Главная > Мастер-классы педагогов
Мастер-класс педагога: Скрынникова Инна Николаевна

 

Использование современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста.

 


 С к р ы н н и к о в а  И н н а  Н и к о л а е в н а

учитель-дефектолог, высшая квалификационная категория

МБДОУ "Детский сад №40" г. Северск, Томская область. 

"Горжусь своей профессией за то, что детство проживаю многократно!"



Уважаемые коллеги!

 Мастер-класс адресован педагогам и специалистам, осуществляющим коррекционную работу с детьми с ОВЗ дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) и их родителями.

 

Цель: Осуществление комплексной коррекции и оказание специализированной помощи детям с ОВЗ при использовании современных образовательных технологий в коррекционной работе.

Пояснительная записка

  • ХХI век – это век кибернетики, скоростей и технологий, поэтому осуществлять обучение и воспитание нового поколения надо по-современному: смело включать современные образовательные технологии в процесс обучения детей с ОВЗ, что позволит создать систему специальных условий для осуществления комплексной коррекции и оказания специальной помощи. Современный педагог, владеющий педагогическим мастерством и способный грамотно использовать современные образовательные технологии идёт в ногу со временем, он – исследователь и экспериментатор, он не теряется в потоке информации, анализирует и правильно выстраивает коррекционную работу с детьми. С помощью активных методов и приёмов умело ведёт с детьми «эвристический» диалог и подводит их к самостоятельным открытиям. Такой педагог считается менеджером коррекционно-образовательного процесса, как субъект управления им. /Симонов В.П./ Стремлюсь к этому. Необходимо успевать жить, работать «подпрыгивать, ловить идеи» (девиз ТРИЗа) и использовать их в образовательной деятельности с детьми.
  • Представленный материал для мастер-класса разработан с учетом особенностей развития детей с ОВЗ и их интересов. По состоянию здоровья эти дети имеют трудности в освоении образовательной программы в целом. Медицинские диагнозы у них сложные, поэтому стараюсь индивидуализировать образовательную деятельность для каждого ребёнка (т.к. у детей с ОВЗ наблюдается неровное развитие, страдает эмоционально-волевая сфера, поведение; низкий уровень общей и мелкой моторики; слабо развиты психические процессы и речь; низкий уровень познавательной активности; незрелость мотивации; сниженный уровень работоспособности и самостоятельности и т.д.).
  • Поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств для повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе с детьми с ОВЗ. При использовании эффективных методов и приёмов в коррекционной работе с детьми ОВЗ вижу положительные результаты, как в воспитательной, так и в образовательной работе. «Эффективные» - значит хорошо подобранные, которые приводят к положительному результату в развитии детей. Современный педагог всегда имеет в запасе интересные методы и приёмы, которые он активно использует в работе с воспитанниками. У каждого есть свой «конёк», с помощью которого можно раскрепостить детей или поддержать их внимание.
  • При организации коррекционно-педагогической работы стараюсь помочь детям раскрыться и реализоваться, даю возможность поверить в свои силы. Когда дети чувствуют поддержку, они раскрываются больше и становятся увереннее. Активные методы и приёмы завораживают, интригуют, вводят их в мир игры, а ведь ребёнок с рождения запрограммирован на игру. Дети принимают игру с открытой душой, как бы «играя и обучаясь» в процессе. Тем самым, мотивирую детей на проявление творческих способностей и личностных качеств. Благодаря таким приёмам у детей развивается интерес, они хорошо усваивают материал, и изучаемая тема раскрыта со всех сторон.                                                                                                                     При использовании современных образовательных технологий в процессе обучения у детей с ОВЗ активно развивается речемыслительная деятельность, что свидетельствует об их хорошей подготовке к школьному обучению.

[1] «Тechne» - искусство, умение, мастерство, творить. «Logos» - наука, закон. «Технология» - наука о мастерстве.[1]

 

Методические и дидактические материалы

 Методические материалы и электронные ресурсы соответствуют требованиям ФГОС. Разработаны они для педагогов, родителей и детей.

1. Таблица технологий

2. Модернизация коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-дефектолога в условиях реализации ФГОС

3. Грамматика в сказках

4. От картинки к картинке 

5. Разработка теста "Учимся-играя"

6. Космос детям

7. Электронная книга родителей "Всё о звуке [К]"                                  

8. «Календарь сотрудничества с родителями»                                                                                                                                                      

9. Проект «От снежинки до капельки воды»

 

 Методические рекомендации по работе с предлагаемыми образовательными материалами

  • Материал представлен в разных направлениях (развитие психических процессов, познавательного развития, звукопроизношения, грамматического строя речи, и т.д.), и объединён он одной темой. Методические разработки созданы для конкретных детей, с учётом их диагнозов, возможностей и интересов. При создании разработок «тематику» подсказывали сами дети: кто-то нуждался в постановке звука [К], кто-то в развитии грамматического строя речи, для кого-то была представлена тема «космос», для кого-то проведен «тест» в виде игры и т.д. Выбирая тему проекта прислушивалась к детским вопросам, к тому что их интересует, поэтому его название: «От снежинки до капельки воды». Пришла к выводу, что необходимо идти за развитием каждого ребёнка, разрабатывать для каждого свой путь развития, что необходимо чувствовать и понимать его проблемы.
  • Презентации (MS Power Point) рассчитаны для определенного возраста детей, соответствуют требованиям программы и специфики ДОУ. Работать с материалом можно по мере необходимости (отставание ребёнка по конкретной теме) или для закрепления с ним лексических тем по ходу образовательной деятельности. Проводить можно как целое занятие или как часть занятия. Форма работы индивидуальная или фронтальная. Презентации можно использовать родителям с детьми (перенести на электронный носитель) для закрепления темы или заданий в домашних условиях.
  • Для педагогов разработала «таблицу технологий», по осуществлению коррекционной работы с детьми с ОВЗ дошкольного возраста. Продумала и создала систему специальных условий обучения и воспитания в кабинете учителя-дефектолога. Модифицировала методику В.К. Воробьёвой «Цепное рассказывание», по ней составила несколько рассказов. При осуществлении «комплексного подхода» в обучении детей, родителям можно закреплять дома те знания и умения, которые ребёнок получил в детском саду, по темам: «Календаря сотрудничества с родителями». «Электронную книгу» родители могут использовать для постановки и автоматизации звука [К], в зависимости от того, на каком этапе коррекционной работы ребёнок находится. Задания просты в выполнении, а эффект будет положительный.  
  • Представлены интересные творческие задания в презентациях: «Грамматика в сказках», тестах «Учимся-играя», «Космос детям» с использованием активных методов и приёмов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста. Презентации, разработанные для родителей, позволят окунуться в мир «педагогики сотрудничества», повысить родительский авторитет и улучшить результаты коррекционной работы с детьми. Проект: «От снежинки до капельки воды» будет интересен не только взрослым, но и детям.
  • Использование «интерактивных презентаций» в коррекционной работе позволит достичь цели, которую ставит перед педагогами «Концепция модернизации образования»: подготовка разносторонне развитой личности.

 

Скан-копия рецензии           

 


29.06.2017   19.23

Сопина Марина Анатольевна

0

 Инна Николаевна, отличный мастер-класс! Очень содержательный, а главное актуальный в условиях реализации ФГОС. Спасибо за предоставленный материал!

08.06.2017   14.02

Козлова Ксения Андреевна

0

Материал мастер класса очень обширен. Автором предложено много файлов, которые можно скачать и использовать для своей работы, чтобы потом вспомнить материал и применить его на практике. Особенно интересна для меня, как для методиста, таблица, в которой описаны технологии работы учителя-дефектолога, сразу видно, что работа ведется осознанно, систнмно, целенаправленно, с оринтацией на результат. Также очень подробно представлена, прокомментирована, проиллюстрированна развивающая среда кабинета учителя-дефектолога. Можно взять на вооружение некоторые разработки и идеи. Очень необычной формой работы считаю "Электронную книгу для родителей". Но сразу же возникают новые идеи, размещать ее на сайте ДОУ и использовать для автоматизации звуков самими родителями с детьми дома. Давать домашнее задание родителям на основе этой книги. Спасибо за идею! И обязательно буду использовать в своей работе календарь сотрудничества с родителями. Я тоже разрабатываю подобные таблицы, но только использую их для работы с педагогами. Мастер-класс очень насыщен материалом и поможет начинающему специалисту систематизировать свою работу, вдохновиться и придумать что-то свое! Спасибо!

26.06.2017   17.04

Скрынникова Инна Николаевна

0

Ксения Андреевна! Огромное Вам спасибо за положительный отзыв о моей работе. Рада, что натолкнула Вас на новые идеи .  Удачи и творческих успехов в Вашей работе.

28.04.2017   18.44

Шаповалова Татьяна Михайловна

0

 Инна Николаевна! Очень понравился ваш мастер-класс! В настоящее время он действительно актуален, востребован! Чувствуется, что вы педагог творческий, методически подкованный и лично заинтересованный проблемами детей с ОВЗ. Это подтверждается предложенными вами методическими разработками. Все продумано, материал представлен в разных направлениях. Особенно понравились содержательные презентации, модифицированные методики, предложенный проект. Все систематично, логично. Используя данные материалы, можно достичь хороших результатов в коррекционной работе с детьми данной категории. Лично я для себя почерпнула много полезного. Большое вам спасибо!

09.05.2017   14.41

Скрынникова Инна Николаевна

0

 Уважаемая Татьяна Михайловна! Вам огромное спасибо за положительный отзыв о моей работе. 

16.04.2017   16.21

Чекалина Лариса Анатольевна

0

 Уважаемая Инна Николаевна! С большим интересом ознакомилась с вашим мастер-классом, с красочными презентациями. Видно, что все ваши занятия проходят в игровой форме, что очень любят наши дети. Понравилась презентация "грамматика в сказках". Для привлечения внимания детей вы используете сказочные персонажи, герои которых участвуют в процессе всей коррекционной работы. Такой вид занятия поднимает настроение, вызывает положительные эмоции, способствует формированию учебной мотивации и побуждает детей к выполнению заданий.

09.05.2017   14.49

Скрынникова Инна Николаевна

0

 Уважаемая Лариса Анатольевна! Не зря Вам понравилась презентация "Грамматика в сказках". Это самая любимая из моих работ. Постоянно думаю, что продолжу работу по "грамматике", но только уже с другими сказками. Не хватает только времени. 

05.07.2017   15.41

0

1

05.07.2017   15.41

0

1

05.07.2017   15.41

0

1

05.07.2017   15.41

0

1

05.07.2017   15.41

0

1

05.07.2017   15.41

0

1

05.07.2017   15.41

0

1

05.07.2017   15.41

0

1

05.07.2017   15.41

0

1

05.07.2017   15.41

0

1

05.07.2017   15.41

0

1

05.07.2017   15.41

0

1

05.07.2017   15.41

0

1

05.07.2017   15.41

0

1

05.07.2017   15.41

0

1)

05.07.2017   15.41

0

05.07.2017   15.41

0

1

05.07.2017   15.41

0

1

05.07.2017   15.41

0

1

05.07.2017   15.41

0

1

05.07.2017   15.41

0

1

05.07.2017   15.41

0

1

05.07.2017   15.41

0

1

05.07.2017   15.41

0

1

05.07.2017   15.41

0

1

12.04.2017   18.54

Мусабекова Сауле Амангельдиевна

0

 Инна Николаевна! Спасибо за интересные материалы! Учитывая  трудности и специфичность  работы с детьми – это действительно хорошо продуманная  и необходимая методика. Как педагог и врач  понимаю  всю сложность работы по обучению детей, имеющих  проблемы со здоровьем различного характера. Представленная Вами методика по обучению детей, имеющих трудности в освоении образовательной программы, с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка детально структурирована, логически продумана. Чувствуется, что в основе вашей работы лежит личная заинтересованность  в  решении данной проблемы.  

13.04.2017   14.18

Скрынникова Инна Николаевна

0

 Уважаемая Сауле Амангельдиевна! Спасибо за Ваш отзыв, на мой мастер-класс. Приятно, когда медики участвуют таких проектах и дают положительную оценку работе специалистов. Действительно, каждая презентация разработанная мною, связана с каким-то событием,  моментом из жизни моих воспитанников, их родителей или знакомых, которые нуждались в коррекции и помощи. "Личная заинтересованность" заключается лишь в том, чтобы оказать помощь - это моя работа! 

12.04.2017   10.13

Осинская Наталья Алексеевна

0

 День добрый.

В сете популяризции ФГОС материал достаточно содержательный и актуальный. Хорошо продумана структура. Подкупает количественное содержание материала (для большого количества занятий), все логически выстроено. Предусмотрен материл для работы как с детьми по разным направлениям, так и с родителями. Все в системе.

13.04.2017   14.31

Скрынникова Инна Николаевна

0

 Уважаемая Наталья Алексеевна! Огромное спасибо за отзыв на мой мастер-класс! Без сотрудничества с родителями очень сложно осуществлять коррекционную работу, поэтому большинство презентаций предназначены для их взаимодействия с детьми, научить их работать вместе.

27.03.2017   18.35

Шевченко Наталья Алексеевна

0

 Тема мастер - класса "Современные образовательные технологии..." очень актуальна на сегодняшний день. чем лично меня и заинтересовала. Материал интересный, разнообразный, чувствуется творческий инновационный подход автора. Применим в работе с детьми с ОВЗ для воспитателей и специалистов, так как имеет практическую основу. Хочется пожелать Инне Николаевне дальнейших творческих успехов и новых идей. Большое спасибо!

13.04.2017   13.44

Скрынникова Инна Николаевна

0

 Уважаемая Наталья Алексеевна! Спасибо за отзыв. Очень рада, что Вам понравился мой мастер-класс. Вам, так же, творческих идей и успехов в образовательной деятельности с детьми!!!




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru