  /-.-/.-/--/-.--/----/ будто заливает ярко-красный свет. В прибрежной зоне, близ /-.-/..-/.--/----/../-./---/-.-/ и  /---/…/---/-.-/../ спрятались /.-../.-.-/--./..-/----/-.-/../ На закоряженных ямах затаилась
/--../--/./.-.-/
Задание 5.
На западе от озера находится родник.   Все мы неоднократно слышали журчание воды.  Там всегда свежая прохладная вода. Покажите его положение на плане.  Все отдыхающие с удовольствием пьют эту воду. Надо воды набрать, а ведёрка-то нет. Из чего сделать? Предлагаем вам из бумаги согнуть ведерко - оригами. (Приложение 5)
Задание 6.
На вашем пляже должны быть лежаки для загорания и отдыха. Лежаков должно быть столько, сколько согласных букв в отгадке ребуса. Определите количество лежаков и расставьте их вдоль береговой зоны.
 
Задание 7.
Люди любят украшать свои изделия. Наши лежаки раскрашены орнаментом по одной и той же схеме /  +  /  +  /  +  /.     Какие из следующих орнаментов могут быть орнаментами лежаков?
Раскрасьте нужные орнаменты и украсьте ими лежаки.
Задание 8.
На вашем пляже должно быть три зонтика. Красный зонтик должен располагаться между синим и желтым, причем желтый – слева от красного.         
Задание 9.
Летом на пляже всегда много отдыхает детей и нам никак не обойтись без детской площадки.  Соберите пазлы и расположите площадку в восточной части озера. (Задание в конверте).
Задание 10.
Укажите на солнечных часах время пребывания на щадящем солнце, используя справочный материал и Приложение 6.
Задание 11.
Определите, где будет находиться вход на пляж, оформите его на своих эскизах  и придумайте ему оригинальное название.
Задание 12.
Сочините четверостишие, которое приглашает гостей и жителей поселка покупаться, позагорать, отдохнуть на пляже.

 

Справочный материал

Популярно о пользе загаре
Солнце — издавна известно человеку, как одно из важных лекарств, фактически выступающих в качестве гаранта здоровья. Благодаря солнечному свету на Земле и имеется жизнь. Солнечный свет жизненно необходим для человека. В рациональных дозах он служит организму помощником в подавлении аллергических заболеваний, улучшает кроветворение и ускоряет обменные процессы, повышает настроение, укрепляет иммунитет и увеличивает стрессоустойчивость. Тем не менее избыточный ультрафиолет вреден и с большой вероятностью спровоцирует ряд заболеваний внутренних органов и кожи. Мы расскажем, как уберечься от отрицательного влияния солнечных лучей. Прежде всего вам необходимо уяснить для себя, что при непомерном ультрафиолетовом облучении вы наносите организму неисправимый вред. Любой человек имеет в своем распоряжении естественную защиту от солнечных лучей – отрезок времени, в течение которого возможно находиться на солнце без применения солнцезащитных средств, без риска получения ожога. Длительность такового пребывания на солнце находится в прямой зависимости от типа кожи с продолжительностью 5-40 минут. Во время загара, время от времени следует переходить в тень. Больше всего обжигает солнце в горах. Это происходит потому, что воздух там более прозрачен, поскольку он не содержит пыли и паров. Кроме того, в горах солнечные лучи отражаются от снежного покрова.
Польза загара: как загорать правильно?
Положительное влияние солнца на наш организм неоспоримо. Этому существует немало подтверждений в истории, науке, и даже народном фольклоре.
Но чтобы загар приносил пользу, необходимо принимать солнечные ванны с умом.
Так, в разгар знойного сезона полезно пребывание только на щадящем солнце с 9-00 до 11-00   и с 16-00 до 18-00.
А начинать загорать нужно постепенно, с 5-ти минут для светлой кожи в первые дни, или 10-ти для смуглой, ежедневно увеличивая длительность пребывания на солнце на 5-10 минут.
Максимальное время, которое можно без вреда провести на открытом солнце – 2-3 часа, чрезмерно увлечение опасно не только ожогами, но и тепловым ударом.
Очень важно помнить о таких атрибутах безопасного загара, как солнцезащитные очкии головной убор. Во время загара также рекомендуют делать «перерывы» — прятаться ненадолго в тень, или охлаждаться в водоеме.
При чувствительной коже особенно рекомендовано и использование солнцезащитных средств (даже в тени).
Из чего состоят солнечные часы
            Солнечные часы состоят из стрелки-указателя, отбрасывающей тень (эта стрелка называется гномон) и циферблата солнечных часов. Время по солнечным часам определяют по тени, отбрасываемой гномоном на циферблат. Все просто, однако есть некоторые особенности. Циферблат солнечных часов делится на 24 часа, а не на 12 часов, как в обычных механических часах. Циферблат или гномон должны быть наклонены над плоскостью. Солнечные часы работают только в ясную или малооблачную  погоду в светлое время суток.

 

Горизонтальные солнечные часы можно делать прямо на песке на пляже. Для начала нам нужно знать где находится север. Если мы делаем циферблат солнечных часов на переносимой поверхности - чертим круг и делим его на 24 части. Если делаем солнечные часы на земле, рисуем круг, в центр круга вставляем палку (гномон) и наклоняем ее на север, от нижнего конца гномона ровно на север рисуем черту - это будет 12 часов дня. Остальные линии расчерчиваем, деля весь круг на 24 равных сектора. 

 

Ответы

Задание 1  1 балл       Пляж находится в южном и юго-западном направлении.
Задание 2  2 балла
Площадь озера: полных квадратов -24
Половинок – 26      26:2 = 13 полных квадратов.
 Итого 24+ 13 = 37 квадратов                                   
37 • 100 = 3700 м2                  
Площадь пляжа: 3700 : 2 = 1850 м2  или 18 полные клетки и 1 половинка
Задание 3    1 балл          вариант 2)         желтый цвет
Задание 4   2 балла
Сразу за селом, в окружении густого сосняка, раскинулось озеро. Оно небольшое, но чрезвычайно чистое и прохладное. Когда светит солнце, в нем отражаются тысячи солнечных блесток, прям, слепят глаза. Озеро богато рыбой. Наши односельчане рано, когда легкий туман еще висит над водой, начинают "охотиться" на рыбу. Так и слышишь, как то здесь, то там хлопает по воде хвост водного тигра - окуня, чебака или щуки. Вечером, когда солнце садится за горизонт, последние лучи освещают все вокруг. И озеро, и сосны, и камыш будто заливает ярко-красный свет. В прибрежной зоне, близ, кувшинок, камыша осоки спрятались лягушки. На закоряженных ямах затаилась змея.
Задание 5    2 балла  (1 балл за правильное расположение родника (на западе) и 1 балл за   оригами – ведерко)
Задание 6    2 балла Периметр- 5 согласных букв. 5 лежаков
ж
к
с
Задание 7   1 балл     Правильные варианты, а, г, д
Задание 8     1 балл  Зонтики
 
Задание 9    2 балла         Детская площадка (пазлы) расположена справа от озера.
Задание 10    2 балла     Солнечные часы
 
Задание 11  1 балл       На эскизе  должен быть изображен вход на пляж и его название.
Задание 12     2 балла       Четверостишие – приглашение на  пляж.

 

Максимальное количество баллов: 19

 Карта наблюдения за ходом презентации решения проектной задачи (оценка 0-3 б)

Действия
Группа
№__
Группа
№__
Группа
№__
Группа
№__
Группа
№__
Группа
№__
 
1.               
Количество набранных ранее баллов
 
 
 
 
 
 
2.               
Качество итогового «продукта»
Базируется ли итоговый «продукт» на результатах выполнения отдельных заданий
 
 
 
 
 
 
3.               
Соответствие результата поставленной цели
 
 
 
 
 
 
4.               
Творческий подход к представлению продукта
 
 
 
 
 
 
5.               
Макет-эскиз (наличие, красочность, аккуратность)
 
 
 
 
 
 
6.               
Качество выступления(учесть количество выступающих, умение говорить без опоры на текст, умение аргументировано отвечать на вопросы)
 
 
 
 
 
 
 
ИТОГ
 
 
 
 
 
 
 

 

Экспертный лист оценки работы при решении ПЗ
Ф.И. экспертируемого  обучающегося ______________________________________________________

 

 
Критерии
 
Уровень
Оценка
Работа с инструкцией
Способность рефлексировать (выделение проблемы, анализ того, что сделано на основе инструкции)
1-3
Выделяет проблему, может сделать анализ результатов, определяет ошибки и трудности
 
0
Не может делать анализ, не видит ошибок в работе, не умеет выделять проблемы и трудности
 
Способность целеполагать (постановка и удержание цели проектной задачи через работу с инструцией)
3
Четко ставить цель, удерживать цель задачи до завершения работы с задачей, обращаться к инструкции в системе
 
1-2
После оглашения цели другими участниками группы может её удерживать до завершения работы с задачей, обращаться к инструкции время от времени
 
0
Не умеет планировать собственные действия для решения поставленной задачи, не обращается к инструкции
 
Коммуникация
Способность проявлять инициативу (активность, выдвижение новых идей при поиске способа решения задачи)
4
Берет на себя роль лидера и может её удерживать на протяжении всей работы. Проявляет инициативу в работе, может предложить новые идеи решения задачи на протяжении всей работы
 
3
Берет на себя роль лидера, но не может её  до конца работы удерживать. Проявляет инициативу в работе, может предложить новые идеи решения задачи ситуативно
 
2
Проявляет инициативу в работе, может предложить новые идеи решения задачи ситуативно, но на роль лидера не претендует
 
1
Хороший исполнитель
 
0
Пассивен, не участвует в обсуждении способа решения задачи.
 
Способность вступать в коммуникацию (взаимодействие при решении задачи, отстаивание своей позиции, принятие или аргументированный отказ от точки зрения других)
4
Общительный, умеет слушать, принимать точки зрения других, способен передать свое мнение, умеет аргументировать ответ, умеет работать в паре и группе
 
3
Общительный, умеет слушать, принимать точки зрения других, способен передать свое мнение,  умеет работать в паре и группе
 
2
Общительный, умеет слушать, принимать точки зрения других, умеет работать в паре и группе
 
1
Замкнутый, но умеет слушать, принимать точки зрения других, умеет работать в паре и группе
 
0
Замкнутый, не может  работать в малых группах, не принимает точки зрения других, отличных от собственных, не может аргументированно отстоять свое мнение
 

 

Вопросы для рефлексии в группах.

Оцените: комфортно ли вам было работать в группе, паре?

Все ли ребята были вовлечены в работу?
Как были распределены задания внутри группы?
 
Как проходил процесс решения задач (распределение задач между собой или работали вместе).
Как вы оцениваете выбранные вами задачи по уровню сложности?
По силам ли были задания, предложенные малышам?
Назовите задания, которые с вашей точки зрения были интересными.
 
Вы считаете, что справились с выбранными вами задания?
Как вы считаете, где группа действовала неверно?
Обращалась ли ваша группа в ходе решения проектной задачи к инструкции?
Почему группа отработала с таким результатом?
 
Оцените свой вклад в работу группы.
Что вы постараетесь изменить в работе группы в следующий раз?
Какие пожелания хотели бы высказать своим товарищам?
Что дала вам лично проектная задача: что вы поняли, чему научились?
 
 

Скан-копия рецензии

 


27.02.2017   16.39

Коркина Ирина Юрьевна

0

 Материал весь добавлен.

06.02.2017   18.00

Ботнева Мария Юрьевна

0

 Здравствуйте, не могу открыть ссылки. Спасибо.




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru