Главная > Мастер-классы педагогов

Сайт "Педагогическая планета" размещается по новому адресу: https://planetatspu.ru/

Уважаемые коллеги! Сайт "Педагогическая планета" Томского государственного педагогического университета получил статус "Средство массовой информации" (свидетельство).
Мастер-класс педагога: Жилина Наталья Николаевна

Система воспитательной работы классного руководителя на основе гендерного подхода


 

Жилина Наталья Николаевна

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №7 имени А.С. Пушкина" города Курска 

учитель начальных классов


Пояснительная записка 

Социальные изменения в современном обществе приводят к разрушению традиционных моделей мужского и женского поведения. Происходит размывание границ между женскими и мужскими социальными ролями.

Мы живём в обществе, где мужчины и женщины имеют равные права. Женщины делают карьеру, занимают руководящие должности, при этом воспитание детей, забота о супруге, семье не является обязательной частью такого образа жизни. В свою очередь, у мужчин стремление к браку не всегда находит место среди их важных жизненных приоритетов. Зачастую они утрачивают способность играть правильную роль в браке, постепенно превращаясь из «добытчиков» в «потребителей» и перекладывая все обязанности по воспитанию детей на женские плечи.

На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения, пряча за этим страх перед окружающей действительностью.
 
А ведь издревле народные традиции были построены так, чтобы у девочки с рождения открывалось истинное женское предназначение. Женственность прививалась через игры, рукоделие, обряды, ритуалы. Благодаря традициям с рождения формировался женский стиль одежды, поведения, речи, манеры разговора. Девочку учили получать удовольствие от приготовления пищи, ухода за своим жилищем, обустройства дома, т.к. чувствование и гармонизация пространства – одна из сильных сторон женской сути.
 
К сожалению, в настоящее время многие традиции утрачены, а роли перепутаны. Жизнь стала очень разной, порой необъяснимой, но законы природы никто не отменял!
 
Любовь Порфирьевна Шустова, кандидат педагогических наук, доцент Ульяновского государственного университета, считает, что одним из важных направлений развития педагогической науки на современном этапе является развитие гендерной педагогики.
Гендерная педагогика – это проектирование учебно-воспитательного процесса и создание условий для реализации возможностей мальчиков и девочек.
 
Проблема гендерного подхода к обучению и воспитанию личности обретает актуальное значение в условиях модернизации общеобразовательной школы. Гендерное образование помогает решать множество важных социальных задач, и необходимость его развития все чаще обсуждается в педагогическом сообществе. Однако в нашем государстве в школьном образовании гендерный подход является еще большой редкостью, т.к. его внедрение в практику российского образования в целом сталкивается с рядом трудностей.
 
Процесс становления гендерной идентичности, т.е. осознание своей принадлежности к мужской или женской группе, происходит ещё в раннем детстве в семье. Именно семья является для ребёнка первым и наиглавнейшим социальным фактором влияния. Несомненно, для развития личности ребёнка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье. Личностные качества родителей также играют здесь немаловажную роль. Так же как и наличие у ребёнка полной семьи. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся вести себя с людьми противоположного пола.
 
Девочка с первых дней жизни оказывается в более выгодном положении, т.к. она наблюдает соответствующие её полу модели поведения: мама, бабушка, воспитательница в саду, учительница. Мальчикам сложнее, потому что они наблюдают те же самые, т.е. женские модели поведения, и гораздо меньше знают о поведении, соответствующем мужской роли.
 
Есть ещё одна трудность. На современном этапе развития нашего общества мы сталкиваемся с проблемами формирования семьи: многочисленные разводы, неполные семьи, где чаще всего родителем является мама или бабушка.  Нормой становятся гражданские  и гостевые браки, в условиях которых ребёнок может подолгу не видеться с одним из родителей, иметь неполные или вовсе неверные представления о мужской и женской ролях в семье.
 
Таким образом, проблема формирования гендерной идентичности детей является актуальной как никогда и получила широкое освещение в научной литературе. 
 
Цель мастер-класса: поделиться с коллегами опытом работы по реализации воспитательной системы классного руководителя в начальной школе на основе гендерного подхода. 
 
Методические материалы
 
 
 
 

14.04.2017   09.42

Осинская Наталья Алексеевна

-1

Хотелось бы отметить следующее:

1.     Актуальность данного материала злободневна. В современном мире сглаживаются понятия мужчины-женщины. Усредняется не только сфера профессий, гардероб и поведение, но и отношения полов.

2.     В свете реализации концепции духовно-нравственного воспитания -  хорошо представлен материал на готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать свои мысли и поступки, формирование ценностного отношения к нравственным устоям семьи.

3.     Хорошо представлена диагностика выполнения программы.

02.05.2017   14.04

Жилина Наталья Николаевна

-1

 Уважаемая Наталья Алексеевна! Большое спасибо за отзыв. Согласна, что эта тема не просто актуальна, а "на злобу дня". Так часто приходится детям слышать от взрослых: "Ты же девочка...", "Настоящие мужчины так себя не ведут" или " Ну и девочки сейчас - хуже мальчиков!" Критики много, а помощи мало. Нам, взрослым, давно пора над этим задуматься. 

13.04.2017   23.21

Чекалина Лариса Анатольевна

-1

 Наше современное общество во многом изменилось. И вопросы касающиеся воспитания детей в соответствии с их половой принадлежностью становятся более проблематичными. Только благодаря планомерной и последовательной работе можно добиться успеха в развитии личности каждого ребёнка. В представленном мастере-классе эта работа представлена комплексно. И касается она не только самих детей, но и их родителей. Особенно это важно для молодых родителей, поколение которых выросло в период нестабильности и подмены нравственных ценностей. Воспитательная программа «Мы такие разные» может помочь в решение данной проблемы.

 

02.05.2017   13.20

Жилина Наталья Николаевна

-1

Уважаемая Лариса Анатольевна! Благодарю Вас за комментарий. Гендерный подход в образовании - это наше хорошо забытое "старое", которое оказывается как нельзя кстати в условиях современного общества. Полностью согласна с Вами относительно работы с родителями, её содержание необходимо продумывать с особой тщательностью.

12.04.2017   19.05

Мусабекова Сауле Амангельдиевна

-1

Здравствуйте! Предлагаемая Вами программа  по воспитательной работе среди учащихся младших классов очень актуальна на сегодняшний день. Ведь формирование личности и ее гендерных особенностей происходит именно в этот период развития ребенка очень активно. Данная работа носит конкретный практический характер,  продумана, четко обоснована и является отличным вкладом в копилку любого классного руководителя.

02.05.2017   13.10

Жилина Наталья Николаевна

-1

 Уважаемая Сауле Амангельдиевна! Спасибо за оценку моей работы. Действительно дошкольный и младший школьный возраст - это важные периоды формирования личности ребёнка. Мне кажется, гендерный подход в воспитании нужно применять и в работе с дошкольниками. Приходя в школу ребёнок должен уже себя идентифицировать по половой принадлежности и стараться выбирать соответствующие модели поведения.




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru