Главная > Мастер-классы педагогов
Мастер-класс педагога: Чекалина Лариса Анатольевна

Современные подходы к слушанию музыки в дошкольном возрасте. На примере пьесы А.Стоянова «Снежинки»


Чекалина Лариса Анатольевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 69 г.Томск

Музыкальный руководитель, 1 квалификационная категория

 


 

     «Дети на ранних ступенях своего развития не должны изучать классические произведения, для того, чтобы они остались в их памяти на всю жизнь. Задача в том, чтобы вообще открыть перед ребёнком мир музыкального искусства, основы музыки, возможности музыкального восприятия».

                                                                                                              Л. Выготский 

Уважаемые коллеги! Мой мастер-класс адресован музыкальным руководителям и воспитателям детских дошкольных учреждений. Цель мастер-класса: повышение профессионального уровня и обмен опыта.

Пояснительная записка 

    Прослушивание музыкальных произведений – важная часть детства.  Именно в дошкольном возрасте мы стараемся заложить фундамент для развития индивидуальных предпочтений и вкусов, которые станут немалой частью личности ребёнка в будущем. Разносторонняя работа над музыкальным восприятием - развитие музыкального вкуса, умение слушать и слышать, эмоционально реагировать на звучащую музыку – всё это влияет, как на личное, так и на социальное развитие детей. В музыкальной педагогике находят своё отражение жизненные процессы и явления окружающего мира, так важные для развития ребёнка. Осенью мы с детьми разбрасываем и собираем разноцветные листочки. Зимой играем со снежками, весной танцуем с цветами, а летом рассматриваем насекомых, превращаясь в жучков, бабочек. Всё, что окружает маленького ребёнка становится объектом пристального внимания педагога на музыкальном занятии. Я хотела бы поделиться опытом работы по развитию музыкального восприятия на примере пьесы А. Стоянова «Снежинки» для детей старшего дошкольного возраста.  Это занятие я разбила на 5 частей.

Методические материалы

Сценарии занятий

 Занятие 1.  Игра со снежинками

Дети свободно сидят на ковре. Звучит пьеса А. Стоянова «Снежинки».  Педагог медленно проходит между ними, осыпая всех снежинками (сделанные из гофрированной бумаги с помощью фигурного дырокола). Важно не спешить, дать детям полюбоваться падающими снежинками, почувствовать их «холодок» на своём теле. Эта активность направлена на формирование и развитие эстетического чувства, на пробуждение эмоциональной отзывчивости на музыку. Предложить детям выбрать себе снежинку, поиграть с ней, положив её на ладонь. Разучить небольшое стихотворение.

Снежинка села на ладошку, посиди не ней немножко,

Посиди, не тай – ой растаяла, как жаль!  Сдунуть снежинку с ладошки.

Проиграть со словами 2-3 раза. На последнюю фразу дуть на снежинку. Затем предложить обменяться снежинками со своим другом, или подуть на снежинку соседа.  Это действие направлено на развитие коммуникативных навыков, умение видеть другого, устанавливать контакт и эмоционально вовлекаться в общение.  А регуляция вдоха и выдоха способствует формированию речевого и певческого дыхания.

Занятие 2.  «Путешествие снежинки». Просмотр видео проекта А. Стоянова «Снежинка».

Маленькая Снежинка сидела на окне. Она появилась на свет совсем недавно, и ей всё было интересно. «Но если всё время сидеть вот так – ничего и не узнаешь! А вокруг так много интересного», - рассуждала Снежинка, и решение пришло само собой: «Я буду путешествовать!». Не успела она подумать, как лёгкий снежный ветерок подхватил её вместе с другими снежинками, и понёс. «Ой, я лечу, лечу!»

Так можно начать рассказ о путешествии маленькой Снежинки.  Что может интересного увидеть снежинка, с кем повстречаться? Развиваем речь, фантазию ребёнка. У педагога должен быть готовый сюжет, наводящие вопросы. Выслушиваются ответы всех детей. Затем дети смотрят фильм, слушают музыкальное сопровождение.

ссылка на ютуб музыкального видео сопровождения пьесы.

youtu.be/K25ip79yn7c

Занятие 3. Игра «Мы – снежинки». Движение.  

Чтобы чувствовать, отзываться на музыку, ребёнок должен научиться находить свой собственный, персональный отклик на звучащую музыку. Ему надо двигаться, чтобы воспринимать.  Именно импровизационное движение помогает превратить слушание в эмоциональное переживание. Педагог предлагает детям превратиться в снежинки, и совершить путешествие в интересный мир.  Поскольку это игра, оговариваются правила. Когда дети слышат в музыке остановку, тоже останавливаются, замирают в любой красивой позе. Звучит пьеса А. Стоянова «Снежинка». Педагог намеренно делает остановку в разных частях пьесы.   Мы готовим слух ребёнка к тому, что паузы в музыке – такая же важная часть общего процесса, как и собственно звучание.

Занятие 4. Игра в оркестре.

Предложить детям озвучить музыкальное произведение. Самостоятельно выбрать инструмент, который способен передать этот образ с наибольшей выразительностью. На выбор предложить - колокольчики, маракасы, бубенцы, шуршащие султанчики, бубны. При повторении пьесы предложить выбрать новый инструмент, сравнить звучание.  Дети выбирают подходящий инструмент, пробуют его звучание, постепенно музицирование оформляется в концертный номер. Можно выбрать дирижёра. У детей создаются предпосылки для формирования творческого мышления – создания поисковой ситуации, выбор альтернативного решения, умение обосновать свою точку зрения.

Вариант игры: дети делятся на 2 группы. Одна – снежинки, другая – оркестр. При повторении дети меняются ролями.

Занятие 5. Слушание музыки А. Стоянова «Снежинки»

Дети сидят на стульчиках или на ковре, слушают уже знакомую им музыку. При этом педагог не ставит перед ними специальных задач. Главная работа происходит внутри ребёнка. Этот процесс актёры называют «внутренним фильмом», чистым эмоциональным откликом на телесно прожитое переживание.  Ожидаемый эффект от этого вида деятельности – получение чистого удовольствия, наслаждения от встречи с музыкой, радость узнавания.

  Скан-копия рецензии

hkar.ru/OJ38

Уважаемые коллеги, если у Вас возникнут вопросы, я постараюсь ответить. Спасибо за внимание. 


16.05.2017   21.35

Побежимова Людмила Геннадьевна

0

 Здравствуйте, Лариса Анатольевна! Ваш профессиональный, творческий подход к работе с дошкольниками прослеживается в каждом занятии. Действительно важно, чтобы ребенок научился находить " свой отклик на звучащую музыку", т.о. он учится сопереживать, радоваться, фантазировать, развиваются творческие способности и коммуникативные навыки. Включение Вами игровых, сюрпризных, эвристических моментов, создает на занятиях положительную эмоциональную атмосферу и, несомненно, влияет на формирование личности ребенка. Спасибо.

09.05.2017   12.45

Чекалина Лариса Анатольевна

0

 Спасибо за положительный отзыв о моей работе.

02.05.2017   14.42

Шаповалова Татьяна Михайловна

1

Уважаемая Лариса Анатольевна! С большим интересом ознакомилась с материалами вашего мастер-класса на тему "Современные подходы к слушанию музыки в дошкольном возрасте. На примере пьесы А.Стоянова "Снежинки". Методы и приемы, которые вы используете на музыкальных занятиях  действительно заслуживают внимания. Ребенка нужно развивать с дошкольного возраста, развивать разносторонне. Развивать музыкальный вкус, умение слушать и слышать, эмоционально реагировать, также работать над формированием коммуникативных навыков. По образованию я психолог, и это мне очень близко. На ваших занятиях эта кропотливая работа отражается. После таких замечательных занятий дошколята получают удовольствие, наслаждение от встречи с музыкой, радость общения, позитивное настроение. Спасибо за мастер-класс!

 




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru